Blueprint
Татьяна Столяр
Татьяна Столяр
Татьяна Столяр
T

ТЕКСТ:
МАРИЯ БЕССМЕРТНАЯ

ФОТО:
САША ГОНОХИНА

ПРОДЮСЕР:
ВИКА СЛАЩУК

В пространстве Peak Souvenir в Столешниковом в субботу открывается выставка «Лес пристрастий» — показывают часть коллекции современного искусства журналистки, коллекционера и соосновательницы телеграм-канала «Антиглянец» Татьяны Столяр, известной там под ником #культурная Столяр. Выставка не совсем обычная: на протяжении девяти месяцев Столяр, находясь в сложном жизненном периоде, заказывала знакомым и не очень художникам работы на тему зависимости. И вот при поддержке куратора Валентина Дьяконова показывает, что получилось. The Blueprint поговорил с ней накануне открытия и выяснил, как коллекционирование становится терапией.

Как ты стала #культурной Столяр? Ты вообще себя ощущаешь культурным человеком? Ты, как мы знаем, и в табло можешь зарядить.

Ну, смотря что понимать под словом «культурный». Я вот не люблю классическое искусство, например. Я некультурная? Я бы так сказала — «она чуть-чуть шарит».

Не кокетничай. 

Ну что. Изначально вообще ничего не предвещало. Я из обычной семьи вообще-то. В Пушкинском и Третьяковке до взрослого возраста, я, считай, и не была. Мама с папой работали, но не до музеев было. Я их сама теперь вожу туда. В общем, да, частью моего детства художественные музеи не были. До старшей школы. Это, напоминаю, Алтуфьево. В общем, в старших классах у меня появилась подруга, которая дала мне книжку про Энди Уорхола. И понеслась.

Которого ты не любишь теперь, кстати!  

Да, а тогда это меня впечатлило. В полной мере современное искусство пришло в мою жизнь, когда я стала работать в СМИ и надо было про него писать. Я начинала в Wonderzine, потом в Port. Я попала на выставку Марины Абрамович и Луизы Буржуа в «Гараже» и обалдела. Я впервые увидела, как современное искусство может быть живым что ли. Тут еще отдельно надо отметить Cosmoscow — многое я видела впервые именно там. Но параллельно с этим я всегда ходила на выпускные выставки художественных школ. Возможно, тогда я как раз и стала в душе коллекционером. Вот этот кайф — найти что-то классное, что еще не висит в музее.

МАЛЫШКИ 18:22, «КРАСАВИЦА-ЧУДОВИЩЕ» ИЗ СЕРИИ «ПРИНЦЕССА ПРЕДПОЧЛА ОБРАТИТЬСЯ»

Малышки 18:22, «Красавица-чудовище» из серии «Принцесса предпочла обратиться»

А какую работу ты первой купила? 

На Cosmoscow, кстати. Данини, «Не выходи из комнаты», хотя Бродского не люблю. Это вообще смешная история, я выпила четыре бокала шампанского, и мне как раз пришла зарплата — как сейчас помню — сто тысяч она и стоила. Сейчас Данини за такие деньги не купишь. Потом случилась пандемия и та самая группа «Шар и Крест». Там Антон Белов покупал все, как безумный. А я думаю: «Что я, хуже что ли?» Я вообще очень азартная, диагноз «лудомания» у меня не стоит, но точно есть.

САША MADEMUASELLE, «ИЗЯЩНЫЙ ДОСУГ»

А как ты вообще определяешь фигуру коллекционера? Какими качествами он обладает? Что это вообще за люди?

Слушай, ну я не могу за всех говорить. Есть люди, которые тебе, отвечая на этот вопрос, начнут рассказывать про инвестиционные стоимости. Я не из таких. Мне, конечно, повезло — мои художники дорожают, но, честно, я за этим не слежу. Мне важен эмоциональный опыт. Самый кайф, мне кажется, коллекционер как я получает от обладания идеей. Вот она родилась у художника, а вот она теперь у тебя живет. И ты ее можешь интерпретировать как угодно. Поэтому мне, кстати, нравятся художники вроде Артема Филатова того же (он будет на выставке), у которых нет какой-то четкой генеральной линии.

Как вообще придумывалась эта выставка? Она ведь не совсем традиционная. Ты, по сути, такой патрон. 

Ключевую роль сыграло знакомство с моим психологом — в то время, как я находилась в эпицентре созависимых отношений. Я понимала, что занимаюсь, что называется, херней и нахожусь в деструктивной фазе, но остановиться не могла. И психолог мне сказал: «Вам надо себя как-то мотивировать на выход из этой зависимости. Вот что вы любите?». Я ему ответила: «Люблю современное искусство». Ну он мне и дал наказ: «Давайте, придумывайте, что делать». И я маялась, маялась, а потом встретилась со своей подругой Машей Комаровой, которая выступает как соавтор идеи на выставке. И она мне, как дипломированный психолог, сказала — надо себя вознаграждать за хорошее поведение — заказывать работы. Они же будут и вознаграждением, и назиданием — потому что посвящены зависимостям. Кого-то из художников, с которыми я работала, я знала, про кого-то спрашивала у друзей, кого-то сама находила — вот группа «Малышки», я была на них подписана в соцсетях, а потом увидела в «Гараже» и поняла, что надо им писать.

А как художники реагировали на это?

Всем было в кайф (с одной художницей только не сложилось, но не будем про нее говорить). Оно и понятно — это было настоящее приключение и очень странный процесс сотворчества. Я ведь не знала, что они будут делать. Мы обсуждали тему, а эскизов я не видела. Только Ваня Горшков прислал, потому что работа большая была. Отдельная авантюра — как я работы получала. Те же «Малышки» отправляли ее мне из Томска и говорят: «Главное, не порежься». И я думаю, что ж там такое. С Аполлинарией Броше я лично встречалась: она пришла на встречу с керамическим топором в подарок. А я думаю, господи, а если мне работа вообще не понравится, что делать. А она радостная сидит! Но в основном по зуму, конечно, разговаривала — было страшно поначалу — история-то личная.

Саша Mademuaselle, «Изящный досуг»

А почему ты сама не стала куратором?  

У меня нет таких полномочий. Ну кто я? Я журналист. Погон кураторских у меня нет. Мне было важно, чтобы был профессиональный взгляд со стороны — безумие это вообще или нет. Для меня важна была дистанция. И вот Валентин Дьяконов, куратор «Гаража», помог — он вообще сразу загорелся этой идей, и ему понравился набор художников. Капитально мы засели за выставку в сентябре — когда у меня наконец произошло расставание. И для меня жизненно важно было сделать эту выставку — чтобы поставить точку в этой истории.

Идея о выставке была с самого начала? 

На самом деле да. У меня никогда не было идеи сделать выставку просто с моей коллекцией — это неинтересно. А тут такая тема. Но очень страшно было, не буду скрывать. Именно из-за темы. Но тут надо сказать, что она многим участникам затеи близка — и художникам, и людям в галерее Sample, которые мне помогали. У всех же свои зависимости. Если говорить о том, что общего у этих художников, то мне на ум приходит слово «надлом». Все эти художники как-то с этим работают. Вот Павла Маркова меня просто поразила. Она изобразила историю своих непростых десятилетних отношений — в виде могильных плит. У меня девять месяцев, а у нее десять лет. Вот так.

АППОЛИНАРИЯ БРОШЕ, «Я САМА СЕБЕ ИДОЛ»
АРТЕМ ФИЛАТОВ, «ДУША ВСЕГДА ВИДИТ ЦВЕТЫ»

Апполинария Броше, «Я сама себе идол»


Артем Филатов, «Душа всегда видит цветы»


Тебе нравятся какие-то кураторы сейчас?

Мне очень нравится, что делает как куратор Анна Наринская. Выставка в Политехе про печатные машинки, Музей Бродского. Я когда это увидела, поняла, что есть какой-то другой тип сторителлинга, что можно рассказывать истории через выставки. В «Лесе пристрастий» мы то же самое делаем на самом деле.

ПАВЛА МАРКОВА, «МЕМОРИАЛ МОЕЙ ЛЮБОВНОЙ ЗАВИСИМОСТИ»

Павла Маркова, «Мемориал моей любовной зависимости»


Давай поговорим про страх. Ты не только сейчас открываешь выставку, но и только что дописала книгу. Тебе страшно вообще?

Очень страшно. Иногда думаю: «Что я вообще наделала». Я придумала ее четыре года назад, писала полтора года. Вот, избавившись от своих плохих историй, дописала. А придумала я ее, сидя на 90-летии своего дедушки в деревне. Это будут рассказы про современную Русь — столичную и деревенскую — от лица выдуманной героини, которые перемежаются эссе о моей коллекции — такой другой портрет другой Руси. А профайлов этих художников, кстати, нет. Теперь будут.

Ты понимаешь сама, что у тебя и книга о личном, и выставка такая же. Ты абсолютный эксгибиционист.

Да. Мне даже мама говорила: «Как тебе не страшно, такая тема все-таки». Но что я могу поделать? Я могу рассказывать истории только через себя. Не могу по-другому. И мои тексты самые хорошие — это те, которые я писала по собственному опыту. Не по собранным данным, а то, что я видела своими глазами. Как я пишу? Я выкуриваю пачку сигарет, кружу вокруг стола, слушаю музыку и не хочу вообще садиться. Мне надо подключиться. Может быть, это звучит глупо, но я считаю, что это процесс, который не мной управляется. Вот я как Канье! Получаем свыше!

ЛЕХА Г., «МОГЕТ»
УЛЬЯНА ПОДКОРЫТОВА, «VULCANUS ACTIVUS»

Ульяна Подкорытова, «Vulcanus Activus» (в пер. с латинского — «Действующий вулкан»)


Леха Г., «Могет»


Ты стала понимать лучше своих коллег-художников? 

Конечно. Это определенный тип бесстрашия. Потому что, когда ты пишешь статью или пост в телеграме, ты знаешь, для кого это все написано, ты знаешь, каким языком это писать. А тут абсолютно неизведанная территория. Но многие из них для меня все равно остаются загадкой. У меня же абсолютно романтическое к ним отношение. Художник — это с большой буквы. А они такие... Некоторые очень скромные, не эгоманьяки, вот Артем Филатов — загадка. У него же мозг как у бухгалтера работает, он при мне открывал всякие свои таблицы в экселе и давай: «Вот как у нас галерея работает».

Вот все люди, у которых есть коллекции искусства, говорят, что это их в общем-то портрет. Какой у тебя портрет получился?

Мне такие слова приходят на ум — «детскость», «панк», «Русь». 

ИВАН ГОРШКОВ, «ГОРА»
ИРИНА БУТКОВСКАЯ, «OVERCOMING»

Иван Горшков, «Гора»


Ирина Бутковская, «Overcoming»


А выставка будет веселая? 

Нет, выставка, наверное, получилась грустная. Это история о том, что от веселого и задорного бывает и грустно. О том, что зависимость — это когда ты теряешь себя. Звучит как клише, но я знаю это точно. Когда это все закончилось, я почувствовала, что вышла на свет из подземелья. Правда. Но вообще сейчас с этим стало полегче. Ведь как раньше было — большинство людей не понимают, что у них алкогольная зависимость, например. А сейчас эти проблемы стали подсвечиваться. Люблю не могу — это ненормально, три бокала в день — не очень хорошо. Люди стали открыто говорить о своих зависимостях, много информации от специалистов.

А как бы ты хотела, чтобы люди ее посмотрели?

Со слезами на глазах! Шучу! Хотелось бы, чтобы каждый, кто на ней побывал, подумал о своем лесе пристрастий. И может быть, из него выбрался. 

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}