Blueprint
T

Дома и на работе:

Юлия Наполова

ФОТО:
ИВАН ОЗЕРОВ

На этой неделе в Москве открываются две выставки-блокбастера — «Передвижники» в Третьяковке и «Кукрыниксы» в Манеже. Обе оформляло бюро PSCulture, которое уже 10 лет отвечает за архитектуру и сценографию в главных культурных институциях страны. Его основательница Юлия Наполова родилась в Риге и выросла в Москве, окончила МАРХИ и Вестминстерский университет, занималась архитектурно-реставрационными проектами и строила офисы в Москве-Сити. The Blueprint побывал у нее дома и на работе — и расспросил про любимые работы и архитектурные маршруты, самые уродливые здания и коллекцию искусства.

Главная задача архитектора — срежиссировать и спродюсировать правильный вайб.

С выставками то же самое. Мало кто знает, что византийские монеты олицетворяли согласие мирского и духовного: на одной стороне чеканили портрет императора, на другой — лики святых. Но все представляют образ Византии: золото, базилики, мозаики. Вот эти понятные зрителю элементы мы использовали на экспозиции в Музее нумизматики. Секрет в том, чтобы начинать любую выставку со знакомого и потом постепенно разматывать этот клубок.


На серванте: Диана Воуба «Алфавит», Полина Штанько «Золотые яйца капитализма», 2021-2022

Творческий метод у меня такой: в отличие от других архитекторов и сценографов, я начинаю работу не с эскиза, а с нарративной карты.

То есть разговариваю с куратором, читаю материалы по теме, а потом беру бумагу и прописываю смыслы и их взаимосвязи: о чем выставка, что важно показать в первую очередь, как экспонаты друг с другом связаны. А уже после перехожу к планировке, архитектуре, графическому дизайну, цвету, свету, мультимедиа. Красивые декорации не сработают без стройного смыслового наполнения — только запутают.

Слева на стене: Портрет Юлии Наполовой, фото: Евгений Военский
Справа:
 Аннушка Броше. «Без названия»

Я несколько месяцев конспектировала серьезные книги про каббалу

перед выставкой в Еврейском музее, которая, к сожалению, так и не открылась. Я училась в МАРХИ и неплохо знаю историю искусства, но в какие-то темы приходится погружаться в нуля, чтобы понять, как оформить об этом выставку. Хорошо, когда на это есть время — такое бывает далеко не всегда. Вот выставку Сесила Битона в Эрмитаже мы придумали за две-три недели. Проекты для Третьяковки мы обычно сдаем сильно заранее: в августе отдали рабочие чертежи выставок, которые откроются в июле 2025-го.

В моем топе выставок всех времен — 

«Голливудский костюм» в Музее Виктории и Альберта (2012) и «Диор: под знаком искусства» (2011) в ГМИИ имени Пушкина, на которую я пошла прямо перед отъездом в Лондон. Я тогда училась в Вестминстерском университете на курсе по дизайну городской среды и приехала в Москву на каникулы. Та выставка в Пушкинском не была образцовой, но я просто обалдела от масштаба и красоты — и подумала, что мне было бы интересно заниматься чем-то подобным. В 2014-м меня впервые позвали делать выставку — про Первую мировую в Музее Москвы — и понеслась.

i. «Сесил Битон и культ звезд» / Государственный Эрмитаж, Главный штаб, 2020
ii. «Названо Вазари. Маньеризм» / ЦСИ Арсенал, Нижний Новгород, 2023
iii, iv. «Энди Уорхол и русское искусство» / Севкабель порт, 2021

В оформлении выставок есть свои тренды:

в России был фанерный период, навеянный работами Кирилла Асса и Надежды Корбут, потом — металлический. Одно время всюду запихивали какие-то экраны, наивно предполагая, что это здорово, модно и технологично. Сейчас есть тренд на дизайнерский свет, и мне это очень нравится. Раньше ведь было как: «Юля, ты там расскажи нашему монтажнику, куда лампочку повернуть». Теперь же музеи — и Третьяковка, и «Царицыно», и «Зарядье» — зовут отдельные бюро, которые занимаются светом.

Самые уродливые здания в Москве —

театр Калягина Et Cetera и ТЦ «Наутилус».

А вот больше всего мне нравятся

церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, собор Святого Петра в Ватикане, Лувр в Абу-Даби и Центр Гейдара Алиева в Баку. На мой вкус, это самые красивые здания в мире. Из архитекторов я люблю Заху Хадид и Дэвида Чипперфильда, бюро MAD Architects и UNK Architects.

Слева направо: Рисунок из серии «Йога», Маша Янковская; Рисунки Алексея Бевзы;
Постер No Name

Нино Билиходзе, «Натютюрморт. Рыбы»

Мой любимый московский архитектурный маршрут —

от Большой Сухаревской площади, где я купила квартиру, до Зарядья. Обожаю район между Чистыми прудами и Трубной, которая напоминает мне лондонский Мэрилебон: тоже много кафешек и магазинов. Выхожу из дома, спускаюсь к Петровке (места возле старой гостиницы «Будапешт» и «Сандунов» очень по-парижски выглядят), иду к «Метрополю» и заворачиваю в сторону Красной площади. Захожу в кафе Lobby и спускаюсь к «Зарядью», которое люблю за сочетание старого и нового: здание фантазийных объемов в духе Захи Хадид стоит рядом с собором Василия Блаженного и церквями Варварки. А еще «Зарядье» дорого мне потому, что тут я реализовала свой первый архитектурно-реставрационный проект: больше 20 лет назад я вырисовывала на бумаге кирпичики и башенки Китайгородской стены.

Главные московские выставки, которые нельзя пропустить этой осенью, —

блокбастер «Кукрыниксы» в Манеже и «Передвижники» в новом здании Третьяковской галереи на Кадашевской набережной, которые мы имели честь делать. Еще отмечу «Руки, ноги, голова и другие предметы для повседневного использования» в Ruarts, выставку Франциско и Платона Инфанте в «ГЭС-2» и «Найденный звук» в «Граунд Солянке» Кати Бочавар про звучащие объекты. Все три сделаны прекрасно.

Справа на стене: «Мара. Агнец». Рисунок на стене по мотивам Пикассо; Под окном: Работа Миши Моста; На подоконнике: Рентгеновские снимки Леонардо да Винчи из Лувра

А вообще — советую выбраться на выходные в Самару.

Там прекрасная архитектура модерна, Волга и филиал Третьяковки в историческом здании фабрики-кухни — конструктивистском шедевре Екатерины Максимовой, которая первой из женщин-архитекторов Советской России успешно реализовалась в профессии. Сейчас там идет выставка про еду, скоро будет про красный цвет. Другой филиал Третьяковки, экспозиции которого мы проектируем, откроется в Калининграде в 2025-м, и он тоже должен получиться отличным. Над ним работал Юрий Григорян, один из моих любимых российских архитекторов.

Слева на стене: Mariarti, Кирилл Кто

Предметы интерьера я советую искать в «Мастерской Кати Гердт» и на выставках

«Трын*Трава» и «Придумано и сделано в России» — лучшее из того, что делают молодые и не только дизайнеры, собрано там. За текстилем — в магазин Manders, за винтажем — в Петербург, на Уделку. По этому легендарному месту водит экскурсии фотограф Эрмитажа Юрий Молодковец — обожаю их. Там были куплены рюмочки. Некоторые предметы мне достались от бабушек и прабабушек — мисочки, вазочки и кузнецовский фарфор.

i. Плафон станции «Киевская», Абраам Дамский
ii. «Шестикрылый Серафим», Маша Янковская

Я коллекционирую только специи и подсвечники с историей.

Последний такой я купила на развале в городе Гюмри. Оказалась там случайно: моей подруге не дали итальянскую визу, и мы решили поездить по Армении. В Гюмри нашелся подсвечник 1890-1900 годов.

Лучший подарок в моей жизни —

бокалы Maison Balzac, которые мне привезла сестра из Австралии. А так — всегда рада искусству. Работы Аннушки Броше, Михаила Молочникова, Миши Most’а и Егора Плотникова, например, мне подарили друзья.

На стене: Работа Кирилла Кто

Моя коллекция искусства началась с иконы.

Я купила ее в антикварной лавке в Суздале. К современным художникам я подбиралась очень долго. Прорвало меня в карантин, когда великий [коллекционер] Максим Боксер создал в Facebook группу «Шар и крест»: я просто не могла остановиться, купила работ 50 точно. В том числе Нино Билиходзе и Дашу Коновалову-Инфанте. Я покупала то, что нравилось, никакими другими критериями не руководствовалась, — и с тех пор ничего не изменилось. В целом я стараюсь себя сдерживать и не тратить на искусство очень много денег. Самая дорогая работа в моей коллекции — Таши Artzolotoe — обошлась мне где-то в 300 тысяч рублей.

В центре: «Полтергейст», Егор Дмитриев
Справа: «Портрет молодого Пелевина», Иван Дмитриев

Будь у меня неограниченный бюджет и возможности,

купила бы себе в коллекцию «Даму с горностаем» да Винчи, «Черный квадрат» Малевича и все работы Серебряковой.

Нино Билиходзе, "Натютюрморт. Рыбы" 

Юлия Наполова и Петр Митюшин

Composition 235, Дмитрий Артищев

Зимой я была в Австралии на очередной випассане, и меня озарило:

нужно открыть арт-гостиную, чтобы собирать клиентов, друзей и знакомых и обсуждать искусство, дела, новости. Ну и напиваться, в конце концов. «Зайку Space» (название тоже пришло в голову во время випассаны) я открыла вместе со своим давним другом-коллекционером Петей Митюшиным. Это на Пушкинской, там же, где сидит команда бюро PSCulture: за 10 лет мы сменили три офиса и решили, что лучшее место для работы — квартира с домашней обстановкой, без ковролинов и жалюзи. Мы натащили туда разного искусства: от Маши Янковской до Кирилла Кто. Будем устраивать выставки, лекции и квартирники — сейчас надо чаще собираться и объединяться.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}