Выходи из комнаты
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Город засыпает, просыпается культурная повестка — начался театральный сезон, а выставочно-фестивальный и не прекращался. В лабиринте событий The Blueprint — Ариадна, следуйте путеводной нити нашего еженедельного дайджеста.
ВЫСТАВКИ
«ГОРОД СКАЗКА»
06.09
20.10
ММОМА, Москва
Мы давно знали, что Москва и в 2030 году, и в 2024-м — территория будущего, не город, а сказка. Благодаря экспозиции ММОМА у столичных жителей появятся новые аргументы к этому тезису: два фотографа, два поколения, две Москвы — загадочные, романтические фотографии Сергея Борисова, воспевшего советский андеграунд, столкнутся с минималистичными, лишенными человеческого присутствия работами Михаила Розанова. Сказка про историю городского жителя переплетется со сказкой о монументальной московской архитектуре, чтобы продемонстрировать разные грани города, выбивающегося из любой «морфологии волшебной сказки».
«ИОСИФ БРОДСКИЙ. МЕСТО НЕ ХУЖЕ ЛЮБОГО»
11.09.24
12.01.25
Еврейский музей и центр толерантности, Москва
Для прогулки с Бродским не обязательно пересекать границу — в Еврейском музее открывается выставка о маршрутах поэта-нобелиата. Пять стран: СССР, Великобритания, США, Швеция и Италия, каждая рассказывает историю из жизни классика. Знаменитые «полторы комнаты» (ленинградский дом его родителей), как в кривом зеркале, отражались во всех последующих местах жительства поэта. Что в Венеции, что в Нью-Йорке Бродский неосознанно повторял обстановку своего самого первого кабинета. Кроме того, в экспозицию войдут офорты Рембрандта, полотна Клода Лоррена и конструкции Жоржа Брака из воображаемых маршрутов поэта.
ЯРМАРКА МОЛОДОГО СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА BLAZAR
12.09
15.09
Музей Москвы, Москва
Blazar празднует круглую дату — в четверг для широкой публики открывается пятый выпуск ярмарки молодого современного искусства. Впрочем, это не единственная красивая цифра: 55 независимых художников, стенды 27 галерей из разных городов, 20 художников, занимающихся цифровым искусством... А еще в Музее Москвы появятся новая секция дизайна (там среди прочего покажут совместный проект галереи Sample и мастерских «Своды» Дома культуры «ГЭС-2»), стенд «региона года» Татарстана с арт-инициативами из Казани, Набережных Челнов и Альметьевска и, конечно, множество «новых имен» — свою миссию организаторы blazar видят именно в их поиске.
«БЕСТИАРИЙ 21 ВЕКА. ТРАНСФОРМАЦИИ» И «ЦИФРОВАЯ ГИДРА»
13.09
01.12
Фиджитал-галерея «Охра», Санкт-Петербург
Молодая питерская галерея «Охра» презентует в эту пятницу две выставки: «Бестиарий 21 века. Трансформации» и «Цифровая гидра». Скульптуры Антонины Фатхуллиной и Вильгения Мельникова физически и виртуально проиллюстрируют бестиарий нового времени — зооморфный шифр о фениксах, единорогах и грифонах. Цифровая гидра же, по словам куратора галереи Ксении Макаренко, — это персонаж «...который будто вышел из нашей соседней выставки». За мультимедиаголовы гидры отвечали медиахудожники Александра Малышкина, дуэт DIMITRIEV & YANAK, Lenor и Катарина Кано.
ФЕСТИВАЛИ
BEAT WEEKEND
12.09—22.09
В кинотеатрах страны
Beat уже в двенадцатый раз отправляется колесить по городам России с программой лучших документальных фильмов о культуре. На этот раз фестиваль посетит 26 городов — картины о первой группе Ника Кейва The Birthday Party и последнем студийном выступлении Рюити Сакамото, биографии кастинг-директора Бонни Тиммерман (открывшей Брюса Уиллиса, Натали Портман, Сигурни Уивер) и французского сказочника Мишеля Гондри. Наконец, last but not least, «Двадцать лет со Смешариками» — признание в любви великому анимационному сериалу 2000-х. Помимо фильмов Beat Weekend запланировал обширную параллельную программу, в том числе обсуждение впечатляющих голливудских кастингов, лекцию «Магический волюнтаризм современных предпринимателей» и многое другое.
«О ГЛУБИ И ГЛАДИ: В ПРОСТРАНСТВЕ ЭКРАНОВ»
12.09
30.10
Левашовский хлебозавод и центр Art & Science ИТМО, Санкт-Петербург
Астрономы врут — ближайший парад планет произойдет не в конце января, а уже на этой неделе: в Петербурге космический Дом Радио объединился с космическим центром Art & Science ИТМО для просветительского проекта «О глуби и глади: в пространстве экранов». Программа посвящена феномену экрана и предлагает «...посмотреть на него <...> как на самоценный художественный объект». Взгляд с экрана будет представлен лекциями («От экрана сновидений к машине сновидений», «Кино на экране, экран в кино: о поверхности и изображении»), фильмами («Равнины» Дэвида Истила) и выставкой видео- и медиахудожников.
КИНО
«РЫЖИЙ»
12.09
???
В кинотеатрах страны
Может, в девяностые и убивали людей и даже бегали абсолютно голые, но еще писали обо всем этом прекрасные стихи. К пятидесятилетнему юбилею поэта Бориса Рыжего, ушедшего из жизни в 2001 году, выходит биографическая картина режиссера «Человека из Подольска» Семена Серзина. «Рыжий» расскажет о том, как младший научный сотрудник Института геофизики из Свердловска становится всемирно известным литератором, выигравшим премию «Антибукер» — не вопреки своему уличному бэкграунду, а благодаря: «В Свердловске живущий, // но русскоязычный поэт, // четвертый день пьющий, // сидит и глядит на рассвет».
«БЕЛАЯ ЛЕНТА»
12.09
???
В кинотеатрах страны
В повторный прокат выпускают картину легенды австрийского кинематографа Михаэля Ханеке. Прославившийся провокативными лентами, скрупулезно препарирующими человеческую жестокость вроде «Забавных игр» и «Пианистки», в 2009-м Ханеке снял лаконичную черно-белую притчу о природе зла. «Белая лента» повествует о немецкой деревне накануне Первой мировой войны. Местный пастор заставляет своих детей носить белые повязки, долженствующие символизировать чистоту и невинность. Однако, когда в деревне начинают происходить таинственные преступления, выясняется, что именно эти «белые ленты» и провоцируют детей к насилию. Детей — и всех их благопристойных односельчан.
МУЗЫКА
КОНЦЕРТ «SCHÖNBERG 150. ГЕНЕЗИС. МАЛЕР, ДЕБЮССИ, ШЕНБЕРГ»
15.09
ДК «Рассвет», Москва
13 сентября 1874 года родился человек, определивший движение академической музыки в XX веке, — Арнольд Шенберг. Спустя 150 лет камерный оркестр «Околобаха» и ДК «Рассвет» решили почтить память композитора-визионера циклом из пяти концертов, наиболее полно представляющих его извилистый творческий путь. Первый концерт — о генезисе Арнольда Шенберга: повлиявший на юбиляра Клод Дебюсси и его «Послеполуденный отдых фавна», вокальный цикл Густава Малера «Песни странствующего подмастерья» в оркестровке самого Шенберга, а также его раннее сочинение — Первая камерная симфония.
Театр
«Я НЕ УБИВАЛА СВОЕГО МУЖА»
10.09
Театр Наций, Москва
Театры просыпаются от летней спячки одним резким рывком — время на раскачку им не требуется. Если сомневаетесь, то огромная перевернутая сковорода-вок на премьере спектакля «Я не убивала своего мужа» вас наверняка убедит. Постановка китайского режиссера Итэна Дина основана на романе «Я не Пань Цзиньлянь» — о фиктивном разводе, на который решается главная героиня из-за действовавшей в Китае до 2015 года политики «одна семья — один ребенок». Но бывший муж женится снова, обвиняет героиню в неверности, и вот ей приходится доказывать, что она не Пань Цзиньлянь — символ хитрости и прелюбодеяния в китайской культуре.
«ЧЕХОВ. ВИШНЕВЫЙ САД. НЕТ СЛОВ!»
14.09
Студия театрального искусства, Москва
Не поддавайтесь панике, слов у Сергея Женовача хватает, но, как известно, «мысль изреченная есть ложь», и иногда, чтобы о чем-то рассказать, лучше помолчать. Ход СТИ по-чеховски парадоксален — обескровить «Вишневый сад», лишить его дара речи. По словам режиссера, «сегодня такое время, что слово часто обесценивается, даже такое великое гениальное, как у Антона Павловича. Есть мысль попытаться сыграть “Вишневый сад” с минимумом слов, на действии, на восприятии. Когда молчание становится основным выразительным средством».
КНИГА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ «МЕЕР АЙЗЕНШТАДТ. ОРГАНИКА, АРХАИКА, МОДЕРНИЗМ»
11.09
«Подписные издания»,
Санкт-Петербург
Месяц назад The Blueprint писал о презентации книги Алексея Конакова «Табия тридцать два» в московском книжном магазине «Пиотровский». Тогда с писателем общалась куратор и искусствовед Надежда Плунгян, которая уже в эту среду будет презентовать в питерских «Подписных» книгу статей самой Плунгян, а также Александры Селивановой и Александры Шатских о советском скульпторе Меере Айзенштадте. Выпускнику ВХУТЕИНа в 2019 году была посвящена выставка галереи «На Шаболовке», которую курировала Александра Шатских, — нынешняя книга создана по ее мотивам и выходит в рамках серии «Лаборатория изучения советского искусства Центра авангарда (ЛИСИ_ЦА)» музея современной культуры «Гараж».