Как модная индустрия влияет на экологию? Нас правда ждет катастрофа?
Sustainability (то есть «устойчивое развитие») — одно из главных слов 2019 года: о необходимости пересмотреть подход к производству и потреблению вещей говорят и маленькие локальные марки, и гиганты вроде Kering и LVMH, Стелла Маккартни возглавила программу ООН по борьбе с экологической и климатической деградацией, а в музее «Гараж» стартует многомесячная выставка с говорящим названием «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100». Мы решили разобраться — правда ли пора бить тревогу и может ли «устойчивое развитие» и мы все как-то предотвратить возможную экологическую катастрофу.
Все говорят про устойчивое развитие. Что это такое?
Так на русский переводят английское слово sustainability, для которого нет лаконичного и интуитивно понятного перевода на русский. Устойчивое развитие — это совокупность мер, которые нужно принять отрасли промышленности (например модной индустрии), чтобы наносить меньше ущерба окружающей среде, улучшая при этом экономическую и социальную ситуацию.
В это понятие входят и этические вопросы: справедливая оплата труда, равные возможности для разных людей и поддержка социально незащищенных групп и так далее. Но в первую очередь, устойчивое развитие — это взаимодействие промышленности и экологии. Потому что сейчас промышленность движется по «неустойчивому» пути, из-за которого весь мир (и мы вместе с ним) может свалиться в экологическую катастрофу.
PORTER X PARLEY
Все правда так плохо?
К сожалению, прогнозы не оптимистичные. Не зря юная шведская активистка Грета Тунберг выходит на пикеты против антропогенного изменения климата: глобальное потепление происходит все быстрее, и во многом в этом виноваты люди. За последние девять лет температура Северного Ледовитого океана выросла на 2–4 градуса, арктический лед стремительно тает, из-за чего многие прибрежные города оказываются под угрозой затопления, а также разрушаются морские экосистемы. Например, коралловым рифам достаточно потепления на пару градусов, чтобы начать отмирать. На суше это приводит к не менее серьезным последствиям — погодным катаклизмам, разрушению почвы и опустыниванию.
Растиражированная фраза про то, что к 2050 году в океанах будет больше пластика, чем рыбы, тоже не лишена оснований: так, в 2014 году было произведено 311 миллионов тонн пластика, и с такими темпами производства его количество за 30 лет вырастет в четыре раза. Только 5% пластика эффективно перерабатывается, большая часть заканчивает свой цикл на свалках или сжигается, в то время как около трети оказывается в природе, в том числе в морях. Недавно пластиковый мусор обнаружили даже на дне Марианской впадины.
Пластик опасен тем, что в природе разлагается около 400 лет и при распаде выделяет токсины. Кроме того, оказываясь в океане, он попадает в пищу морских животных и приводит к их гибели. Несмотря на то что правительства разных стран уже принимают законы, запрещающие использование полиэтиленовых пакетов и одноразовых пластиковых предметов, пока до решения проблемы далеко.
грета тунберг на ОБЛОЖКе ЖУРНАЛА i-D, 2019
При чем тут модная индустрия? Неужели она так сильно загрязняет окружающую среду?
В 2012 году в журнале Natural Science опубликовали отчет о том, что окрашивание тканей и их заключительная отделка (тканей в целом, а не только текстиля для пошива одежды) — второй источник загрязнения пресной воды после сельского хозяйства. В пересказе журналистов это превратилось в «модная индустрия — вторая в мире по разрушительному воздействию на экологию». В 2018 году The New York Times назвала эту фразу «самой главной фейковой новостью из мира моды».
Впрочем, производство одежды, обуви и аксессуаров все же заметно вредит природе. Это и пестициды и химикаты, которые попадают в воду при выращивании хлопка и затем при окрашивании тканей, и выделение вредных газов при производстве синтетики и транспортировке готовых изделий. Так, в 2015 году этот сектор промышленности выбросил в атмосферу 1,2 миллиарда тонн парниковых газов — это больше, чем за тот же период произвели все самолеты и корабли в мире. На модную индустрию также приходится пятая часть всего объема загрязнения пресной воды на планете.
А бьюти-индустрия?
Она тоже негативно влияет на экологию. Собственно, главный ресурс, за потребление которого она ответственна, — питьевая вода. К сожалению, хоть вода и считается возобновляемым ресурсом, пригодной для питья она перестает быть довольно быстро. Поэтому многие производители косметики сейчас разрабатывают безводные средства.
Проблему для экологии со стороны бьюти-индустрии создает и упаковка — чаще всего она состоит из композитных материалов и не может быть переработана, а значит, отправится на свалку и будет разлагаться столетиями.
Еще одна беда — пластиковые гранулы, которые используются во многих скрабах: они смываются водой в канализацию и попадают в Мировой океан, формируя так называемый микропластик. В океане микропластик проглатывают морские обитатели, в том числе самые маленькие вроде планктонных рачков. Рачков поедают более крупные животные, и в результате микропластик накапливается во всей пищевой цепи. Казалось бы, маленькие частицы не могут нанести вреда, потому что не забивают кишечник, как пластиковые пакеты, но это не так: кусочки настолько малы, что задерживаются в организме, попадают в ткани и продолжают разлагаться там, выделяя токсины.
Конечно, за микропластик ответственны не только скрабы. Любой пластиковый предмет при использовании теряет маленькие кусочки, которые могут стать микропластиком. Это касается и одежды: при стирке такие частицы выделяют вещи из полиэстера, нейлона и других синтетических и полусинтетических тканей — и все они оказываются в мировом круговороте воды (по некоторым подсчетам, именно такое происхождение имеет около трети всего микропластика в океанической воде). В итоге мы в среднем проглатываем около 120 000 частиц микропластика в год — и большинство из них остается в наших телах.
Твердый крем для лица the perfector, ethique
Сухой дезодорант the greeench, lush
Порошковая очищающая маска, berezka lab
Что бренды уже делают, чтобы улучшить ситуацию?
Сейчас вопросами устойчивого развития озаботились и локальные бренды, и крупные международные компании. Концерн Kering, владеющий Gucci, Balenciaga и рядом других брендов, недавно выпустил новый sustainability-план и разработал стандарты обращения с животными для своих поставщиков. Его главный конкурент — конгломерат LVMH — подписал договор о сотрудничестве с ЮНЕСКО по вопросам поддержки биоразнообразия и собирается переходить на экологичные альтернативы упаковки товаров. Chanel отказались от экзотической кожи и инвестируют в экостартапы, Prada собираются запустить нейлоновые сумки из переработанных материалов и к 2021 году полностью перейти на более экологичную альтернативу нейлона, а Burberry перестали уничтожать нераспроданную продукцию и использовать натуральный мех. Спортивные бренды тоже активно берутся за экологические инициативы: adidas пообещали перейти на использование только переработанного пластика к 2024 году, а Nike запустили сайт-руководство по устойчивому развитию для брендов и потребителей.
Не отстает и масс-маркет. Хотя именно быстрая мода оказалась главным злом для экологии, крупные бренды стараются исправить наносимый ущерб. У H&M, Zara и Mango есть линии, в которых используются переработанные материалы. Несмотря на то что от продажи все новых и новых вещей напрямую зависит прибыль подобных брендов, они запускают целые кампании, посвященные осознанному потреблению и ответственному отношению к вещам: собирают одежду на переработку, используют экологичные материалы и призывают приходить в магазин со своей многоразовой сумкой. Также H&M решили указывать поставщиков на всех своих изделиях, чтобы помочь аудитории принять более осознанное решение о покупке.
КОЛЛЕКЦИЯ H&M ИЗ ПЕРЕРАБОТАННЫХ МАТЕРИАЛОВ
кампания stella mccartney осень-зима 2017
Есть какие-то конкретные результаты?
Пока судить трудно. Не так много компаний готовы открыто рассказать об эффективности своей работы, исключение составляют единицы. В их числе Gucci. Недавно бренд отчитался о том, что удалось сделать в направлении устойчивого развития за последние три года: он стал использовать в полтора раза больше «зеленой энергии» и сократил выбросы углекислого газа, а также смог повторно использовать 11 тонн отходов кожи и в целом снизил воздействие на окружающую среду на 16% (подробнее о достижениях и планах Gucci можно узнать на отдельной платформе Equilibrium).
Главным же результатом пока является то, что о проблеме стали широко говорить, и экологическая повестка стала актуальной не только для маленьких экобрендов, но и для компаний уровня LVMH и Kering.
Что еще нужно сделать?
К сожалению, скорости, с которой модные компании переходят на устойчивое производство, пока не хватает, чтобы компенсировать потенциальную катастрофу. Более того, процесс замедляется, в то время как сама она продолжает расти и все больше влиять на экологию. На данный момент 40% всех модных брендов и компаний не сделали никаких шагов в сторону устойчивого развития.
Основной проблемой тех, кто стремится к sustainability, становится общая неэкологичность промышленности: ведь каждый бренд существует не сам по себе, а работает с поставщиками ткани, фабриками, транспортировщиками и не только. А чтобы достичь своих целей, экоинициативы нужно внедрять на каждом этапе работы. Например, заставить крупную фабрику перейти на новую технологию пошива джинсов, требующую меньше воды, бренды могут, только объединив усилия.
РЕКЛАМНАЯ КАМПАНИЯ STELLA MCCARTNEY
А мы все можем как-то помочь?
Зона ответственности потребителей начинается, как только вещи оказываются в магазинах. Мы покупаем больше одежды, чем нам нужно: летом 2018 года немецкая компания грузоперевозок Movinga опросила 18 тысяч человек из 20 стран и выяснила, что мы носим в лучшем случае половину всех имеющихся у нас вещей, а то и треть. Лишняя одежда становится источником проблем: несмотря на то что большинство вещей можно переработать, до ящиков сбора вторсырья доходит только малая часть. Например, в 2014 году в Америке выбросили около 16 миллионов тонн текстильного мусора, из которых только 2,62 миллиона тонн были переработаны, 3,14 сожгли для получения энергии, а оставшиеся 10,46 отправились на свалки. При этом полиэстер в составе синтетических вещей — это тот же пластик, из которого делают бутылки, пакеты и другую упаковку, и он тоже плохо разлагается.
В то же время именно покупатели могут стать — и становятся — главной движущей силой перемен. В конце 2018 года финансовая компания HSBC опросила более 8500 различных компаний и брендов (в том числе модных) и узнала, что почти треть из них запустили инициативы, направленные на устойчивое развитие: они сделали это под воздействием аудитории, потому что такие шаги повышают лояльность (84% из тех, кто решился на перемены, отметили их положительное влияние на прибыль и развитие брендов). В условиях нынешней рыночной экономики от того, за что мы «голосуем рублем», зависит развитие любой отрасли промышленности.
Проще говоря, мы можем покупать реже, но лучше: более качественные и долго живущие вещи, предметы ответственных производителей, выбирать винтажные, а не новые вещи, внимательно относиться к составу и сдавать отжившие свое изделия на переработку. А для начала — осознать, что даже такой маленький шаг может стать частью больших изменений.
Подписывайтесь на наш канал в YouTube, будет интересно.