Конец ужасно прекрасной эпохи
ФОТО:
LAUNCHMETRICS SPOTLIGHT
Весь Париж в эти дни увешан афишами с изображением фигуры в черном спортивном костюме с капюшоном. Анонимный, безликий, но мгновенно узнаваемый — это Демна, дизайнер, радикально изменивший не только облик векового дома Balenciaga, но и модные коды рубежа 2020-х. После десяти лет (2015–2025) на посту креативного директора Balenciaga — насыщенных эстетическими встрясками и колоссальными коммерческими успехами, — 44-летний Демна Гвасалия закрывает эту важную главу как в своей биографии, так и в истории моды, и отправляется поднимать продажи Gucci. О ретроспективе Balenciaga by Demna и финальном кутюрном показе рассказывает Мария Сидельникова.

Парад имен
На прощальное дефиле Демны в Balenciaga собралась вся модная группировка его поклонников. В бежево-пастельных декорациях парижских салонов — мягкий ковролин, молочные драпировки, муляжи на стенах — свои почетные места на золотых стульях заняли хозяин бала, глава Kering Франсуа-Анри Пино с супругой Пенелопой Крус, по правую руку — Николь Кидман в пиджаке на исхудавшее голое тело, рядом — вечная Анна Винтур в цвету и в цветах. Уличным фотографам охотно позировала Адель Экзаркопулос в коже, застегнутая на все пуговицы, Рената Литвинова, как всегда, в роскошном, позировала своему фотографу, Земфира в черном будничном от камер по обыкновению укрывалась, пул азиатских звезд поп-сцены, чей успех неведом парижской богеме, провоцировал неизменную истерию на входе.
«Юрий, Стефан, Даниэль, Татьяна, Анжелик, Пабло, Изабель, Лоик...» — дефиле открылось долгой вереницей имен. Все те, кто составлял мир Демны в Balenciaga все эти десять лет, называли себя в полной тишине. Звонкие, мягкие, хриплые, юные, уставшие, интонирующие вниз и вверх, с акцентом таким и сяким, анонимные и известные — они сливались в единый, мощный голос эпохи, которая проходила перед глазами. Архитектурные монохромные ансамбли с узнаваемыми силуэтами Баленсиаги, гипертрофированные Демной — когда-то вызывавшие ярость, сейчас уже очевидно ставшие классикой. Белое, черное, красное, в горох, высокие воротники, архитектурные плечи, «мех и перья», розы — тот самый культ изысканности и элегантности, отсутствием которого так кололи Демну, — но с едким привкусом декаданса. Были и тотальная кожа, и куртки-бомберы, и казаки, пуховики оверсайз, и вельвет, и «люди в черном» — это уже классика уличного стиля бунтаря Демны, которую предстоит перепевать его последователям в Balenciaga.
Balenciaga Haute Couture осень-зима 2025/2026



«Демна». На его имени список завершился. Включилась Шаде, и начались образы-хедлайнеры: Ким Кардашьян а-ля Элизабет Тейлор, Ева Герцигова в роскошном канареечно-желтом атласном платье-бюстье со стильными «наростами» на бедрах, Изабель Юппер в черных брюках, черных очках и черной водолазке с запредельно высоким воротником — образ, который ей идет больше всего и в воплощении которого ей нет равных: Balenciaga от Демны. И обезоруживающий финал: кружевное «платье невесты» на Элайзе Дуглас — то самое «невозможное совершенство», которое превыше всего ставил Баленсиага и которое выбрал своей путеводной звездой Демна в своей последней коллекции. Так он сам говорит. На самом-то деле эта звезда вела его все десять лет.
В камуфляжных штанах и капюшоне, как всегда натянутом поверх кепки, дизайнер вышел на свои последние поклоны в Balenciaga. Обнял Пино, смущенно обежал все залы. I gave you all the love I got / I gave you more than I could give / I gave you love — возможно, пела Шаде ему в далекие 90-е где-то в Тбилиси, когда он ребенком впервые лишился родного дома. Пела она теперь в центре Парижа, ему — 44-летнему кумиру, одному из самых влиятельных людей в мире моды, который вновь меняет дом.

Палаты высокой моды
Среди легендарных адресов на модной карте Парижа — от процветающих авеню Монтень Кристиана Диора до рю Камбон Габриэль Шанель и канувшего в Лету сен-жерменского мифа Сони Рикель — 40, рю де Севр остается самым молодым и пока еще не обросшим легендами. Его первым мифом стал дом Balenciaga под руководством Демны: именно благодаря ему это место стало новой модной Меккой Парижа. Точнее даже — не Меккой, а модным храмом. И в самом буквальном смысле слова: толпы свободной и смелой молодежи на выставке Balenciaga by Demna, которая уже стала хитом этого лета, — лучшее тому подтверждение.
Balenciaga Haute Couture осень-зима 2025/2026



Balenciaga by Demna
История этого лакомого куска дорогущей парижской земли — шутка ли, 20 тысяч квадратных метров в двух шагах от универмага «Бон Марше» — началась еще в XVII веке. По воле и на средства кардинала Франсуа де Ларошфуко, главного капеллана Людовика XIII, здесь был выстроен Hospice des Incurables — госпиталь для неизлечимо больных. Он имел форму двойного иерусалимского креста: одна часть — женская, другая — мужская, в центре — часовня, тоже в форме креста, окруженная садами. Все предельно строго и просто.

40, rue de Sèvres
В XIX веке хоспис переименовали в Hôpital Laennec — в честь врача Рене Лаэннека, изобретателя стетоскопа, хотя он здесь никогда не работал. В XX веке госпиталь стал важным центром лечения и исследования туберкулеза и других легочных заболеваний. А уже в XXI веке его покои стали штаб-квартирой люксового гиганта Kering (владельца Gucci, Saint Laurent, Bottega Veneta и др.) и Balenciaga — как раз под управлением Демны. Модный дом получил новую престижную прописку в 2016 году. Больничное прошлое концептуально сделали частью модного настоящего и будущего. Постирония всегда была сильной картой дизайнера.






Часовня занимает в этом ансамбле особое место: здесь покоятся останки кардинала де Ларошфуко, членов семьи Тюрго, а в XX веке она стала центром религиозного сопротивления — вплоть до 1970-х здесь оставалась единственная точка в Париже, где служили тридентскую мессу на латыни, по старым католическим канонам. Позже часовню признали памятником архитектуры и при реставрации подошли к ней с особой щепетильностью. После восстановления ей нашли светское, но не менее сакральное применение — время от времени здесь проводят выставки современного искусства и модных архивов.


Элайза Дуглас
Неудивительно, ведь у основателя Kering миллиардера Франсуа Пино — одна из богатейших частных коллекций современного искусства в мире. Символично и то, что одной из первых зрителей выставки Balenciaga by Demna встречала Элайза Дуглас (гиперреалистичные манекены работы скульптора Марка Дженкинса — тоже узнаваемый почерк Balenciaga при Демне). Американская модель, музыкант и перформер, Элайза — муза не только Демны, но и Анны Имхоф, ключевой художницы коллекции Пино.
Balenciaga Haute Couture осень-зима 2025/2026
Икона иконоборцев
Свое десятилетие в Balenciaga Демна уложил в 101 знаковый образ, сделал концентрированную выжимку из тридцати коллекций: это сотня вещей, которые определили время, — покажи их хоть через сто лет, и они безошибочно отправят нас в «ревущие двадцатые» XXI века. Сто первый — сам Демна: в неизменной гопнической толстовке и широких спортивных штанах, в виде скульптуры Марка Дженкинса. Потому что, по его словам, «заканчивать свадебным платьем слишком старомодно. Voilà. Merci». Выставочное дефиле предваряют витрины с приглашениями. Из этих утилитарных атрибутов любого модного шоу Демна сделал концептуальные арт-объекты. За разбитые айфоны, фальшивые сотенные доллары, флешки и кассовые чеки, воспевающие Vie en rose, поклонники Balenciaga готовы биться на аукционах, лишь бы заполучить их к себе в коллекцию.



Вереницу образов и аксессуаров, посаженных на высоченные штыри, разместили на подиуме, который повторяет форму креста. Движение задано строго в одну сторону и сопровождается комментариями самого Демны. Здесь и биография («дефиле» открывается провалом — письмом-отказом в стажировке в Balenciaga с ремаркой адресата: «К счастью, меня не приняли»), и творческий манифест Power Dressing, который Демна замаскировал под журнал а-ля Cosmopolitan c лозунгами «То, что ты видишь, не то, чем является», «Личность теряется, если все следуют трендам» и «Мода должна быть укоренена в... ОБЩЕСТВЕ» на обложке. И фактически инструкция успеха: как из личного сделать универсальное, из универсального — личное, из дешевого — богатое, из уличного — элитарное, из пыльного наследия — хайп и самый актуальный и желанный современный бренд, а из себя — беженца и аутсайдера — икону, простите, стиля.
Впрочем, людям, выросшим на обломках «совка», эстетические коды Демны понятны и без разъяснений. У кого из нас бабушки или мамы не подкладывали себе объемные подплечники даже в обычные футболки? Так и спина поровнее, и талия поуже. Демна, одержимый жесткой архитектурой своих силуэтов, скрестил эту домашнюю практику своей бабушки с образом грузинского Деда Мороза — Товлиса Бабуа, который наряжался в овечью накидку с огромной горизонтальной линией плеч. Приветом этому фольклорному шатру-палатке стал жакет из летней коллекции 2024 года, только плечи он задрал еще выше и резче. Или вот — дерматиновые скатерти в цветочек, что до дыр стирались на всех постсоветских кухнях. Принт из той далекой Грузии, минималистичный крой и Т-образный шов на спинке из архивов Кристобаля Баленсиаги 1960-х — и вуаля — летнее платье-хит 2024 года готово. Личные травмы он тоже вшивает в одежду: простецкая футболка с логотипом Всемирной продовольственной программы — коллаборация c Balenciaga — в 2018 году стала настоящей костью в горле модной индустрии. Демна же всю критику спокойно проглотил, потому что именно эта организация давала еду семьям беженцев в сепаратистской Грузии после войны. Ему было 12 лет, и вкус того хлеба он помнит до сих пор.
Билет в будущее
Когда в 2015 году упала новость о назначении Демны Гвасалии, основателя Vetements, в Balenciaga, разразился страшный скандал. Проходимец и гопник в святая святых французского кутюра. Это не деконструктивизм, а издевка. Он делает из подиума помойку, и все аплодируют. Vetements — мода для тех, кто ненавидит моду. Что он вообще будет делать в доме, построенном на изысканности и элегантности? Но собака лает, а караван, как известно, идет.
Первый показ для Balenciaga и первый пример элегантности, заставивший даже самых ярых критиков прикусить язык. Красный пуховик силуэта свинг с открытыми плечами и черные лодочки. Кристобаль Баленсиага открывал линию ворота и слегка спускал ее назад, чтобы дать выступить украшениям на шее. Демна же носил верхнюю одежду приспустив на плечах, потому что так было круто. Еще одна убийственная доза изысканности, теперь из первой кутюрной коллекции Демны — вдохновленные костюмом Баленсиаги 1962 года ярко-оранжевые жакет со сложной конструкцией открытого плеча и юбка. Цвет искали месяцами, силуэт выкраивали до миллиметра («Я тип, который работает с булавками и ножницами», — иронично аттестует себя дизайнер) — и вот костюм уже в коллекции парижского музея моды Palais Galliera, а его директриса (уже бывшая — с завтрашнего дня она возглавляет музей в Бильбао), влиятельная исследовательница наследия Баленсиаги Мирен Арзалюз, — участвует в шоу Демны.
Balenciaga Haute Couture осень-зима 2025/2026






«Мода живет на грани завтрашнего дня и руководствуется не прежними знаниями, а волнением перед тем, что ей только предстоит открыть. Она — выражение нашей потребности развиваться, осмысливать перемены до того, как они наступят, формировать будущее раньше, чем оно получит имя».
— написал на прощание Демна.
У будуарных ботфортов и pantashoes (легинсов, скрещенных с сапогами), кроссовок Triple S, пальто и курток с эффектом фальшивой многослойности, всевозможных trompe l’œil — от шуб из «экзотических мехов» до пальто из «перьев», выполненных из шелка шатунг, до сумок — «баулов из ИКЕА», пакетов из-под чипсов и кошельков-паспортов — теперь есть имя Balenciaga by Demna. А внутри этого кошелька, как известно, билет в один конец — в будущее.