Blueprint
T

Операция «Спрут»

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Завершилась ярмарка Art Basel Paris 2025. Марина Федоровская изучила стенды в Гран-Пале и ярмарки-сателлиты и пришла к выводу, что тяжелый совриск — не без помощи тяжелого люкса — живет в мире если не радужном, то безоблачном и полном красок.

Герхард Рихтер, Abstraktes Bild, 1987 / Галерея Hauser & Wirth

Началось все... с фальстарта. Впрочем, санкционированного. Если прежде коллекционеры приходили на VIP-открытие под названием First Choice в среду, на день раньше прессы и на два дня раньше широкой публики, то теперь самых-самых — по шесть гостей от галереи — позвали аж во вторник, на предпремьеру, буквально Avant-Première. И не прогадали. В первые же часы продажи достигли 90 миллионов долларов. Рекорд поставила проданная цюрихской галереей Hauser & Wirth Abstraktes Bild («Абстрактная картина»), 1987, Герхарда Рихтера.

Еще одну картину мэтра — за 3,5 миллиона долларов — тоже в первый день продала галерея Дэвида Цвирнера. Напомним, что ретроспектива послевоенного немецкого классика накануне открылась в парижском Фонде Louis Vuitton.

← Герхард Рихтер / Галерея David Zwirner

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":202,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":330,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

← ↑ Такаши Мураками x Louis Vuitton

Да и в целом ярмарка прошла под оком (и щупальцами) модного конгломерата — на стенды с внутреннего балкона Гран-Пале взирал опутавший его розовый осьминог Такаси Мураками, знак возвращения LV к, пожалуй, самой успешной коллаборации в своей истории. Охранял спрут, как и положено, сокровища — 11 сумок Artycapucines, созданных японским художником. Одна из них покрыта золотом, в общем, неудивительно, что все стояли под стеклянными колпаками. Рядом были гигантские плюшевые сферы из фирменных улыбающихся цветочков и девушки со смартфонами, документирующие эпический момент слияния искусства и моды. Работу самого Мураками галерея Perrotin продала на ярмарке за 550 тысяч долларов.

Такаши Мураками / Галерея Perrotin

Маурицио Каттелан, Today, 2025 © Галерея Perrotin

Такаши Мураками x Louis Vuitton

Тем, кто сумел отвести взгляд от люкса, открывался вид на основную часть ярмарки: традиционную геометрию галерейных стендов оживляли скалы или горы, в общем, Mountains, 2025, швейцарца Уго Рондиноне — стоящие по три друг на друге раскрашенные в неоновые цвета каменюки. Да и в целом от основной секции Art Basel Paris ощущение осталось такое же: масштабно (шутка ли, 206 галерей из 41 одной страны, включая 29 новичков), ярко и беззаботно.

Уго Рондиноне / Галерея Eva Presenhuber

Вот на стенде галереи Lodovico Corsini две моторизованные инсталляции художницы Мерием Беннани, чья выставка Sole Crushing проходит неподалеку: комично трясущаяся корзина для салата (Salad Shake, 2022) за 35 тысяч евро и время от времени начинающая дрожать круговая вешалка для галстуков. Вот на стенде лондонской Pillar Corrias гигантское полотно 35-летней американки Чабабалы Селф Bayou Bather — коллажный, из ткани, нитей, раскрашенного холста портрет купальщицы — продается за 330 тысяч долларов и поддерживает не покидающий нас тренд на текстиль. Хлопкового осьминога напоминают и полосатые, к тому же сделанные из ткани для матрасов скульптуры и панно из серии Мoving Сandy, 2024 аргентинской художницы Марты Минухин на стенде мексиканской галереи Kirimanzutto.

Мерием Беннани, Salad Shake, 2022. Галерея Lodovico Corsini

Мерием Беннани, Выставка Sole Crushing / Галерея Lodovico Corsini

Чабабала Селф, Bayou Bather / Галерея Pillar Corrias

На стенде румынской Plan B показывают еще один «трендовый» медиум — керамику и стекло. Скульптуры из выдувного стекла румынской художницы Адрианы Попеску (1954–2007) продаются по цене от 2500 до 4000 евро. Неподалеку, на стенде сеульской галереи Kukje, мерцает аметистовым светом кусок драгоценной кладки Precious Stonewall, 2021, французского художника Жан-Мишеля Отониеля, чьи работы, похожие на раблезианские бусы, продавала и галерея Perrotin.


Ткани, керамика, стекло — дань традиции. На другом конце спектра — мода на высокие технологии, и один из тех, кто неброско, но изящно использует искусственный интеллект, — француз Пьер Юиг. На стенде берлинской Esther Schipper его золотая маска Idiom, 2024, в режиме реального времени озвучивается бормотанием, сгенерированным из разговоров вокруг (на прошлогодней Art Basel Paris такую же продали за 85 тысяч долларов). Движущаяся и говорящая лампа Филиппа Паррено продана за 75 тысяч евро.

Адриана Попеску, Another World, Trophies, and Sea Fruits, 1995-2003 / Галерея Plan B

Жан-Мишель Отониель, Precious Stonewall / Галерея Perrotin

Стенд Галереи Esther Schipper © Andrea Rossetti

Пьер Юиг, Idiom, 2024 / Галерея Esther Schipper

Но живопись все-таки дороже. Особенно проверенная временем. Работа эфиопско-американской абстракционистки Джули Мерету Charlotte, 2007, ушла за 11,5 миллиона долларов. Третье место — у работы Модильяни Jeune fille aux macarons, 1918, которую галерея Pace продала почти за 10 миллионов долларов, за картину Children playing, 1999, минималистки Агнес Мартин они же выручили 4,5 миллиона.

11,5 млн $

Джули Мерету,
Charlotte, 2007 / Галерея White Cube


~10 млн $

Амедео Модильяни, Jeune fille aux macarons,
1918 / Галерея Pace

4,5 млн $

Агнес Мартин,
Children playing, 1999 / Галерея Pace


В разделе Emergence, где одна новая галерея показывает одного нового художника, — всего 16 участников. И первая же инсталляция в галерее The Pill заставляет немедленно записать имя художника — Нефели Пападимоули, художница и архитектор, родилась в Афинах, живет в Париже, выставлялась в Фонде Hermès в Токио, а на Art Basel Paris показывает версию своего проекта Idiopolis I. Похоже на сценический «задник» из шести тканевых панно, к которым ремнями крепятся костюмы с этническо-космическими мотивами, и подтверждает тренд даже не столько на текстиль, сколько на монументальные произведения на границе дизайна, архитектуры, театра и моды. Вот и яркие инсталляции Дуи Ханя на стенде галереи Bank (Шанхай — Нью-Йорк) напоминают аттракцион в китайском стиле — батут или горку, но если почитать сопроводительные тексты, узнаешь, что концепция художника построена на синтезе культуры, науки и психологии.

Нефели Пападимоули, Idiopolis I / Галерея
The Pill

Дий Хань / Галерея Bank

Третья часть ярмарки — секция Premise, где сделана ставка на кураторский отбор и открытие, вернее, переоткрытие имен, причем начиная с 1900 года. Поэтому главное тут — сторителлинг. А ярчайшая звезда — гаитянский художник Гектор Ипполит (1894–1948), «первый афро-карибский сюрреалист», на стенде лондонской The Gallery of Everything. Здесь не только живопись, но и письма, фотографии и прочие документы, позволяющие раскрыть историю жизни и творчества художника, цены на работы которого доходят до 800 тысяч евро, что для «нового имени» на рынке довольно значительная сумма. При этом еще несколько лет назад кандидатура Ипполита была отклонена экспертным советом Art Basel Paris из-за несоответствия формату: «Да, это нам нравится, но для такого искусства места нет», — ответили тогда Джеймсу Бретту, основателю галереи. Но прошлогоднее столетие сюрреализма и гибкость концепции Premise дали повод кураторам ярмарки пересмотреть подход и расширить географические границы почтенного арт-направления.

Гектор Ипполит / The Gallery of Everything

Asia Now

Впрочем, на Art Basel Paris национальных отличий галереи стараются не делать, активно работая с иностранными авторами и темами — благо для этих целей есть ярмарки-сателлиты, проходящие в то же время, что и Art Basel. Самая крупная, занимающая несколько павильонов и этажей французского Монетного двора — Asia Now, — показала высокий уровень произведений и стендов, включая роскошную публичную программу. Перформанс Threaded Whole Паскаля Хашема — мультидисциплинарного художника из Бейрута — завораживающее пластическое действие, в ходе которого стоящую во дворе и эффектно окутанную дымом инсталляцию из старых деревянных шкафов оживили танцовщики, которые как бы становились частью этой композиции.

Ню Баррето, Depitee (Etats Desunis d’Afrique), 2018 / AKAA 
Фото: Марина Федоровская


И стоило добраться до AKAA (Also Known As Africa), чтобы увидеть работу живущего в Париже уроженца Санто-Доминго Ню Баррето Dépitée (États Désunis d’Afrique), 2018 — переосмыслив идею, некогда озвученную Муаммаром Каддафи, об объединении стран Африки в некое подобие Соединенных Штатов, он сделал флаг — обшарпанный, изрешеченный пулями и с отвалившимися звездами. Название работы переводится как «Разъединенные штаты Африки», и это редкий проблеск актуальной повестки в мире Art Basel Paris.

Перформанс Threaded Whole Паскаля Хашема.
Фото: Марина Федоровская

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}