Blueprint
T

Дворцовый переворот

ФОТО:
ВИТАЛИЙ КОТОВ, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

В Париже завершилась ярмарка Art Basel Paris, которая наконец-то переместилась из временного Grand Palais Éphémère в отреставрированный Grand Palais. Нашла ли она свое место не только на карте французской столицы, но и на карте европейского арт-рынка и каковы ее шансы в конкурентной борьбе с лондонской Frieze, рассуждает Виталий Котов.

Art Basel Paris 2024

Art Basel 2024, Grand Palais

Art Basel Paris 2024

Важно с самого начала понимать, что Art Basel Paris только внешне является очередным филиалом швейцарского зонтичного бренда. Рынок искусства нуждается в смене европейского лидера, которым долгие десятилетия был Лондон, со всех точек зрения удобный для покупателей с разных континентов. После брекзита очевидные логистические достоинства британской столицы начали стремительно таять, и Париж просто автоматически стал восприниматься как потенциальный новый центр арт-рынка.


Итак, Art Basel Paris в октябре 2022 года занял привычное место ярмарки FIAC в международном расписании арт-ярмарок, но не на карте города — первые две версии парижского Art Basel проходили во внушительном, но все же временном Grand Palais Éphémère, возведенном на Марсовом поле в тени Эйфелевой башни буквально на время ремонта «настоящего» Grand Palais, построенного рядом с Елисейскими Полями еще к Всемирной выставке 1900 года.


Жан-Шарль де Кияк, A real boy

Успехи Art Basel Paris в 2022 и 2023 годах были вполне очевидны, но и сейчас в абсолютных цифрах Париж сильно уступает Лондону по общему объему продаж искусства — 4,6 миллиарда долларов в сравнении с 10,9 миллиарда долларов по данным UBS & Art Basel. Однако общая тенденция последних лет очевидна — в Лондоне арт-продажи неизменно падают, а в Париже столь же неизменно растут. Согласно отчету Art Tactic, за первое полугодие 2024 года объемы продаж на аукционах в Лондоне упали на 29 процентов в сравнении с тем же периодом прошлого года, а в Париже выросли на 12 процентов — цифры говорят сами за себя.


Между тем третья по счету версия парижского Art Basel перебралась, наконец, в Большой дворец, окончательно сменив и название — с промежуточного варианта Paris + Art Basel на уже окончательный и понятный Art Basel Paris. Подлинная инаугурация ярмарки случилась лишь в этом году.


Art Basel Paris 2024
Art Basel Paris 2024
Art Basel Paris 2024

Яёи Кусама, «Тыква», Grand Palais

СТЕКЛЯННЫЙ ПОТОЛОК

Grand Palais, традиционная штаб-квартира главной парижской арт-ярмарки, после трехлетнего ремонта все-таки открылся этим летом (открытие ожидалось еще весной 2024 года), чтобы принять в своих стенах олимпийские соревнования по фехтованию и тхэквондо. 200 метров в длину, 50 в ширину, 45 в высоту. Общая площадь сооружения — 13 500 квадратных метров, а площадь стеклянного купола — 17 500 квадратных метров. Общий вес купольной конструкции из стали и стекла — 8000 тонн. Для сравнения вес Эйфелевой башни — 7000 тонн.

В среду, 16 октября, в первый день работы еще официально «закрытой» ярмарки, VIP-клиенты со всего мира, представители престижных фондов, знаменитых музеев, а также королева Иордании успели восхититься свежеотреставрированным куполом, с которым вышел конфуз на следующий день, как раз во время посещения ярмарки сначала первой леди Брижит Макрон, а затем и самим президентом Франции. Из-за дикого ливня крыша дала течь в нескольких местах, и некоторым галеристам пришлось срочно закрывать работы «холст, масло» полиэтиленом, придавая им незапланированный вид инсталляций. Благо о возможной проблеме их предупредили еще накануне. Впрочем, вопросы по этому поводу следует адресовать не руководству ярмарки, а подрядчикам реставрации Большого дворца, которая еще не завершена и продлится как минимум до весны 2025 года, но уже обошлась почти в полмиллиарда евро.


Art Basel Paris 2024

Насарио, Bombon

В нынешней ярмарке участвовали 195 галерей из 42 стран, что почти на 40 галерей больше, чем в прошлом году. Площадь каждого из выставочных стендов увеличилась до 77 квадратных метров против 66 квадратных метров в Grand Palais Éphémère. Однако и при таком размахе Art Basel Paris заметно уступает в размере экспозиционных площадей и Базелю, и Майами.

Art Basel Paris 2024
Art Basel Paris 2024

Galerie Jerome Poggi

Art Basel Paris 2024

Этель Аднан 

Marfa Projects

ЗАМОРСКИЕ ГОСТИ

Явственно ощущалось влияние еще не закончившейся Венецианской биеннале этого года, проходящей, как известно, под девизом Foreigners Everywhere и пронизанной «антиколониальным» пафосом. Дирекция Art Basel Paris пригласила к участию в ярмарке ранее невиданные на ней четыре десятка галерей из Северной Африки, с Ближнего Востока, из Саудовской Аравии, Турции, Южной Африки, Китая, Гонконга, Японии и Бразилии. И это, разумеется, способствовало атмосфере мультикультурности. Кажется, что совершенно осознанно вход для прессы организаторы разместили как раз в месте сосредоточения большинства таких галерей, чтобы журналисты уж точно заметили и отметили эту тенденцию. И правда, сложно было пройти мимо африканских масок, использующих в качестве «лиц» канистры или фигуры в натуральную величину самой обсуждаемой сегодня во Франции певицы Айи Накамуры (вспомним церемонию открытия Олимпиады) на стенде Andrehn-Shiptjenko.

 Xavier Robles de Medina, Catinca Tabacaru

На ярмарке появился новый сектор Premise из 9 галерей, предлагающих необычные кураторские проекты с акцентом на недооцененных ранее художниках — например японско-бразильского автора Томи Отаке, бразильца Чико Табибуиа или марроканца Мохамеда Мелехи. Эта же идея «переоценки ценностей», как известно, довлела над комиссаром нынешней Венецианской биеннале Адриано Педросой. Цель этого раздела заключалась и в том, чтобы снять ограничения на показ только «современного» искусства. Так под крышей Гран-Пале появились и работы, созданные до 1900 года, — неожиданно было встретить здесь Таможенника Руссо. Всем своим посылом директор Art Basel Paris Клеман Делепин стремился показать, что эта ярмарка является не только инструментом рынка: «Раздел Premise отличает нас от других ярмарок и является окном для историй, которые ранее не были услышаны». «Молодые» — 16 штук — галереи были представлены в разделе Emergence.

David Zwirner

ДРАЖАЙШИЕ СОСЕДИ

Никто не отменял и уже привычную взаимосвязь между представленными на ярмарке работами с городской повесткой и проходящими в это же время в Париже экспоблокбастерами. Так, в прошлом году самыми дорогостоящими полотнами на Paris + Art Basel были работы Марка Ротко и Баскии за 40 и 20 миллионов соответственно — как раз в пандан к только что грандиозным выставкам обоих в Fondation Louis Vuitton, основанном плюс-минус самым богатым человеком в мире Бернаром Арно. В этом году мир и Центр Помпиду отмечают столетие сюрреализма, и пожалуйста, сразу несколько галерей на Art Basel Paris предлагают на продажу работы Рене Магритта (La Corde sensible 1960 года, предлагалась монреальской Landau Gallery за 39,2 миллиона евро), Сальвадора Дали, Ива Танги, Леоноры Фини или Макса Эрнста (последний по цене 10 миллионов долларов).

%u0420%u0435%u043D%u0435%20%u041C%u0430%u0433%u0440%u0438%u0442%u0442%20%AB%u0423%u043B%u044B%u0431%u043A%u0430%20%u0434%u044C%u044F%u0432%u043E%u043B%u0430%BB%u0418%u0432%20%u0422%u0430%u043D%u0433%u0438%20%AB%u0414%u0430%u043C%u0430%20%u0432%20%u0440%u0430%u0437%u043B%u0443%u043A%u0435%BB%u041B%u0435%u043E%u043D%u043E%u0440%20%u0424%u0438%u043D%u0438%20%AB%u041F%u043E%u0440%u0442%u0440%u0435%u0442%20%u043C%u0438%u0441%u0441%u0438%u0441%20%u0425%u0430%u0437%u0435%u043B%u0442%u0435%u0440%BB
%u0420%u0435%u043D%u0435%20%u041C%u0430%u0433%u0440%u0438%u0442%u0442%20%AB%u0423%u043B%u044B%u0431%u043A%u0430%20%u0434%u044C%u044F%u0432%u043E%u043B%u0430%BB%u0418%u0432%20%u0422%u0430%u043D%u0433%u0438%20%AB%u0414%u0430%u043C%u0430%20%u0432%20%u0440%u0430%u0437%u043B%u0443%u043A%u0435%BB%u041B%u0435%u043E%u043D%u043E%u0440%20%u0424%u0438%u043D%u0438%20%AB%u041F%u043E%u0440%u0442%u0440%u0435%u0442%20%u043C%u0438%u0441%u0441%u0438%u0441%20%u0425%u0430%u0437%u0435%u043B%u0442%u0435%u0440%BB

Жан-Мишель Баския, Rodo

Том Вессельман, Smoker

Принадлежащий другому французскому миллиардеру Франсуа Пино музей Bourse de commerse открывает экспозицию итальянского послевоенного движения Arte Povera — и на стендах ярмарки тут же можно обнаружить работы Микеланджело Пистолетто или Джузеппе Пеноне. И уже в дни работы Art Basel Paris в Фонде Louis Vuitton открывается выставка классика поп-арта Тома Вессельмана и его современников, а значит, мы неминуемо увидим сразу несколько его произведений под крышей Большого дворца — конечно, наряду с работами Энди Уорхола и Баскии.

Landau Fine Art

Marian Goodman Gallery

Такой подход оправдан, поскольку коллекционеры из Америки и Азии выбираются в Париж на Art Basel и на предшествующую ему лондонскую ярмарку Frieze, чтобы увидеть «все и сразу». А посмотреть есть на что. На парижской ярмарке были представлены работы от Пабло Пикассо и Николя де Сталя до Аниша Капура и Ай Вэйвэя. Последние двое являются уже традиционными хедлайнерами Art Basel Paris на стендах различных галерей наряду, например, с Жауме Пленсой или Тони Креггом. Услышанное мной восклицание «опять они привезли ту же голову» в адрес традиционно «плоской» скульптуры Пленсы оказалось неоправданным — мастер предлагает работу 2024 года, продолжая творить в категориях, понятных потенциальным покупателям. И в самом деле, зачем придумывать что-то новое, если прекрасно продается старое? Вот и Louis Vuitton оформил свой лаундж на ярмарке узнаваемой инсталляцией Фрэнка Гери — великий архитектор-деконструктивист и автор здания Fondation Louis Vuitton в Булонском лесу использовал в ней рыбку, похожую на таких же в ресторане его имени на первом этаже фонда.


При этом на стендах стало заметно меньше произведений из текстиля, на которые была особенно богата ярмарка прошлого года, — очевидно, что более традиционные техники востребованы у консервативных покупателей, которые в условиях нестабильности инвестируют больше в привычные полотна или бронзу.


Art Basel Paris 2024

Джон Чемберлен

Ellen de Bruijne Projects

Jeffrey Deitch

Galerie Buchholz

Almine Rech

РЫНОК ПОКУПАТЕЛЯ

И собственно, о главном — о продажах. В первые же часы экспоненты ярмарки радостно отрапортовали о серьезных покупках. Так, галерейный гранд White Cube отчитался о продаже практически всех произведений со своего стенда в первые же часы после «закрытого открытия», включая работу Insile Джули Мерету за 9,5 миллиона долларов. Что неудивительно, учитывая проходящую сейчас масштабную выставку работ Мерету в венецианском Палаццо Грасси, принадлежащем Франсуа Пино, — еще одно свидетельство того, как экспозиции в серьезных институциях влияют на продажи художников прямо здесь и сейчас. White Cube сообщил также о продаже небольшой работы Сальвадора Дали за 1,35 миллиона, картины Лучо Фонтаны за 1,3 миллиона и Джозефа Альберса за 570 тысяч долларов.


Art Basel Paris 2024

ROH Projects

Удивительной красоты полотно Джоан Митчелл, героини грандиозной выставки позапрошлого года в Fondation Louis Vuitton, в крайне необычной для этой художницы сероватой гамме, было продано за 4,2 миллиона долларов. Портрет работы Элис Нил ушел за 1,2 миллиона долларов. Галерея Lisson попрощалась со всеми работами Ольги де Амараль со своего стенда по цене от 350 до 800 тысяч долларов — ретроспектива работ художницы прямо сейчас проходит в Фонде Cartier на бульваре Распай. Галерея Ceysson & Benetiere сообщила о продаже сразу около сорока работ на общую сумму 2 миллиона долларов — и такая тактика по привлечению «средних» по финансовым возможностям покупателей может быть очень эффективной. Резюме многих галеристов было таково, что люди сейчас не готовы к импульсивным покупкам и предпочитают побольше узнать о предлагаемых художниках, прежде чем открывать кошелек. И достают оттуда суммы, редко превышающие отметку в полмиллиона долларов. Что можно воспринимать как то, что арт-рынок становится более разумным на фоне стремительного роста последних лет. Проходит время безудержного оптимизма для галеристов, наступает то, что называется «рынком покупателя».


К слову, посетители Art Basel Paris, пришедшие на ярмарку в пятницу, 18 октября, когда она «официально» открылась, чтобы проработать еще три дня, увидели совсем не обязательно те же стенды, что и VIP-посетители в среду. Так, со стенда Hauser & Wirth исчезло полотно Казимира Малевича (десять лет назад оно же было продано на аукционе за 33 миллиона долларов), «забронированное» кем-то. Проданный портрет Далиды работы Нины Чайлдресс, использованный для афиши всей ярмарки, тоже исчез со стенда Art:Concept. Дело в том, что 33 галереи — участницы ярмарки заранее договорились с ее руководством о такой ротации произведений в целях привлечения внимания — акция под названием Oh La La! призвана была оживить атмосферу, помочь избежать застоя и заставить посетителей, уже побывавших на ярмарке, прийти на нее снова за свежими эмоциями. «Мы не боимся быть дерзкими», — прокомментировал эту акцию Клеман Делепин.

Нина Чайлдресс, «Далида», 2023

БРОДЯЧИЙ ЦИРК

Параллельно с Art Basel Paris в различных локациях столицы Франции проходят ярмарки-сателлиты — азиатского искусства Asia Now, дизайна Design Miami и Moderne Art Fair, африканского искусства AKAA, «молодого» искусства Paris Internationale, искусства «аутсайдеров» Offscreen. Без преувеличения десятки галерей, сосредоточенных в трех галерейных районах Парижа — Марэ, Матиньон и Сен-Жермен-де-Пре, — во время этой «арт-недели» проводят свои шумные вернисажи.


Уже давно и традиционно Art Basel во всех принимающих ярмарку городах тесно сотрудничает с местными властями в деле создания атмосферы арт-праздника на улицах. С приходом Джеймса Мердока, купившего в 2020 году 49% акций MCH Group, владеющей Art Basel, эта тенденция только усилилась, — он прямо говорит о том, что хочет создать в каждом городе на время проведения ярмарки атмосферу «бродячего цирка шапито». В этом году сад Тюильри, где обычно размещаются работы грандов скульптуры, еще отходит от участия в Олимпиаде, зато, что называется, instagramable-объекты разбросаны по всему центру Парижа: творение Ники де Сен-Фалль — перед Институтом Франции, Сезара — в саду Пале-Рояля, Карстена Холлера — на Вандомской площади, Такиса — во дворе Hôtel de la Marine, Яёи Кусамы, Джона Чемберлена и Жана Пруве — между Большим и Малым дворцами. Причем по окончании ярмарки они на некоторое время остаются на улицах Парижа, как после Рождества гирлянды все еще украшают деревья и столбы. Таким образом ощущение наступившего нового арт-года передается не только непосредственным участникам ярмарки, но и «обычным парижанам».

Остается констатировать, что точно так же, как прошедшая Олимпиада 2024 накрыла всю Францию волной оптимизма, так и Art Basel Paris заразил «парижан и гостей столицы» атмосферой арт-праздника, который, как известно, всегда с тобой.

Общий вывод, который постоянно можно было слышать в кулуарах Art Basel Paris, — парижский филиал швейцарской ярмарки, он же главная арт-ярмарка французской столицы имеет все шансы уже в ближайшем будущем превзойти по привлекательности для коллекционеров и по объемам продаж если не конкурента в Лондоне, то своего родителя в Базеле. Поживем — увидим, говорят в таких случаях. Но в данном случае эта фраза произносится без сомнений в голосе.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}