La Divina
Марии Каллас — 100 лет. Пабло Ларраин снимает про нее байопик с Анджелиной Джоли в главной роли, а Музей Виктории и Альберта сделал ее одной из героинь выставки Diva, которая продлится до апреля 2024. Вот что еще нужно знать про легендарную (и самую стильную) оперную диву ХХ века.
«Всякий раз, когда на подиуме появляется кейп или платье с рукавами-крыльями, можно предположить, что в свободное время дизайнер слушал Марию Каллас», — однажды заявили The New York Times и нисколько не преувеличили. Арии в исполнении оперной певицы звучали на дебютном показе Александра Маккуина для Givenchy — 19 января 1997-го музыкант и продюсер Джон Гослинг, который 15 лет составлял плейлисты для шоу дизайнера, решил перемешать их с диско-хитами. Тогда Мария Каллас вдохновила Александра Маккуина и на создание одного из платьев — белого, с пышными рукавами и вырезом-лодочкой.
Черно-белыми снимками оперной дивы в образе Медеи Марк Джейкобс покрыл жакеты, юбки, накидки, сумки и рюкзаки из коллекции весна-лето 2016. «Правда, непонятно, было ли это реверансом Марка Джейкобса в сторону самой Марии Каллас или же замысловатой отсылкой к книге Allure Дианы Вриланд, для переиздания которой дизайнер написал предисловие», — говорилось в рецензии The Business of Fashion. Речь про легендарную фотографию из кабинета главреда Harper’s Bazaar и Vogue, опубликованную на страницах Allure: на стене позади курящей мисс Вриланд можно рассмотреть разъяренную Марию Каллас («Если бы глаза были пулями, вы были бы уже мертвы!» — как-то описала ее Диана Вриланд). Valentino посвятили певице кутюрную коллекцию осень-зима 2018 и использовали ее арии в качестве саундтрека: Кайя Гербер шагала по подиуму в усеянном перьями платье под Casta Diva. Мария Каллас пела ее в миланском Cinema Metropol в 1954 году — а в 2009-м Dolce & Gabbana провели там шоу в честь певицы. Бывший креативный директор Burberry Риккардо Тиши лично разработал семь костюмов для театральной постановки Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас» — в 2020-м художница воспроизвела на сцене Баварской оперы смерти семи оперных героинь Каллас.
«Семь смертей Марии Каллас»
«Медея», 1969
Талант и красоту La Divina (так певицу прозвали в Италии) стали с завидной периодичностью воспевать на подиуме уже после ее смерти в 1977 году. Сама же Мария Каллас часто была собой недовольна — и всю жизнь боролась с неуверенностью в себе, проблемами с ментальным здоровьем и расстройством пищевого поведения.
Givenchy
«Меня считали гадким утенком — толстым, неуклюжим и непопулярным»
Семейство Калогеропулос перекочевало из Греции в Соединенные Штаты в 1923 году, а 2 декабря в Нью-Йорке родилась Мария Анна София Сеселия (отец будущей оперной звезды для удобства поменял фамилию на Каллас). Желанным ребенком она не была — мать ждала сына и первые четыре дня после родов вообще не прикасалась к дочери. Отец держал аптеку на Манхэттене, мать мечтала о славе и карьере актрисы (которую — спойлер — ей построить так и не удалось). «Не я принимала решение, чем буду заниматься в жизни, по крайней мере поначалу, — позднее рассказывала Мария Каллас. — Все решала семья, прежде всего моя мать, которая была главной в доме. Я должна была делать все, что мне говорят, но меня это не сильно расстраивало, потому что отдыхать и развлекаться я не умела. В восемь лет я начала петь, и было решено, что я стану певицей. Родители часто повторяли: мы посвятили тебе всю свою жизнь, и ты должна добиться того, чего нам не удалось сделать».
Своей внешностью Мария Каллас была недовольна уже тогда. И в своих комплексах винила мать: та никогда не скрывала, что любит старшую дочь, Якинти, больше, чем младшую («Моя сестра была стройной, красивой, дружелюбной, и мама всегда предпочитала ее мне. Меня же считали гадким утенком — толстым, неуклюжим и непопулярным»). Друзей у Марии не было, школу она ненавидела, проблемы заедала — иногда за завтраком она уплетала по полкило сыра. В общем, пение было единственной отдушиной Марии Каллас — как она позднее признавалась в интервью, участие в концертах и победы в любительских конкурсах помогали хотя бы на какое-то время «почувствовать себя любимой и нужной». Отношения Марии с матерью до конца оставались, мягко говоря, натянутыми.
Разведясь с мужем, мать с дочерьми перебралась в Афины, где их застала Вторая мировая, про которую певица потом рассказывала жуткие истории. Например, говорила, что, пока Мария пела для оккупантов в обмен на сахар и макароны, ее мать занималась проституцией и пыталась свести младшую дочь с немецкими и итальянскими солдатами.
Vogue US, Condé Nast Archive
«У этой жирной суки никогда ничего не выйдет»
Эту фразу 19-летняя Мария Каллас услышала за кулисами Национальной оперы Греции в 1942-м. В тот вечер она готовилась исполнить арию из оперы Пуччини «Тоска». На обозвавшего ее мужчину Мария накинулась с кулаками — и в итоге вышла на сцену с опухшим глазом (и все равно получила восторженные отзывы от афинских критиков).
А вот в Нью-Йорке, куда Каллас вернулась после окончания войны, построить успешную карьеру не удалось. Предложение о работе она получила только в Вероне (за каждое выступление ей платили $63). Дела пошли в гору после знакомства с Джованни Баттистой Менегини — миллионер, который был вдвое старше певицы, оказался большим любителем оперы, стал первым агентом и единственным мужем Марии. Их брак продлился до 1959-го, и за это время Каллас успела несколько раз проехаться с турами по Латинской Америке, получить от жителей Триеста звание «величайшей Нормы в истории» и сделаться любимицей La Scala.
«Прежде чем прийти ко мне в модный дом, вам следует как можно быстрее сбросить вес»
В 1953-м Мария Каллас считалась звездой итальянской оперы, но до статуса желанной клиентки модных домов ей было еще далеко. «Сколько вы весите? Больше 100 килограммов? Прежде чем прийти ко мне в модный дом, вам следует как можно быстрее сбросить вес», — сказала певице Эльвира Леонарди Буйер, больше известная как Бики и задававшая моду в послевоенном Милане. За год Мария Каллас похудела на 30 килограммов (убив нервную систему и повредив голосовые связки), подружилась с Бики и переоделась в наряды Chanel, Yves Saint Laurent, Balmain, Lanvin и Christian Dior.
За большую часть сценических костюмов Марии Каллас отвечал итальянец Пьеро Този, но все же ее любимым дизайнером оставалась именно Бики. По ее совету Мария полностью обновила гардероб — и купила 150 пар туфель, 300 шляп и более 200 платьев. Это Бики собирала оперную диву на гастроли и составляла для нее подробную инструкцию, в которой объяснялось, что с чем носить (и по каким случаям). Среди самых известных нарядов авторства Бики — вечерняя накидка из шерстяного крепа, в которой Каллас закрывала сезон в La Scala в 1970-м, и платье в пол с шелковым воротничком — его певица надевала на прощальный концерт в La Scala в 1973-м.
В нарядах Biki
Эльза Максвелл и Мария Каллас
Мария Каллас с Аристотелем Онассисом
Мария Каллас обожала шляпы, перчатки и, конечно, драгоценности. Часть ее коллекции украшений Cartier можно рассмотреть на знаменитом кадре, сделанном у нее дома в Милане в 1957 году. Многие драгоценности достались Марии Каллас в подарок от греческого судостроителя, миллиардера и любовника Аристотеля Онассиса (в 1968-м он женится на Жаклин Кеннеди — про их свадьбу Мария Каллас узнает из газет). «Ари научился понимать женщин благодаря каталогу Van Cleef & Arpels», — говорила Мария Каллас. Одно из самых любимых изделий в ее коллекции — брошь Van Cleef & Arpels Cinq Feuilles с шестью бирманскими рубинами весом 15,77 карата.
Дома в Милане с коллекцией
украшений Cartier, 1957
Гардероб Марии Каллас можно было хорошенько изучить на масштабной выставке Private Callas в Милане в 2017 году. Надеемся, не меньше вещей из коллекции привезут в лондонский Музей Виктории и Альберта в июне 2023-го.