Blueprint
T

La Divina

Оперная певица Мария Каллас — героиня нового байопика Пабло Ларраина (режиссера «Спенсера» и «Джеки») с Анджелиной Джоли в главной роли. А также выставки Diva, которая откроется в Музее Виктории и Альберта 24 июня 2023 года и расскажет про главных див в истории культуры. Вот что нужно знать про легендарную (и самую стильную) оперную диву ХХ века.



«Всякий раз, когда на подиуме появляется кейп или платье с рукавами-крыльями, можно предположить, что в свободное время дизайнер слушал Марию Каллас», — однажды заявили The New York Times и нисколько не преувеличили. Арии в исполнении оперной певицы звучали на дебютном показе Александра Маккуина для Givenchy — 19 января 1997-го музыкант и продюсер Джон Гослинг, который 15 лет составлял плейлисты для шоу дизайнера, решил перемешать их с диско-хитами. Тогда Мария Каллас вдохновила Александра Маккуина и на создание одного из платьев — белого, с пышными рукавами и вырезом-лодочкой.


Черно-белыми снимками оперной дивы в образе Медеи Марк Джейкобс покрыл жакеты, юбки, накидки, сумки и рюкзаки из коллекции весна-лето 2016. «Правда, непонятно, было ли это реверансом Марка Джейкобса в сторону самой Марии Каллас или же замысловатой отсылкой к книге Allure Дианы Вриланд, для переиздания которой дизайнер написал предисловие», — говорилось в рецензии The Business of Fashion. Речь про легендарную фотографию из кабинета главреда Harper’s Bazaar и Vogue, опубликованную на страницах Allure: на стене позади курящей мисс Вриланд можно рассмотреть разъяренную Марию Каллас («Если бы глаза были пулями, вы были бы уже мертвы!» — как-то описала ее Диана Вриланд). Valentino посвятили певице кутюрную коллекцию осень-зима 2018 и использовали ее арии в качестве саундтрека: Кайя Гербер шагала по подиуму в усеянном перьями платье под Casta Diva. Мария Каллас пела ее в миланском Cinema Metropol в 1954 году — а в 2009-м Dolce & Gabbana провели там шоу в честь певицы. Бывший креативный директор Burberry Риккардо Тиши лично разработал семь костюмов для театральной постановки Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас» — в 2020-м художница воспроизвела на сцене Баварской оперы смерти семи оперных героинь Каллас.



«Семь смертей Марии Каллас»

«Медея», 1969

Талант и красоту La Divina (так певицу прозвали в Италии) стали с завидной периодичностью воспевать на подиуме уже после ее смерти в 1977 году. Сама же Мария Каллас часто была собой недовольна — и всю жизнь боролась с неуверенностью в себе, проблемами с ментальным здоровьем и расстройством пищевого поведения.


Givenchy

«Меня считали гадким утенком — толстым, неуклюжим и непопулярным»

Семейство Калогеропулос перекочевало из Греции в Соединенные Штаты в 1923 году, а 2 декабря в Нью-Йорке родилась Мария Анна София Сеселия (отец будущей оперной звезды для удобства поменял фамилию на Каллас). Желанным ребенком она не была — мать ждала сына и первые четыре дня после родов вообще не прикасалась к дочери. Отец держал аптеку на Манхэттене, мать мечтала о славе и карьере актрисы (которую — спойлер — ей построить так и не удалось). «Не я принимала решение, чем буду заниматься в жизни, по крайней мере поначалу, — позднее рассказывала Мария Каллас. — Все решала семья, прежде всего моя мать, которая была главной в доме. Я должна была делать все, что мне говорят, но меня это не сильно расстраивало, потому что отдыхать и развлекаться я не умела. В восемь лет я начала петь, и было решено, что я стану певицей. Родители часто повторяли: мы посвятили тебе всю свою жизнь, и ты должна добиться того, чего нам не удалось сделать».


Своей внешностью Мария Каллас была недовольна уже тогда. И в своих комплексах винила мать: та никогда не скрывала, что любит старшую дочь, Якинти, больше, чем младшую («Моя сестра была стройной, красивой, дружелюбной, и мама всегда предпочитала ее мне. Меня же считали гадким утенком — толстым, неуклюжим и непопулярным»). Друзей у Марии не было, школу она ненавидела, проблемы заедала — иногда за завтраком она уплетала по полкило сыра. В общем, пение было единственной отдушиной Марии Каллас — как она позднее признавалась в интервью, участие в концертах и победы в любительских конкурсах помогали хотя бы на какое-то время «почувствовать себя любимой и нужной». Отношения Марии с матерью до конца оставались, мягко говоря, натянутыми.


Разведясь с мужем, мать с дочерьми перебралась в Афины, где их застала Вторая мировая, про которую певица потом рассказывала жуткие истории. Например, говорила, что, пока Мария пела для оккупантов в обмен на сахар и макароны, ее мать занималась проституцией и пыталась свести младшую дочь с немецкими и итальянскими солдатами. 


Vogue US, Condé Nast Archive

«У этой жирной суки никогда ничего не выйдет»

Эту фразу 19-летняя Мария Каллас услышала за кулисами Национальной оперы Греции в 1942-м. В тот вечер она готовилась исполнить арию из оперы Пуччини «Тоска». На обозвавшего ее мужчину Мария накинулась с кулаками — и в итоге вышла на сцену с опухшим глазом (и все равно получила восторженные отзывы от афинских критиков).


А вот в Нью-Йорке, куда Каллас вернулась после окончания войны, построить успешную карьеру не удалось. Предложение о работе она получила только в Вероне (за каждое выступление ей платили $63). Дела пошли в гору после знакомства с Джованни Баттистой Менегини — миллионер, который был вдвое старше певицы, оказался большим любителем оперы, стал первым агентом и единственным мужем Марии. Их брак продлился до 1959-го, и за это время Каллас успела несколько раз проехаться с турами по Латинской Америке, получить от жителей Триеста звание «величайшей Нормы в истории» и сделаться любимицей La Scala.



«Прежде чем прийти ко мне в модный дом, вам следует как можно быстрее сбросить вес»

В 1953-м Мария Каллас считалась звездой итальянской оперы, но до статуса желанной клиентки модных домов ей было еще далеко. «Сколько вы весите? Больше 100 килограммов? Прежде чем прийти ко мне в модный дом, вам следует как можно быстрее сбросить вес», — сказала певице Эльвира Леонарди Буйер, больше известная как Бики и задававшая моду в послевоенном Милане. За год Мария Каллас похудела на 30 килограммов (убив нервную систему и повредив голосовые связки), подружилась с Бики и переоделась в наряды Chanel, Yves Saint Laurent, Balmain, Lanvin и Christian Dior. 

За большую часть сценических костюмов Марии Каллас отвечал итальянец Пьеро Този, но все же ее любимым дизайнером оставалась именно Бики. По ее совету Мария полностью обновила гардероб — и купила 150 пар туфель, 300 шляп и более 200 платьев. Это Бики собирала оперную диву на гастроли и составляла для нее подробную инструкцию, в которой объяснялось, что с чем носить (и по каким случаям). Среди самых известных нарядов авторства Бики — вечерняя накидка из шерстяного крепа, в которой Каллас закрывала сезон в La Scala в 1970-м, и платье в пол с шелковым воротничком — его певица надевала на прощальный концерт в La Scala в 1973-м.





В нарядах Biki

Эльза Максвелл и Мария Каллас

Мария Каллас с Аристотелем Онассисом

Мария Каллас обожала шляпы, перчатки и, конечно, драгоценности. Часть ее коллекции украшений Cartier можно рассмотреть на знаменитом кадре, сделанном у нее дома в Милане в 1957 году. Многие драгоценности достались Марии Каллас в подарок от греческого судостроителя, миллиардера и любовника Аристотеля Онассиса (в 1968-м он женится на Жаклин Кеннеди — про их свадьбу Мария Каллас узнает из газет). «Ари научился понимать женщин благодаря каталогу Van Cleef & Arpels», — говорила Мария Каллас. Одно из самых любимых изделий в ее коллекции — брошь Van Cleef & Arpels Cinq Feuilles с шестью бирманскими рубинами весом 15,77 карата.




Дома в Милане с коллекцией
украшений Cartier, 
1957

Гардероб Марии Каллас можно было хорошенько изучить на масштабной выставке Private Callas в Милане в 2017 году. Надеемся, не меньше вещей из коллекции привезут в лондонский Музей Виктории и Альберта в июне 2023-го.



{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}