Blueprint
T

Что это за работа, где все со всеми спят?

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

В московском кинотеатре «Художественный» проходит ретроспектива фильмов Федерико Феллини. Один из них, конечно же, «Восемь с половиной» — самая известная картина в жанре «кино о кино». Олег Зинцов вспомнил еще восемь с половиной знаковых фильмов на тему взаимоотношений кино и реальности.

1. «Американская ночь»

(1973, режиссер Франсуа Трюффо)

В название вынесен французский профжаргон: «американская ночь» — это ночная сцена, снятая на натуре днем с помощью контрастного освещения и других трюков (в англоязычных странах в аналогичных случаях используется фраза, которая переводится как «день вместо ночи» и в которой подмена предъявлена открыто). Трюффо выбирает эту двойственность, создавая своего рода канон «кино о кино», в котором реальность и вымысел отражаются друг в друге, создавая комические и драматические ситуации. Сам Трюффо не только ставит фильм, но и играет в нем режиссера, снимающего мелодраму «Знакомьтесь: Памела» о любви героя к падчерице. Но этим смешение кино и жизни не ограничивается — например, помощника режиссера в фильме играет реальный помощник Трюффо на съемках. Сюжет «Памелы» — фильма в фильме — представлен как малоправдоподобная ерунда и с треском проигрывает в мелодраматичности «реальному» кинопроцессу, возмущенно и емко описанному одной из героинь второго плана: «Что это за работа, где все со всеми спят? Где все лгут. Что это такое? Вы находите это нормальным?». Тем не менее именно из этого сора Трюффо создает что-то вроде гимна кинематографу. За что Жан-Люк Годар объявляет его лжецом, после чего бывшие соратники рвут отношения.

«Американская ночь», 1973

2. «Жизнь в забвении»

(1995, режиссер Том ДиЧилло)

Американское малобюджетное инди-кино о съемках малобюджетного инди-кино. Стив Бушеми играет амбициозного молодого режиссера, у которого идет не так буквально все, что только может пойти не так. Денег не хватает, в кадр постоянно лезет микрофон, а удачно сыгранная сцена оказывается не снята, потому что оператор разбавил кофе испорченными сливками и стремительно убежал в туалет. Съемочную группу раздирают страсти. Исполнительница главной женской роли (Кэтрин Кинер) сомневается в своем таланте, тайно влюблена в режиссера, но не может устоять перед натиском приглашенного на главную мужскую роль известного актера (Джеймс Легро), который оказывается самодовольным болваном, постоянно пытается изменить мизансцену так, чтобы оказаться на первом плане, и за глаза называет режиссера неудачником. Угрюмый оператор (Дермот Малруни) переживает разрыв с помощницей режиссера, к тому же у него проблема с глазом, и он вынужден носить черный патч. Картину всеобщего хаоса дополняет мама постановщика, появляющаяся на съемочной площадке в самый неподходящий момент.


«Жизнь в забвении», 1995
«Жизнь в забвении», 1995
«Жизнь в забвении», 1995

На стадии сценария все это выглядело настолько бесперспективно, что в проект Тома ДиЧилло не поверил ни один продюсер, и на фильм пришлось скидываться друзьям. Съемки заняли пять дней, после чего ДиЧилло обнаружил, что на полный метр история не тянет, а для короткометражки слишком длинна. Вероятно, тогда и возникла спасительная идея фильма-матрешки, состоящего из трех частей, каждая из которых — чей-то сон, но просыпаться из него получается не в реальность, а в сон другого персонажа. Закономерно, что кульминация этого сюжета — съемка сцены сна, максимально идиотская: в ней присутствует капризный карлик (Питер Динклейдж, будущая звезда «Игры престолов»), который раздраженно заявляет, что это полная туфта, потому что даже карликам никогда не снятся карлики.


«Жизнь в забвении», 1995

«Жизнь в забвении», 1995

3. «Про уродов и людей»

(1988, Алексей Балабанов)

Стилизованный под немое кино, самый эстетский по «картинке», но при этом один из самых радикальных и болезненных фильмов Алексея Балабанова, режиссера настолько же «народного», насколько внимательного к форме и чуткого в этическом отношении. «Про уродов и людей» — снятая в монохромной гамме история порнографа начала ХХ века (Сергей Маковецкий) и его помощника (Виктор Сухоруков). Они развращают сразу две семьи, одна из которых приняла новорожденных сиамских близнецов. Студия специализируется на садо-мазохистском контенте, и герой Сухорукова видит богатый порнографический потенциал в изображении «уродов». Но уродом предстает в фильме и сам новорожденный кинематограф, в котором Балабанов подсвечивает «темную сторону», опасную и разрушительную силу, которая притягивает и отталкивает одновременно. Блестящие актерские работы Маковецкого и Сухорукова — если хотите увидеть, что такое «сальный мужчина», то вам определенно сюда.

 «Про уродов и людей», 1988
 «Про уродов и людей», 1988

4. «Адаптация»

«Адаптация», 2022

(2002, режиссер Спайк Джонс)

«Кино про кино» в квадрате, сделанное авторами абсурдистской комедии «Быть Джоном Малковичем». Сценарист Чарли Кауфман дает герою-сценаристу собственное имя, а в придачу снабжает братом-близнецом. Обоих играет Николас Кейдж. Чарли Кауфман работает над киноадаптацией книги Сьюзен (Мерил Стрип) о коллекционере болотных орхидей Лароше (Крис Купер) и вязнет в творческом кризисе, разумеется, совершенно комическом. Его гораздо более успешный брат Дональд Кауфман сочиняет типовые триллеры, пользуясь, впрочем, подсказками Чарли. Постепенно Сьюзен увлекается Ларошем настолько, что готова пойти на преступление, а Чарли, в свою очередь, все больше грезит о Сьюзен. Реальность и вымысел не просто смешиваются до неразличимости, но ведут историю к фатальной развилке — искусство в этом сюжете буквально требует жертв. Но Кауфман-автор предусмотрительно подкладывает вместо своего альтер эго выдуманного брата и приносит в жертву не талант, а посредственность.


5. «Внутренняя империя»

(2006, режиссер Дэвид Линч)

«Внутренняя империя», 2006

«Внутренняя империя», 2006

Не только «кино о кино», но и путеводитель по художественному миру Дэвида Линча, суммирующий его главные темы и мотивы и ставящий окончательный знак равенства между фильмом, сном и насилием. Это первый фильм Линча, снятый на цифровую камеру: с неустойчивым фокусом, уплывающим цветом и таким эффектом присутствия, как будто режиссер позволяет зрителям забраться к нему в голову. В голливудский особняк звезды Никки Грейс (Лора Дерн) стучится соседка и, шаря безумным взглядом по гостиной, интересуется ролью, которую Никки еще не получила. Или получила? «Если бы сегодня было завтра», — зловеще говорит соседка, указывая на пустой диван, и завтра отпечатывается в сегодня как кадр на кадре в фотоаппарате с заевшим затвором. Так же наплывают друг на друга Никки-актриса и Никки — героиня фильма, который и сам отпечаток, ремейк забытой польской ленты, не законченной из-за убийства исполнителей главных ролей.

 «Внутренняя империя», 2006
 «Внутренняя империя», 2006

В часто цитируемый афоризм Кокто «кино показывает смерть за работой» Линч вносит существенную поправку: это насильственная смерть. Фильм не фильм, если в нем нет убийства. По крайней мере, в Голливуде. В кульминационной сцене Лора Дерн в гриме бездомной бежит по бульвару Звезд с отверткой в животе и корчится в буром пятне на мостовой между двумя другими нищими. И это эпизод из тех, что входят в историю как примеры «абсолютного кино», феноменального чувства ритма и движения в кадре. Когда камера отъезжает, мотор выключен и мы видим, что это была съемка, актриса продолжает лежать ровно столько, чтобы зритель успел подумать: «на самом деле», и понять бессмысленность этой фразы, и выдохнуть «гениально» за секунду до того, как это скажет Джереми Айронс, играющий режиссера. Кино и смерть, по Линчу, похожи тем, что очевидны и непостижимы. А Голливуд, где необходимо и невозможно умереть, — самое магическое место на земле.


6. «Снято!»

(2011, режиссер Амир Надери)

В переводе смысл названия неизбежно теряется. Потому что cut по-английски — это и «удар», и «монтаж», и «путь» — и все эти значения одинаково важны для иранского режиссера, живущего в США и снявшего фильм в Японии. Главный герой картины — настоящий самурай кино. Утром он навещает могилы великих японских режиссеров Одзу, Мидзогути и Куросавы. Днем бегает с мегафоном по улицам Токио, клеймя индустрию развлечений и требуя свободы киноискусству. Вечерами устраивает киноклуб у себя дома, а ночами пишет сценарий. Это карикатурное, но размеренное существование нарушают якудза, предъявляя герою счет за его проигравшегося брата. Киномана везут в подпольный клуб с боксерской грушей, на которой срывают злость неудачливые игроки — и герой, как истинный самурай, выбирает путь груши.

«Снято!», 2011
«Снято!», 2011

«Снято!», 2011

Весь фильм его монотонно бьют в туалете — и платят за это деньги. Перед каждым ударом он бормочет, как заклинание, название одного из любимых фильмов, фамилию режиссера и год производства. В конце дня киноман приносит выручку боссу, а дома исцеляется благодаря волшебной силе киноискусства — буквально припадая измочаленным телом к экрану. Картина снята с такой нейтральной и отстраненной интонацией, что очень трудно сказать, анекдот это, манифест или разом и то и другое. Но когда герой объявляет, что готов выдержать сто ударов подряд, вспоминая сто лучших фильмов всех времен и народов, у зрителя тоже начинают чесаться кулаки. Кажется, киномана мутузит уже не бескультурная массовка, а возмущенные эстеты: а ну-ка дайте-ка вломить за Куросаву! Где, черт возьми, Вонг Карвай? Нет, держите меня семеро, на первом месте опять «Гражданин Кейн»!


«Снято!», 2011

7. «Корпорация «Святые моторы»

«Корпорация «Святые моторы», 2012

(2012, режиссер Леос Каракс)

Возможно, самое парадоксальное и самое печальное «кино о кино». Holy Motors (как называется фильм в оригинале) — прощание с кинематографом, в котором актеры играли роли, а зрители смотрели из темноты на придуманную жизнь, похожую на настоящую. Прощание с великой иллюзией. Фильм начинается сновидческой увертюрой, в которой сам Леос Каракс встает ночью с постели, надевает темные очки и открывает тайную дверь в кинозал, где зрители сидят с закрытыми глазами. «А что если зрителей больше нет?» — спрашивает в середине фильма Дени Лаван, извечное альтер эго Каракса, играющий здесь все мужские роли. Его герой месье Оскар перемещается по Парижу в лимузине, салон которого превращен в гримерку. В лимузинах Караксу видится что-то глубоко ностальгическое — это железные динозавры 1980-х, времен его молодости и расцвета французской «новой новой волны», когда были сняты «Дурная кровь» и «37,2 по утрам», а кино, как казалось, пульсировало настоящей жизнью.


В новом веке все иначе — на одном из своих актерских заданий месье Оскар обвешивается датчиками движения и выполняет сложные трюки в павильоне для съемок сцен с компьютерной графикой, а на экране мы видим анимированное чудовище. Да и что случилось с реальностью, не вполне понятно. В других лимузинах, снующих по Парижу, скорее всего, едут другие актеры. Иногда случаются ДТП, и тогда персонажи выходят из автомобилей, а также из ролей — но лишь для того, чтобы перейти в другие роли.


За последние сто лет искусство детально и разнообразно обсудило отношения игры и реальности, но для Каракса это слишком личный вопрос. В Holy Motors беснуются, хохочут и плачут фильмы, не снятые им за тринадцать лет, прошедших после провала «Полы X» — картины, в которой он снял свою последнюю любовь и музу Катю Голубеву. Она умерла в 2011 году, и в карнавальной вакханалии Holy Motors Каракс поверяет романтической иронией чудовищно человеческую тоску утраты. Эта гротескная, фантасмагорическая и грандиозная метафора актерства заканчивается лаконичным, написанным по-русски с ошибкой в синтаксисе, посвящением: «Катя, — тебе».


8. «Да здравствует Цезарь!»

(2016, Этан и Джоэл Коэны)

«Да здравствует Цезарь!», 2016

«Да здравствует Цезарь!», 2016

Братья Коэн любят играть в золотой век Голливуда — времена студийной системы, когда сотрудники киноиндустрии, включая актеров и режиссеров, были связаны многолетними контрактами с одной студией. Герой фильма «Да здравствует Цезарь!», которого изображает Джош Бролин, находится в самой сердцевине этой конструкции. Это легендарный голливудский «фиксер» Эдди Мэнникс: в реальности он работал на MGM, а у Коэнов разруливает проблемы Capitol Pictures. Одна из них состоит в том, что во время съемок пеплума о римском полководце, уверовавшем во Христа, прямо с площадки похищают главную звезду фильма в исполнении Джорджа Клуни. Но, разумеется, есть и другие заботы — например, простой натурных съемок картины о засухе из-за проливных дождей.


«Да здравствует Цезарь!», 2016

Практически любой мотив и эпизод разыгрываются в «Цезаре» дважды: в «фильме» героя Клуни обращают в христианство, в «реальности» — в коммунизм (его похитители — знаменитая «голливудская десятка» сценаристов, отлученных от профессии за левизну). Дублей обычно два. Репортерш, копающихся в грязном голливудском белье, тоже двое. А герой Джоша Бролина регулярно дает отчеты в две вышестоящие инстанции (это исповедник и владелец студии), но в итоге главный по всему все равно он. Выслушав консультантов от четырех конфессий (католика, православного, протестанта и иудея), он делает вывод, что любая система веры относительна. И только его вера в кино абсолютна. В рабочем материале картины «Да здравствует Цезарь!» есть титр-заглушка «Божественное явление пока не снято». Хотя его-то Коэны и снимают. Ну кто еще может одной фразой превратить засуху в дождь («Заменим название фильма»)?

«Да здравствует Цезарь!», 2016

8 ½. «Тоби Даммит»

(1968, Федерико Феллини)

«Тоби Даммит», 1968

«Половина» к восьми фильмам «про кино» — новелла Федерико Феллини из хоррор-альманаха «Три шага в бреду», в работе над которым также приняли участие Луи Маль и Роже Вадим. Феллини выбрал историю об избалованном английском актере-алкоголике (Терренс Стэмп), который приезжает в Рим для участия в нелепой промокампании и находит там свою смерть. Смерть выглядит как маленькая девочка, играющая с шаром. И более впечатляющего и жуткого образа смерти мировой кинематограф, кажется, не нашел до сих пор.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}