Битва коллабораций: Fendace
vs. Balencigucci
Хотя неделя моды в Милане официально закончится только 27 сентября, ее финальный аккорд прозвучал на день раньше. Им стал показ-сюрприз Versace x Fendi — беспрецедентная коллаборация итальянских брендов. Еще до самого шоу критики сравнивали ее с коллекцией Gucci x Balenciaga, прогремевшей в апреле. Настя Сотник тоже не смогла удержаться от этого сравнения.
Интрига
О том, что Gucci готовят коллаборацию с Balenciaga, первыми сообщили со ссылкой на инсайдеров. Это случилось ровно за два дня до шоу Gucci Aria — первого показа Алессандро Микеле (второй мы увидим 3 ноября) в честь столетия итальянского бренда. Интригу держали до последнего и даже ссылку на трансляцию избранные счастливчики получили в самый последний момент. А дальше новость уже полетела по инфлюенсерам и прессе в скриншотах с кадрами-доказательствами и постах.
«Срочно в номер! Говорят, Versace покажут коллаборацию с Fendi на секретном втором показе» — такое сообщение мы увидели на The Business of Fashion 23 сентября, за три дня до официального шоу Versace, которое и так должно было стать большим событием Недели моды в Милане. The Business of Fashion ссылались на инсайдеров индустрии, которые получили загадочные бело-золотые приглашения от Донателлы Версаче. Спустя четыре дня, 27 сентября, за несколько часов до показа это бело-золотое приглашение увидели и все мы: его опубликовали в инстаграме Versace. Интригу, как мы видим, хранили не слишком усердно, но показ все равно произвел эффект разорвавшейся бомбы.
Fendace vs. Balencigucci
Брендинг
Gucci и Balenciaga решили не выдумывать себе общее имя. За них это сделали фанаты брендов, окрестив коллаборацию BalenciGucci. С точки зрения брендинга же компании лишь объединили свои монограммы в принтах, которыми украсили вещи и аксессуары. А на шоу Balenciaga весна 2022 показали несколько сумок с переработанной монограммой Gucci, в которую «вплели» буквы B. Одну из них также украсила граффити-подпись This is not a Gucci bag.
Версий того, как Fendi и Versace назовут общую коллекцию, было несколько, но бренды выдали свою: Fendace. Ремень с пряжкой в виде такого слова мы увидели в первой части долгожданного шоу. Свои логотипы и монограммы бренды тоже слили воедино — символами-химерами украсили одежду и аксессуары, а еще они стали чокерами, серьгами, бретелями и деталями туфель. Также цепь из букв F обрамляет знаменитую медузу Versace — Fendi даже поставили получившийся логотип на фото профиля в инстаграме.
Коллекция
В своей коллаборации Gucci и Balenciaga сделали большую ставку на коммерческие позиции. Самые яркие примеры — it-сумка Gucci Jackie 1961, покрытая монограммами Balenciaga, и Balenciaga Hourglass, расписанная Gucci. Но были и более тонкие результаты сотрудничества Алессандро Микеле и Демны Гвасалии, по которым стало понятно: дизайнеры провели достаточно времени в архивах брендов друг друга. Это, например, знаменитые приталенные жакеты с выраженной линией талии Кристобаля Баленсиаги, а также фирменные платья, блузы с утрированными плечами и сапоги-чулки, которыми отметились первые коллекции Демны в Balenciaga. Все эти предметы будто просто прошли через фильтр Gucci, палитра стала насыщеннее, монограмм стало больше, а стразами и блестками усыпали практически все.
Ким Джонс и Донателла Версаче структурно поделили коллекцию на две части. В первой креативный директор мужской линии Dior, а также кутюрных и женских коллекций Fendi показал свой взгляд на Versace. Среди множества отсылок к архивам дома — и особенно к коллекциям времен Джанни Версаче — новая версия знаменитого платья с булавками из коллекции весна–лето 1994 (за два дня до этого свою версию показала сама Донателла, на отдельном шоу Versace весна–лето 2022). А еще — все, чем славится дом: платки, пайетки, золото. Был и реверанс в сторону уже самостоятельного правления Донателлы, например, версии знаменитых блестящих платьев-комбинаций, которые она представила на совместном показе Versace и De Beers в 1999 году.
Во второй части шоу сама Донателла Версаче должна была показать свой взгляд на Fendi. Но на деле, за исключением переосмысленных силуэтов фирменных сумок-багетов, Peekaboo и монограммы FF на всем, от колготок до ремней с огромными пряжками в кристаллах, это была ее ода самой себе. Деним, золото, подчеркнутая сексуальность, блеск, барочные принты — все богатства Versace демонстрировали даже клоны Донателлы. Некоторые модели выходили в париках с длинными волосами, окрашенными в золотистый блонд, — спасибо Гвидо Палау, ответственному за все прически на шоу.
Звездные выходы
Совместную коллекцию Gucci и Balenciaga сразу расхвалили критики, а редакторы разобрали на съемки. Одной из самых запоминающихся была съемка с Пэрис Хилтон для Perfect Magazine Кэти Гранд, в которой Пэрис позировала в блестящем костюме Gucci x Balenciaga. В платье с цветочным принтом, переплетенным с надписями Gucci и Balenciaga, появилась сама Анна Винтур. Пришла она в нем не куда-нибудь, а на исторический кутюрный дебют Демны Гвасалии для Balenciaga.
В послужном списке создателей Fendace пока только один звездный выход — зато уже одобренный соцсетями. В джинсовом костюме на поклон в финале шоу вышла Донателла Версаче. Кадр с ней, сделанный за кулисами шоу, уже разлетелся по соцсетям как «лучшее с показа Fendace». Хотя мнения стилистов и критиков по поводу самих вещей разделились — одни считают коллекцию торжеством китча и самоиронии, а другие актом безвкусицы, — уверены, она будет пользоваться большой популярностью у звезд. Если что, ситуацию будут спасать друзья брендов: Дуа Липа вот уже примерила платье Fendace.
Зачем все это?
Когда Gucci и Balenciaga показали свою коллаборацию, не пришлось долго думать, зачем это двум брендам. Медийный бум все оправдал. И если Gucci, в последнее время гремящие за счет специальных проектов и активного продвижения сообщества друзей бренда Gucci Community, не очень в нем и нуждались, то Balenciaga, звучащие уже не так громко, как в первые годы правления Демны Гвасалии, вполне. Учитывая, что оба бренда — любимчики конгломерата Kering, которому принадлежат, похоже, это было указание сверху. Так или иначе, с ним, надо сказать, дизайнеры справились на отлично.
Fendi и Versace не связаны общим владельцем: Fendi входят в состав LVMH, а Versace — в Capri Holdings, так что в фиктивности этот союз подозревать не приходится. «Это не коллаборация. Два знаковых модных бренда создали уникальный момент в моде, беспрецедентный для индустрии. Это праздник итальянской моды, нарушение устоявшегося порядка вещей, смена ролей — торжество свободы, веселья и дружбы», — объяснили сотрудничество сами Versace. Мы даже готовы поверить в искренность этого порыва, ведь Донателла и Ким Джонс по правде друзья, у которых много общих подруг, некоторые из них, например, Кейт Мосс, Эмбер Валлетта и Наоми Кэмпбелл, даже прошлись по подиуму. Праздник праздником, но все же без корыстных целей, уверены, не обошлись. Для Кима Джонса, которого все еще преследует шлейф неудачного дебюта в Fendi, скорее всего, Fendace способ закрепиться в сознании индустрии как хороший дизайнер женских вещей, которого вот уже и коллеги как такового признают. Для Донателлы — во-первых, очередная пощечина владельцу Capri Holdings Майклу Корсу (его она, как мы знаем, не очень любит). Не желая сдаваться под натиском «американского», более коммерческого подхода в ведении бизнеса и создании коллекций, она уже который сезон подряд показывает вещи, которые очень Versace: яркие, броские, роскошные, не желающие никому угождать, не всегда актуальные, но точно смелые. Во-вторых, это еще один шаг к тому, чтобы войти в историю моды не только как сестра гениального брата, который трагически погиб, а как самодостаточный дизайнер с фирменным узнаваемым почерком. Получилось? Ответят, увы, только те, кто будет после нас.