Blueprint
T

EI: что это и как использовать его в работе?

Все говорят про эмоциональный интеллект, а вы так до конца и не понимаете, что это такое? Мы не только разобрались в вопросе, но и попросили спикеров фестиваля креативных индустрий G8 — креативных директоров и основателей творческих бизнесов — рассказать, почему сегодня так важно развивать EI и как его применять на практике.

Сам термин «эмоциональный интеллект» возник чуть больше четверти века назад благодаря писателю и научному журналисту Дэниэлу Гоулману. Его книга Emotional Intelligence стала отправной точкой для современных исследований о том, как работа над своими эмоциями и способность предугадывать эмоции других людей помогает в жизни и работе. Попробуем вместе разобраться, в том, что такое EI (так, по аналогии с IQ, принято сокращать термин «эмоциональный интеллект»).

 i

{"points":[{"id":10,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":0,"y":247,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":11,"properties":{"duration":247,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

e

{"points":[{"id":10,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":0,"y":247,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":11,"properties":{"duration":247,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Прежде всего это управление эмоциями, умение понимать, чего ты хочешь, развитие эмпатии и контроль за своей реакцией на возникающие ситуации», — объясняет Юлия Ардабьевская, соосновательница архитектурного бюро Saga. Александр Ус, сооснователь и креативный директор компании Sila Sveta, считает, что речь идет об «умении чувствовать людей, взаимодействовать с ними и принимать правильные решения, отбросив ненужные эмоции». Митя Осадчук, креативный директор Mail.ru, формулирует кратко: «Треугольник из умения различать свои эмоции, управлять ими и понимать эмоции другого человека». А Наташа Климчук, соосновательница школы Bang Bang Education и иллюстраторского агентства Bang! Bang!, резюмирует чуть более развернуто: «Способность к самосознанию, анализу и управлению собственными чувствами, эмпатия по отношению к эмоциональным состояниям других людей, знание культурных кодов, умение расшифровывать социальные сигналы». С теорией разобрались? Пора выяснить, как прокачать свой EI и использовать его в работе.

q

{"points":[{"id":10,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":0,"y":241,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":11,"properties":{"duration":241,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

i

{"points":[{"id":10,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":0,"y":241,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":11,"properties":{"duration":241,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

i

{"points":[{"id":10,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":0,"y":241,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":11,"properties":{"duration":241,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":13,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":15,"properties":{"x":-52,"y":825,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.68,"scaleY":0.68,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":16,"properties":{"x":-260,"y":2021,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.68,"scaleY":0.68,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":18,"properties":{"x":-70,"y":2879,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":20,"properties":{"x":-288,"y":3701,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.68,"scaleY":0.68,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":22,"properties":{"x":-5,"y":4091,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.68,"scaleY":0.68,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":14,"properties":{"duration":825,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":17,"properties":{"duration":1196,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":19,"properties":{"duration":858,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":21,"properties":{"duration":822,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":23,"properties":{"duration":390,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-67}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":48}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":81,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

1

В первую очередь — учитесь лучше понимать себя

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-33}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":48}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":81,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Есть десятки тестов на уровень эмоционального интеллекта, но, кажется, их результаты довольно синтетические. Я не знаю «линейки», которой можно измерить некий общий индекс EQ, а главное, не понимаю, зачем это делать. Ведь сам факт такой проверки — это вторжение в личное пространство человека и акт проявления низкого эмоционального интеллекта. Если вы как собеседник, руководитель или коллега обладаете эмоциональным интеллектом — то вы сможете распознать его наличие и в вашем собеседнике.


Митя Осадчук, креативный

директор Mail.ru


В той самой хрестоматийной книге Гоулмана самопознание как один из четырех компонентов эмоционального интеллекта стоит на первом месте. Чем лучше вы понимаете себя, свои желания, чем лучше вы знаете, чего хотите, тем проще вам донести эту информацию до коллег, партнеров или руководителя. Понять себя и развить EI помогут не только сеансы психотерапии и сессии с коучем, но и посещение паблик-токов, медитации. Также, разумеется — книги и подкасты. Например, послушайте подкаст «Эмоциональный Интеллигент», который ведет практикующий психолог Анна Проворная. В 9, 10 и 11-м выпусках шестого сезона она рассказывает о том, как научиться находить опору внутри себя и лучше понимать, кто ты и чего на самом деле хочешь.

2

Задавайте вопросы

Себе, своим коллегам и подчиненным. Очень полезными для развития EI будут вопросы, которые начинаются с конструкции «как вы поступите, если...». Предложите собеседнику представить какой-то неблагоприятный сценарий, с которым он может столкнуться на работе. Например:


В книгах про развитие эмоционального интеллекта часто советуют сначала прокрутить в уме наиболее вероятные сценарии разговоров, последствий решений, и только потом действовать. Так можно избежать многих ошибок. Этим я занимаюсь регулярно: «А если я ему скажу, то он мне скажет...». Но несмотря на быстро сочиняющиеся узоры из слов Шредингера, мне потребовалась длинная практика сложных переговоров, чтобы прокачать этот навык. 


Наташа Климчук, соосновательница школы Bang Bang Education и иллюстраторского агентства Bang! Bang!


— Как вы поступите с подрядчиком, которому уже заплатили деньги, но он наотрез отказывается выполнять свои обязательства, а искать другого уже совсем нет времени?

— Как вы поступите, если клиент или партнер начинает звонить вам посреди ночи и отправлять правки по проекту голосовыми сообщениями в директ?

{"points":[{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":9,"properties":{"x":353,"y":9,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":8,"properties":{"duration":177,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

— Как вы поступите, если клиент пиарит проект без упоминания вас в кредитах?

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":253,"y":183,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":183,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Продумав гипотетические ответы, человек внутренне подготовится к тому, что любая ситуация может выйти из-под контроля, и непредвиденные случаи не смогут выбить его из колеи.

3

На основе успешных, сложных и не состоявшихся проектов я вывел рабочую формулу для творческих специальностей, которая покрывает 99% проблемных моментов. «Менеджеру важно знать и быть уверенным, какой объем работы он получит и когда он увидит обещанный результат. Исполнителю важно понимать, что именно он делает, и знать, зачем он это делает — представлять общую цель».


Эта простая формула из года в год подтверждается. Если дизайнер не может выполнить обещанный объем работы в срок, а менеджер не объяснит конечную цель или не четко поставит задачу — жди беды. Если же каждый из двух участников поймет, что важно другому, и поместит это в контекст задачи, работа превратится в коллаборацию, которая доставит удовольствие обеим сторонам.


Митя Осадчук, креативный

директор Mail.ru

«Зеркальте»

Самое простое упражнение, которое можно выполнять для прокачки EI, — так называемое «Зеркало». Поставьте себя на место вашего коллеги или клиента и попытайтесь понять, что он будет чувствовать в той ситуации, в которой окажется. Допустим, сроки проекта сдвигаются, и вам нужно объяснить это заказчику. Спросите себя: «Если бы я был клиентом, я бы хотел заранее узнать о том, что проект не выйдет в установленную дату, или постфактум?» или «Как бы я хотел услышать новость о том, что дата выхода проекта переносится на неделю?». Честно ответив на эти вопросы, вы с большей вероятностью предугадаете реакцию собеседника и сбережете отношения с заказчиком, сам проект и свою репутацию.

4

Ищите индивидуальный подход к каждому человеку

Люди бывают разные: с кем-то можно сразу проговорить всю конкретику, и дополнительных вопросов не возникнет. А с другими, чтобы прийти к решению, нужно пройти определенный круг размышлений. Если человеку из второй группы задать вопрос: «Чего вы хотите?» или «Что вам нравится?», он, скорее всего, не сможет четко ответить. Но есть такое смешное слово, которое я на самом деле не очень люблю, но которое очень хорошо работает в таких случаях — «отзывается». То есть я формулирую вопрос так: «А как в тебе это отзывается?» — и объясняю какую-то конкретную идею. Казалось бы, формулировка меняется незначительно, но человеку сразу становится легче понять, какой реакции от него ждут. Нужно создавать мягкие и гибкие условия, чтобы собеседнику было комфортно принимать эти решения и быть в диалоге с самим собой.


Юлия Ардабьевская, соосновательница архитектурного бюро Saga

Людям, которые работают в креативных индустриях — будь то архитектура, дизайн, кинематограф, мода, музыка или что-то другое, — практически каждый день приходится работать с ожиданиями. Например, при выполнении коммерческого проекта для стороннего клиента или во время подготовки нового продукта к запуску. Какого именно результата хочет добиться каждый отдельный участник процесса — члены креативной команды, заказчики или представители целевой аудитории, — выразить словами бывает очень сложно. Так вот, перевод размытых ожиданий в конкретику — и есть работа эмоционального интеллекта.

Открытость, честность, вдумчивость, широкий кругозор, чувство юмора — эти качества, как правило, свойственны тем, у кого эмоциональный интеллект развит хорошо. На собеседованиях я часто спрашиваю, что человек читает и любит, нахожу знакомое и углубляю вопрос. А еще иногда подкалываю и смотрю на реакцию — полезный инструмент в определении EI.


Наташа Климчук, соосновательница школы Bang Bang Education и иллюстраторского агентства Bang! Bang!


5

Отдыхайте

Авторы книги «Без обид! Как эмоциональный интеллект помогает общаться с коллегами и руководством» Лиз Фосслиен и Молли Вест Даффи считают, что отдых имеет особое значение в развитии EI. Если у вас не получается взять полноценный отпуск, возьмите выходной. Не получается взять выходной, придумайте себе какой-нибудь расслабляющий ритуал, которым будете заканчивать каждый рабочий день. Например, заведите привычку медитировать или ходить каждый вечер на прогулку без наушников, книги и собеседника — просто наедине с собой.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-67}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":48}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":81,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

При постоянном сильном стрессе эмоциональный интеллект может снижаться — сил не остается даже на то, чтобы анализировать свои эмоции, не говоря уж о чужих. Крупные корпорации не только видят в этом проблему, но и ищут решения — так, к примеру, Nike недавно закрыли свои офисы на неделю и дали работникам отдохнуть (естественно, оплатив этот незапланированный массовый отпуск). Однако пока большинству приходится самостоятельно учиться не перерабатывать и находить баланс между работой и отдыхом.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}