Выходи из комнаты
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
«Руанские соборы» Клода Моне, долгожданная удача Вима Вендерса, коллективная выставка Кати Бочавар и премьера Дмитрия Волкострелова — доставайте ежедневник и ручку, главные культурные события недели уже тут.
ВЫСТАВКИ
«Мама, ты где?»
26.01
24.02
ART 4, Москва
«Это бесконечный рассказ, в каждой части которого ребенок ищет дом. Мать — это дом. В моем доме много боли», — описывает свою новую экспозицию Арина Франк. С помощью графики и живописи художница из Твери препарирует темы насилия, детства, травмирующих воспоминаний и переплетения женских судеб. Наперекор холстам для отдыха глаз ее холсты пугают — в совсем не реалистичной (скорее даже экспрессионистской) манере на них изображена та несправедливая реальность, с которой многим все еще приходится сталкиваться.
«„Руанские соборы“. Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина»
30.12
10.03
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
«Руанский собор в полдень» и «Руанский собор вечером» — две картины из серии Клода Моне, над которой он работал с 1892 по 1894 год. В Россию они попали благодаря коллекционеру Сергею Щукину, а в Пушкинский музей — уже после революции и национализации. Выставка кураторов Анны Позанской и Юлия Питери, по сути, представляет результаты масштабного исследования этих полотен Моне, которое проводили ведущие химики, технологи, реставраторы и искусствоведы — с целью получить новые данные об истории создания картин, методах работы художника и материалах.
«Гештальт художника
или внезапная ретроспектива»
«Архив хрупкого искусства»
26.01
17.03
26.01
09.03
MMOMA, Москва
ЦСИ «Терминал А», Нижний Новгород
Новая выставка Егора Кошелева, выпускника Строгановки и кандидата искусствоведения, ставшая первым совместным проектом музея MMOMA и галереи Ovcharenko. Сейчас Кошелев сосредоточен не столько на произведениях искусства, сколько на лицах, их создающих: увлечен проблемой места художника в мире — внешнем и внутреннем. Так, экспозиция с ироничным названием, отсылающим к всеобщей любви к рефлексии, продолжает эту тему 80 произведениями — графикой, живописью и скульптурой, представляющими мифологический мир художника, в котором есть и люди-птицы, и люди-палитры, и другие любопытные люди-нелюди.
Участница списка The Blueprint 100 2022 года, обладательница «Золотой маски» за «Коромысли» режиссерка Полина Кардымон вместе с соосновательницей «Терминала А» куратором Майей Ковальски придумали проект на стыке изобразительного искусства и искусства перформанса. За первое отвечает «хрупкий архив» из 150 произведений художников из разных городов России (в списке авторов группа «Малышки 18:22», Евгений Лемешонок, Антон Гудков и Полина Долгая), а за второе — гид в виде аудиоспектакля, в котором Кардымон рассказывает по одной истории о каждой из работ. В общем, прекрасным воздействуют почти на все органы чувств.
«3 × 5»
27.01
25.02
Cube, Москва
В пространстве Cube.Moscow директор «ГРАУНД Солянки», куратор и художница Катя Бочавар собрала коллективную выставку в честь пятилетия московской PA Gallery. В названии экспозиции зашифрована формула — частная энергия, умноженная на время. Подставляем в нее вводные (основательниц Елену Паршину и Надежду Аванесову и партнера Александра Баландина) и в ответе получаем сильный круг авторов и работ, представленных на выставке. Среди них подольше поразглядывать советуем металлические каркасы Анны Желудь и видавшие виды зеркала Антона Конюхова.
«Авени-сеесинева»
27.10
03.03
Музейный центр «Площадь мира», Красноярск
К концу недели в Красноярске должно потеплеть до комфортных −8, так что самое время посетить XV Красноярскую музейную биеннале. В этом году ее основным проектом стала выставка-палиндром «А в Енисее синева»: об архитектуре, ландшафте и территории акватории Енисея с произведениями нашего любимого цвета. Оттенки синего в своих работах художники использовали по-разному: Дмитрий Рекин, например, переложил строки стихотворения «Цвет небесный, синий цвет» Бараташвили на стены центра, Петр Белый вдохновился морями Айвазовского и Хокусая и сделал свое — из синих металлических листов, а Анастасия Безвершук с помощью цианотипии и бисера воссоздала енисейскую Атлантиду — заливные луга города Минусинска.
кино
«Идеальные дни»
01.02
???
В кинотеатрах страны
Еще один номинант «Оскара», но уже в категории «Лучший фильм на иностранном языке». После не слишком радушно принятого «Погружения» и «Прекрасных дней в Аранхуэсе», показавшихся совсем не прекрасными, критики в отношении Вима Вендерса наконец оттаяли. В Каннах свежий фильм немецкого режиссера претендовал на «Золотую пальмовую ветвь», а исполнитель главной роли Кодзи Якусе был признан лучшим актером. В «Идеальных днях» он — уборщик туалетов в Токио, который с завидным постоянством ухаживает за ростками кленов, слушает Патти Смит и читает книги из местной лавки. А еще напоминает, что в таких, кажется, рутинных, но любимых мелочах и есть очарование жизни.
«Мечты робота»
25.01
???
В кинотеатрах страны
Впервые показанный в Каннах и свежеиспеченный номинант «Оскара» в категории «Лучший анимационный фильм», созданный испанским режиссером Полом Берхером. Действие мультфильма, в котором нет ни одного диалога, происходит на Манхэттене 1980-х годов, где в одной из типичных нью-йоркских квартирок живет одинокий пес. В какой-то момент он решает собрать себе робота — и приобретает самую крепкую и прекрасную дружбу. Ну а ценители атмосферной музыки и графики точно оценят работу художника Хосе Луиса Агреда и композитора
Альфонсо Вилаллонга.
Театр
«Чапаев и Пустота»
30.01
31.01
Театр «Практика», Москва
В спектакле, поставленном по одноименному роману Виктора Пелевина, Максим Диденко обращается ко всем жителям Земли — коммутатором выступают актеры «Мастерской Брусникина», композитор Иван Кушнир и сценограф Галина Солодникова. Сообщение режиссера, правда, расшифровать можно, только увидев действо своими глазами, точнее — три действа в жанре свободного полета мысли, только в редких местах основанного на текстовом первоисточнике. Постановка о существовании «между» — реальностью и сном, настоящим и прошлым, политическим и экзистенциальным, — вполне себе альтернатива психоделическому трипу.
«Неаполь. Терцет. Полдень. Вариации Сальери»
«Горький/Толстой. Воспоми-нания»
02.02
02.02
«Урал Опера Балет», Екатеринбург
Театр «Среда 21», Москва
Новый вечер одноактников, который в качестве исключения откроет дивертисмент из балета «Неаполь», поставленный Вячеславом Самодуровым по хореографии Августа Бурновиля и на музыку композиторов Хольгера Симона Паулли и Эдварда Хельстеда. Второй частью же объявлен «Терцет. Полдень» Александра Меркушева и Максима Петрова — балет для трех исполнителей под музыку Брамса. Ну а финалом станет еще одна работа Вячеслава Самодурова, завоевавшая три «Золотых маски» в 2014 году. «Вариации Сальери» — классический балет с вкраплением карнавального безумия.
У худрука «театра post» и автора «Хорошо темперированных грамот» Дмитрия Волкострелова премьера моноспектакля по книге Максима Горького «Воспоминания о Льве Толстом». В жанре предметного театра режиссер 40 минут перебирает неприметные вещи, которые, как ему кажется, могут «вспоминать» писателя — листья, тополиный пух, ветки и битое стекло. Причем озвучивают воспоминания они голосами 23 людей, сыгравших важную роль в жизни и творчестве самого Волкострелова.
Книга
«Апология Нарцисса»
Борис Гройс, Ad Marginem
С древнегреческих времен повелось, что Нарцисс — символ самовлюбленности, гордости и эгоизма. Борис Гройс этого не отрицает, но и подтверждать не спешит. В книге формата «на одну чашку» философ и публицист пытается разобраться в феномене эстетизации культуры и в причинах становления современого общества нарциссическим, а еще размышляет о том, как самодизайн человека из выбора превратился в необходимость и почему люди — такие востребованные объекты созерцания друг для друга.