Музыкальные события марта
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Как пелось в замечательной композиции группы «Пекин Роу-Роу», «но, господи взгляни, какой сегодня день! // Я нюхаю тебя, а ты нюхаешь сирень — весна!». Кажется, ни одному времени года музыканты так часто не признаются в любви — «Актриса Весна», «Весна» Дельфина, Гр. Полухутенко, Леонида Федорова, «Кровостока», наконец... В общем, март — время музыки. Концерты Сергея Сироткина и Теодора Курентзиса, выступление ансамбля Татьяны Гринденко Opus Posth, а также открытие фестиваля Sound Up и релизы Леди Гаги, The Horrors, Дженни из Blackpink не дадут соврать.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
февраль
Концерты
Слава КПСС
Теодор Курентзис и musicAeterna
«Сироткин»
«(Очень) красивая музыка. Александр Рабинович-Бараковский. Алексей Любимов и Ко»
«Бах. Музыкальное приношение»
Sound Up сello 8: sound sculpture
«Гендель. “Триумф Времени и Разочарования”»
Альбомы
Леди Гага, Mayhem
Дженни, Ruby
Japanese Breakfast, For Melancholy Brunettes (and Sad Women)
The Horrors, Night Life
КОНЦЕРТЫ
Слава КПСС
07.03 – 30.03
«Сигнал», Самара (07.03), Onyx, Саратов (09.03), «Кроп Арена», Краснодар (14.03), «Кроп Арена», Ростов-на-Дону (15.03), Arena Hall / Aura Night Club, Воронеж (16.03), VK Stadium, Москва (22.03), Sound, Санкт-Петербург (28.03), Yalta, Калининград (30.03)
В творческой биографии артиста Славы КПСС (у коего, как у Вишну, тысяча имен) трудно выделить наиболее продуктивный период, но 2024-2025-й явно претендует на пьедестал. Стоило скандальному рэперу выпустить неожиданно серьезную пластинку «Россия34», как тут же вышла вторая — «Россия24», более разбитная и антихайповая, что ли. С февраля нынешнего года Вячеслав Машнов колесит по городам и весям в рамках Sigma Tour — название говорящее, а чтобы отпали вообще все вопросы, существует подзаголовок: «Концерты живой классики». Сигма-бой уже выступил во Владивостоке, Екатеринбурге, Новосибирске, кульминационный концерт случится 22 марта в столичном VK Stadium. В апреле объявлены выступления в Казани, Нижнем Новгороде и других городах.
Теодор Курентзис и musicAeterna
08.03 – 20.03

Красноярская филармония, Красноярск (08.03), Новосибирская филармония, Новосибирск (10.03), Пермский театр оперы и балета, Пермь (12.03), Большой зал консерватории, Москва (14.03, 15.03), Большой зал филармонии, Санкт-Петербург (17.03), «Лахта Холл», Санкт-Петербург (20.03)
Но мы-то знаем, кто здесь настоящий сигма-бой. Апрельские концерты Теодора Курентзиса и оркестра musicAeterna будут посвящены двум австрийским композиторам — Густаву Малеру и отмечавшему в прошлом году 100-летие Антону Брукнеру. Вторая симфония Малера «Воскресение» была и остается одним из самых исполняемых позднеромантических произведений: эффектная структура (первая, похоронная часть, отделена пятиминутной паузой), экспрессия (в третьей части фигурируют пожирающие друг друга рыбы), получасовой финал с хором, поющим о воскресении... Что же до Брукнера, то его неоконченная Девятая симфония поражает прежде всего размахом (самоцитаты, реминисценции из Генделя и Вагнера, фуга, хорал, etc., etc.). Как Девятая Бетховена в свое время стала иллюстрацией расцвета музыкального романтизма, так Девятая Брукнера превратилась в символ его грандиозного финала.

«Сироткин»
09.03
«VK Stadium, Москва
Большой сольный концерт инди-рок-группы «Сироткин» (в коей, между прочим, далеко не один Сергей Сироткин; о нем и других участниках коллектива читайте здесь). Довольно сложно представить, что единственный на данный момент LP группы «Тень первого облака» вышел в 2022-м — и до, и после этого «Сироткин» постоянно присутствовал на слушательских радарах: в виде саундтреков («Чики», «Майор Гром», «Вампиры средней полосы»), мини-альбомов и клипов; так-то группа существует с 2015 года. В одном 2024-м коллектив успел выпустить пять синглов и сыграть, кажется, на всех летних фестивалях. Впрочем, наш любимый трек — это все равно лирический фит с Федуком «Никто не любит быть один» 2023 года. Надеемся, на концерте (вместе с уже заявленными хитами: «Суперслабость», «Тень первого облака», «Добрый злой») прозвучит и он тоже.
«(Очень) красивая музыка. Александр Рабинович-Бараковский. Алексей Любимов и Ко»
12.03

«ГЭС-2», Москва
Осудили бы скобки в названии концерта, если б сами не имели к ним нездоровую привязанность — так или иначе, композитор Александр Рабинович-Бараковский пишет, без всяких скобок и скидок, очень красивую музыку. Но вот уже полвека, как он живет в эмиграции, и, возможно, именно с этим связано плохое знание его творчества в России; тем временем он, близкий друг великой пианистки Марты Аргерих, был одним из первых в СССР исполнителей Джона Кейджа, Оливье Мессиана и Пьера Булеза, а его собственные произведения, эдакая минималистская ревизия романтического репертуара, стала настоящей вехой в истории академической музыки. К восьмидесятилетнему юбилею композитора лучшие российские пианисты разных поколений — от последнего лауреата конкурса Чайковского и финалиста Blueprint100 Сергея Давыдченко до Юрия Фаворина и Алексея Любимова — представят ретроспективу его произведений: поставангардные вещи 1970-1980-х (Musique populaire, Musique triste, parfois tragique), квартеты нулевых (Die Zeit) и даже одну мировую премьеру (Élans).
«Бах. Музыкальное приношение»
17.03
«ДК «Рассвет», Москва
Фраза «вечер музыки Иоганна Себастьяна Баха» из анонса концерта ДК «Рассвет» звучит вроде бы не слишком обнадеживающе, как и описание ожидающихся «Музыкальных приношений» — цикла произведений Баха, посвященных прусскому королю Фридриху II и основанных на музыкальной теме, выдуманной монархом. Впрочем, даже барочные гении в париках способны говорить с нами на одном языке — доказательством тому служит «Кофейная кантата», шутливая пьеса о только-только входившем в XVIII веке в моду кофе. По сюжету молодая девушка пытается убедить своего сварливого бюргера-отца в совершенной необходимости этого чудесного напитка. Мы с ней не можем не согласиться, как и великая скрипачка Татьяна Гринденко: под ее управлением ансамбль Opus Posth исполнит кантату вместе с трио-сонатой из «Музыкальных приношений», тем самым уравновесив тяжесть легкостью, а сложность — простотой; словом, необходимо внести в анонс дополнение — «вечер очень разной музыки Иоганна Себастьяна Баха».
Sound Up сello 8: sound sculpture

21.03
Центр цифрового искусства Artplay Media, Москва
Фестиваль актуальной музыки Sound Up открывает юбилейный — десятый — сезон премьерой перформанса cello 8: sound sculpture, состоящего из произведения для виолончельного октета Майкла Гордона (одного из основателей нью-йоркского ансамбля современной академической музыки Bang on a Can) и визуальной партитуры, созданной питерскими медиахудожниками 404.zero. Восемь виолончелистов сидят в круге — еще одним кругом вокруг них располагаются слушатели. Исполнители перебрасывают друг другу музыкальные фрагменты, словно горячую картошку, создавая акустический эффект то ли готического храма, где хор в разных частях постройки последовательно подхватывает один григорианский хорал, то ли ультрасовременного электронного произведения. Усилит эффект 360-градусная проекция — как и раньше, Sound Up выступает экспериментальной площадкой синтеза разных искусств: видео-арта и минимализма Филипа Гласса, театра и электронщины, виолончельной музыки и диджитал-партитур.
«Гендель. “Триумф Времени и Разочарования”»
29.03

Концертный зал имени П.И. Чайковского, Москва
«Триумф Времени и Разочарования», также известный как «Триумф Времени и Правды» — это первая оратория конгениального ровесника Баха Георга Фридриха Генделя. 21-летний композитор сочинил в Риме истинно итальянскую дидактическую новеллу с аллегорическими персонажами: Красотой, Удовольствием, Временем и Разочарованием. Каждая партия, исполняемая отдельным певцом, плавно сменяет предыдущую — басня о красоте неизбежно должна закончиться моралью о разочаровании. Юношеское произведение не отпускало Генделя на протяжении всей жизни — вплоть до 1757 года (то есть через полвека после первой редакции и за два года до смерти) композитор перерабатывал его, освобождая от штампов переходной эпохи Монтеверди, чтобы превратить в чистое барокко. 29 марта нижегородский оркестр La Voce Strumentale под руководством одного из ведущих российских исполнителей барочной музыки Дмитрия Синьковского продемонстрирует эту эволюцию вместе с четырьмя солистами: сопрано Дилярой Идрисовой, меццо-сопрано Яной Дьяковой, контратенором Андреем Немзером и тенором Сергеем Годиным.
альбомы
Леди Гага, Mayhem

07.03
Долгожданный релиз королевы эпатажа, в который наравне с уже выпущенными треками — классической EDM Disease, семидесятнической балладой с Бруно Марсом Die with a Smile (взявшей «Грэмми» за лучшее поп-исполнение дуэтом) и Abracadabra с танцем Паррис Гобель — войдет еще одиннадцать песен с названиями вроде Zombieboy и LoveDrug. С образом Харли Квин Леди Гага распрощалась на прошлогодней — «винтаж-поп», по определению самой певицы — пластинке Harlequin, Mayhem же обозначит возвращение к поп-музыке, с которой она начинала. «Mayhem — это подлинный хаос! Он нарушает множество правил и полон веселья, — объясняет Леди Гага, а в качестве референсов для будущего альбома певица через запятую перечисляет все наследие популярной музыки прошлого века: альтернатива 1990-х, электро-гранж, мелодии и гитары Принца и Боуи, фанковые басы, французские электронные танцы, аналоговые синтезаторы». В общем, она вернулась!
Дженни, Ruby


07.03
Парад суверенитетов участников одной из главных кей-поп-групп современности — Blackpink — продолжается: не успел остыть дебютный сольник Лисы Alter Ego, как выходит первая пластинка Дженни Ruby. В нашем тексте Иван Сорокин констатировал: «набор синглов Дженни самый разнообразный среди ее коллег — и при этом он остается максимально цельным; это инди-поп с заметным влиянием альтернативного хип-хопа, более хитрый, чем хочет казаться». Словно в подтверждение его слов в создании альбома приняли участие важнейшие поп-музыканты 2020-х — от Дуа Липы и Childish Gambino до Doechii. Нарратив при этом у всех эмансипированных кей-поперш примерно один и тот же — певицы отстаивают свою независимость от мегакорпораций и требуют признания своей самостоятельности. Что ж, дело хорошее — а уж насколько амбиции соответствует музыкальное воплощение, узнаем седьмого марта.
Japanese Breakfast, For Melancholy Brunettes (and Sad Women)

21.03
Четвертый альбом Мишель Заунер и Ко в очередной раз отрефлексирует международный опыт музыканта — как мы писали, формально Заунер скорее про Америку, чем про Корею (семья переехала в Штаты, когда ей не было года), но мотивы южнокорейской культуры — от «корейской оперы» пхансори до живописи на шелке — опутывают творчество артистки. Это и мрачные, как нефритовая ваза, лоу-фай-пластинки Psychotromp и Soft Sounds from Another Planet, и мемуарный бестселлер Crying in H Mart, дописанный собственно в Корее, и ритмы корейских придворных танцев — в светлом дрим-попе Jubilee. Новый диск обещает компромисс между темными автофикшн-записями Japanese Breakfast и светом Jubilee — за помощью художники отправились в священный лес культуры, как это назвал Томас Стернз Элиот: один из двух выпущенных синглов к альбому (второй — Mega Circuit — вышел в середине февраля) Orlando in Love обращается к рыцарской поэме XV века «Влюбленный Роланд».
The Horrors, Night Life

21.03
Ну а напоследок музыкальный месяц принес The Blueprint иллюстрацию к нашему материалу об истории хоррора. Британцы из The Horrors выпустили дебютный альбом Strange House в 2007-м и стали ассоциироваться с лучшим, что было в эмо-движении конца нулевых (а также с самым забавным: про группу заговорили, когда на концерте в Массачусетсе коллектив кокнул керамическую вазу Элвиса Пресли). Пройдя огонь, воду, сотрудничество с Gorillaz и продюсерство Джеффа Бэрроу из Portishead, выпустив еще четыре альбома и вереницу разнокалиберных синглов, группа Фэриса Бэдвана возвращается к гаражным и шугейз-истокам. Барабанщик и клавишник сменились, а экспрессионистские прически и декадентская обложка остались на месте — важнее в The Horrors ничего и нет.