Выходи из комнаты
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
По традиции в начале недели планируем, чем будем пытаться отвлечь себя от рабочих задач и мировых новостей — панчами и рифмами Юрия Красавина, футлярными соображениями Регины Рзаевой и каннскими кинопремьерами.
Выставки
1
Николай Рерих — буквальное олицетворение понятия «гражданин мира»: за свою жизнь художник успел пожить в России, Индии, Америке, Швейцарии, Великобритании, Финляндии, Франции, Италии и Германии. А еще на его счету Центрально-Азиатская и Маньчжурская экспедиции, основание Института гималайских исследований и создание Пакта о защите культурных ценностей. В общем — довольно богатый мультикультурный опыт, который он с большим энтузиазмом переносил на холсты — его наследие состоит примерно из 7000 картин, сотня из которых и будет представлена в новом масштабном проекте Третьяковки, приуроченном к 150-летию художника. К слову, идти на выставку советуем не только из-за фирменных горных пейзажей Рериха, но и чтобы увидеть новое и теперь самое крупное произведение в собрании галереи — оригинальный задник художника к спектаклю «Половецкие пляски», премьера которого прошла в Париже в рамках первого сезона «Русских балетов» Дягилева.
что:
«Николай Рерих»
где:
Третьяковская
галерея
когда:
10 октября —
10 марта
С.Н. Рерих. Портрет отца, 1938
2
что:
«Борис Орлов и Сергей Шеховцов. Парсуны нон грата»
где:
Stella Art Foundation
когда:
5 октября — 31 января
Дебютный выставочный проект для нового пространства фонда в башне Mercury: выставка друзей-художников под кураторством Бориса Маннера. «Парсуна» в названии — это не только смесь латинской persona non grata и названия старорусского жанра парадного портрета, в котором изображали людей (читайте царей) «на пути к святому подвигу». Это еще и отсылка к одному из ключевых проектов выставки — серии «Парсуны» Бориса Орлова, в которой он иронично фокусируется не на лицах, а на нагрудных «подвигах» — выдуманных художником орденах. Сергея Шеховцова же детали современного имперского проекта не интересуют, он увлечен как раз его тотальностью.
Кино
1
что:
«Клетка ищет птицу»
Полнометражный дебют режиссерки Малики Мусаевой — ученицы мастерской Александра Сокурова и участницы The Blueprint 100 этого года. Премьера фильма прошла в рамках программы 73-го Берлинале — в истории кинофестиваля он стал первым на чеченском языке. Тепло принятая критиками картина состоит из переплетающихся историй старшеклассниц и подруг Яхе и Мадины из маленькой чеченской деревни. Только одна из них мечтает о замужестве, а другая — от брака сбежать.
где:
В кинотеатрах страны
когда:
С 12 октября
что:
2
«Каро.АРТ»
Автор:
Кинотеатр «Октябрь»
Ман Рэй + Джим Джармуш: Возвращение к разуму, 2023
когда:
10–15 октября
Главный и очень насыщенный киносмотр этой недели. В расписании второго фестиваля «Каро.АРТ» — каннские премьеры этого года, такие как «Анатомия падения» Жюстин Трие, «Ман Рэй + Джим Джармуш: Возвращение к разуму» Ман Рэя и «Долина Авраама» Мануэла ди Оливейры. Рядом — новое кино Италии: «Скарлет» Пьетро Марчелло и «Дыра» Микеланджело Фраммартино. Ну а сдобрено это все бессмертной классикой — социально-острым «Мужским-женским» Жан-Люка Годара и роуд-муви Вима Вендерса «Париж, Техас». В общем, выбор, как говорится, на вкус и цвет.
Анатомия падения, 2023
Долина Авраама, 1993
Театр
1
что:
«Пикассо. Дягилев. Балеты»
где:
Московская консерватория
когда:
9 октября
Событие, на которое горячо советуем успеть, несмотря на short notice и погоду за окном. Сегодня в Большом зале Московской консерватории ансамбль солистов «Студии новой музыки» под руководством дирижера Игоря Дронова будет давать «Парад» Эрика Сати, «Треуголку» Мануэля де Фальи и «Голубой экспресс» Дариуса Мийо — музыку к трем одноактным балетам, созданным в рамках дягилевских «Русских сезонов» (за сценографию отвечал Пабло Пикассо). Тот же «Парад», написанный по сценарию Жана Кокто, в свое время наделал шума: использование в его партитуре воя сирены, стука пишущей машинки и рева двигателей, с одной стороны, вызвало скандал, а с другой — стало основой развития новых течений в мировой музыке.
Музыка
что:
1
«Панчи и рифмы. Авторский вечер Юрия Красавина»
где:
ГЭС-2
когда:
12 октября
Проект кураторов Дмитрия Ренанского и Богдана Королька в честь 70-летнего юбилея Юрия Красавина — легендарного ленинградского композитора, ученика Александра Мнацаканяна, товарища Леонида Десятникова и Анатолия Королева, знатного выдумщика и, по словам Королька, «любителя внезапных ударов под дых». Среди самых известных его ударов — «Посвящение Кейджу», которое по случаю 70-летия композитора должно было исполняться в семи городах в день и час его рождения.