Вызов принят.
В чем смысл нового Instargam-флэшмоба #challengeaccepted?
В Instagram новый флешмоб. Девушки выкладывают свои черно-белые портреты (преимущественно селфи), ставят хештеги #challengeaccepted, #womensupportingwomen и #blackandwhitechallenge — и пишут вдохновляющие посты о правах женщин, о том, как важно поддерживать друг друга, или о проблемах, которые им удается стойко решать. Рассказываем, с чем связана акция, в которой приняли участие уже около семи миллионов человек, и почему она вызывает вопросы.
Неизвестно, откуда изначально пошел флешмоб #challengeaccepted. По информации New York Times, акция с постингом черно-белых женских портретов идет из Турции, где за время карантина существенно возросло число убийств на почве домашнего насилия: черно-белые снимки жертв обычно иллюстрируют в газетах сообщения об убийствах. По другой версии, первой черно-белый портрет в знак поддержки фем-сообщества опубликовала бразильская журналистка Анна Паула Падрао. Нельзя не вспомнить и о том, что черно-белые фотографии с тегом #challengeaccepted появлялись и ранее, в 2016 году, — тогда это было частью флешмоба в знак борьбы с раком. Но отследить, кто первым опубликовал и черно-белый портрет, и теги #challengeaccepted, #womensupportingwomen и #blackandwhitechallenge вместе, увы, уже невозможно.
Сложно и посчитать, сколько именно последователей у этого флешмоба, но точно можно сказать, что он стал массовым. Под тегом #blackandwhitechallenge — на данный момент один миллион публикаций, под #challengeaccepted — около четырех миллионов публикаций, а под #womensupportingwomen — семь. Все потому, что три хештега — и преимущество, и беда инициативы. С одной стороны, они привлекают к ней больше внимания, а с другой — вводят в заблуждение касательно формата. Что это? Феминистическая акция в знак признания женщин? Флешмоб? Эстафета? Кажется, все перечисленное одновременно.
В тексте к каждой публикации черно-белых Instagram-портретов, кроме тегов #challengeaccepted, #blackandwhitechallenge и #womensupportingwomen, пользователи указывают аккаунты своих подруг или других женщин, которыми восхищаются и которых хотят поддержать. Причем это делают и обычные пользователи, и звезды, не жалеющие конверсии и бесплатной рекламы для своих близких. «Вызов принят! Спасибо @actuallychristinahendricks @pixielott @alicialquarles @fonsecamonica @thehappilyeva и @sylviamantella, что выбрали меня для #blackandwhitechallenge (это же банда, частью которой я всегда рада быть)», — написала в своем Instagram топ-модель Коко Роша, передав эстафету Иман, Синди Кроуфорд и Мэй Маск.
Что касается содержания самих постов — тут каждая сама решает, какую из своих черно-белых фотографий выбрать и что написать. Звезды вроде Синди Кроуфорд, Хлои Кардашьян и Пэрис Хилтон расстроили общественность тем, что для воспевания природной женской красоты и силы выбрали свои самые удачные отретушированные снимки, а в текстах — решили не писать сочинения по теме и просто передать эстафету подругам. Даже главная феминистка Голливуда Риз Уизерспун ограничилась лишь несколькими фразами. «Спасибо всем волшебным женщинам, встретившимся в моей жизни, за бесконечную любовь и поддержку. Давайте продолжим освещать друг друга. В этом и есть смысл сестринства», — написала она. «Дамы, вместо того, чтобы публиковать это горячее черно-белое селфи, почему бы вам не перейти к феминизму с чем-то более действенным, например, перестать общаться с другом, который является абьюзером?» — писала в понедельник писательница Алана Левинсон в ответ на посты звезд. Сценаристка Камилла Блэкетт согласилась с ней: «В чем смысл этого #ChallengeAccepted? — написала она в твиттере в понедельник. — Разве люди не в курсе, что вы можете опубликовать горячее селфи и просто так?» Еще одна претензия — уже со стороны подписчиков — к форме подачи флешмоба, а точнее, к тому, что такие сильные по значению хештеги, как «женщины поддерживают женщин», сопровождаются такими легкомысленными селфи. «Не было бы более уместно вместо этого опубликовать работы, созданные другими женщинами? (Книги, журнальные статьи, бьюти-продукты, приложения, благотворительные проекты и т. д.)», — написал один из пользователей.
И все же в большинстве своем участницы локальной версии инициативы #женщиныподдерживаютженщин используют ее как платформу для заявлений. То ли от необходимости высказаться на фоне тревожной обстановки, сложившейся на фоне коронакризиса, то ли оттого, что локальные инфоповоды, накладывающиеся один на другой — от дел сестер Хачатурян и Юлии Цветковой до второй волны #metoo, — обостряют необходимость в поддержке друг друга. «Женский голос становится все громче, и на фоне публичного порицания инициатив в рамках #metoo, дела сестер Хачатурян, дела Юлии Цветковой, женщин, подвергающихся мизогинии со стороны других женщин, думаю, нам важно чувствовать публичную громкую заметную поддержку подруг и родственниц», — комментирует пиар-специалистка Анастасия Ландер, которая под тегом #womensupportingwomen порассуждала о собственном пути как женщины, как переосмысляет его с годами и насколько важно встречать поддержку на нем. «Женщины, поддерживающие женщин, — это вневременная история, просто публичной она становится сейчас, и это давно должно было случиться. Мы живем в мире, заточенном под мужчин, который построен во многом женщинами. Этот челлендж — маркировка нашего места в сегодняшнем мире», — говорит она. Для Юрате Гураускайте участие в челлендже тоже стало своего рода актом солидарности. «Как понимаю, на фоне последних социальных волнений в США, страхов из-за COVID-19 и будущего вообще, на фоне #metoo эта акция выглядит, на мой взгляд, неким посланием исключительно женской энергии любви и добра. Уже, кажется, 6 миллионов человек приняли участие. Потому что просто и приятно стать частью международного флэшмоба с участием известных достойных людей. Ну и без привычки карантинной солидарности, думаю, тоже не обошлось», — комментирует она.
Digital-директор Esquire Анастасия Полетаева решила принять участие в этой резонансной инициативе на следующий день после публикации своего интервью с основательницей бренда Lesyanebo Олесей Шиповской, которое подняло не меньший резонанс в социальных сетях. «Это первый челлендж, в котором я участвую, — не смогла отказаться, потому что меня в него позвала моя дорогая подруга Настя Ландер, которую все мои друзья знают с моих слов как „эксперта по всем жизненным вопросам“. А потом мне передала ее Марика Шикова, пиар-директор Tiffany & Co. в России, которая меня восхищает и как профессионал, и как человек. Еще мне понравилось, что приятные и важные слова в рамках челленджа пишут в личных сообщениях, а не в подписи к фотографиям», — объясняет она. В тексте к посту Анастасия порассуждала о труде и отдыхе, о психологических проблемах и о том, как необходимо поддерживать людей, которые борются с ними. «Это то, что у меня накипело и по следам интервью, и по моим личным причинам. Все воспевают успех, но никто не хочет слушать, что за ним стоит, и называют это „нытьем“. Но это не нытье. Это жизнь, и она часто бывает очень сложной, и иногда настолько сложной, что не остается никаких сил», — комментирует она.
У каждой, кто накладывает на свою фотографию черно-белый фильтр и выкладывает пост в поддержку себя, своих подруг или других женщин, есть личные причины принять участие в этой акции. По сути, она предлагает лишний раз поставить себя в центр обсуждения — как женщину, как профессионала, как члена общества — и, что скрывать, полюбоваться собой. Концептуально этот челлендж напоминает то, что придумал в прошлом году главный редактор британского Vogue Эдвард Эннинфул, работая над сентябрьским номером вместе с Меган Маркл. Помните, тогда журнал вышел с обложкой, на которой могла бы быть любая из нас — для этого в коллаже из черно-белых фотографий великих современниц специально оставили зеркальное окошко. Вероятно, пришло время смело посмотреться в то зеркало и поместить себя на виртуальную обложку, только уже не глянцевого издания, а целого движения в поддержку друг друга.