
образ жизни• интервью
9 июня 2025
От общего к частному
текст:
Павел Герасименко
фото:
Лиза Боталова
Основательница школы Masters
Полина Бондарева показала The Blueprint свое домашнее собрание современного искусства и рассказала арт-критику
Павлу Герасименко о принципах коллек-ционирования, выборе художников
и жизни на две столицы.
1 — Дмитрий Гусар, панно из ткани, Lobby [внизу]


Полина Бондарева вот уже десять лет руководит созданной ею школой Masters. Возникшая в Петербурге в 2015 году как образовательный гуманитарный проект, начиная с осени 2022 года школа Masters также работает в Москве и продолжает развиваться. Теперь это не только лекционные курсы известных преподавателей и знатоков искусства, но еще и издательство, совместно с Ad Marginem выпускающее переводы важных текстов по истории культуры, современный книжный магазин, журнал в печатной и интернет-версиях, галерея, нацеленная на работу с молодыми авторами и художниками «новых медиа». По словам основательницы, «школа Masters встраивается в московскую арт-сцену, в то же время сохраняя личный взгляд». Одним из событий первой биеннале, организованной фондом «Новые коллекционеры» в сентябре этого года в Москве, станет показ коллекции в новом московском доме Masters. А пока мы говорим в петербургском офисе школы в пространстве Левашовского хлебозавода — реконструированного памятника конструктивизма.
О двух городах

Я ощущаю себя в некотором смысле послом — в Петербурге на Левашовском хлебозаводе мы стараемся показывать московские выставки, а в Москве интегрировать петербургскую сцену.
Меня спрашивают: «Как вы пять лет живете на два города?» — и я отвечаю, что на самом деле не могу быть больше трех дней в одном городе. Мне кажется, я очень правильно совмещаю эти две разные жизни, но для меня они уже сливаются в одну.
«Через коллекцию можно дать себе возможность даже не поэкспери-ментировать, а, как говорит Марина Гисич, “подерзить” — я бы даже сказала “пошалить”»
С переездом в Москву и открытием филиала школы Masters на Патриарших прудах связана и смена моих ролевых моделей. В Петербурге проводником в мир искусства для меня была Марина Гисич, ее галерея и круг петербургских интеллектуалов и культурологов — Иван Чечот, Петр Белый. В Москве дело, как говорится, стало за арт-рынком и людьми с большим профессиональным опытом, создающими большие проекты. В первую очередь это Ольга Свиблова — ей я обязана моим интересом к художникам новых медиа, вызвавшим появление Masters Digital Gallery. В Москве у меня сложился круг близких людей, которые на меня повлияли и до сих пор позволяют мне все время энергетически заряжаться.


2 — Вадим Михайлов, «Рисуй цветы», 2023
Сейчас возникает много новых художественных инициатив, открываются новые пространства, но я вижу в этом огромную опасность: в Петербурге, как мне кажется, до сих пор удавалось сохранить идентичность каждого пространства, а в Москве я этой идентичности часто не замечаю. Когда я каждую неделю езжу обратно в Петербург, здесь я подпитываюсь той средой, которая позволяет мне сфокусироваться и правильно развивать этот фокус в Москве.

О выборе художников и коллекции
За последние 20 лет — с тех пор, как благодаря Марине
Гисич у меня появились первые работы Виталия Пушницкого, Марины Алексеевой, Григория Майофиса, – взгляд очень сильно изменился. Сейчас я больше люблю что-то тактильное – стекло, ткани, керамику, и это влияет на мою коллекцию. Интересным для меня был объект Ивана Карпова, где есть растения, и звук, и свет.
3 — Мария Ермоленко,
«Без названия», из серии
«Когда пролетит комета», 2024
4 — Владимир Абих


До сих пор 80% моей коллекции составляют петербургские художники. Когда я покупала первые работы Лизы Бобковой, она еще была студенткой Академии Штиглица, а сейчас представлена на мировом арт-рынке. На Левашовском хлебозаводе мы сделали первую персональную выставку Александры Пацаманюк «Голубой огонек», а сейчас ее представляют ведущие московские галереи. Когда я вижу, что выбор был правильный, это мотивирует продолжать в том же духе.
«Сейчас возникает много новых художественных инициатив, открываются новые пространства, но я вижу в этом огромную опасность: в Петербурге, как мне кажется, до сих пор удавалось сохранить идентичность каждого пространства, а в Москве я этой идентичности часто не замечаю»


5 — Ян Гинзбург, «Манекен Юрия Нолева-Соболева»
У меня остается квартира в Петербурге, где со мной всегда работы художников от Тани Ахметгалиевой до Петра Швецова. В Москве мы арендуем квартиру, и поэтому у меня появилось место эксперимента, коллекция больше формируется из московских галерей. Конечно, со мной в Москву уехал Чёлушкин — у нас с Ильей (муж Полины, предприниматель. — Прим. The Blueprint) есть его важная работа «Скорость». Мне кажется, она олицетворяет наш семейный путь и поэтому переезжает со мной из дома в дом. В Москве работы Лизы Бобковой, у меня их какое-то количество, они очень разные — это и металл, и графика, и объекты. Они уже как будто сжились с библиотекой и шкафом и везде переезжают вслед за нами. Графика молодой художницы Полины Уваровой, которую я купила на ярмарке «Контур», — для меня это абсолютно про Петербург. Большая вышивка Евгения Антуфьева стала очень важным элементом моей жизни и тоже повсюду следует за мной.

Когда я только переехала в Москву, работа Тимофея
Ради «Эй ты люби меня» стала для меня пророческой. Это достаточно известная фотография, которая есть во многих коллекциях, — там изображено большое серое здание с красной пожарной лестницей, и на нем фраза, написанная художником. Так сложилось, что и в прошлой моей квартире, и в нынешней эта работа у нас в спальне. Недавно, когда мы выбрали в Москве новую площадку, которая открывается в сентябре, я поняла, что этот дом — абсолютная визуализация дома с фотографии, которая очень долго находилась в моем поле зрения и воплотилась в реальности. Я приняла решение фактически за один день, что со мной теперь бывает достаточно редко.
6 — Иван Карпов, из серии «Формула цветка» [слева], Дмитрий Цыкалов, из серии «Белье» [справа]
«Несмотря на то что по правилам хорошего тона коллекционера все должно быть в единой ценовой категории и так далее, я этого абсолютно не принимаю, потому что чувствую в душе некий азарт и доверяю себе»
Через коллекцию можно дать себе возможность даже не поэкспериментировать, а, как говорит Марина Гисич, «подерзить» — я бы даже сказала «пошалить». Потому что в Москве мы не так давно, у нас есть возможность, переезжая, пробовать разные форматы — в гостиной береза работы Федор Хиросигэ и большая керамика с последней выставки Ульяны Подкорытовой в петербургской галерее MYTH. Все это существует в моем мире совершенно неразрывно, и я это очень люблю. Несмотря на то что по правилам хорошего тона коллекционера все должно быть в единой ценовой категории и так далее, я этого абсолютно не принимаю, потому что чувствую в душе некий азарт и доверяю себе. Это для меня не решающий фактор, но мне нравится угадывать.
Работы у меня стоят и на полу, и на столах, и в библиотеке, и на подоконнике, везде. Я не люблю убирать их в хранение или в шкаф, я считаю, что с искусством надо жить. Безусловно, роли и функции работ могут меняться, всегда есть очарование каким-то новым объектом. Мне нравится, как они начинают существовать вместе, и каждый раз это новая жизнь для всех произведений искусства.
О семье и воспитании коллекционеров
Так сложилось, что Марина Гисич — крестная мама моей дочки, и, как очень ответственный галерист, она уже лет семь взращивает в ней коллекционера. У дочки есть графика Александра Шишкина-Хокусая, Тани Ахметгалиевой,
Аси Маракулиной — маленькая, но своя коллекция, и ей это нравится. Сын в меньшей степени, но так вышло, что они все равно в этом живут, иногда сталкиваясь с достаточно смелыми сюжетами, как живопись из эротической серии Петра Швецова.


7 — Винтаж, Китай, Craft by Soil
Интересная история случилась с работой Марии Кошенковой. Ее повесили над столом в гостиной, и тогда мы впервые решили, что работа уедет в загородный дом, — мой муж ее пока что не осилил, потому что это достаточно тяжелое для каждодневного восприятия искусство. Но, думаю, еще несколько лет, и у нас будет вся комната в Кошенковой, — есть куда расти.
«Работы у меня стоят и на полу, и на столах, и в библиотеке, и на подоконнике, везде. Я не люблю убирать их в хранение или в шкаф, я считаю, что с искусством надо жить»
8 — Обложки Masters Journal
9 — Таня Ахметгаллиева
10 — Саша Браулов, «Левашовский Хлебозавод», 2023



Одна из последних вещей, которые мы приобрели — работа Яна Гинзбурга, посвященная Юрию Нолеву-Соболеву. Ввиду того что мы сейчас делаем исследования и сами начали думать про архив (следующий номер Masters Journal в сентябре будет посвящен архивам), для нас стала интересна личность Соболева — петербуржца, который был интегрирован в московскую художественную сцену и сформировал сообщество. Мы ищем и считываем те контексты, которые для нас сейчас внутренне актуальны. Например, я выбрала для коллекции работу Дмитрия Грецкого и Евгении Кац «Нарцисс» в галерее Марины Гисич, а недавно мы выпустили книгу Бориса Гройса «Апология Нарцисса». И такие в хорошем смысле мостики между нашим развитием и событиями, которые происходят вокруг, для меня тоже важны.

Я достаточно открытый человек и всегда рассказываю, что есть в моей коллекции. Более того, я горжусь, что мне удалось создавать ее в течение долгого времени, еще не имея тех возможностей, которые есть сейчас. За это время среди моих знакомых появились люди, которые не только хотят интегрировать в свою жизнь, но уже стараются идти выверенным путем коллекционера. Это рождает важную среду для развития многих молодых художников, и петербургских в том числе.
Сейчас формирование моей коллекции — уже во многом дело институции, хотя я до сих пор имею роскошь подбирать работы, которые откликаются лично у меня. В моем рабочем кабинете есть возможность хранить что-то маленькое, и сейчас здесь — работы Саши Пацаманюк, Александра Браулова, Николая Онищенко с предыдущей выставки в Masters Digital Gallery. Я работаю с девелоперами, у которых есть возможность реализовывать большие проекты, и здесь тоже немножко утоляю свою страсть. Для строительной компании RBI (занимавшейся редевелопментом Левашовского хлебозавода. — Прим. The Blueprint) мы сделали с Владимиром Абихом огромную двухчастную скульптуру.
11 — Ася Заславская, «Любит», 2023
Интересно отметить вклад моего мужа в коллекционирование. Он человек не гуманитарного, а технического склада — занимается электромобилями, но его подход меня поражает. Если он когда-то со мной куда-то пошел и увидел работу художника, то внимательно рассматривает и расспрашивает про нее, и потом через годы может безукоризненно узнать автора в любой коллекции. Теперь на день рождения ему тоже дарят произведения искусства. Моими подарками ему стали 300-метровый огромный мурал Миши Моста, который появился на заводе в свободной экономической зоне, и объект Кати Соколовской с выставки в «Гараже», сейчас он тоже на его производстве в Петербурге. Это очень классный эксперимент, где я могу почувствовать большой объем не только в своих проектах и позволить себе приобрести в коллекцию что-то большое, что не всегда получается дома.
09 ИЮНЯ 2025
0