Рука Бога
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
«Дэвид Лашапель справился с эмоционально опустошающим трудоголизмом и теперь снова получает удовольствие от фотографии», — недавно констатировали Los Angeles Times. В этом году звездный фотограф, любимец Хельмута Ньютона и Ричарда Аведона, кажется, переживает ренессанс: Лашапель снял обложки новых альбомов Megan Thee Stallion и Ice Spice, сфотографировал главную звезду этого лета Charlie XCX для The New York Magazine, переиздал две фотокниги (Lost & Found и Good News). А еще успел поставить перформанс Christian Louboutin в парижском бассейне Molitor — и это стало одним из самых бодрых событий модного месяца. Прямо сейчас в американском Художественном музее Уильяма Бентона проходит его выставка All of a Sudden, а в московской Галерее Люмьер открыт pop-up со знаковыми работами Дэвида Лашапеля, который можно посетить вместе с экскурсией по пространству. Самое время вспомнить, кого, как и почему снимает «Феллини от фотографии».
Christian Louboutin Paris Is Louboutining, 2024
LOW CULTURE
«Мне всегда нравились фильмы категории Б, таблоиды, китчевая реклама, “Голливудский Вавилон”», — заявил Лашапель в интервью The New York Magazine в августе 2024-го, когда его попросили рассказать, что именно его вдохновило на обложку с Charlie XCX (та, в неоново-розовом кружевном белье, стояла перед толпой папарацци в типичной позе из каталогов Victoria’s Secret образца начала нулевых). Китч, кринж и трэш Дэвид Лашапель всегда совмещал с приемами высокого искусства (см. Эпоха Возрождения) — и на этом построил свой визуальный язык.
Charlie XCX / The New York Magazine, 2024
← Трэвис Скотт
Трики / журнал Detour, октябрь 1996
Лил Ким: Предмет роскоши, 1997
Дуа Липа / журнал Rolling Stone, февраль 2021
Ники Минаж / Книга Lost and Found. Good News. Art Edition, 2017
СЕЛЕБРИТИ-КУЛЬТ
В детстве Лашапель зачитывался «Голливудским Вавилоном» — книгой про закулисье Голливуда авторства режиссера Кеннета Энгера (своего кумира Дэвид называл человеком, снимавшим клипы MTV до создания MTV). В 15 лет бросил школу в родном Хартфорде, штат Коннектикут, начал тусоваться в гей-клубах и подрабатывать помощником официанта в Studio 54, куда захаживала добрая половина будущих героев его съемок. В том числе Энди Уорхол — в 17 Дэвид Лашапель наработал «нестыдное портфолио» (он учился фотографии в Школе искусств Университета Северной Каролины), набрался смелости и подошел к создателю журнала Interview c предложением поработать вместе. Вскоре Лашапель уже снимал разворот с Beastie Boys. Знаменитостей Лашапель снимал так, как никто из его популярных в то время коллег-фотографов: «В своей лос-анджелесской студии я строил собственную съемочную площадку со странными, часто огромными декорациями. Это было новым, концептуальным подходом к селебрити и фэшн-фотографии и потому производило на людей такое сильное впечатление».
Beastie Boys, 1994
Памела Андерсон на обложке журнала VOGUE Hommes, 2004
Тупак Шакур, 1996
Эминем, 1999
Интерес к селебрити-культуре Лашапель сохранял примерно до 2006-го, а потом на год переехал на Гавайи и заявил, что поп-звезды его «измучили» (в том числе надоедливыми пиарщиками: «Их работа — защищать своих клиентов, но я всегда стараюсь, чтобы мои герои выглядели хорошо, хоть и провокационно. И не будем забывать, что роль в «Ночах в стиле буги» Марку Уолбергу предложили благодаря тому, что я снял его в образе секс-работника, — говорил фотограф).
Энди Уорхол и Дэвид Боуи / Книга Lost and Found. Good News. Art Edition, 2017
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Лашапель делал реверансы в сторону Венеры Виллендорфской, статуэтки из венского Музея естествознания времен позднего палеолита. Признавался в любви поп-арту и, разумеется, сюрреализму («Лашапель — единственный из всех фотографов, создающих сюрреалистичные изображения, у кого есть потенциал стать своего рода новым Магриттом», — говорил великий Аведон, которого Лашапель обожал с 14 лет. «Фотографии Лашапеля — это работы Дали и Дианы Арбус, пропущенные через фильтр Уорхола», — писали The New York Times). Но именно к эпохе Возрождения наш герой обращался чаще всего. Сам фотограф вспоминал, что прикипел к художникам Ренессанса еще в 1980-х — в пику трендам. «Тогда все носили короткие, графичные стрижки. Мне же нравились герои в духе Боттичелли, свет, как на картинах Ренессанса. Многие молодые фотографы вдохновляются сериями, снятыми неделю, максимум год назад, и это ошибка. Нужно изучать историю искусства. Даже мои ранние работы по-прежнему выглядят актуально и могут выставляться в музеях, потому что я никогда не следил за трендами». Помимо Боттичелли Лашапель часто цитировал Микеланджело — особенно его фрески с потолка Сикстинской капеллы (им, например, посвящена отдельная работа — Deluge 2006 года).
Deluge, 2006
Staircase to Paradise, 2018
Fly on My Sweet Angel Fly on to the Sky, 1985
НУАР И САЙ-ФАЙ
По признанию Дэвида Лашапеля, его любимые категории фильмов. Их же он часто цитирует: в 2011-м Лашапель превратил Кэти Перри в «диву из сюрреалистичного нуара», в 2015-м сделал из Брюса Ли героя сай-фая. Были и прямые отсылки, как в случае со съемкой Леди Гаги на фоне «города будущего»: в 2009 году Лашапель практически повторил кадр из «Метрополиса» Фрица Ланга.
Кэти Перри в рекламной кампании ghd, 2011
Кэти Перри в рекламной кампании ghd, 2011
РЕЛИГИЯ
Коллеги из Artsy в свое время насчитали с десяток отсылок Лашапеля к, скажем так, произведениям на религиозную тематику. В образе Иисуса он среди прочих фотографировал Майкла Джексона и Йе (последнего Лашапель задумал снять точь-в-точь как Джеймса Кэвизела в фильме «Страсти Христовы»). Интерес к этой теме Лашапель, заставший эпидемию ВИЧ в Нью-Йорке 1980-х и тогда похоронивший первого бойфренда и многих друзей, объяснял так: «Я стал задавать себе разные вопросы: существует ли рай, что такое душа, что ждет моих 20-летних друзей после смерти. Я был религиозным с детства, но тогда еще больше сблизился с Богом». В своем божественном предназначении Лашапель тоже не сомневается — и прямо говорит, что все его работы созданы не им, а «кем-то свыше».
Разворот из книги Lost and Found. Good News. Art Edition, 2017