Blueprint
T

Стиль в фильме
Do Revenge
(«Отомсти за меня»)

«Отомсти за меня» с Майей Хоук и Камилой Мендес в главных ролях — хит Netflix и энциклопедия жизни современных подростков, которая имеет все шансы пополнить коллекцию культовых (и самых модных) фильмов о школьниках. Герои черной комедии слушают Оливию Родриго и Билли Айлиш, повторяют легендарные сцены из «10 причин моей ненависти», «Дрянных девчонок» и «Жестоких игр», миксуют винтаж с массмаркетом и показывают, как выжить в мире новой этики и культуры отмены.


«Я выросла на старых подростковых фильмах — будет обидно, если в первый день в новой школе мне не расскажут, кто есть кто», — шутит старшеклассница Элеонор в исполнении Майи Хоук, решившая провести последний год перед поступлением в колледж в элитной частной школе Роузхилл в Майами. Эта сцена — оммаж хрестоматийному гиду по выживанию в мире «Дрянных девчонок». Школьную кастовую систему из культового high school movie начала нулевых подогнали под поколение зумеров и пропустили через сито новой этики — в отличие от средней школы Норт-Шор, в Роузхилле нет ни «китаезных клеваков», ни «сентиментальных обжор», ни «голодающих селедок». Зато водятся помешанные на астрологии «ведьмы инстаграма», «отряд Греты Тунберг» (члены которого в свободное от экологических акций время цедят газировку через пластиковые соломинки) и «детки с фермы», незаконно выращивающие на территории школы марихуану. Одну из «деток с фермы» — Кариссу — в гиде по Роузхиллу припечатывают одной фразой: «Когда ей не удалось сделать школу веганской, она в знак протеста оставила в столовой переполненную менструальную чашу». В нетфликсовской черной комедии есть, конечно, и свои «Баунти» — их называют «королевским двором Роузхилла». Главная героиня фильма Дреа (Камила Мендес) возглавляет самую привилегированную школьную касту до тех пор, пока в сеть не сливают ее секс-видео. Но обо всем по порядку.

«Дряные девчонки»

Режиссер «Отомсти за меня», 34-летняя Дженнифер Кейтин Робинсон, тоже выросла на старых подростковых фильмах. В числе ее любимых — «Королевы убийства», «Жестокие игры» и «10 причин моей ненависти» (все родом из 1999-го). «Когда я решила подступиться к жанру high school movie, мы с продюсером Питером Кроном стали обсуждать, как это лучше сделать, — вспоминает Дженнифер Кейтин Робинсон. — В какой-то момент мы подумали: а что если взять хичкоковский сюжет про убийство крест-накрест и перенести его в старшую школу?» Так жутковатый нуар Альфреда Хичкока «Незнакомцы в поезде», вышедший на экраны в 1951 году, стал источником вдохновения для сочной черной комедии о подростках. В проекте Netflix, к счастью, ни о каком убийстве речи не идет: с подачи Дженнифер Кейтин Робинсон и сценаристки Селесты Баллард сказанная хичкоковским героем фраза «Я убью для тебя, а ты убьешь для меня» превратилась в «Я отомщу за тебя, а ты отомстишь за меня». Дреа (Камила Мендес) хочет проучить бывшего бойфренда, который сначала уломал ее записать секс-видео, а потом слил его в интернет. Элеонор (Майя Хоук) намерена отомстить бывшей возлюбленной за аутинг. План мести, родившийся во время откровений в школьном туалете, на первый взгляд кажется безупречным: Дреа разбирается с обидчицей Элеонор, а Элеонор — с бывшим Дреи. Про дружбу девушек никто и не догадывается — они общаются только с глазу на глаз.


«10 причин моей ненависти»

«Незнакомцы в поезде»

«Незнакомцы в поезде» Хичкока стали отправной точкой, но свой фильм Дженнифер Кейтин Робинсон и Селеста Баллард наполнили отсылками к лучшим образцам совсем другого жанра. Главные источники вдохновения — подростковые драмы «Смертельное влечение» (1988) с Вайноной Райдер, «Бестолковые» (1995) с Алисией Сильверстоун, «Выскочка» (1999) с Риз Уизерспун. Образ бунтаря-художника Расса (Риш Шах) во многом списан с героя Хита Леджера из «10 причин моей ненависти» (в этом фильме, кстати, тоже есть экскурсия по школьным кастам). Сцена с преображением Элеонор — кивок в сторону «Королев убийства», любимого фильма художницы по костюмам Аланы Морсхэд. «Жестоким играм» с Риз Уизерспун, Сарой Мишель Геллар и Сельмой Блэр в «Отомсти за меня» отведена отдельная роль. Не случайно Геллар отдали роль директрисы. Она — единственный важный для сюжета представитель старшего поколения в фильме (родители не появляются вообще, а учителя произносят по паре дежурных реплик). «Я мечтала о том, чтобы Сара исполнила эту роль, и даже не рассчитывала, что она согласится — мы отправили ей сценарий просто на всякий случай. Когда Сара приняла предложение, я поняла, что фильм может выстрелить», — рассказывает Дженнифер Кейтин Робинсон, которая буквально переписывала роль под актрису: «Я думала: а что если бы Кэтрин из „Жестоких игр“ стала директором школы? Какой совет она бы дала Дрее?» В «Отомсти за меня» есть еще несколько пасхалок: Габи, девушка Элеонор, появляется в кадре с романом Шодерло де Лакло «Опасные связи», на котором частично основаны «Жестокие игры».



«Бестолковые»

«Выскочка»

«Смертельное влечение»

Ну а теперь к костюмам. Стиль в фильме — заслуга Аланы Морсхэд. Агент художницы по костюмам протянул ей сценарий «Отомсти за меня» со словами: «Это по твоей части, ты такое оценишь». И оказался прав: 39-летняя Алана Морсхэд (как вы уже догадались, тоже воспитанная на старых подростковых комедиях) сразу согласилась вписаться в команду нетфликсовского проекта. Алана одевала Кристен Стюарт в фэнтези «Равные», Тимоти Шалаше в драме «Один и два», Сэма Эллиота в вестерне «Герой», Юэна Макгрегора и Лею Сейду в мелодраме «Зои». Но фильмов про школьников в ее портфолио не было — разве что криминальная драма «Тропа» про хмурую жизнь подростков из Лос-Анджелеса. «Я хотела сделать что-то похожее на фильмы, которые я люблю, но не считаю сильно актуальными, — „Роми и Мишель на встрече выпускников“, „Королевы убийства“, „Бестолковые“, — вспоминает Алана Морсхэд. — Я хотела взять что-то из этой эпохи, но связать ее с настоящим, чтобы через 20 лет мои костюмы все еще выглядели актуально. Наряды героев находятся на грани кэмпа. Они кажутся несколько преувеличенными, но все еще реалистичными».


Художница по костюмам настояла на том, чтобы ученики Роузхилла носили школьную форму. Лавандовые кейпы, береты, гольфы и юбки в клетку — очередной корейский вклад в мировую поп-культуру. «Мне нравится, что ученики корейских школ даже в форме выглядят очень опрятно и модно: с завязанными галстуками, аккуратными гольфами, серьгами и головными уборами в тон», — объясняет Алана.


Ну и какой же подростковый фильм без преображения — на 30-й минуте героиня Майи Хоук меняет песочные карго, бейсболки и футболки с Beastie Boys на мини-юбки, блестящие бомберы, усыпанные пайетками платья и яркие комбинезоны. «Для Дреи и Элеонор я подобрала разные цветовые палитры, — говорит Алана Морсхэд. — В гардеробе Дреи больше холодных тонов, синего и пурпурного. А Элеонор, чтобы сменить имидж, переодевается в оранжевый и желтый. Так в молодости одевалась актриса Голди Хоун („Смерть ей к лицу“, „Клуб первых жен“. — Прим. The Blueprint). У Элеонор много вещей ярких цветов и с принтами. Мне не хотелось, чтобы Дрея переодела подругу по своему образу и подобию».


Кстати, о цветах. Палитра фильма здорово перекликается с обложкой альбома Тейлор Свифт Lover. И едва ли случайно, ведь эта отсылка в фильме не единственная и даже не самая очевидная. «The old Eleonor can’t come to the phone right now. Why? Oh, because she is dead», — говорит Элеонор сразу после преображения, переиначив знаменитую строчку из трека Look What You Made Me Do, которую знают наизусть и подростки и их старшие сестры. 


Многие наряды Дреи художница по костюмам создавала с нуля — как, например, узкий комплект в розовую гусиную лапку, в котором Камиле Мендес было тяжеловато передвигаться. Образ Дреи — сборная солянка из нарядов супермоделей Наоми Кэмпбелл, Клаудии Шиффер, Иман и Кристи Тарлингтон. А ее платье на вечеринке — вольная копия голубого Versace, в котором появлялась Карла Бруни в 1995-м. Бретельки на платье Дреи сделаны из двух одинаковых золотых ремней по $1,50. Большую часть других нарядов для фильма Алана Морсхэд откопала на eBay и сайтах независимых американских брендов, созданных женщинами — I Am Gia, The Mighty Company, La Veste. 


Самый модный герой комедии — золотой мальчик, экс-бойфренд Дреи и президент выпускного класса по имени Макс. Его играет Остин Абрамс, которого многие помнят по роли угловатого, неуверенного в себе бойфренда Кэт из «Эйфории». В «Отомсти за меня» ему отведена роль белого цисгендерного мерзавца, которому сходит с рук все, что для женских персонажей становится полным крушением репутации. Правда, одет он революционно для этого консервативного амплуа.


Морсхэд прямо говорит, что главным источником вдохновения для образа Макса послужили наряды Гарри Стайлса. «Мне хотелось переосмыслить архетип „самого крутого парня в школе“ из старых подростковых фильмов и показать, каким он может быть в 2022 году, — объясняет Алана Морсхэд. — Макс носит жемчужные ожерелья, пирсинг и свободные рубашки».


Зарубежные издания от Variety до W Magazine советуют присмотреться к гардеробу героев «Отомсти за меня» при подготовке к Хеллоуину 2022. Строить планы на конец месяца в наше время кажется непозволительной роскошью. Но если что, я, чур, косплею Элеонор. 

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}