Константин, не стреляйтесь!
текст:
Алиса Селезнева
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Театральный ноябрь начнется лихими «Бременскими музыкантами» в Новосибирске, а закончится «Чайкой» в МХТ — режиссерским дебютом Константина Хабенского, который выбрал самую знаковую для этой сцены пьесу. Между ними будут космические танцы, дневник собаки и рок-концерт.
«Е-ее-ее! Бременские музыканты»
1–3.11
Театр «Старый дом», Новосибирск
Спектакль по мотивам советского мультхита, песни из которого автоматически начинают крутиться в голове, стоит лишь произнести название. Память о советском, не ностальгия, а скорее смутная тоска, растворенная в абсурде, живет во всех спектаклях Антона Федорова — худрука новосибирского театра «Старый дом» и одного из главных авторов нового театрального поколения. То он Чебурашку вспомнит («Где ты был так долго, чувак?». А долго Чебурашки не было, потому что срок на зоне мотал). То устроит ревю по кинематографу 1970-х от «Иронии судьбы» до «Осеннего марафона» («Это не я»). И даже мадам Бовари у Федорова живет, как выясняется, в хрущевке. То есть заранее понятно, что новые «Бременские» — не пересказ с детства всем известного сюжета, а нырок в альтернативную вселенную: герои спектакля — то ли советские хиппи, то ли дауншифтеры из коуплендовского «Поколения Икс», то ли наши современники, а скорее все это вместе — бегут из города к цветочным полянам и соснам-великанам, живут там коммуной и песни поют. Сергей Шайдаков, актер-талисман Федорова, в этом спектакле еще и музыкант, заново аранжировавший хиты Геннадия Гладкова.
«Я не убивала своего мужа»
2–3.11
Театр наций, Москва
Когда-то Театр наций зазывал на постановки западных режиссеров высшего эшелона — Роберта Уилсона, Робера Лепажа, Томаса Остермайера. Но новые времена — новые имена. «Я не убивала своего мужа» — спектакль китайского постановщика Дин Итэна по роману Лю Чжэньюня «Я не Пань Цзиньлянь». Главная героиня фиктивно разводится, чтобы обойти закон об ограничении рождаемости и завести второго ребенка, но бывший муж внезапно женится на другой. Сюжет, можно сказать, уже исторический — от идеи «одна семья — один ребенок» власти Китая отказались еще в прошлом десятилетии. Но тут, наверное, важнее, как русский театр смотрит на Восток, то есть как московские актрисы и актеры будут существовать в антураже традиционной китайской культуры — от отсылок к Пекинской опере до символической сковородки вок, которая стала центральным элементом декорации.
«Парк развлечений
им. Фокса Микки»
3, 9.11
МТЮЗ, Москва
А вот куда надо идти с детьми: спектакль Юлии Беляевой по мотивам повести Саши Черного «Дневник Фокса Микки» — для зрителей 10+. Действующие морды — собственно фокс, такса, кошка, болонка, бульдог и пудель. Но все у них вполне как у людей — пишут стихи, философствуют. За долгие годы работы два выдающихся режиссера, определявших эстетику московского ТЮЗа, — Генриетта Яновская и Кама Гинкас — приучили зрителя, что это театр серьезный, взрослый, жесткий, а порой жестокий, но такая суровость стала и гарантией того, что с юной публикой здесь стараются говорить на равных и не делят аудиторию на детей и родителей.
«Место во Вселенной»
8–10.11
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
Вечер составят два одноактных балета — «Знаем благую весть» худрука балетной труппы МАМТа Максима Севагина и «Перигелий» Вячеслава Самодурова. В анонсе заявлено, что постановщики обращаются к теме космоса и поиска места человека в нем, а сценография и костюмы Марии Трегубовой объединят спектакли общим геометрическим и цветовым решениями. При этом балет Севагина вдохновлен русским фольклором, его музыкальная основа — симфония-действо композитора Валерия Гаврилина «Перезвоны». К космосу же имеет отношение скорее «Перигелий» — первая работа хореографа Самодурова с балетной труппой МАМТа, и именно она выглядит основной приманкой для зрителей. На счету Самодурова — спектакли в Большом и Михайловском театрах, Королевском балете Лондона и Пермском академическом театре оперы и балета; он 12 лет возглавлял Театр оперы и балета в Екатеринбурге, а сейчас буквально нарасхват на основных танцевальных сценах России и выглядит реальным кандидатом на место главного отечественного хореографа современности.
«Пиковая дама»
«Володя»
9, 26.11
12.11
Театр на Таганке, Москва
Театр «Среда 21», Москва
Режиссер Денис Азаров начинал в музыкальном театре (работал в «Новой опере» и Камерном музыкальном театре Бориса Покровского, ассистировал Кириллу Серебренникову в постановке «Золотого петушка» в Большом), недолго руководил Театром Романа Виктюка (2020–2022), а сейчас выпускает новый спектакль на Таганке с Ириной Апексимовой, где Пиковая дама предстанет одновременно выжившей из ума старухой и роковой соблазнительницей. По словам Азарова, «“Пиковая дама” — это поле для фантасмагории, поле для поиска. Это мир, в котором переплетаются обыденность и мистический злой рок. В этом творческом поиске мы создали новый оригинальный текст, где впервые оживают такие персонажи, как Тройка, Семерка и Туз — три маленьких чертика. Они словно проводники между миром реальным и миром, где правит Пиковая дама». Рок в этом спектакле, может, и злой, но электронный — песни на стихи Пушкина аранжированы в стиле синти-поп и new wave.
Инсценировка одноименного рассказа Чехова о драматическом столкновении подростка со взрослой жизнью. Режиссер Екатерина Половцева — ученица Сергея Женовача (и до сих пор как актриса участвует в одном из спектаклей его «Студии театрального искусства»), автор двух постановок в «Современнике» и одной в РАМТе, но это имя пока знакомо довольно узкой театральной аудитории. Так что рекомендацией служит скорее площадка — независимый театр в саду им. Баумана стал в последние годы одним из самых живых и уютных мест на театральной карте Москвы. Со «Средой 21» работают такие важные для сегодняшнего контекста режиссеры, как Дмитрий Волкострелов, Александр Плотников, Борис Павлович.
«2007»
16, 20.11
Театр имени Вл. Маяковского (Сцена на Сретенке)
Спектакль-рок-концерт, ностальгия по «жирным» и свободным нулевым. Сюжет — история одной рок-группы, но драматические эпизоды лишь вставки в музыкальное действие с вовлечением зрителей: в зале есть даже танцпол. «В этой истории мы пытаемся зафиксировать такое состояние, когда молодой человек влюбляется настолько сильно, что все — гибель! — комментирует режиссер Дмитрий Крестьянкин. — Эмоции на разрыв. Именно это было трендом, а не осознанность и гармония, как сегодня. В 2007-м делалось все, чтобы вывести себя и этот мир из равновесия, раскачать эмоциональность на максимум и плыть под парусами тяжелой музыки. Таким будет и наш спектакль». Вот так пойдешь в театр и вдруг поймешь, что даже Linkin Park уже седая древность.
«Плохие хорошие»
«Чайка»
30.11
21–22.11
МХТ им. А.П. Чехова
Театр им. Пушкина
Режиссерский дебют худрука МХТ Константина Хабенского не только на подведомственной сцене, но и вообще, как ни странно, в театре (в кинорежиссуре он дебютировал в 2018 году «Собибором»). О замысле постановки Хабенский говорит так: «Для нас главные герои в “Чайке” — женщины. В центре — их любовь, самоотверженность, тепло, внимание по отношению к мужчинам». Даже интересно, уберегут ли Константина Гавриловича — или застрелится, как обычно?
Спектакль худрука театра Евгения Писарева по комедии Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир» — салонная сатира на нравы светского общества с его тщеславием и склонностью к сплетням, хотя по нынешним временам выбор британского классика уже выглядит не только заигрыванием с публикой, но и чуть ли не фрондой. Режиссер Писарев умеет работать с легким жанром и увлекать массовую аудиторию, которую, конечно, заманит в театр и исполнительница одной из главных ролей Виктория Исакова, звезда больших и малых экранов.