Blueprint
T

Аркадия во мгле

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

В февральской театральной десятке — почти сплошь эксперименты и поиски языка. Оперу переводят жестами, Лев Додин погружает Ромео и Джульетту во мглу, Корней Чуковский встречается с порождениями своей фантазии, и можно только догадываться, кем окажутся у Антона Федорова Дон Кихот и Санчо Панса.

«Сато»

«Аркадия»

11–12.02

6–7.02, 16.02, 26.02

Театр наций, Москва

«Мастерская Петра Фоменко», Москва 

Инсценировка романа Рагима Джафарова о не по годам жестоком пятилетнем мальчике, утверждающем, что он пленный контр-адмирал внеземной цивилизации. Психологу и родителям предстоит понять, с чем они имеют дело — с диссоциативным расстройством личности, шизофренией или, как бы дико это ни звучало, с пришельцем по имени Сато. Спектакль выпускает Филипп Гуревич, в 2023 году ставший героем The Blueprint 100. «Я прочитал “Сато” и сразу зацепился за этот роман, хотя он очень сложный, не сценичный, но, как мне кажется, в нем содержится важный и довольно жестокий диагноз современному обществу с его нормами и общепринятыми правилами, — говорит режиссер. — Эта история о том, как сложно бывает принять особенность ребенка и избежать соблазна сделать его другим — типичным, удобоваримым для семьи, школы, общества. Про необходимость каждый день заново делать этот выбор, про родительскую ответственность, про нежелание взрослеть. В центре нашего внимания — факт подавления личности. В спектакле мы будем исследовать границы того, что позволено и не позволено совершать человеку».

Написанная в 1993 году «Аркадия» считается одной из самых виртуозных драм Тома Стоппарда, мастера многофигурной интриги и постмодернистской игры. Действие разворачивается в поместье Сидли-парк в начале XIX века и в конце ХХ, времена чередуются, герои говорят о поэзии, физике и математике, но все это нанизано на детективный сюжет, в центре которого тайна дуэли, связанная с Байроном, другом хозяина дома. Несмотря на серьезность обсуждаемых тем — от теоремы Ферма до гибели Александрийской библиотеки, сцены и диалоги пронизаны фирменным стоппардовским юмором, и глядящие друг в друга эпохи обнаруживают немало сходства как драматического, так и комического. Такие фокусы в «Мастерской Петра Фоменко» очень любят, тут умеют играть всерьез, но как будто с легкой усмешкой в адрес персонажей и ситуаций. В «Аркадии» нынешний руководитель театра Евгений Каменькович сводит на сцене актеров нескольких поколений — от Ивана Верховых, вышедшего из театрального училища в конце 1970-х, до Екатерины Новокрещеновой, игравшей до этого только в студенческих спектаклях, — а в премьере у нее главная женская роль.

«Бегущая строка»

07.02

Российский академический молодежный театр и центр «Инклюзион», Москва

Режиссер Дмитрий Крестьянкин, работающий в поле социального театра, готовит на Маленькой сцене РАМТа постановку с выпускниками московской молодежной театральной «Инклюзион. Школы». Это итог лаборатории «Поговорим?», в которой актеры, художники и перформеры исследовали роль языка в жизни — сочиняли алфавиты и альтернативные способы коммуникации для людей с разными возможностями (и при их участии). По словам Крестьянкина, получившийся в итоге спектакль — «размышление о мимолетности жизни, о знаках, которые мы пытаемся прочитать, и о том, насколько мы вообще способны понять друг друга. Это спектакль-вопрос, спектакль-поиск, и мы приглашаем зрителей стать его частью», — говорит режиссер.

«Человеческий голос»

8–9.02

ДК «Рассвет», Москва

Моноопера Франсиса Пуленка превращается в диалог о дискоммуникации. Помимо камерного оркестра Internum Sonus и сопрано Надежды Мейер на сцене будет актриса Театра мимики и жеста Алена Молоснова, чья задача — переводить текст на русский жестовый язык. Авторы спектакля — дирижер Internum Sonus Дмитрий Королев и главный режиссер Астраханского театра оперы и балета Алексей Смирнов — объясняют замысел стремлением усилить главную тему оперы, по сюжету которой женщина переживает расставание, разговаривая по телефону с невидимым собеседником. «Опера Пуленка стала настоящим открытием XX века и дала возможность рассказать историю “диалога без диалога”, — говорит режиссер. — Мне кажется, что эта опера — огромная метафора коммуникации или, скорее, дискоммуникации: мы, с одной стороны, слышим друг друга, а с другой — не слышим». «Введение в постановку актрисы, исполняющей партию на жестовом языке, — замысел, который я вынашиваю последние восемь лет, — признается дирижер. — Это не просто попытка адаптировать оперу для неслышащей аудитории. Это язык рук, который для слушателя открывает другой угол восприятия: новый орган чувств, о котором мы не знали или давно забыли. Этот эксперимент — инклюзия в более широком смысле слова, выравнивающая условия обеих сторон».

«Равновесие с небольшой погрешностью»

«Театр на Разночинной», Санкт-Петербург

Моноспектакль или «интеллектуальный стендап» режиссера Бориса Павловича по поэзии обэриутов откроет новое театральное пространство, созданное в Санкт-Петербурге при поддержке Еврейского благотворительного центра «Хэсэд Авраам». С обэриутами у Павловича особые отношения — его инклюзивный проект «Квартира» прописан в доме, где по легенде собирались поэты этой группы. Так что выбор в качестве героев шоу Даниила Хармса, Александра Введенского, Николая Заболоцкого и их друзей абсолютно логичен. «Почему они? — объяснял Павлович журналу “Театр”. — Их творчество изменило каждого, кто родился или оказался в городе Ленинграде. Даже если люди об этом не догадываются. Сочетание крепкого абсурда, черного юмора, желания потрогать вещи “голыми глазами”. В отличие от своих предшественников — футуристов, они не стремились изменить мир или искусство. Они догадались, что все в мире не то, чем оно кажется. Единственное, что их занимало, — как жизнь побеждает смерть неизвестным науке способом. Мне кажется, самое время и нам поучиться у них этому секрету».

«Лучшевсехний папа, или Краденое солнце»

14.02

Театр юных зрителей имени А.А. Брянцева, Санкт-Петербург

Спектакль про Корнея Чуковского и его дочь Муру должен соединить реальность и фантазию — факты из биографии и эпизоды из «Краденого солнца», «Бармалея» и «Айболита». Постановщик Иван Миневцев, выпускник гитисовской мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова, возглавляющий сейчас Челябинский молодежный театр, говорит, что спектакль строится по законам детской игры: «Для маленькой девочки Муры папа — целая вселенная. Она играет в эту вселенную, пытается найти в ней свое место, учится понимать и принимать законы этой вселенной». То есть как-то взаимодействовать не только с добрым доктором Айболитом, но и с Бармалеем и Крокодилом, который солнце проглотил.


«Ромео и Джульетта во мгле»

«Энох
 Арден»

22.02

15–16.02

Дом культуры «ГЭС-2», Актовый зал, Москва

Малый драматический театр — Театр Европы, Санкт-Петербург 

Дмитрий Волкострелов, не так давно ставивший «Человеческий голос» Пуленка в Перми, а в январе выпустивший в Новой Опере «Ванессу» Сэмюэла Барбера, выбрал для запущенного в «ГЭС-2» цикла «Истории музыки» радикальный кросс-жанровый эксперимент Рихарда Штрауса — «мелодраму для чтеца и фортепиано» на основе поэмы Альфреда Теннисона. Сочинение исполнят пианист Сергей Каспров и режиссер Виктор Рыжаков — то есть в проекте принимают участие сразу два экс-худрука Центра им. Мейерхольда, теперь уже не существующего.

Лев Додин выпускает первый спектакль с новым поколением своей Молодой студии — курса в РГИСИ, набранного режиссером в 2021 году после 14-летнего перерыва в преподавании. В премьерном «сочинении для сцены» к трагедии Шекспира добавлены тексты Виктора Астафьева, Александра Солженицына, чешского писателя Яна Отченашека и турецко-британской писательницы Элиф Шафак. В списке композиторов больше полутора десятка имен от Баха до Шнитке. Судя по анонсу, Додин намерен протянуть шекспировский сюжет сквозь века: это «история о противостоянии любви злу, своего рода миф о любви, в каждом поколении и в каждой эпохе сталкивающейся со все новым и вполне реальным злом».

«Дано мне тело…»

23.02

Центр культуры и искусства «Прогресс», Воронеж

Спектакль по стихам Осипа Мандельштама ставит Михаил Бычков, основавший Воронежский камерный театр, самый известный за пределами города, и уволенный из него в 2023 году. «Дано мне тело...» — авторемейк, новая версия пластического спектакля «Танцуем Мандельштама», выпущенного в 2019 году и теперь исчезнувшего из репертуара Камерного театра. Так что спектакль, объединяющий работы хореографов Константина Кейхеля, Ольги Васильевой, Константина Матулевского, Ульяны Чепуриной и Никиты Чумакова, сменил площадку, а также обогатился свежей миниатюрой Ольги Рыжковой.

«Дон Кихот»

27-28.02

Театр наций, Москва 

Если вы думаете, что в спектакле «по мотивам романа Мигеля де Сервантеса» увидите знакомого сумасшедшего идальго, то вы просто не видели спектаклей Антона Федорова. Мадам Бовари у него живет в нижегородской хрущевке, Чебурашка возвращается с зоны, а бременские музыканты хиппуют где-то на закате СССР. Вероятно, родом оттуда может оказаться и Дон Кихот — даже если Федоров показывает на сцене другую эпоху, приметы из его детства обычно там отыскиваются. Пока известно, что главную роль играет Тимофей Трибунцев, как и Федоров, впервые работающий в Театре наций, сценографию и костюмы сочиняет сам режиссер, а действие происходит в заброшенной прачечной. «Роман “Дон Кихот” прочно ассоциируется с безрассудным движением к добру, которое каждый раз жестко наказывается существующей суровой реальностью, — говорит Федоров. — Одно выходит за рамки нормы, другое, как кажется, удерживается в них. Насколько такая конструкция жизнеспособна сейчас? Что есть норма? Так ли безобидно это движение к добру и так ли сурова и страшна эта “объективная” реальность?». Тут всякий, видевший спектакли Федорова, мог бы добавить: «Да и есть ли эта реальность вообще?».

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}