Они вам еще покажут
ИЛЛЮСТРАЦИИ:
ЮЛИЯ ПОПОВА
На новый YouTube-канал Криштиану Роналду за сутки подписалось 14 миллионов пользователей. И это число, вероятно, могло быть больше, если бы видеохостинг не «замедлили» из-за «антироссийской политики». За чувства футболиста по этому поводу младший редактор моды Нелли Асриян волнуется чуть меньше, чем за судьбу модных YouTube-каналов. Как они переживают эти «неожиданные» перемены? К чему готовятся? Чего боятся?
Вы находитесь здесь
О том, что YouTube в России закроют к осени, заговорили еще в 2022-м. Осень наступила почти точно по календарю, но спустя два года: де-юре YouTube замедлили, но де-факто остановили — без технических ухищрений на загрузку главной страницы сайта или приложения уходит чуть меньше вечности. Напомним хронологию событий тем, кто провел теплое лето 2024 года в самоизоляции с альбомом Тейлор Свифт на репите и в полном отрыве от новостей. 12 июля Ростелеком информировал, что скорость загрузки и качество воспроизведения роликов в YouTube ухудшатся из-за того, что в работе принадлежащего Google и размещенного на территории России оборудования возникли технические проблемы. Позже, 25 июля, карты на стол выложил глава комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн. Он заявил, что из-за «антироссийской политики» YouTube, который «последовательно удаляет каналы деятелей, чья позиция отличается от западной», государство «от уговоров перешло к конкретным шагам» — и решило замедлить скорость загрузки и ухудшить качество воспроизведения роликов через сайт YouTube сначала на 40%, а вскоре и на 70%. Далее 1 августа в работе YouTube начались первые массовые сбои: и на сайте, и в мобильном приложении, и на iOS, и на Android. На следующий день, 2 августа, Google вышел с первым официальным заявлением о том, что сбои — «не результат каких-либо технических проблем или действий» с его стороны. К 8 августа падение трафика YouTube в России составило 36%. Тогда же видеохостинг перестал открываться вовсе. Так, уже почти месяц мы живем в не то чтобы новой, но дополненной реальности, где лишние телодвижения нужны не только перед визитом в официально запрещенные Instagram и Facebook.
Youtube у нас дома
home_slow_internet.gif
К эпохе великих потрясений отечественный интернет оказался готов, очевидно, лучше, чем авиастроение или производство электроники: почтовые сервисы, карты, поисковые системы, музыкальные стриминги и даже интернет-кинотеатры — все свое, родное, посконное, домотканое и даже популярное. Никаких вменяемых альтернатив не было разве что Instagram, а вот потенциальных конкурентов YouTube хватало и до 2022-го: Rutube, «Дзен», «VK Видео» и даже «OK Видео» для тех, кто не в силах бросить одноклассников. Лидируют в этой гонке претендентов «VK Видео» и Rutube: по данным Mediascope, месячная аудитория первой платформы достигла 70,5 миллиона человек, а второй 48,5 миллиона. При этом почивать на лаврах нет ни времени, ни желания. Ведь именно сейчас нужно бороться друг с другом за главные ресурсы — зрителей и производителей контента. В итоге «VK Видео» за время спарринга государства с YouTube успел сделать редизайн, увеличить скорость загрузки роликов в среднем на 25%, а еще стать самым скачиваемым приложением в Google Play и App Store за последний месяц. Rutube запустил функцию быстрого переноса контента с YouTube (в первый день с ее помощью перекочевало более 240 тысяч роликов — видимо, «на всякий пожарный»), научился привлекать по 15 тысяч производителей контента каждый день, а еще увеличил свою дневную аудиторию с 4 миллионов человек до 9 миллионов — тоже за последний месяц. В общем, постарались предоставить все плюшки.
Но пользоваться ими, правда, даже после замедления (поистине слово месяца) никто не торопится. Отчасти потому, что на YouTube вместо плюшек — круглосуточный шведский стол и прочий all inclusive. «Полноценной альтернативы YouTube нет ни у кого. Это беспрецедентная библиотека видеоконтента. Сотни миллионов людей, ища ответ на какой-либо вопрос, заходят не в поисковик, а в YouTube. Да даже если в поисковик, YouTube это часть Google, самой популярной поисковой системы в мире, что дает такие возможности по продвижению роликов (в том числе бесплатные, основанные на качестве контента), каких нет и не может быть ни у одного другого сервиса», — объясняет Анастасия Полетаева, автор канала «Безфильтров».
Это соображение Анастасии поддерживает и Роман Нестер, предприниматель, заведующий Проектно-учебной лабораторией анализа и применения данных в цифровых коммуникациях и управлении продуктом ВШЭ: «Релевантность — главный бизнес и главный козырь Google, за счет него он когда-то победил все поисковики. В ее основе — полная автоматизация. Никто не лезет руками в движок, не правит алгоритмы на ходу, по ситуации. В результате происходит магия, это еще называют organic discovery — даже маленький канал получит свою долю живых просмотров из этой чудо-машины». Отечественные же платформы, по мнению Романа, либо искажают реальную динамику поведения пользователей, либо вовсе формируют страницы рекомендаций в «полуручном» режиме: «Какие тут могут быть рекомендации, на что опираться алгоритмам? На поведение ботов и на историю видосов, которые в реальности никто не увидел?». В конечном итоге стратегия VK, построенная на заключении эксклюзивных договоров с контент-мейкерами, не оставляет последним свободы маневра и отпугивает тех авторов, кто хочет искать свою аудиторию повсюду. А вот потенциал настроить интеграцию, подобную Google и YouTube, как считает Полетаева, есть у «Яндекса». «Он вполне мог бы создать работающий продукт на базе своего поисковика. Рынок YouTube-рекламы гигантский. Это колоссальные деньги. И кто-то их явно захочет забрать».
Цифры знаешь
Впрочем, с переездом не спешат не только из-за функционала или системы продвижения, но и из-за статистики, судить которую на самом деле пока рано. По словам основателя коммуникационного агентства DIDENOK TEAM диджитал-продюсера Кирилла Диденок и по данным Mediascope, несмотря на замедление охваты YouTube стараются держать планку: с 15 по 21 июля видеохостинг посетило 82,1 миллиона человек, а с 29 июля по 4 августа — 82,6 миллиона человек. При этом за первые дни августа охваты у блогеров в среднем снизились на 30% (по сравнению с концом июля, когда начались неполадки в работе видеохостинга). «Но важно смотреть на эти данные как на промежуточные. Охваты в июле успели набрать пик просмотров, поэтому сравнивать их с первой половиной августа не совсем корректно, все еще подрастет. Не прошло достаточно времени для репрезентативной аналитики и выводов», — подмечает Кирилл.
Ну а пока той же Полетаевой цифры внушают осторожный оптимизм. «Мы продолжаем снимать согласно нашему контент-плану. За месяц с начала блокировки YouTube на “Безфильтров” подписалось более 11 тысяч человек (20% всех подписчиков), за последние 48 часов на канале 700 тысяч просмотров. Думаю, эта информация говорит сама за себя». Цифры в целом обнадеживают и Мадонну Мур, под крылом которой два YouTube-канала — модный «Мадонна Мур» и тру-крайм «Хроника». «В момент замедления [на канале «Мадонна Мур». — Прим. The Blueprint] мы выпустили интервью с Еленой Крыгиной. На нем просмотры пока чуть выше среднего — 217 тысяч. На новых длинных видео падения я пока не вижу. Но если смотреть общую статистику на канале (старые выпуски или Shorts), то падение охватов присутствует — примерно на 15%. Подозреваю, что это может быть и из-за замедления, и из-за сезона. Август — отпускной месяц для YouTube, каждый год в этот период активность снижается. Выводы в жанре «а почему» можно будет делать, наверное, в сентябре или октябре».
Неплохо дела идут и у YouTube-канала «Шмот», пару месяцев назад запущенного автором одноименного телеграм-канала Алиной Шкарупой — на начальном этапе ее консультировали Мадонна Мур и Маша Комарова. «Сейчас на канале от 80 до 100 тысяч просмотров. Последний выпуск с Катей Адушкиной приближается к 100 тысячам — мне не кажется, что на нас как-то сказалось замедление. В любом случае сравнивать практически не с чем, запустились мы совсем недавно. Но идем хорошо как до, так и после замедления». При этом цифры уже твердо стоящего на ногах канала Goshakartsev Гоши Карцева позиции все-таки сдали. «На данный момент показатели упали где-то на 60%, а где-то на 80%. Точных цифр нет. Наблюдаем». Но Гоша, по его же словам, остается «на позитиве» и готов даже к самому пессимистичному сценарию: «Любые мыльные пузыри лопаются. Представляете, если блогеры, как и глянец, исчезнут навсегда? Цифровой апокалипсис».
Это видеоблок
«Можно заблокировать платформу, но нельзя заставить людей изменить способ потребления контента. Люди смотрят видео и обратно к текстам не вернутся», — рассуждает Полетаева, подкрепляя реалистичным прогнозом позитив Карцева. Который особенно пригодится в условиях возможной полной блокировки YouTube в России, о которой активно говорят последний год. То ли из-за бравады, то ли от изнурения. «Устала делать сальто в воздухе каждые полгода. Заблокируют — заморожу проект до лучших времен. Пускаю все на самотек», — объясняет Мур, у которой в случае чего есть и канал на «VK Видео», где эксклюзивно выходит шоу «Светские крошки». «Так как я теперь еще и ювелир, думаю, буду полировать серебро и делать картинки», — делится Карцев, у которого тоже заготовлены пути отступления: «Я есть на всех площадках. Мне в целом ровно. Надо будет перейти — перейдем». Сложнее всего в этом плане придется разве что тем, кому по иронии судьбы захотелось запустить свой канал прямо здесь, сейчас и с нуля. «В данный момент я не вижу альтернативных площадок для горизонтальных длинных видео. Можно выкладывать контент, допустим, в «VK Видео», но разве что для собственного успокоения и ради слабой надежды, что однажды это площадка снова выстрелит — как обещает уже третий год», — объясняет Анна Махорина, автор блога Post Wintour, недавно запустившая YouTube-канал в жанре лайфстайл.
Рекламная пауза
В итоге получается, что променять You на Ru или VK состоявшихся авторов контента могут подвигнуть лишь зрители? «Мы, конечно, пойдем за зрителем, потому что контента без аудитории не существует. В ближайшие месяцы станет ясно, какая из платформ подхватит этого зрителя. Мы же пока начали вести сообщество в VK, смотрим, анализируем», — обозначает Полетаева. «Аудитория пойдет за автором — если авторы будут продолжать публиковать контент на YouTube, большой процент их зрителей там и останется», — будто противоречит ей Диденок. Тем более что зрители, следящие за модными каналами, перебираться через великий российский файервол давно научились — ради Instagram. И в беде никого из списка самых интересных YouTube-каналов о моде не оставят. «Да, для массовой аудитории VPN неудобен. Другое дело люди, которые не поверхностно интересуются индустрией. Надеюсь, они смогут найти способы продолжать смотреть канал», — подтверждает Мур.
Так, последней инстанцией и становятся рекламодатели. Но и те не торопятся идти по канату. «Сейчас такой период, когда все просто наблюдают. Некоторые поставили на паузу проекты, которые планировались в сентябре и октябре, чтобы посмотреть, что будет с площадкой и охватами», — рассказывает Кирилл. Такие же настроения среди рекламодателей Мур: «Как я уже говорила, август — отпускной. У нас запланирован один выпуск, и он выходит с рекламами. Но запросов действительно меньше. Только осенью будет понятно, с чем это было связано». При этом на канале Полетаевой рекламные размещения подтверждены до марта 2025-го, но прогнозов она делать не берется. В общем, как заключает Махорина, модный YouTube, вполне вероятно, ждет судьба модного Instagram. «Статистика упадет, но рекламодатели не уйдут, ибо им надо где-то тратить маркетинговые бюджеты». Ну а зрителям надо тратить где-то свое время — и на YouTube его тратить по прежнему комфортнее всего.