Главные выставки июня
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
В традиционном выставочном дайджесте The Blueprint — российские фовисты начала XX века, авангардист Илья Машков, сибирская ярмарка современного искусства Scan Fair, а также история дуэлей от Государственного Эрмитажа и Карл Брюллов в Новой Третьяковке.
ПАРТИЯ СОТОНИНЫХ. НА ПОЛЯХ КАЗАНСКОГО АВАНГАРДА


Виктор Сотонин, Пейзаж
Виктор Сотонин, Автопортрет
Совместный проект центра современной культуры «Смена» с Галеев-Галереей и медиа «Крот Казанский» предлагает обратиться к феномену казанского авангарда — явления крайне самобытного, но малоизученного. Концептуально выставка состоит из двух частей. В центре первой — братья и сестра Сотонины: философ и утопист Константин, художница-авангардистка Галина и архитектор-конструктивист Виктор. Выставка впервые представит наследие сразу трех Сотониных вместе.
Второй, не менее важный, пласт экспозиции — художественная и студенческая среда Казани времен Сотониных. Проект соберет под одной крышей работы казанских авангардистов 1920–1930-х годов (многие из которых были выпускниками Казанских архитектурно-художественных мастерских), участников коллектива «Всадник», представителей ТатЛЕФа и СУЛФа (татарского отделения «Левого фронта искусства» и его национального крыла). Это вторая выставка художественно-краеведческого проекта «Кустода», который вырос из книжной серии «Смены».
22.05 — 30.08
Центр современной культуры «Смена», Казань
ЗВЕЗДЫ СОШЛИСЬ
Первая коллаборация художников Егора Гиве и Кирилла Ашастина — видных представителей уличной сцены, не менее уверенно чувствующих себя и в студийных форматах. Год назад они делили мастерскую на «Кристалле», где были сделаны работы для проекта RuArts. Получилась выставка из цветных градиентных зеркал, украшенных блестящими, похожими то ли на аффирмации, то ли на иронию над ними, надписями из страз Swarovski: «Успех», «Ты просто космос», «Деньги», «Лучшая версия себя». Зрители, смотрясь в них, становятся участниками этой работы.
Для Ашастина это уже не первый опыт работы с цветными зеркалами — в прошлом году он выпустил серию зеркал в проекте Air Mirror. Гиве же в своих произведениях часто обращается к образам массовой культуры, и надписи из страз для него — один из характерных приемов визуализации этих образов. Еще один вопрос, на который нет прямого ответа, — название выставки: с одной стороны, оно будто бы намекает на совместную работу двух «звезд» арт-сцены, с другой — на смотрящих в зеркала зрителей, каждый из которых — самая настоящая «звезда».
23.05 — 29.06
Фонд RuArts, Москва
Егор Гиве и Кирилл Ашастин, «Мальдивы», «Красота», «Успех»

РАЗВЕРНУТОЕ СОЗЕРЦАНИЕ
До начала 1960-х на реке Нерли стояла действующая гидроэлектростанция — теперь это территория исследования для местных художников. Они попытались навести мосты между утилитарным прошлым ГЭС и артистическим настоящим, восстановив ее энергию — но теперь уже не в физическом, а в символическом смысле. Здесь нет классической экспозиции — объекты искусства рассредоточены по всей территории и раскрываются зрителям при медленном исследовании. Среди них звуковая инсталляция от Михаила (композитора, сооснователя лаборатории звуковых исследований Kota Records) и Элеоноры (вокалистки независимых театральных проектов и фестивалей) Мясоедовых, короткометражка музыкального куратора МИРА центра Аси Соршневой, «полевая лаборатория» керамистки Елизаветы Комаровой с возможностью создать букеты из местных цветов и трав. Самое масштабное произведение выставки — будка, обитая черной тканью, объект фотографа Владимира Никонова. Работая по принципу камеры-обскуры, она «...наполняется миражами заполицких просторов, реки и горизонта и дает смотрящему опыт полной погруженности: заглядываешь внутрь, чтобы увидеть то же, что снаружи» — как описывается в буклете. Чуть ниже, у воды, найдете пиксельную собаку из игры Duck Hunt с рыбой из Нерли в зубах — объект «Рыбная охота» владимирского художника, известного под псевдонимом Мишкин.
23.05 — 07.09
«ГЭС на Нерли», Владимирская область, c. Заполицы
СВЕТ МЕЖДУ МИРАМИ


Людмила Бакулина, «Батум», 1930-е. ГМИ Каракалпакстана им. И.В. Савицкого
Ольга Соколова, «Карусель под Самаркандом», 1935. Музей «Новый Иерусалим»
Международный проект, объединивший коллекции из России и Узбекистана — музея «Новый Иерусалим» и Государственного музея искусств имени Савицкого. Вместе они собрали более 160 живописных и графических работ от 40 художников, среди которых Соломон Никритин, Климент Редько и Николай Карахан, чтобы представить малоизвестную сторону советского (русского и узбекского) модернизма 1920–1930-х годов. На фоне слома культурной парадигмы — болезненного перехода от авангарда к соцреализму — зарождается новый художественный язык. «Свет между мирами» еще и исследует становления музейных коллекций, которые формировались вопреки официальной художественной повестке. Выставка разбита на тематические разделы — «Лица времени», «Мастера нового Востока», «Метафизика 1920–1930-х», «Открытие нового мира». В последнем, например, можно будет увидеть работы художников, которые отстаивали станковую живопись. Также на выставке прозвучат звуковые инсталляции с фрагментами речей художников и редкой музыкой тех лет — то, что нужно для полного погружения в материал.

Аркадий Ставровский, «Гитара и маски», 1937. ГМИ Каракалпакстана им. И.В. Савицкого
30.05 — 08.11
«Новый Иерусалим», Истра

БОРИС МЕССЕРЕР. КАЛЕЙДОСКОП ВРЕМЕНИ
Борис Мессерер — сценограф, художник, график и человек-оркестр, вот уже семь десятилетий работающий на стыке театра, живописи и литературы. Тяга к синтезу искусств у него — наследственная: отец — балетмейстер, мать — художница по костюмам и актриса немого кино, а двоюродная сестра — сама Майя Плисецкая. Духом театра, балета и живописи пропитана его выставка в ММОМА — большая ретроспектива, включающая более 150 работ с конца 1950-х по наши дни: от портретов друзей и натюрмортов до макетов спектаклей, созданных для «Современника», МХТ имени Чехова и Большого театра. В центре экспозиции нонконформистские холсты Мессерера конца 1950–1960-х годов. Еще одно важное место в ней занимает театр. Свой первый фурор как художник-постановщик Борис Мессерер произвел в 1963 году работой над балетом Большого театра «Подпоручик Киже» на музыку Сергея Прокофьева и дальше только утверждался в статусе новатора театрально-декоративного искусства. Название выставки — «Калейдоскоп времени» — передает ее ритм и структуру: цвета, формы и эпохи складываются в цельную композицию, где прослеживается не только эволюция стиля, но и дух времени.
Борис Мессерер, «Натюрморт с жареной рыбой», 1966
03.06 — 31.08
ММОМА, Гоголевский бульвар 10/1, Москва

Сергей Конёнков, Эскиз горельефа для здания Института геохимии им. В.И. Вернадского в Москве предоставлены пресс-службой РОСИЗО
СЕРГЕЙ КОНЕНКОВ. ХХ ВЕК

Проект «Сергей Конёнков. XX век» в нижегородском выставочном пространстве Пакгаузы — масштабное представление одного из самых ярких скульпторов русской художественной сцены прошлого столетия. Его работы в равной степени относят к модернизму, авангарду и соцреализму. Он создавал их из бронзы, гипса, мрамора и дерева, оставив после себя солидное наследие — более 800 скульптур. Впрочем, куратор Алла Есипович-Рогинская и архитектор Сергей Чобан предлагают увидеть в Конёнкове не просто скульптора, но и мыслителя: особый интерес в экспозиции вызывают его космогонические «карты» — картины, в которых, Конёнков объединял топографию, философию и Библию. Проект в «Пакгаузах» исследует и пророчества Конёнкова — например, в своем письме Сталину от января 1941 года он предрекал начало Великой Отечественной войны. Долгое время письмо хранилось в Государственном архиве Российской Федерации, а теперь это — один из экспонатов выставки.
Сергей Конёнков, «Сын человеческий», Смоленский государственный музей-заповедник
04.06 — 22.07
Пакгаузы, Нижний Новгород

АЛГОРИТМЫ ПОЗНАНИЯ
Свою первую годовщину Центр AZ/ART, младший брат музея AZ, встречает летним фестивалем «Алгоритмы познания». Это серия из девяти персональных выставок, объединенных общей идеей: можно ли с помощью искусства нащупать путь в сложной, меняющейся реальности? Каждый месяц в трех залах AZ/ART будут открываться три параллельные экспозиции. Первыми покажут Валерия Гриковского, Платона Инфанте и тандем матери Лилии Педак с дочерью Юлией Клоповой. Гриковский в проекте «Минус-музей» примеряет маску безумного ученого: среди его экспонатов — минералы, жуки и камушки, будто собранные в попытке объяснить мир через магию и эксперименты. Инфанте в своем «Инструментарии» стирает грань между виртуальным и материальным: его объекты — обычные карандаши, бумага и палочки — продолжают «работать» даже по ту сторону экрана. Клопова с Педак исследуют сложные семейные связи, создавая текстильные панно и керамические скульптуры с женскими именами. В оставшиеся два месяца в «Алгоритмах познания» можно будет увидеть работы художников Ирины Кориной, Михаила Рубанкова и Апанди Магомедова, дуэта Елены Губановой с Иваном Говорковым, а также объединений «Цветы Джонджоли» и «Хвойные». Параллельно с выставками в программе тематические экскурсии и детские занятия.
Валерий Гриковский, «Минус-музей
05.06 — 31.08
Центр современного искусства AZ/ART, Москва
КАРЛ БРЮЛЛОВ. РИМ — МОСКВА — ПЕТЕРБУРГ


Брюллов Карл Павлович, Автопортрет, 1848
Брюллов Карл Павлович, «Турчанка», 1837-1839
К 225-летию со дня рождения Карла Брюллова Новая Третьяковка подготовила выставку, в центре которой — не только сам художник, но и города, определившие его путь: Рим, Москва и Петербург. Экспозиция из более чем 170 работ — от живописи и графики до скульптур — предлагает увидеть «гения академической школы» через призму географии и культурного контекста. Рим, где Брюллов провел больше 10 лет, подарил миру главный его шедевр — монументальное полотно «Последний день Помпеи», которое приезжает из Русского музея в Москву. В московском разделе — плод насыщенного полугодия Брюллова в 1836-м: написание камерных портретов, зарисовок и чуть ли не главное — знакомство с Пушкиным, через пару лет после которого Брюллов возьмется за написание «Бахчисарайского фонтана». Петербург, где родился художник, становится кульминацией выставки. Здесь зрители увидят поздние работы Брюллова, включая «Осаду Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» — масштабную работу по заказу Николая I. Кураторы выставки в Новой Третьяковке приглашают взглянуть на творчество художника через концепцию genius loci — «гения места» — и попытаться понять, где именно он черпал силы и вдохновение.
10.06 — 18.01
Новая Третьяковка на Крымском Валу, Москва

МОДА КАК СПЕКТАКЛЬ
Синяя съемка к юбилею The Blueprint. Константин Хабенский, эффектно затягивающийся сигаретой в ч/б. Аня Тейлор-Джой, подсвеченная ярким сиянием, словно лесная нимфа. В июле в рамках XIV Международной биеннале «Мода и стиль в фотографии» откроется выставка «Мода как спектакль» Данилы Головкина, одного из самых востребованных фэшн-фотографов. В профессию он пришел в середине 2000-х и успел поработать с ведущим глянцем (Vogue, Tatler, Elle, Harper’s Bazaar, GQ и Glamour). Головкин снимал портреты главных модных, культурных и светских героев эпохи (от Юры Борисова, Наоми Кэмпбелл, Натальи Водяновой до Доменико Дольче и Стефано Габбаны, Эдриена Броуди и Энни Лейбовиц), а теперь ушел в сторону арт-экспериментов, коллажных и сюрреалистичных работ. С фондом Still Art, который представляет экспозицию в МАММ, у Головкина выходит второй авторский альбом со съемками 2019 и 2021 годов.
С 11.06
МАММ, Москва
ИЛЬЯ МАШКОВ. АВАНГАРД. КИТЧ. КЛАССИКА


Илья Машков, «Фрукты на блюде (Синие сливы)»
Илья Машков, «Дама с китаянкой. Портрет. Е.И.Киркальди»
В Третьяковской галерее открывается большая ретроспектива Ильи Машкова — одного из самых ярких и противоречивых художников первой половины XX века. Под одной крышей соберут около двухсот его живописных и графических работ, созданных с конца 1910-х до начала 1940-х годов, которые обычно хранятся в музеях и частных коллекциях по всей России и странам бывшего СССР. Экспозиция охватывает ключевые этапы творческого пути Машкова: от его заигрывания с народным лубком и методами Поля Сезанна в смелых экспериментах «Бубнового валета» до парадных портретов и натюрмортов 1930-х. Изменения в художественном пути Машкова отражали повороты в истории всего русского искусства — от авангарда до соцреализма. В своих работах он сумел объять необъятное — применить опыты фольклора, примитива, актуального западного искусства и классических канонов госзаказа.
17.06 — 26.10
Корпус Третьяковской галереи на Кадашевской набережной, Москва
РУССКИЕ ДИКИЕ
Осенью 1905 года французские критики предлагали запереть фовистов в клетку — этим летом она буквально появится в Музее русского импрессионизма. Кураторы выставки «Русские дикие» поместят туда работы Луи Вальта, Анри Ле Фоконье, «Испанку» Анри Матисса и «Просушку парусов» Андре Дерена — участницу того самого Осеннего салона, после которого возмущенный Луи Воксель назвал фовистов «дикими». Эта выставка — диалог между французским фовизмом, воспринятым в начале XX века в штыки за дерзкие краски и грубые формы, и русским авангардом, между Матиссом и Гончаровой, Дереном и Машковым. Проект объединил усилия Музея русского импрессионизма и ГМИИ им. Пушкина: специально для него были собраны больше ста работ из полусотни коллекций — от Эрмитажа до Ростовского кремля. В центре — произведения Отона Фриеза, Альбера Марке, Анри Матисса и эксперименты русских художников с цветом, формой и традицией. Фовизм, постимпрессионизм, символизм, неопримитивизм — кураторы провели тонкую линию, показывая, как свобода цвета объединила разных живописцев. Дополнят выставку работы современных художников, осмысляющих фовизм в XXI веке.

18.06 — 28.09
Музей русского импрессионизма, Москва

Анри Манген, «Купальщица», 1906. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Александр Русаков, «Лошади на водопое»», 1923–1925. Собрание Романа Бабичева, Москва
Пьер Поль Жирьё, «Пионы», 1906. Государственный Эрмитаж

ЯРМАРКА SCAN FAIR
Ярмарка современного искусства Scan Fair проводится уже во второй раз. Прогремев в прошлом году, она уверенно заявила о себе как о главном арт-событии на территории всей Сибири. В этот раз организаторы решили пойти дальше — ярмарка расширилась новым разделом «Предметный дизайн». Так что теперь помимо 5 галерей, 43 художников и арт-групп в числе ее участников еще и 7 дизайнерских брендов — они представят 14 городов Урала, Сибири и Дальнего Востока. Участники отбирались экспертным советом из более чем 400 заявок. Среди них уже ставшие локальными звездами Алексей Шидловский с металлическими скульптурами, художница Безвершук, прославившаяся синими цианотипными отпечатками, Татьяна Селиверстова с темой телесности, которую она транслирует в работах с вышивкой и печатью на ткани, дуэт Никиты Балтинских и Александры Грачевой, которые под псевдонимом Осип Тофф создают арт-объекты из бумажных, защищенных лаком аппликаций, прикрепленных к фанерному листу. Расширяется в Scan Fair и пространство — параллельная программа ярмарки охватит практически весь Красноярск: арт-объекты рассредоточатся не только по музеям, но и по улицам, лекционным залам и ресторанам. Специальная инсталляция даже пройдет в красноярском аэропорту.
ORDR Studio
25.06 — 29.06
Креативный кластер «Квадрат», Красноярск
К БАРЬЕРУ! ПОЕДИНКИ И ДУЭЛИ ОТ АХИЛЛА ДО ЛИФАРЯ
В Государственном Эрмитаже обратятся к теме дуэли. Экспозиция охватит путь этой традиции от священных поединков Античности и рыцарских турниров до изысканных шпаг и пистолетов, с которыми выходили друг против друга дворяне, студенты и поэты. Мощности музея позволяют продемонстрировать все это на наглядных примерах: в Николаевском зале Главного корпуса соберут не только оружие (от массивных турнирных доспехов до рапир XVI века), но и портреты знаменитых дуэлянтов, хроники их роковых встреч, а главное — уникальные фехтовальные трактаты, датированные XVI–XIX веками. Особое внимание уделят дуэльной традиции в России: от самых первых до широко известных поединков, включая популярные в университетах Прибалтики и Санкт-Петербурга студенческие дуэли. Готовьтесь к полному погружению в дуэльную традицию, чтобы понять, как она эволюционировала со времен Античности и Средневековья, почему пистолет вытеснил шпагу и что общего между «Божьим судом»
и студенческой поножовщиной.

28.06 — 02.11
Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург