Blueprint
T

Доигрались

ФОТО:
LAUNCHMETRICS SPOTLIGHT, GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Составляя трендбук на 2025 год, аналитики Pinterest диагностировали массовый инфантилизм: согласно статистике платформы, зумеры, бумеры и миллениалы отчетливо осознали, что «взрослость переоценена», и потому бросились наряжать себя в кукол и оформлять дома в духе ярких детских комнат. Вот и первая коллективная выставка Limé «Тихий час», которая открылась сегодня в арт-пространстве бренда на Кузнецком Мосту, подтверждает немедицинское заключение: придумывая свои арт-объекты — хрустальные гребешки, скульптуры-монстры и керамических лягушек — девять приглашенных художников пользовались «детской оптикой». Впрочем, раньше них к этим окулярам подступились модные дизайнеры — The Blueprint вспоминает, как и почему.

Коллективная выставка Limé «Тихий час»

Плох тот модный журналист, который не пересказывал легенду маленького черного платья, не описывал оглушительный эффект, который произвел первый показ Кристиана Диора, и не вспоминал, как юный Жан-Поль Готье нарядил в свой первый конусообразный лиф плюшевого медвежонка Нану. Последняя модная сказка сегодня особенно актуальна — и дело не в грядущей первой коллекции Jean Paul Gaultier Дюрана Лантинка, который наверняка обратится к истокам дома, а в бесконечном параде игрушек, который мы видим на подиумах и в модных лукбуках.

«‎Я уверен, что в детстве заложены наши истинные предпочтения. Например, любовь и интерес к живой природе у меня именно оттуда. Дети как никто способны генерировать собственные миры. Воображение в начале жизни настолько мощно работает, что у многих есть воспоминания о том, как они, например, взлетали»

— художник Яков Хомич

Lamoda x Яков Хомич

Вот на показе Acne Studios осень—зима 2025/2026 плюшевый медведь обрел размеры ростовой куклы (как в клипе Бьорк Human Behavior — к слову, креативный директор Джонни Йоханссон вдохновлялся именно им, а еще своим деревенским детством) и распался на пушистые объемные шубы, боди и валенки. Вот мягкие зайцы облепили моделей на осенне-зимнем показе Kenzo, заменив им топы, жилеты и худи. Вот цветные мишки и кролики разбежались по свитшотам и брюкам из текущей весенне-летней коллекции Walter Van Beirendonck: держа в лапах гранаты и пулеметы, они по уровню брутальности могут дать фору игрушкам в портупеях из скандальной съемки Balenciaga. А вот — откатимся чуть назад — имтирующее оргию медведей пальто, представленное Гурамом Гвасалией на показе сезона осень—зима 2024/2025. Так дизайнер Vetements сделал реверанс в сторону знаменитой плюшевой шубы Жан-Шарля де Кастельбажака 1988 года: с благословения маэстро и даже, кажется, с его помощью.

Acne Studios осень—зима 2025/2026

Bjork «Human Behavior»

«Королевство кривых зеркал», 1963

Детская фотография Ирины Шейк на обложке журнала Sisters, 2025

«Все очень просто, — говорит экс-дизайн-директор “Яндекса” Гена Лохтин, который в конце 2024 года вместе с музыкальным агентом Сашей Ведерниковой запустил бренд When I Was __ и первую коллекцию — гигантские шоперы с плюшевыми медведями — посвятил раннему детству. — Мы все родом из детства, а задача любого искусства, на мой взгляд, убирать дистанцию между людьми, объединять их, говорить со всеми на одном языке. Детство тут — классный общий образ». По его словам, особой популярностью наивный аксессуар When I Was __ пользуется в метро: «Каждый день ко мне подходят незнакомцы с горящими от радости глазами, спрашивают, что же это за сумка, переходят на сайт по названию и заказывают прям при мне».

When I Was __

Vetements осень-зима 2024/2025

Marc Jacobs весна-лето 2025

Cecilie Bahnsen весна-лето 2025

JW Anderson весна-лето 2025

Кажется, что вещи, эксплуатирующие детскую тему, и впрямь популярны не только на подиуме, но и в миру. По крайней мере, такие часто ищут — что доказывают многочисленные запросы на Pinterest, где, например, «Кукольная эстетика» числится в ряду определяющих 2025-й трендов: сюда входит и кукольный макияж (+45% к запросам прошлого года), и интерьер (+40%), и обувь (+130%), и «причудливо-наивные» украшения (+120%). К слову, одно из таких — подвеска Coach в виде вишенок — уже заняло достойное четвертое место в рейтинге самых желанных вещей Lyst. Ну и, готовы спорить, вы тоже просили чат GPT сделать из вас куклу (прямо как редакция The Blueprint и еще примерно половина инстаграма): тренд, очевидно, в действии. И в модных отчетах его на все сто поддерживают кукольные образы Marc Jacobs, Cecilie Bahnsen, JW Anderson и не только.

«Гостья из будущего», 1985

«Мне кажется, сегодня растет запрос на духовное развитие — и в этом поиске мы нередко обращаемся к внутреннему ребенку как к компасу искренности и глубинной радости. Открыто проявлять эту часть себя — это как освободиться от оков. Современные тренды на “детское” обусловлены желанием вернуть в свою жизнь игру или даже дать себе сейчас то, чего так хотелось в детстве. Со стороны это может выглядеть как побег от реальности, но, возможно, эта маленькая иллюзия не даст взрослому утонуть в пучине новостей и проблем»

— художница Арина Шабанова. 

Studio 29

valentino

Объясняя, почему коллективное бессознательное зацепилось за детство именно сейчас, дизайнеры и художники повторяют то, что мы слышали в ковидные времена. Именно на них пришлась последняя «наивная» волна в моде: вы точно не забыли бум цветных колец из полимерной глины, бусы и браслеты из цветного бисера, часто с ромашками, звездочками и смайликами. «Сейчас у взрослых очень высокий уровень внутренней перегрузки, — говорит Татьяна Фомичева, основательница бренда Studio 29, который в последнее время активно заигрывает с детской тематикой. Например, в последнем новогоднем лукбуке марки взрослые модели, одетые в кукольные платья и нарядные “пижамы” с оборками, разыгрывали утренник. — На фоне всеобщего стресса, мировых кризисных ситуаций растет спрос на ностальгию и наивность. Детское — это про замедление, про игры, про легкость. Это не инфантилизм, это способ вернуться к себе настоящему, не отфильтрованному ожиданиями. Это способ напомнить себе, что можно иначе». Ровно с тем же посылом — «замедлиться, переосмыслить обыденность и наполнить ее поэтичностью» — представил последний кампейн Valentino Алессандро Микеле. В ролике модели, демонстрирующие в том числе сумку в виде видавшей виды игрушечной кошки, пускают мыльные пузыри, едят мороженое, играют в йо-йо и кубик Рубика.

simone Rocha осень-зима 2024/2025

Anrealage весна-лето 2025

Kenzo осень-зима 2025/2026

Van Beirendonck весна-лето 2025

Проект Grade Three Chairs, 2019

Коллективная выставка Limé «Тихий час»

«Я вижу в этом попытку найти безопасное место. Погрузить в него самого себя, и в то же время нейтрализовать ограничения и притязания со стороны внешнего мира. Поэтому детскость как синоним безобидности набирает силу. Служит громоотводом. В книге Инухико Ёмоты “Теория каваии” эта мысль очень подробно разобрана на примере японского общества»

— художница Маша Lam

Для тех, кто тоже хочет выдохнуть, но играть в куклы пока не готов, у дизайнеров есть более деликатное предложение — тренд этого лета на суперобъемные и часто нелогично скроенные вещи: будто эскиз, как могла, нарисовала детская рука — и тот вдруг стал реальностью. Точно такими выглядят, например, волнообразные объемные джинсы и кожаные брюки Acne Studios или вздувшиеся, как воздушные шары, топы и юбки Anrealage. Впрочем, самым легким способом примкнуть к мечтающим взрослым будет сделать пару пшиков новым ароматом Oddity: крышка изготовлена из старых пластиковых игрушек, а аромат — с нотами ревеня, мандарина, малины, розы, османтуса и мускуса, — отбрасывает в детство получше любых «медвежьих» шуб. А насладиться «Тихим часом», которым в детстве все пренебрегают — и напрасно, — до 10 августа можно в Limé: перевести дух, глядя на керамических мотыльков, шмелей и лягушек Маши Lam, взглянуть на мир глазами выдуманной Яковом Хомичем девочки Хейли, мысленно прогуляться по нарисованным Ариной Шабановой тропинкам, «где можно быть подхваченной тростинкой и где листья шепчут о наступившей весне».

Oddity

Табурет Nontalo

Скульптуры Наото Фукасава, 2025

Табурет Ecobirdy

Leitner весна-лето 2025

Comme Des Garcons весна-лето 2025

Marc Jacobs весна-лето 2025

Acne studios весна-лето 2025

«Джеймс и гигантский персик мультфильм», 1996

VALENTINO весна-лето 2025

Стулья Масахико Ито

Проект Grade Three Chairs, 2019

«Фильм Маппетов», 1979

Жан-Шарль де Кастельбажак

«Волшебник страны Оз», 1939

Doublet осень-зима 2023/2024

Moschino весна-лето 2022

«Балбесы», 1985

Louis Vuitton осень-зима 2024

Jackson de Ville

Jean Charles de Castelbajac осень-зима 1988/1989

Act N 1 осень-зима 2023/2024

Квартира Карла Лагерфельда в Монако, обставленная Memphis

Moschino весна-лето 2025

Анхель Мояно Ривас «Детство», 2023

«Побег из курятника», 2000

«Сад роста» Софи Лэзенби, 2023

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}