Blueprint
T

Энциклопедия:
Ар-деко

Современные дизайнеры все чаще обращаются к эпохе ар-деко. Для последней коллекции Lanvin креативный директор бренда Бруно Сиалелли превратил в принты работы Эрте, а Prada в своих коллекциях все чаще вспоминают силуэты 1920-х. Не отстают и ювелирные бренды, например, Cartier вот-вот покажут специальный набор украшений в стиле ар-деко. Мы попросили историка моды и дизайна Екатерину Кулиничеву рассказать вкратце, что такое ар-деко и как этот стиль помогал человечеству забыть о войне и окунуться в атмосферу праздника.

Текст: 

Екатерина Кулиничева


События .............................................................................................................. 1

Мотивы и темЫ ....................................................................................... 2

ИМЕНА .................................................................................................................... 3

МОДА ........................................................................................................................ 4

КНИГИ ..................................................................................................................... 5


1

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":292,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":292,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

События

1925

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-1,"y":1184,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1184,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Парижская выставка

В 1925 году в Париже прошла Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств — ключевая в истории ар-деко. В павильонах, в том числе и советском, построенном Мельниковым, нашлось место для мебели, интерьерного дизайна, декоративно-прикладного искусства и одежды. Смотр последних достижений убедительно доказывал — в Европе возник новый, не похожий на довоенный стиль. Термин Art Deco (от названия выставки Exposition Internationale des Arts Décoratifs...) тогда еще не появился, так что всемирную экспансию новому направлению пришлось совершать под не слишком изобретательной вывеской «современного стиля» (art moderne или style moderne). Зато художник-постановщик Седрик Гиббонс, посетивший парижскую выставку и оставшийся под большим впечатлением от показанных там интерьеров, «экспортировал» будущий ар-деко в Голливуд — ускорив тем самым наступление новой эпохи в дизайне и архитектуре

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-489,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":245,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":270,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":135,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Гримерная актрисы на 1-м этаже Большого дворца, одежда на манекенах: Lanvin

1939

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":1281,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1281,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Всемирная выставка 
в Нью-Йорке

Парижская выставка 1925 года фиксировала настроение мира, который недавно оправился от ужасов Первой мировой и теперь хотел ошеломляющей красоты, бытового комфорта и развлечений. Выставка 1939 года вопреки витающей в воздухе напряженности стремилась показать мир будущего, построенный в стилистике ар-деко. Неслучайно фотографии этого события кажутся кадрами из фантастического фильма в духе «Бегущего по лезвию». Впрочем, главными приманками для зрителей здесь были не интерьеры и декоративное искусство, а поезда, технологии, модели городов будущего и даже робот Электро. Речь на открытии произносил Альберт Эйнштейн. Выставка не успеет закончиться, как немецкие войска войдут в Польшу, и надежды идеологов ар-деко на дивный новый мир сгорят в пламени уже Второй мировой.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-489,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":245,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Дорога завтрашнего дня», макет эстакады из пробки и резины на стенде Ford

Официальный рекламный плакат выставки (архив Публичной библиотеки Нью-Йорка)

Фронтальный вид на здание морского транспорта, скульптура: Мушенхейм и Броун, здание: Эли Жак Кан, фото: Фрэнк Навара

1960–е

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":512,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":512,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

1960–е

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":512,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":512,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Новое открытие

{"points":[{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":9,"properties":{"x":556,"y":-1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":8,"properties":{"duration":278,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Поднимающаяся из руин мировая архитектура только в 1960-х признала ар-деко феноменом, достойным реставрации и сохранения. А историки искусства начали заниматься изучением дизайнерского и художественного наследия межвоенного периода. Пионером стал британец Бевис Хиллер, с подачи которого стиль, как считается, и получил свое нынешнее имя. Его первый объемный труд на тему назывался «Ар-деко в 20-е и 30-е» (Art Deco of the 20s and 30s), и термин быстро прижился.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-489,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":245,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

II половина XX – начало XXI вв.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-2,"y":287,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":287,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Великие Гэтсби

Выход каждого фильма, действие которого происходит в 20-е, дополнительно подстегивает интерес к эпохе ар-деко, особенно в индустрии моды. Что еще более важно, каждая такая экранизация по-своему адаптирует исторический стиль к духу своего времени. Можно сравнить три экранизации романа «Великий Гэтсби» 1949, 1974 и 2013 годов: роман и сюжет тот же, а визуальные решения очень разные, и ни одно не воспроизводит оригинал буквально.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-489,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":245,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

1949

Кадры из фильма «Великий Гэтсби» (реж. Эллиотт Наджент)

1974

Кадры из фильма «Великий Гэтсби» (реж. Джек Клейтон)

2013

Кадры из фильма «Великий Гэтсби» (реж. Баз Лурман)

2

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":292,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":292,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Мотивы и темы

ЭКЗОТИКА

Ар-деко — стиль многоликий, в котором смешалось много всего. Любовь к классическому искусству здесь уживалась с авангардными экспериментами, а сложные ремесленные техники — с увлечением передовыми промышленными технологиями. На излете европейского колониализма важнейшим ингредиентом этого коктейля стало то, что сейчас назвали бы культурной апроприацией. Самыми популярными были мотивы и образы Африки, Дальнего Востока и Мезоамерики. Например, считается, что очень популярный образ ар-деко — пантера — возник как раз под влиянием культуры Центральной и Южной Америки. А зигзаг пришел в ар-деко из традиционных африканских тканей. В 1922 году, после того как британские археологи открыли практически нетронутую грабителями гробницу фараона Тутанхамона, возникает новый виток египтомании. Поддавшись этому порыву, Cartier придумывают комнатные часы в виде пилона древнеегипетского храма. А лотосы, скарабеи и фигуры в характерной египетской позе (голова в профиль, плечи развернуты анфас, а талия и бедра в три четверти) повсеместно заполоняют орнаменты.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-489,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":245,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Брошь, Чарльз Хорнер, серебро, эмаль, ок. 1920

Настольные часы в виде египетского храма, Cartier, ок. 1927

Туалетный столик, Эмиль Жак Рульманн, Франция, 1919 – 1923

Стул из коллекции Mobilier National, Isabelle Bideau

РОСКОШЬ

Это одна из первых ассоциаций со стилем ар-деко, которая есть у современного человека. На самом деле вопиюще роскошным и очень дорогим ар-деко был преимущественно до начала Великой депрессии. Мировой экономический кризис резко уменьшил число богатых заказчиков, но художники и дизайнеры нашли выход и быстро перестроились. На смену роскошным экзотическим материалам пришли более доступные: хромированная сталь, алюминий, зеркала, стекло и пластмассы. Эти же материалы идеально подходили для более выгодного тиражного производства и были многофункциональны. Самая известная из пластмасс ар-деко — бакелит — использовалась и в радиоприемниках, и в украшениях. Но дизайнеры все так же активно воспроизводили декоративные эффекты из 20-х. Поэтому стиль сохранил свою репутацию «богатого»: даже вещи массового производства из 1930-х кажутся дорогими и роскошными.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-489,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":245,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Комод из коллекции Mobilier National, Isabelle Bideau

Бакелитовый трофей со скоростным катером, США, 1930-е

Обшитый кедром сундук с бакелитовыми часами и ночником

Часы с бронзовой ласточкой и двумя лампами в виде глобусов, Франция, ок. 1930

Чаша, Йозеф Хоффман, латунь, 
Австрия, ок. 1924 – 1925 гг.

ТЕХНИКА

Эпоха ар-деко была одержима техническим прогрессом и его результатами. Дорогая дизайнерская мебель этого времени — это часто гибриды: например, кресла со встроенными светильниками или выдвигающимися пепельницами. Объектами приложения творческих сил художников и дизайнеров становились поезда, самолеты, автомобили и океанские лайнеры — французский круизный лайнер «Нормандия», который, увы, прослужил по назначению всего 4 года, с 1935-го до начала войны. Средства передвижения также были частыми героями произведений искусства или источниками вдохновения для их создателей. Например, знаменитый ювелир ар-деко Раймон Темплие в одном из интервью рассказывал, что находит идеи для своих украшений в колесах, автомобилях, современных механизмах.


Одна из поздних разновидностей ар-деко, известная под названием «стримлайн» (Streamline), — это буквальный оммаж стремительным и обтекаемым формам всего, что быстро летало, плавало и ездило. Корабль или локомотив в итоге одалживали свою эстетику не только зданиям, но и зажигалкам, радиоприемникам и чайникам.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-489,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":245,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Schlörwagen, Карл Шлер, 1939

Часы Zephyr  в стиле «стримлайн», Карл Эмануэль Мартин Вебер и Джордж Ф. Адоматис, латунь с бакелитовыми и металлическими вставками, США, ок. 1938 

Поезд «Меркурий»,
Чикаго, США, 1936

А. М. Кассандр, «Нормандия», литография, 1935

Стационарная зажигалка в стиле «стримлайн», Луи Аренсон, хромированная сталь, пластик, 1938

Интерьеры «Нормандии»

СПОРТ

20-е считаются первой эпохой, когда спорт попадает в зону интересов больших дизайнеров из мира высокой моды. Один из пионеров этого движения Жан Пату открывает в своем модном доме отдел спортивной одежды, выпускает тематические духи и одевает теннисистку Сюзанн Ленглен. Ее же в 1926 году в роли модели снимает для Vogue Эдвард Штайхен. Ни один модный журнал или каталог 20-х не обходится без обширного раздела одежды для спорта и активного отдыха.


Что еще более важно, в этот период происходит первый настоящий бум одежды «в спортивном стиле». Vogue в середине 20-х даже констатировал, что такие вещи — это «две трети дневной моды, которую сейчас предлагает Париж». Важный момент: под этим термином в то время понимали не треники на городских улицах или функциональную спортивную форму, а элегантную, но менее формальную и менее жесткую по форме одежду. В ней было удобно двигаться и вести активный образ жизни, а переодевание не требовало помощи горничных. Это была революция, особенно для модного женского костюма.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-489,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":245,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Женская сборная Беркли по теннису, 1920-е

Купальник Жана Пато, фото: Джордж Хойнинген-Хуэне для Vogue, 1929

Сюзанн Лендглен в костюмах Пату, 1921

Гленна Коллетт Вэр на открытом британском любительском чемпионате по гольфу, 1925

Сюзанн Лендглен в одежде Жана Пату 

Сюзанн Лендглен в теннисном костюме Жана Пату, Уимблдонский турнир, 1921

АВАНГАРДНОЕ ИСКУССТВО

Ар-деко не был бы таким, каким мы его знаем, без инноваций в искусстве начала XX века. В моде и дизайне сильнее всего проявилось влияние кубизма, российского конструктивизма, футуризма и фовизма. У них ар-деко взяло способ смотреть на мир и изображать его. Например, из авангардного искусства ар-деко почерпнуло страсть к геометрии, ярко проявившую себя в формах и орнаментах. Неслучайно одним из современных стилю названий ар-деко было «зигзаг модерн». Даже живую природу и людей мастера ар-деко часто изображали так, словно пытались поделить их на геометрические фигуры (за что искусствоведы часто называют стиль суховатым и механическим).


От этой любви ар-деко к геометрии невольно пострадали российские конструктивисты. Противники конструктивизма после парижской выставки 1925 года писали: если проекты наших пролетарских художников в области костюма так похожи на парижскую буржуазную моду, что же в них тогда пролетарского?

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-489,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":245,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Барельеф на фасаде электростанции в Чикаго, США

Рене Магритт, рекламный плакат для модного дома Norine, 1925

Отель Plymouth, архитектор: Антон Скислевич, Маями, США, 1940

Тулио Крали, «Архитектура», 1939

Фасад универмага Buckley & Nunn, архитектурное бюро Bates Smart, Мельбурн, Австралия, 1933-1934

Жан Ламбер-Руки, «Двое прохожих»

3

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":292,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":292,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

ИМЕНА

Жанну Ланвен считают изобретателем или, по крайней мере, активным популяризатором одного из модных символов эпохи ар-деко — платья robe de style с юбкой на фижмах, гибрида модного силуэта 20-х с элементами аристократического костюма XVIII века. Модная империя, построенная Ланвен, включала не только женскую одежду в диапазоне от вечерних платьев до купальников, но и детскую и мужскую линии, косметику, парфюмерию и предметы для оформления дома. Интерьер ее собственной парижской квартиры, придуманный знаменитым дизайнером Арман-Альбером Рото, — сам по себе памятник ар-деко в частных интерьерах. Сегодня его частичную реконструкцию можно увидеть в парижском Музее декоративных искусств.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-489,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":245,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

#1

Жанна Ланвен

Квартира Жанны Ланвен, архитектор: Арманд-Альберт Рато, Музей декоративных искусств, Париж, 1920-е


Платье Lanvin, 1926

Иллюстрации кутюрных коллекций 1920-х — 1930-х годов из книги Jeanne Lanvin, Франко Мария Риччи

Одна из самых знаменитых инноваций Пату — это радикальная реформа одежды для тенниса, которая повлияла и на моду в целом. Теннис был одним из самых консервативных видов спорта. В то время как в других дисциплинах юбки или брюки на девушках уже укоротили до колен и к тому же появились прототипы современных футболок (по-русски этот предмет в 20-е называли «майка-полурукавка»), теннисистки все еще носили длинные юбки, очень закрытый верх и не самые удобные шляпы (и корсет). Пату еще в 1921 году придумал для теннисистки Сюзанн Ленглен (и, очевидно, с ее помощью) платье с очень коротким рукавом и плиссированной юбкой до колен. Ленглен носила его с чулками чуть выше колен и яркой налобной повязкой, которая для активной игры была намного удобнее шляп. Этот образ принес Сюзанн титул «Анны Павловой теннисного корта» от Vogue. Также Пату сделал для нее кардиган без рукавов с монограммой, который Ленглен надевала после матчей. В результате монограммы на одежде для отдыха и спорта тоже вошли в моду.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-489,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":245,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

#2

Жан пату

Сами теннисистки сейчас одеваются иначе. Но образ белого теннисного платья 20-х, придуманный Пату, продолжает вдохновлять дизайнеров и потребителей. Кроме того, пример творческого тандема Пату и Ленгленн впервые наглядно показал: большой спорт и большая мода могут быть очень полезны друг другу.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-489,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":245,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Жан Пату на борту лайнера, ок. 1925 

читайте также

Теннис — это модно. Где купить платье поло и другие наряды, как у звезд Уимблдона

Сюзанн Ленглен в белой плиссированной юбке Жана Пату, середина 1920-х 

Сюзанн Лендглен в теннисном костюме Жана Пату, 1920

Соню Делоне сегодня назвали бы мультидисциплинарной художницей: помимо занятий живописью она открыла модный бутик, запустила бренд тканей, а также работала как приглашенный дизайнер — например, с универмагом Liberty. Сама художница говорила, что не делает разницы между картинами, тканями и платьями, для нее все это воплощение одной творческой философии. Главное изобретение Делоне — симультанная мода, или симультанный стиль (от названия направления в авангардном искусстве, которое они развивали вместе с мужем Робером). Эстетика вещей и тканей Делоне основана на ярких геометрических абстракциях и сложных взаимодействиях между цветами, как и ее картины. Кроме того, Делоне, так же как и многие ведущие дизайнеры, начиная с двадцатых годов активно работала с пляжной одеждой и разрабатывала дизайн купальников.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-489,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":245,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

#3

Соня Делоне

Le P’tit Parigot («Маленький парижанин»), Рене Ле Сомптье, 1926.
Актер в костюме, разработанном Соней Делоне

Купальники, Соня Делоне, 1928

Соня Делоне, Rhythm Colour no.1076

Соня Делоне, Simultaneous Dresses («The three women»), 1925, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

Кутюр этого периода у многих ассоциируется с высочайшим уровнем портновского искусства. И Мадлен Вьонне — одна из тех, кому эпоха обязана такой репутацией. Ее платья точно отражали дух эпохи: они были роскошны, сложно сделаны, но в то же время по-модернистски просты и не перегружены лишним декором. Вьонне не любила саморекламу (в этом ее часто противопоставляют Коко Шанель) и индустрию как таковую и к 1940 году решила, что с нее хватит, тем не менее ее влияние на моду XX века трудно переоценить.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-489,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":245,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":10,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":223,"y":-1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":11,"properties":{"duration":112,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

#4

Мадлен Вьонне

Фирменный прием Вьонне, который сегодня вспоминают чаще всего, — крой по косой. Как и многие новаторы той эпохи, Вьонне хотела создавать одежду, чьи достоинства раскрывались в движении (хотя речь в ее случае и шла о вечерних платьях). Неслучайно дизайнеру приписывают фразу-метафору: «Когда женщина улыбается, ее платье должно улыбаться вместе с ней».

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-489,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":245,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Платье Vionnet, 1938

Мадлен Вьонне в своей студии, 1920

«Марион Морхаус и неизвестная модель в платьях Vionnet», фото: Эдвард Штайхен, 1930

Эдриэнн Эймс в платье Vionnet,1930-е

Роман Тыртов, известный под творческим псевдонимом Эрте, прожил очень долгую жизнь и работал практически до своей смерти в 1990 году. Но первая ассоциация с его именем у широкой публики — эталонный мастер модной иллюстрации эпохи ар-деко. Эрте успел поработать с большинством знаменитых журналов, включая Harper’s Bazaar, Vogue и Cosmopolitan. Помимо модной иллюстрации он сам разрабатывал одежду и предметы интерьера, работал как театральный художник, в качестве художника-постановщика сотрудничал с голливудской студией MGM.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-489,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":245,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

#5

Эрте

читайте также

10 самых ярких обложек Эрте

Тыртов в 18 лет

4

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":292,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":292,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Мода

Силуэт

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":842,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":421,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Силуэт

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-842,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":421,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Стереотипный силуэт ар-деко 20-х — прямое, довольно короткое платье длиной до колен или чуть выше с заниженной талией, которое не подчеркивает талию и бедра. Обычно так выглядят стандартные «платья в стиле Гэтсби», активно тиражируемые в наши дни. Историческая реальность была интереснее наших нынешних представлений о ней. Даже внутри 20-х силуэт и модная длина менялись. Например, начало 20-х — это длина чуть ниже щиколотки и более объемные вещи, как бы присобранные на талии (вверх подол поползет чуть позже).

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-845,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":423,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":13,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":15,"properties":{"x":-467,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":14,"properties":{"duration":234,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":16,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":18,"properties":{"x":0,"y":279,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":17,"properties":{"duration":279,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

А в 30-е длина снова увеличивается, талия возвращается на место, силуэт становится более узким и подчеркивающим фигуру. И дизайнеры дополнительно акцентируют на этом внимание, используя приемы вроде кроя по косой. Поэтому о моде 20-х и 30-х чаще всего говорят отдельно, пусть даже общие мотивы и тренды ар-деко видны в обоих десятилетиях.



{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":845,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":423,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Вашингтон, Harris & Ewing Collection, 1924

блузы

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-598,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":299,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Мода ар-деко — это не только вечерние или коктельные платья. Очень популярная формула из гардероба этой эпохи — блуза плюс юбка. Это была идеальная комбинация для новой женщины, которая теперь больше работает и активнее участвует в деловой и общественной жизни. Блузы ар-деко, даже из бюджетных каталогов — это невероятная фантазия и огромное количество красивейших дизайн-решений. Модернистский минимализм и модная геометрия, вышивки и аппликации, однотонные или принтованные ткани, «мужские» детали вроде галстука или низа, имитирующего жилет, романтичные рюши и жабо. Каталог блуз 20–30-х — это идеальный источник вдохновения. Что бы ни входило в моду сейчас, там практически всегда найдется подходящий вариант.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":845,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":423,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Девушки в шляпках-клош

Пиджак с вышивкой и глубоким V-образным вырезом, плиссированная юбка, широкополая шляпа и жемчужная нить в образе Lanvin, фото: Сибергер Феререс, 1923

Девушки на ипподроме Auteuil, Париж, 1925

Аксессуары

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":386,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":193,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Руан, 1926

Ар-деко 20-х — это стиль, во многом определяемый аксессуарами и деталями. Изобретательные воротники и перчатки. Сумки-мешочки с вышивкой или из металлической кольчуги. Шляпки клош и шляпки боб для коротких причесок. Туфли на изящных каблуках с ремешками вокруг подъема — чтобы было удобно танцевать или как минимум мечтать о танцах. И сами каблуки, которые в это время часто становятся практически произведениями декоративно-прикладного искусства.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":845,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":423,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Отей, Франция, 1926

1923

Украшения

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-571,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":286,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Украшения ар-деко заслуживают отдельного упоминания. Все любимые темы и мотивы стиля здесь проявили себя по максимуму: экзотические мотивы, новые материалы, любовь к геометрическим формам. Кольца, напоминающие уменьшенную копию крыши Крайслер-билдинг и других памятников архитектуры. Броши — миниатюрные рельефы с корзинами и гирляндами или геометрические абстракции. Бакелитовые браслеты, имитирующие африканские деревянные украшения. Любимый зоопарк ар-деко с ланями и пантерами. Геометричные дресс-клипы, тоже словно вырезанные из фасадов архитектуры. И все это доступно как в роскошном исполнении с дорогими камнями как у Cartier или Van Cleef & Arpels, так и в бюджетном — со стразами. Вообще если бы пришлось изучать ар-деко лишь по одной категории предметов, логично было бы выбрать украшения.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":845,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":423,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":21,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":23,"properties":{"x":-1,"y":-294,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":22,"properties":{"duration":294,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":21,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":23,"properties":{"x":-1,"y":-316,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":22,"properties":{"duration":316,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":21,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":23,"properties":{"x":852,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":22,"properties":{"duration":426,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":21,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":23,"properties":{"x":-638,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":22,"properties":{"duration":319,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":21,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":23,"properties":{"x":-1,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":22,"properties":{"duration":360,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":21,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":23,"properties":{"x":-664,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":22,"properties":{"duration":332,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":21,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":23,"properties":{"x":-664,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":22,"properties":{"duration":332,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":21,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":23,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-19}}],"steps":[{"id":22,"properties":{"duration":19,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":21,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":23,"properties":{"x":-664,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":22,"properties":{"duration":332,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

5

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":292,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":292,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

КНИГИ

#1

Книги, посвященные ар деко, часто не выходят за формат красивого фотоальбома с кратким пересказом известных историй и мифов. Эта книга — пример совсем другого подхода. Здесь прекрасны и полезны не только картинки (которых тоже немало), но и текст. Алексей Петухов — специалист по этому периоду и один из самых интересных российских лекторов по истории искусства.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-489,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":245,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Алексей Петухов «Ар деко и искусство Франции первой четверти XX века»

#2


Возможность посмотреть на сами вещи 1920-х вживую, а не на фото, в России выпадает нечасто, но проекты коллекционера Назима Мустафаева дают такую возможность. Эту книгу он выпустил по итогам одной из своих выставок. 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-489,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":245,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Назим Мустафаев «Мода Ар деко»

#3

Эпоха ар деко — это не только дорогие платья из музеев и гардеробы светских дам. Влияние стиля распространялось намного дальше, и об этом полезно помнить. Эта книга с хорошим кратким обзором ситуации в демократичной моде той эпохи и большим количеством иллюстраций поможет понять, какой была мода ар деко в более скромных с экономической точки зрения сегментах индустрии, таких, как одежда по каталогам, и как быстро туда проникали идеи из Парижа.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-489,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":245,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Stelle Blum «Everyday Fashions of the Twenties: As Pictured in Sears and Other Catalogs»

#4


Два очень объемных тома из хорошей книжной серии, посвященной моде разных десятилетий. В каждой книги есть небольшое по объему, но достаточно глубокое и полное редких деталей введение в контекст эпохи, особенности работы модной индустрии в этот период и сложные вопросы возникновения и развития стилей в моде. Плюс огромное количество визуального материала: светская хроника, модная иллюстрация, реклама.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-489,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":245,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Emmanuelle Dirix, Charlotte Fiell «1920s Fashion: The Definitive Sourcebook» и «1930s Fashion: The Definitive Sourcebook»

{"width":1200,"column_width":100,"columns_n":12,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}