Blueprint
T

Ну что, брат, на ход ноги?

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Октябрь — нечаянный праздник киномана: в прокате главные призеры Каннского фестиваля, золотая классика итальянского кино, британский всплеск «греческой странной волны» и все, что вы хотели знать о «Брате».

«На посошок»

Итальянское алкогольное роуд-муви из каннской программы «Особый взгляд». Двое стареющих (но не душой) бывших мошенников отправляются на поиски подельника, пропавшего вместе с общей кассой много лет назад. По дороге они регулярно заглядывают в какой-нибудь бар, чтобы выпить «на ход ноги» (такой перевод в контексте сюжета был бы более уместным), случайно встречают молодого застенчивого архитектора и решают ради прикола взять его в свою компанию. В итоге все происходит вполне по завету Венедикта Ерофеева, то есть «медленно и неправильно», а популярный у туристов регион Венето оборачивается неоткрыточной стороной. Такое кино любят все: можно вспомнить, например, фильм Александра Пейна «На обочине» — дружеский алкотрип по калифорнийским винодельням, 20 лет назад выигравший два «Золотых глобуса». А в 2021 году «Оскар» за лучший неанглоязычный фильм получила комедия датчанина Томаса Винтерберга «Еще по одной». Но сколько стран еще не отчитались об особенностях национального злоупотребления!

С 2 октября

«Грабитель с крыши»

«НОЧЬ»

Перевыпуск знакового фильма итальянского классика Микеланджело Антониони, вышедшего на экраны в 1961 году. Марчелло Мастроянни играет писателя в кризисе, который вместе с женой (Жанна Моро) едет навестить умирающего друга. Пара проводит день и ночь в нарастающем взаимном отчуждении и тщетных попытках завести интрижку на стороне. Один из самых тонких и безжалостных фильмов о смерти любви в истории кино. 

С 9 октября

Криминальная драмеди с Ченнингом Татумом и Кирстен Данст, основанная на реальной — и, на первый взгляд, нелепой — истории о том, как ловкий вор, обчищающий почему-то рестораны «Макдоналдс», убегая от полиции, спрятался в магазине игрушек и влюбился в его сотрудницу. Режиссер Дерек Сиенфрэнс, раньше снимавший задумчивые драмы с Райаном Гослингом («Место под соснами»), похоже, удачно сменил регистр. У фильма хорошие отзывы прессы — пишут, что там и смех, и слезы, и Татум в лучшем виде. И даже история глубже, чем предполагает жанр.

С 9 октября

«Бонхёффер: Пастор, шпион, убийца»

Основанный на реальных событиях триллер о немецком священнике, возглавившем заговор против Гитлера. Международная критика приняла фильм сдержанно, но скорее доброжелательно, отметив среди плюсов дань уважения к важной исторической фигуре и динамичный сюжет, а среди минусов — излишнюю глянцевость, не дающую сложной в этическом отношении истории выйти за рамки жанрового кино. Но для широкой публики и это скорее плюс — зрительский рейтинг на интернет-агрегаторе Rotten Tomatoes намного выше критического: замеры в помидорах (по числу положительных рецензий) показали 66%, а в попкорне (отзывы аудитории) — аж 92%. Среди актеров такие немецкие звезды, как Аугуст Диль (Воланд из недавних «Мастера и Маргариты») и Мориц Бляйбтрой (знакомый нам еще со времен «Беги, Лола, беги»), а главного героя играет Йонас Дасслер, запомнившийся после гротескной роли омерзительного и жалкого серийного убийцы в «Золотой перчатке» Фатиха Акина.

С 16 октября

«Жатва»

«Эддингтон»

Англоязычный проект Афины Рахель Цангари, крестной матери «греческой странной волны» — на ее афинской студии Haos Film были сняты, в частности, три фильма Йоргоса Лантимоса, главной звезды этого движения (или скорее сообщества независимых кинематографистов, в середине нулевых обнаруживших себя в общих стилистических и тематических координатах). «Аттенберг» Цангари и «Клык» Лантимоса — собственно, две картины, от которых «странная волна» начинала отсчет. «Жатва» с Калебом Лэндри Джонсом (только что сыгравшим Дракулу у Люка Бессона) — экранизация романа британского писателя Джима Крейса о фермерах из глубинки, пытающихся выжить в эпоху промышленной революции. Не то супернатуралистичный фольклорный хоррор, не то едкая сатира, но определенно вещь из ряда вон — а также из основного конкурса прошлогоднего Венецианского кинофестиваля.

С 16 октября

Вестерн Ари Астера о временах ковида, обернувшийся черной политической сатирой на современность. Хоакин Феникс играет шерифа из американской глубинки, бунтующего против эпидемиологических ограничений, а Педро Паскаль — местного мэра, требующего их соблюдать. Кастрюлька социальных противоречий закипает медленно, но неотвратимо, пока не доходит до бунта и стрельбы. Фильм, показанный в конкурсе Каннского кинофестиваля, все ждали с таким нетерпением, что The Blueprint написал о нем, не дожидаясь официального проката — да и особо на него не надеясь. Но вот — смотрите эту историю всеобщего помешательства на больших экранах!

С 16 октября

«Лермонтов»

Фильм о последнем дне жизни Михаила Лермонтова, смертельно раненного на дуэли, снял Бакур Бакурадзе, и это, с одной стороны, необычный для него материал (исторический, биографический), а с другой — вполне вписывающийся в канву его неспешных размышлений о глубинных процессах, определяющих наше существование. Бакурадзе всегда пытается нащупать зыбкие границы: между вымыслом и реальностью, временем и пейзажем, теперь вот — между жизнью и смертью (замечательных людей — на самом деле таких же, как мы, созданий из плоти и крови, чудовищно уязвимых и несовершенных). Так что наверняка это кино будет интересней всего именно тем, у кого сводило скулы от образа романтического поэта, навязанного средней школой.

С 16 октября

«Сентиментальная ценность»

«Алиса в стране чудес»

Музыкальный фильм по мотивам любимой детьми позднего СССР пластинки на стихи Владимира Высоцкого — вот настоящая сентиментальная ценность! В блаженном 2018 году, даже еще до ковида, Максим Диденко выпустил в Театре на Таганке спектакль с песнями из этого альбома, а теперь выходит кино, в котором играют и поют Анна Пересильд, Ирина Горбачева, Паулина Андреева. Тревожно, конечно, как режиссер Юрий Хмельницкий («Лед 2») обойдется с нашим детством, но как-нибудь переживем и это: «Каррамба, коррида и черт побери!»

С 23 октября

Гран-при – второй по значению приз Каннского фестиваля после «Золотой пальмовой ветви» присудили в этом году фильму Йоакима Триера (четыре года назад он уже участвовал в каннском конкурсе с “Худшим человеком на свете”, но тогда остался без наград). «Сентиментальная ценность» – семейная драма, которая разыгрывается в старинном доме в Осло. Герои – не только родственники, но и важные лица киноиндустрии: отец – режиссер, дочь – актриса. Иначе говоря, нам предлагается «бергмановская» диспозиция, тонкая психологическая игра, балансирующая между ролями в кино и в жизни. Помимо неизбежного Бергмана, критики вспоминают Чехова, Ибсена и – неожиданно – Вуди Аллена. То есть это не то чтоб до насупленности серьезное кино.

С 23 октября

«Презрение»

Еще один перевыпуск золотой классики — эпическая насмешка Жан-Люка Годара над киноиндустрией. На Капри снимается исторический фильм об Одиссее и Пенелопе. Французский сценарист ревнует свою жену к американскому продюсеру. Она, в свою очередь, подозревает мужа в том, что он «продает» ее ради карьеры. Звезды картины — Брижит Бардо, Мишель Пикколи и классик немецкого экспрессионизма Фриц Ланг в роли самого себя. По меркам Годара — довольно конвенциональное кино, но все равно подрывное.

С 30 октября

«Простая случайность»

«Сират»

Октябрь в российском прокате невероятно щедр на каннские фильмы. Фильм Оливера Лаше получил приз жюри, награду композитору, специальное упоминание Премии французской ассоциации киноискусств и самую трогательную награду фестиваля — «Пальму» за лучшую роль животного (она досталась джек-расселу по кличке Пипа). Гипнотический трип по марокканской пустыне, где у героя Серхи Лопеса пропала дочь, и он ищет ее вместе с сыном. Судя по фестивальной прессе, это примерно как «Безумный Макс: дорога ярости», но в медитативном варианте.

С 30 октября

А вот и «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля — фильм самого известного иранского кинодиссидента Джафара Панахи о проблеме палача и жертвы. Семья, попавшая в ДТП, вынуждена обратиться в ближайший автосервис, где герой по скрипу протеза опознает в автомеханике человека, который его пытал. Но все же сомневается, не ошибся ли — и затевает дотошное дознание с участием других жертв. Роман Полански снял на похожий сюжет эталонный триллер «Смерть и дева» (там героиня Сигурни Уивер, которую пытали с завязанными глазами, тоже узнает мучителя по звукам и запахам), Панахи же, судя по каннским рецензиям, ведет историю скорее к комедии абсурда.

С 30 октября

«Брат навсегда»

Документальный фильм к 25-летию выхода «Брата-2» сделали Григорий и Анна Сельяновы — дети Сергея Сельянова, основателя студии СТВ и продюсера большинства картин Алексея Балабанова. Среди комментаторов — сам Сергей Сельянов, художница и жена Балабанова Надежда Васильева, режиссер Никита Михалков, певица Ирина Салтыкова (все ведь помнят реплику «Салтыкова клевая!»?). Проект поддержан всеми главными стриминговыми платформами страны. В чем сила, брат? Ну, сегодня, видимо, в этом.

С 30 октября

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}