АнтиFrieze
ФОТО:
АНАСТАСИЯ ЛАНДЕР, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
В Лондоне завершилась знаменитая ярмарка Frieze, дав старт осеннему сезону международного арт-календаря и подарив Анастасии Ландер надежду на то, что несмотря на, а то и благодаря кризису из ярмарки тщеславия она вновь станет событием, на котором открывают новые имена и задают тренды.
Ярмарка тщеславия
Куратор Франческо Бонами трехметровой высоты и абсолютно красного цвета стоит ко мне спиной на белом пьедестале, уткнувшись в мобильный телефон. Красный Бонами в сером костюме — это гигантская свеча работы художника Урса Фишера, его установил перед своим стендом на ярмарке Frieze London знаменитый галерист Ларри Гагосян. В витрину галереи на Дэвис-стрит, одной из трех своих лондонских локаций, Гагосян одновременно с Frieze посадил восковую Дашу Жукову; Жукова медленно горит и плавится на белый пол, через месяц от нее останутся только потеки цветного воска.
На дворе 2018 год, я только что поступила в институт Sotheby’s и впервые в жизни захожу в основное пространство ярмарки Frieze. Сказать, что я испытываю восторг при виде красного Бонами, — не сказать ничего, вот он, магический мир современного искусства, и вот я в нем, ура, I have arrived.
Та же самая я лишь год спустя будет кривить губку со словами: «Frieze London совершенно невыносима, я зайду на час буквально и сразу уйду на Masters, как надоела эта ярмарка тщеславия!»
Та же самая я на прошлой неделе зашла на Frieze London и не хотела уходить — ярмарку современного искусства великого журнала Frieze впервые за многие годы просто не узнать. Что же произошло?
Jannis Varelas, Aunty's Living Room, 2023
Мастера и могулы
Начнем, впрочем, с того, как все начиналось. Созданная в 2003 году Амандой Шарп и Мэтью Слотовером, основателями журнала Frieze, одноименная ярмарка должна была демонстрировать самое передовое и актуальное современное искусство. Первый смотр прошел в лондонском Риджентс-парке, где около 150 галерей показывали молодых художников и участвовали в программе спецпроектов и бесед с ведущими фигурами арт-мира. Акцент на открытии новых талантов быстро сделал Frieze обязательным событием для коллекционеров, арт-профессионалов и любителей искусства.
Frida Orupabo,
On My Hands and Knees, 2024
Eva Gold, Open Til Late, 2024
Последние 20 лет лондонская ярмарка запускает осенний сезон международного арт-календаря. Смотр занимает два огромных павильона в неизменном Риджентс-парке. Тщеславная Frieze London сосредоточена на современном искусстве, сюда в VIP-день приходят продемонстрировать самые безумные и продуманные наряды с непременным арт-уклоном и посмотреть на селебов. Например, в этом году я пришла на Frieze только в четверг, а приди в среду — увидела бы Бенедикта Камбербэтча, Дэвида Бекхэма с супругой, FKA Twigs и принцессу Евгению (последняя, впрочем, не сюрприз — дочь опального принца Эндрю служит в галерее Hauser & Wirth, можно и в обычный день зайти поглазеть, если вы любите этот жанр).
Caroline Walker
Спокойный и выдержанный павильон Frieze Masters показывает арт от Античности до теперь уже наших дней, главное, чтобы у художника были задатки истинного «мастера»; тут интереснее всего подслушивать разговоры на стендах — седовласые господа и их спутницы в Loro Piana и Turnbull & Asser вполголоса торгуются за Рубенсов, Моне и египетские статуэтки. А пятнадцать минут пешей прогулки по парку можно провести за созерцанием выборки Frieze Sculpture, в этом году за нее отвечала кураторка Фатош Устек.
Несмотря на ледяные октябрьские дожди, Frieze оживляет город и становится катализатором сателлитных ярмарок (в город приходят посвященная дизайну парижская PAD и великая ярмарка искусства Африки «1-54»), обновления экспозиции в Турбинном зале галереи Tate Modern, торгов совриска у Christie’s, Sotheby’s и Phillips. Параллельно без устали идут модные вечеринки, музейные завтраки в 8 утра, частные ужины для коллекционеров и коктейли «для своих» в домах у лидеров мнений. Автор этих строк до сих пор не может отойти от вечеринки у одного арт-могула, где, как в лучшие дни жирного люкса, рекой лился Ruinart Blanc de Blanc, стену гостиной занимал мурал авторства Gilbert & George, а со скромной террасы, уставленной свечами Diptyque Pomander, открылся вид на Баркли-сквер и тент пресловутой PAD. При этом Frieze, справедливо опасаясь конкурентов Art Basel, неустанно ширится и захватывает новые рынки: ярмарка проходит в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке (The Armory Show), Сеуле и Чикаго (EXPO Chicago). этот жанр).
Пессимизм и окна возможностей
В этом году ярмарка показала более 160 галерей на Frieze London и более 130 на Frieze Masters. Тем не менее 2024 год пока идет сложно, результаты аукционных торгов летят в тартарары, и рынок демонстрирует пессимизм: по словам Мелани Герлис, колумнистки Financial Times, в 2023 году объем мирового арт-рынка упал на 4%; это подтверждает и отчет Art Basel/UBS. «Фризу» в спину также дышит возрожденная Art Basel Paris, которая открывается в парижском Гран-Пале на этой неделе, 16 октября. Но важно помнить, что отчеты оперируют только данными аукционных продаж, соответственно, отражают настроение вторичного рынка. Первичный рынок нам не виден, но мы можем судить о нем по косвенным признакам. А они внушают оптимизм: открываются новые галереи, у ряда игроков выставки продаются подчистую по pdf, еще до открытия стенда. В общем, Лондон в целом остается лидером, по предварительному прогнозу того же Art Basel/UBS: это третий по величине мировой арт-рынок после Штатов и Китая, с 17% международных продаж, что больше, чем вся прочая Европа совокупно.
Посмотрев на все эти дела, команда ярмарки во главе с кураторкой Евой Лангре приняла классное решение, пересмотрела план основного шатра Frieze London и перестроила его при помощи архбюро A Studio Between. На площадке добавилось окон, стало ощутимо больше воздуха. Нас уже не встречает на входе инстаграмоемкий диснейленд мегагалерей наподобие свечного Бонами. Конгломерат предсказуемых динозавров рынка убрали вглубь шатра, поближе к вип-лаунджам, клиенты blue-chip-игроков David Zwirner, Gagosian, Pace, Taddaeus Ropac, Sadie Coles HQ и White Cube всегда до них дойдут. А вот молодежь надо поддерживать, поэтому на входе обосновалась плеяда не столь забронзовевших галерей и великолепный проект Artist to Artist, дебютировавший в 2023 году. В нем известные художники приглашают молодых творцов к участию в ярмарке, и мы словно заходим за кулисы арт-процесса, наблюдая за тем, что вдохновляет больших и малых, кто с кем дружит, кто кого поддерживает на протяжении многих лет. В этом году выбор был такой:
Гленн Лайгон — Аппау мл. Бокай-Ядом
Зинеб Седира — Массинисса Сельмани
Йинка Шонибаре — Ненги Омуку
Любайна Химид — Магда Ставарска
Рашид Джонсон — Роб Дэвис
Хервин Андерсон — Питер Ука
Моя любимая секция Focus, с которой я обычно всегда начинала проход по Frieze London, чтобы не утомиться от мастодонтов и тщеславной толпы, теперь по достоинству расположилась ближе ко входу: при поддержке марки Stone Island 34 небольшие галереи показывают передний край художественной мысли. Представленные художники затрагивают наболевшее: квир-проблематику (Нильс Аликс-Табелинг, Сендз Мюррей-Вассинк), вынужденную миграцию людей и перемещение материалов (Хамедин Кейн, коллектив CFGNY), конфликт внешнего и внутреннего, кажущегося и истинного (Ева Голд, Ханна Морган).
Самые отсталые слои населения облачились в джинсы, и под названием Smoke на Frieze появилась секция керамики — давно пора! Венецианская биеннале еще не отзвучала, и все еще помнят магистральную тему арт-года — Stranieri Ovunque / Foreigners Everywhere и ее антиколониальный аспект, поэтому Smoke под руководством Пабло Хосе Рамиреса (куратор Музея Хаммера, Лос-Анджелес) представляет керамику как мастерство коренных народов мира, древнее искусство, незаслуженно записанное в только лишь декоративно-прикладную статью.
Секция Focus
Lucía Pizzani, Flora Totems, 2023
Гарри Поттер и саркофаг
Что же Frieze Masters? Там, как всегда, глушит шаги мягкий ковролин, стенды выкрашены в бордо и темно-синий, David Aaron продает саркофаг древнеегипетской принцессы, а Charles Ede показывает никогда не надоедающий фокус кросс-кураторства, соединяя древнеегипетскую женскую головку и фотопрофиль авторства Ман Рэя. Библиофилы Daniel Crouch Rare Books выстроили библиотеку с первыми изданиями захватывающих приключенческих книг и приложил к ним подробные карты местности: тут и весь Толкин, и «Охота на Снарка», и Жюль Верн, и «Алиса в Стране чудес» с глобусом, собственно, Страны чудес, и, естественно, полный «Гарри Поттер». Frieze всегда дает приз лучшему стенду в тенте London, но комната библионаходок Крауча в этом году явно завоевала приз зрительских симпатий: в нее было не войти, а инстаграм дилера взрывается от похвал.
Frieze Masters
В конечном итоге успешность ярмарки не измеряется пиар-шумихой, ее мерило — твердая валюта и объем продаж. По данным издания ArtLyst, Hauser & Wirth задали тон в первый день, продав картину Аршила Горки The Opaque (1947) за $8,5 миллиона и работу Эдуарда Мане Pelouse du champ de courses à Longchamp (1865) за €4,5 миллиона. Pace отметилась продажей работы Дэвида Хокни Rain on the Pond (2021), а также угольного рисунка Роберта Лонго за $600 тысяч и скульптуры Алиции Кваде за $500 тысяч. Gagosian продали все скульптуры Кэрол Бове в первые часы работы ярмарки, а David Zwirner — картину Лизы Юскавидж за $2,2 миллиона и две работы Яёи Кусамы за $720 тысяч и $670 тысяч, но Цвернер куксился в первый день, говоря The Art Newspaper, что продал маловато и «мне нужно больше». Мои любимцы Stephen Friedman распродали полностью стенд работ Кэролайн Уокер и Клэр Вудс, цены которых варьировались от £35 тысяч до £175 тысяч — судя по всему, Уокер теперь мне светит только в мечтах.
Дэвид Хокни Rain on the Pond (2021)
Как ярмарка сказалась на молодых галеристах? Лондонская галерея Ginny on Frederick распродала все живописно-бисерные панели Шарлотты Эдей к полудню в день открытия, с ценами от £10 тысяч до £13 тысяч. Галерея Brunette Coleman, дебютировавшая на ярмарке после открытия в Лондоне в 2023 году, продала работы фотографа Нэта Фолкнера сразу в Музей Виктории и Альберта. В секции Smoke галерея Hatch полностью распродала настенные работы и скульптуры Айлы Таварес.
Шарлотта Эдей
«Лежачая фигура» Генри Мур
Продано за £1,4 миллиона
Старые мастера тоже не подкачали: великий дилер Джонни ван Хефтен похвастался чуть ли не лучшим выставочным годом, продав работу Питера Брейгеля-мл. «Зевающий мужчина». ArtAncient продала римскую мраморную голову Аполлона за £300 тысяч, кельтское серебряное ожерелье-торк за £95 тысяч и срез упавшего в Магадане метеорита Сеймчан за £35 тысяч. Галерея Osborne Samuel продала бронзу Генри Мура из серии «Лежачая фигура» за £1,4 миллиона в важную частную коллекцию, а Bastian сбыла Роберта Раушенберга за €1,3 миллиона. Спецы по средневековью Sam Fogg сообщили о продаже солидной фламандской резьбы по дереву «Христос на кресте», датируемой началом 1500-х годов. Archeus / Post-Modern продала работу Яёи Кусамы Infinity Nets (2005) за £1,25 миллиона и другую ее работу, Look at the Gathering of Women in Love (2009), за $1,4 миллиона.
Тем не менее галеристы скупились на похвалы 2024 году, говоря, что продажи, слава богу, есть, но нонеча не то, что давеча, рецессия на рынке ощущается в полной мере. Саркофаг, в частности, вроде бы так никто и не купил.