беременность в глянце и в соцсетях
31 января Рианна и ASAP Rocky объявили, что у них скоро появится ребенок: трогательная фотосессия пары собрала в инстаграме журнала People полтора миллиона лайков и разошлась по соцсетям всех — от крупных модных изданий, до поклонников музыкантов и просто неравнодушных пользователей инстаграма. Впрочем, Рианна — далеко не первая, кто «дропнул бомбу» подобным образом. Разбираемся, в чем дело: на дворе внезапный беби-бум или мы наблюдаем очередной виток эмансипации женщин?
Сосредоточиться на детях и семье модная индустрия начала предлагать незадолго до того, как всех нас запер дома пандемийный локдаун. Сначала в декабре 2019-го беременная модель Саша Пивоварова стала героиней рождественской «семейной» кампании Burberry. Тогда же пришли из типографий и первые журналы 2020-го: беременные девушки появились на обложках сразу нескольких Vogue: голландского, чешского и американского. Когда ситуация с пандемией обострилась, а вместе с ней и понимание, что семья и близкие — одна из главных ценностей жизни, тема родственных связей стала еще актуальнее. Привел ли экономический кризис к демографическому или, наоборот, локдаун и недоступность экстренной контрацепции повлекли за собой беби-бум, пока сказать невозможно. Но среди «богатых и знаменитых» всплеск рождаемости можно было заметить невооруженным глазом.

саша пивоварова
В 2020 году о своем положении заявили и модель Джиджи Хадид, и рэп-исполнительница Ники Минаж. Беременная Коко Роша и вовсе прошлась в положении (а еще в медицинской маске и шляпе) на шоу Christian Siriano во время недели моды весна—лето 2021. И никого особо не удивила, ведь к этому эффектному приему часто обращаются дизайнеры и такие классики, как Жан-Поль Готье и аутсайдеры-революционеры, вспомним хотя бы Рианну. В конце года история закольцевалась — и беременные девушки захватили обложки глянца с новой силой: модель Эмили Ратаковски отдала эксклюзив digital-обложке ноябрьского Vogue, актриса Эмма Робертс появилась на обложке декабрьского Cosmopolitan, а танцовщица Ингрид Сильва — на обложке декабрьского бразильского Vogue. Российский глянец тоже не остался без сенсационной «беременной» обложки: под конец 2020-го о своем новом положении на обложке Marie Claire заявила блогер и соосновательница проекта Follow Me To Наталья Османн. С наступлением нового года тенденция никуда не ушла: беременная модель Леся Кафельникова украсила обложку летнего номера российского Elle, посвященного семье и близости. О своем положении рассказала и рэп-исполнительница Карди Би — правда, без помощи глянца. На 21-й церемонии Bet Awards Карди Би появилась в кастомизированном платье Dolce & Gabbana, а следом выложила в Instagram очень красивый портрет. На фотографии певица позирует с серьгой Schiaparelli и браслетами Manluu, а также скульптурой в виде живота авторства художницы Миши Джапанвалы.
И, судя по тому, сколько моделей, инфлюенсерок и других законодательниц моды объявили о своей беременности, совсем скоро «многомесячный» живот на обложке журнала или на подиуме перестанет вызывать былой ажиотаж. Разбираемся, почему это хорошая новость для всех нас.



коко роша, siriano
ингрид сильва

Связь поколений
Конечно, беременных женщин мода любила и раньше. Они периодически появлялись в съемках, в том числе и в знаковых альбомах Pirelli (в 2013-м, например, беременная Адриана Лима позировала для Pirelli Стиву Маккарелу). Для моделей и звезд беременность всегда превращалась в пропуск-вездеход на обложки глянца, а для глянца — в соревнование за эксклюзив. Иконической съемкой в жанре считается Demi’s Big Moment для Vanity Fair 1991-го. В кадре — актриса Деми Мур, ожидающая второго ребенка от Брюса Уиллиса, по другую сторону от камеры — великая Энни Лейбовиц. Фотографию с обнаженной Деми Мур на обложке VF позже не раз цитировали коллеги. Вот Клаудия Шиффер в немецком Vogue 2010 года, вот Мэй Маск в New York Magazine в 2011-м с провокационным выносом «Разве она слишком стара для этого?» (Мэй, впрочем, не была беременна, а лишь символизировала собой всех гипотетических матерей после 50). Даже сами Vanity Fair повторяли себя — например, с Сереной Уильямс в июне 2017-го. Российский глянец тоже помнит про эту съемку — в декабре 2016-го кадр с Деми Мур процитировал Tatler, а в главной роли была телеведущая Ксения Собчак.


деми мур
«Это два разных жанра: просто беременная звезда и беременная Ксения Собчак. Не представляю, кто еще из знаменитостей способен сегодня вызвать столько интереса, будучи в положении», — говорит главный редактор Tatler Ксения Соловьева. И кроме «жирнющего эксклюзива», который Собчак, тогда главред L’Officiel, отдала конкурентам, и редакции, и героине хотелось продемонстрировать читателям и новый взгляд на беременность. «Были времена, когда звезды на последних месяцах беременности вообще куда-то исчезали из социальной жизни, чтобы никто не видел их толстыми, что, на мой взгляд, какой-то маразм. А сейчас люди становятся свободнее, рамки меняются. Женщина понимает, что можно и в обществе появиться в положении, и в этом нет ничего стыдного», — делится своими мыслями по этому поводу Собчак.
На первом месте — история
Спустя четыре года, в 2020-м, глянцу еще важнее не просто показать беременную звезду на обложке, но рассказать историю. О специфике этого состояния звезды начинают рассказывать все откровеннее, будто снимая с беременности стигму слой за слоем. Рэп-исполнительница Карди Би рассказывает на шоу Джимми Киммела о том, как ее дочь «буквально сломала [ее] вагину» — и в модных изданиях появляются материалы о том, как восстановиться после родов. Модель и телеведущая Крисси Тейген рассказывает о потере ребенка при родах в своем Instagram — и следом в глянце публикуются тексты по этой теме, и больше девушек рассказывают о таком опыте, в том числе и герцогиня Сассекская Меган Маркл. Многие табуированные темы становятся видимыми: перинатальные потери и ЭКО, драматические и порой необратимые изменения тела, ментальные трудности, связанные с материнством. «Думаю, глянец довольно точно отражает процессы, которые неотвратимо происходят в современном мире. К слову сказать, в 2020-м обычно медленный российский глянец в этом тренде прямо почти не отстал. Море „беременных“ обложек, материалы о депрессии и тревоге после родов. Надеюсь, нам недалеко и до формата американского Elle с его статьями про культурные аспекты запрета на VBAC (Vaginal Birth After Cesarean — вагинальные роды после кесарева сечения. — Прим. The Blueprint)», — говорит об этом Дарья Уткина, психолог и доула, соосновательница проекта о ментальном здоровье матерей #бережноксебе.
По словам главреда российского Marie Claire Анны Бурашовой, в случае с Натальей Османн ей как раз было важно не просто заполучить эксклюзив, а рассказать историю беременности Натальи Османн. «Мы с ней [с Натальей Османн] одновременно поняли, что хотим не мимимишную историю, а рассказать про то, как и почему у нее несколько лет не получалось забеременеть, со слезами и внутренним раздраем, с походами к психологу и разногласиями с мужем», — делится она. По ее ощущениям, аудитория хочет услышать историю, опыт, который можно применить к себе. «В ситуации, когда ты не можешь забеременеть годами, оказывались многие (мой личный опыт, кстати, был таким же сложным, как и у Наташи, еще и поэтому мне дорога эта история). А еще многие слышали с разных сторон „плохо стараетесь, что-то у вас не так, раз детей нет“ и так далее. Когда известный человек рассказывает, как преодолевал трудности, это подбадривает. В этом реальная ценность нашей обложки», — объясняет Бурашова.
Конечно, будет лукавством сказать, что журналы ставят сегодня на обложки беременных героинь исключительно из соображений альтруизма. Такая cover story — повышает и узнаваемость бренда, и цитируемость, и продажи тиража — а значит, в будущем и рекламные доходы. «Дело в том, что инфлюенсеры такого уровня очень хорошо продают: посмотрите, сколько подписчиков у Эмили [Ратаковски]. А Джиджи Хадид — это же вообще звезда. Я сама готова ставить ее на обложку хоть каждый год, беременной или нет», — говорит Катя Мухина, главный редактор Elle. Cами героини таких обложек, похоже, понимают и принимают правила этой игры. «Конечно, со стороны изданий и брендов это все игра в маркетинг, но это позитивная игра в маркетинг. Я не вижу в этом ничего плохого, потому что, показывая себя прогрессивными, издания пропагандируют какие-то классные вещи», — говорит об этом Ксения Собчак.

эмма робертс
Зачем тогда глянец?
Но зачем самим звездам и инфлюенсерам рассказывать о своей беременности с помощью глянца? Удовлетворение собственного тщеславия, красивая съемка и прочие бонусы, которые могут дать модные издания, очевидно, сегодня не так интересуют инфлюенсеров — все это они могут получить, опубликовав снимки в собственных аккаунтах и наняв творческие команды, ни в чем не уступающие глянцевым. Как, например, модель и инфлюенсер Джиджи Хадид, которая, пока все гадали, какой журнал первым получит на обложку беременную Джиджи, сама решила, что никакой — и организовала личную съемку при участии фотодуэта Луиджи и Ианго и fashion-директора Garage Габриеллы Каферы-Джонсон. Модель Елена Перминова, рассказавшая о своей беременности за пару недель до Нового года, тоже отказала глянцу в «праве первой ночи», хотя если учитывать, с какой стабильностью она появляется на обложках российских журналов, уверены, предложений было много. Собрав звездную команду из фотографа Кристины Снегиревой и стилиста Катрин Лучник, она сделала съемку, которая сразу же разлетелась по таблоидным пабликам и телеграм-каналам, а под оригинальным постом собрала свою сотню тысяч лайков. Своими связями и платформой в виде личного Instagram-профиля воспользовалась и главред российского Elle Катя Мухина. Модные фотографы Данил Головкин и Алексей Киселев делали ее фотографии по глянцевым стандартам. Согласно задумке самой Мухиной, основными референсами были кадры Паоло Роверси, Патрика Демаршелье, Ричарда Аведона — «все те же референсы, что и для журнала: самое главное — никакой вульгарности».
эмили Ратаковски
И Джиджи Хадид, и Лена Перминова, и Катя Мухина при этом получили свою долю славы, социального одобрения и даже охватов — их «беременные» фотографии растиражировались не только внутри соцсетей, но и по таблоидным пабликам и изданиям. Журналы не могут тягаться с соцсетями в охвате и оперативности, но могут предложить читателя, настроенного на серьезный разговор и даже нашедшего для него время — раз уж он взял журнал в руки. Кажется, именно это и нужно было той же Наталье Османн.
катя мухина

наталья османн

Каждому инфлюенсеру и звезде остается только выбрать — хочется ли ему нагружать сообщение миру о своей беременности дополнительной миссией или нет. Из имеющихся вариантов у них на руках теперь не только эксклюзив на «беременную» обложку для глянца, но и собственные арт-съемки — такие делали Бейонсе, Ники Минаж и та же Джиджи Хадид, или песни и клипы — как в случае с Кэти Перри, которая объявила о том, что ждет дочь, в клипе Never Worn White. Как говорит Лиза Породина, фотограф, которая сняла беременную Хлое Севиньи для журнала The Cut, каждый человек сегодня сам себе куратор, сам себе медийщик: он сам придумывает, как лучше рассказать о том событии в жизни, которое кажется ему важным. «В представление превращается все. Не только беременность, но и покупка нового дома, например: вспомним ту же Карди Би. Они превращают в шоу и новую одежду, новую задницу, новые губы, новый подбородок, нового бойфренда, новую жизнь», — говорит она. По мнению Лизы, та же Деми Мур, если бы рассказывала о своей беременности сегодня, скорее всего, выложила бы свою фотографию в соцсетях.


хлое севиньи
А нам-то что?

Исследования показывают, что в обществе беременных увлеченно стигматизировали и сорок три, и четыре года назад. Патриархальный уклад мысли извилист — и женщине в нем положено рожать, хотя от родов она гарантированно глупеет, толстеет, страшнеет, а заодно теряет многие человеческие права и свободы. Всякая женщина, едва забеременев, оказывается на минном поле общественного осуждения и суровой критике может подвергнуться за что угодно — за то, что работает на позднем сроке, бездельничает на раннем, предпочла кесарево, отказалась от обезболивания, занималась сексом, не занималась спортом — список можно продолжать практически бесконечно. Иногда кажется, что окружающие просто не знают, как им реагировать на чужую беременность. Блогер Анна Павлова вспоминает: «Это было в Московской области, когда я решила с подругой пофотографироваться в поле. На дороге рядом с полем были припаркованы несколько машин: „лады“, „запорожцы“ — и рядом с ними тусовалась компания подростков лет до 20. Вот они стояли и обсуждали что-то вроде „гхы, зырь, да она беременная“. Сначала я думала, что не расстроюсь от их комментариев, а потом долго бухтела „они офигели меня обсуждать“. А как-то, прогуливаясь рядом с „Депо“ в Москве, я шла мимо компании двух парней и двух девушек, и один из парней, поравнявшись со мной, удивленно ляпнул „ого, смотри беременная идет, бгг“, словно никогда беременных не видел. Это было очень громко, бестактно. Когда я вернулась домой, хотелось догнать их и пнуть». Более того, беременность сказывается и на ее профессиональной деятельности: «Когда я совершила беременный каминг-аут, в Instagram от меня отписалось 1000 человек. До сих пор после каждого поста про беременность или ребенка от меня уходит больше людей, чем в дни, когда я ничего не публикую. Что будет, когда в ленте появятся портреты ребенка?»

никки минаж
эшли грэхэм

В такой ситуации каждая беременная женщина, демонстрирующая свою беременность и делящаяся своими соображениями на этот счет, становится борцом со стигматизацией и маяком надежды для всех, кто от стигматизации страдает.
По мнению фотографа Саши Масловой, у которой часто заказывают фотосессии беременные звезды и блогеры (в том числе и Анна Павлова), отклик на беременных девушек, по крайней мере, у аудитории в соцсетях с годами и правда стал положительнее. «Все мы знаем, что сейчас одно из самых популярных направлений в Instagram — это мамы-блогеры. Самая покупающая, самая отзывчивая, самая комментирующая аудитория именно у них. И им хотят подражать. Я не знаю, что будет дальше, но на данный момент, когда мы смотрим на беременные фотографии в социальных сетях, Джиджи [Хадид], например, мы восхищаемся ей. И вот эта мысль… когда ты смотришь журнал или соцсети, видишь этих девушек и думаешь «круто, я бы тоже так хотела» — вот это очень классно. Это очень здорово, это новое время: табу на показ беременности, грубо говоря, снято», — отмечает она.
анна павлова
За иключением частных случаев общее отношение к беременности меняется в положительную сторону и за пределами соцсетей. Дарья Уткина, психолог и доула, соосновательница проекта о ментальном здоровье матерей #бережноксебе, отмечает, что это комплексная заслуга глянца и блогеров. «Польза от этого [от появления большого числа беременных девушек на обложках глянца и в соцсетях] и правда есть — благодаря такой репрезентации девушки по-новому относятся не только к беременности, но и к вероятности того, что окажутся в таком положении. Лично мне кажется, что в современной культуре наконец-то происходит переход к более целостному восприятию женской сексуальности, которая уже не заканчивается на образе нимфетки. Беременность и роды в 2020-м не исключают женщину из мира чувственных и привлекательных образов», — говорит она.
Образ «мамы, которой удается все» и правда особенно тиражируется в последние годы и, что важнее, влияет на сознание будущих мам — это отмечает и Ольга Исупова, старший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ, социолог, демограф и гендеролог: «Стремление к максимальной самостоятельности женщины в родах, попыткам руководить процессом и „сделать все самой“ усилились. Также усилились тенденции работать до последнего дня беременности и как можно раньше начинать работать после родов, опять-таки в русле представлений о самостоятельности и женской силе. Беременность сейчас для многих не повод для отдыха, как и уход за малышом».
Увы, но кроме положительного влияния такой тенденции (беременную женщину перестают воспринимать как слабое беспомощное создание) есть и свои минусы. «Часто это связано и с эмоциональным выгоранием из-за перенапряжения, могут возникнуть материнские депрессии, тем более что материнство в моде интенсивное и напрягаться с развитием ребенка предстоит с первых дней и минимум до окончания им учебы (сочетая это все с работой, что особенно тяжело при ковид-дистанционке)», — продолжает Ольга Исупова. Екатерина Сергеевна Барская, психолог центра репродукции и генетики «Фертимед», тоже отмечает такой тренд. «Современная будущая мама хочет контролировать все процессы вокруг, она владеет информацией о самых разных сторонах жизни. Ей важно подстраховаться на все случаи, тем самым она лишает себя спокойствия, которое необходимо для благополучной беременности», — говорит она.
В целом, поскольку все чаще публично транслируются все аспекты беременности, женщины осознаннее подходят к планированию этого состояния, и, как следствие, в том числе сдвигается возраст зачатия. «Благодаря контрацепции, доступу к образованию и распространению альтернативных форм семьи рождение ребенка все чаще становится выбором и запланированным событием. В любой стране, как только появляется возможность учиться, зарабатывать и делать репродуктивный выбор, женщины переносят рождение детей на более поздний срок. В корпорациях вроде Google и Facebook в соцпакет входит возможность замораживать свои яйцеклетки, чтобы отложить материнство и делать карьеру. Можно по-разному относиться к этим феноменам. Но тренд один и тот же во всех странах», — говорит об этом Дарья Уткина. Ольга Исупова подчеркивает, что такая тенденция характерна для всех женщин, вне зависимости от социального или географического положения: «Все это характерно как для женщин победнее, из регионов (необходимость зарабатывать из-за бедности), так и для образованных москвичек, и особенно сконцентрировано в материнских возрастах 30–35 лет (так называемое осознанное отложенное материнство)».

саша маслова
Больше внимания женщины начинают уделять и собственным желаниям и потребностям. «Например, все женщины активно ищут поддержку до, во время и после родов у немедицинских профессионалов, и даже ВОЗ с 2018 года рекомендует роды с доулой. Параллельно все чаще звучат слова о правах женщин в родах. И здесь можно сказать одинаковое спасибо феминисткам и традиционным акушеркам, доулам и исследователям родов. Открытый диалог об акушерском насилии, объективации женского тела и репрессивной медикализации нормального процесса родов помогает многим женщинам уверенно отстаивать свое право на выбор места, команды и способа родов», — говорит Дарья Уткина.
Получается, чем чаще мы будем видеть беременность разных девушек и, главное, узнавать, как по-разному она влияет на тело, здоровье и, в конце концов, жизнь, тем качественнее будем подходить к этому вопросу для самих себя — тем более безопасным физически и ментально станет этот процесс. И глянец, и соцсети лишь инструменты, которые помогают сделать проблему видимой. А значит, хоть немного ее решить.
vogue, январь 2020