Blueprint
T

«Перемолчать тишину» 

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

«Я залезала в приложения для знакомств и развлекала себя походами на свидания, чтобы заглушить скуку», «даже с близким человеком рядом я чувствую себя одиноко», — признаются герои трехминутного мультфильма «Перемолчать тишину. Способы провести время одному». Как быть человеком — швейцарским ножом, отстаивать у преподавателей право на собственный стиль и работать с нулевым бюджетом, рассказывает 22-летняя Евгения Панина — выпускница Вышки и Академии искусств Вайсензее, фанатка Юрия Норштейна и Александра Свирского.

Евгения Панина

22

возраст

Москва

родной город

Школа дизайна НИУ ВШЭ, «Иллюстрация и анимация» (2020-2024), Академия искусств Вайсензее в Берлине, «Визуальная коммуникация» (2023-2027)

образование

«Период»: Большой фестиваль мультфильмов 2023 (экспериментальная программа), Festival of Animation Berlin 2023. Passport Control: Art as Politics Berlin 2024.

участие в фестивалях

Кино, которое вдохновляет: «Наука сна», «Пена дней», «Перемотка» Мишеля Гондри. Всегда очень нравилась его театральность, «сюровость» и некая детская игривость. В 1990-х он делал крутые экспериментальные клипы, в том числе анимационные.

Еще люблю стильную скандинавскую готику Роя Андерсона и греческую «новую волну» — например, коллаб Йоргоса Лантимоса и Афины Цангари («Аттенберг», «Клык», «Альпы»). Там простой, но яркий визуальный язык, минимум диалогов, нет четкого нарратива.



кино, которое вдохновляет

<iframe src="https://vkvideo.ru/video_ext.php?oid=-85016643&id=456239568&hd=2&autoplay=1" width="1000" height="563" allow="autoplay; encrypted-media; fullscreen; picture-in-picture; screen-wake-lock;" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>

Про мультфильм без сюжета

Про мультфильм без сюжета

У моего мультфильма нет сюжета — это скорее эмоциональный коллаж про одиночество как неотъемлемую часть нашей жизни. Обычно я работаю с темами, которые меня больше всего будоражат. За дипломную работу для Вышки я села в 2023-м, когда эмигрировала в Германию, в Берлин, а параллельно начинала учиться там [в Академии искусств Вайсензее]. Тогда темы одиночества и потерянности звучали актуальнее всего.


От задумки до готового мультфильма — 6-7 месяцев. На саму анимацию ушло полтора-два месяца. Со мной такое бывает не часто, но в этот раз я долго не могла подступиться к теме — она казалась мне слишком обширной и эмоциональной что ли — и картинка в голове тоже не складывалась. В этом, наверное, и заключалась основная сложность: я много чего хотела показать. Пришлось просто заставить себя сесть рисовать — время поджимало. Изначально я задумывала мультфильм минут на 10, в итоге «Перемолчать тишину. Способы провести время одному» идет две с половиной.




Про Оливию Лэнг и Юрия Норштейна

На этапе подготовки я сделала анонимный опрос в «Google Формах», закинула его всем, кому только можно, и попросила рассказать про моменты из жизни, в которые люди чувствовали себя особенно одинокими, и поделиться способами провести время одному. Историй набралось много, было сложно себя ограничить. Еще прочитала «Одинокий город» Оливии Лэнг — про одиночество глазами Уорхола, Хоппера и Дарджера. Эта книга и ответы из «Google Форм» были, пожалуй, моими главными источниками вдохновения. Четких визуальных референсов не было — я стараюсь придерживаться своего стиля. На его формирование, конечно, много кто повлиял: Юрий Норштейн показал мне, что грустная, меланхоличная анимация тоже может быть смешной, поэтичной, сюрреалистичной и игривой. У современного художника-мультипликатора Александра Свирского (лауреата премии Мультимедиа Арт Музея, участника Триеннале российского современного искусства в музее «Гараж». — Прим. The Blueprint) я, думаю, научилась делать переходы: у него они продуманы так, будто герой попадает из одного мира в другой. Недавно открыла для себя итальянку Гаю Алари (которая среди прочего рисовала обложку июньского номера The New York Times Magazine в 2024-м и работала над клипом feelslikeimfallinginlove группы Coldplay. — Прим. The Blueprint). Она тоже круто работает с переходами и превращениями. Ее техника мне тоже близка: она часто использует пастель, карандаши.


Про то, как быть человеком-швейцарским ножом 

Поскольку это студенческий проект, бюджет у него нулевой. Команды тоже не было. Рисованная авторская анимация ее, как мне кажется, и не подразумевает — помощь нужна разве что на этапе постпродакшна. Я такой человек — швейцарский нож: написание сценария, арт-дирекшн, анимация, монтаж — все на мне. Правда, для этого мультфильма я впервые за все время обучения доверила работу над звуком другому человеку. Мне суперповезло: все озвучивал мой друг — диджей, саундартист Платон Вагин. За пару дней до сдачи мультфильма я скинула ему монтаж и спросила, не знает ли он кого-нибудь, кто может сделать хорошую озвучку — срочно и при это не дорого. Он сказал: «Сейчас сделаю». Через несколько часов Платон скинул готовый вариант.


Голоса принадлежат моим друзьям. Я попросила их мне довериться и дать небольшое интервью в формате личного дневника: рассказать про свои переживания на тему одиночества. Прислала ориентировочные вопросы. За счет монтажа получился эффект диалога. Голосовой коллаж.


Про собственный стиль и жалобы преподавателей

В процессе подготовки я показывала мультфильм только своему куратору в Вышке — Полине Кампиони. Она советовала добавить больше бэкграунда в кадре. Во время обучения это вообще было моей главной проблемой: преподаватели жаловались, что я выдаю картинку без фонов, с минимальным количеством персонажей, с очень простой композицией. А меня такой минимализм всегда привлекал больше всего. Спасибо Полине — на просмотре она говорила: «Ну у Жени такой стиль». Это меня мотивировало: вселяло уверенность в то, что из меня может что-то получиться.


Про сборник историй об одиночестве

Хочу все-таки собрать истории из «Google Форм» в анимационный сборник про одиночество, показать, что и это состояние бывает очень важным и нужным. После дипломного мультфильма у меня был перерыв. Но недавно я придумала короткий абстрактный коллажный анимационный фильм: буквально за две ночи нарисовала его пастелью. Я работаю и с диджиталом, и с аналоговыми техниками, с бумагой — последние мне сейчас нравятся больше: проекты получаются более живыми, эмоциональными.




{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}