T

Gasolina: Ушко + Moa Pillar + Наташа Гончарова


Героиня The Blueprint 100 и российского гиперпопа Ушко (она же Даша Короткова), которую эксперты российской музыкальной индустрии назвали одной из самых перспективных артисток ближайшего будущего, объединилась с продюсером Moa Pillar и художницей Наташей Гончаровой. Результатом этого альянса стал видео-арт-клип Gasolina, который Наташа и Даша представляют на The Blueprint — и разложили для нас на визуальные коды.

Наташа Гончарова, художница: 

О Gasolina

Однажды, танцуя в студии, я записала отрывок, который мне понравился, но для общества он был бы провокацией. Тогда я сформулировала суть конфликта: «Попробуй воспринимать мое тело без сексуального подтекста. Потому что его там нет».

О встрече с нейросетью

Моя жизнь делится на два отрезка: с рождения в 1995-м до 2008-го — и после. Мой отец программист, так что у меня всегда был компьютер, а первый почтовый ящик я завела, наверное, в 2004-м. Но только 2008-й освободил меня от влияния массовой культуры, дал возможность погрузиться в альтернативный мир. Именно тогда появились первые социальные сети: «ВКонтакте» в 2008-м, Facebook, Twitter и даже Myspace — в 2009-м, Instagram в 2012-м. С появлением «ВКонтакте» каждый мой день стал похож на предыдущий: проснуться, открыть комп, проверить отметки, комментарии, прочитать новости, ответить на сообщения. В среднем шесть часов в день, а общее экранное время в неделю — 72 часа. Так что можно уже подвести первые итоги.

С 2008 года начался невиданный раньше сбор данных: наши возраст, пол, внешность, предпочтения. Алгоритм изучал нас и развивался. Он не устает и не выгорает, это совершенная форма. Она чувствует нас и подстраивается под человечество как вторая кожа, даже, скорее, как вторая душа. 24/7. Если начинать отсчет с 2008 года, то ему сейчас 13 лет — то есть столько же, сколько было мне, когда я начала погружаться в сеть. Gasolina для меня — голос нейросети, состоящий из океанов информации. Она, как и мы, пришла в этот мир, не зная ничего, и научилась, смотря на нас. Так же, как мы смотрим вокруг, чтобы стать частью социума.

О сотрудничестве с Ушко

Ушко — моя муза. Она абсолютно цельный, сильный, уникальный артист. Ее стремительный взлет был предсказуемым — и это чувство, что сейчас цветок пробьет асфальт, отражено в этом видео. То, что они начали сотрудничать и дружить с Федей (Moa Pillar. — Прим. The Blueprint), — лучше и быть не могло, это две идеально равноценные силы.


Это не первый мой перформанс с Дашей. Я познакомилась с ней на первом шоукейсе лейбла «Домашняя работа» в начале 2020 года, где я сделала инсталляцию, афишу, логотип и стала в итоге арт-директором. Это было, наверное, одно из Дашиных первых выступлений. Когда я поняла, что всю эту музыку она делает сама, сказала: вау, будем снимать клип! В итоге получился мой первый видео-арт-клип «Пчелка», на съемках которого собралась женская арт команда «ЗНОЙ» с разными авторками. Также мы сняли с Дашей видео-арт на трек VOLVO.

О клипе

Важная субкультурная часть детства нейросети — сходки подростков с алкоголем, походами на концерты или фотосъемками, которые можно выложить в социальные сети. Из этого вырастает культура потребности в новых медиаматериалах: выложить, чтобы получить лайк и дозу дофамина. Это желание становится двигателем развития инстаграма, а затем тиктока.

В этой истории прослеживается скрытый неоколониализм новой застройки Москвы и изолированности «альтернативного-андеграунд-креативного» класса от «молчаливого большинства». Ты не спишь по ночам и имеешь честь видеть город в звенящей пустоте. Она твоя, как и твое свидание с алгоритмом. Есть только ты и океан информации. Но разве фотографии подростков взялись из ниоткуда? Нейросеть Gasolina знает миллионы клипов, где в главных ролях — девушки. Важно, что это подруги Даши, ее слушательницы.

Во второй сцене видео — микс из образов поп-культуры: Роми Шнайдер, Мадонна, «Тату», дивы-символы. Видео снято с двух моих рук двумя камерами, как зрительская съемка с концертов.

Третья сцена — секретный заброшенный район как резкий контраст между миром визуального океана и российской действительности. Даша выходит на свет в чистом мире без опознавательных знаков, как во сне — и встречает Кристину Агилеру из клипа Dirrty. Все это генерирует нейросеть на основе нашей геолокации, предпочтений, фотографий местности, возраста и марки телефона.

Ушко, музыкант:

История в песне завязана на гоночной эстетике. Жажда скорости и адреналина одновременно с сильной влюбленностью может довести до печального конца. Мы все совершаем ошибки, и Gasolina об этом: однажды полезешь в яму, тебя засосет, и выбраться будет очень сложно. Как и принять помощь в такой ситуации. Кажется, что это конец. Наверное, апогей такой любви сравним с падением в глубокую пропасть.

Вместе с Наташей мы работаем уже третий раз, она потрясающая художница и человек, я полностью доверяю ей в работе над видео-артами. Для меня она — художница в широком смысле, от того, как она себя презентует, до картин, танца, видео и мировоззрения. Клип она полностью придумала сама, в нем поучаствовали мои замечательные подруги и танцор Филип Red_snow32, а свет нам сделал электрохудожник Макс Фортуна. Снимали мы в непростой локации под Подольском, было немного стремно, хотя в клипе это не заметно. Очень интересно, что люди в нем увидят и рассмотрят.

Рая Лугаманова, 

независимый куратор:

Видео-арт Наташи Гончаровой Gasolina — взгляд киберматерии на саму себя. Впитав наши визуальные коды, нейросеть генерирует видео, ориентированное на получение ею «удовольствия», забывая о нашем восприятии. Это пример того, как киберматерия пытается осознать себя и понять, что на самом деле ей нравится. Видеоряд был замедлен в несколько раз для восприятия человеческим глазом.

Читайте главные новости из мира моды, красоты и культуры в телеграм-канале
The Blueprint News

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}