Blueprint
T

Сердце
из чистого
золота

ФОТО:
LAUNCHMETRICS SPOTLIGHT, GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

В прошлом сезоне кутюрные коллекции изобиловали панье и кринолинами, а в этом — осень—зима 2025/2026 — дизайнеры, кажется, решили сосредоточиться на собственно телах — и их устройстве. К глубокому, даже глубинному, познанию себя подключилась и, например, Lorde — на обложке ее нового альбома Virgin красуется рентгеновский снимок. Ожерелье в форме бьющегося сердца и платье, отсылающее к лорике мускулата, — редактор моды Нелли Асриян собрала весь этот анатомический театр, заодно вспомнив скелеты в шкафах Roberto Cavalli и Alexander McQueen, Фриды Кало и Марины Абрамович.


Schiaparelli Couture осень–зима 2025

«Лучшие образы подчеркивают тело, а не его идеализированную версию, как это было в прошлом», — заключает Кэти Хорин в своей рецензии на кутюрное шоу Schiaparelli. И модный редактор The Cult, вероятно, имеет в виду не только расшитые стеклярусом и кристаллами полупрозрачные платья из атласа, органзы и фатина, струящиеся по телу, но и скульптурные — буквально повторяющие его реальное строение (а не модифицированное, каким его делает панье — «мечта хирурга», по словам Хорин). Впрочем, алым платьем, спина которого имитирует женский торс, успехи Дэниела Роузберри в анатомии не ограничились. Самой виральной в коллекции стала дополняющая этот наряд деталь: ожерелье в форме инкрустированного стразами сердца, которое к тому же бьется совсем как настоящее — благодаря встроенному моторчику. Роузберри задумал его отсылкой к украшению «Королевское сердце», которое боевой товарищ Эльзы Скиапарелли Сальвадор Дали сделал еще в 1953-м из золота и рубинов — и тоже заставил сокращаться с помощью механизма.

Schiaparelli Couture осень–зима 2025

Schiaparelli Couture осень–зима 2025

Одно сердце на кутюрной неделе моды сезона осень—зима 2025/2026 осталось без электрического «движка» — и это расшитое золотыми пайетками платье авторства Рахула Мишры. Дизайнер повторил анатомическую форму сердца в силуэте наряда — и добавил «прожилок», имитирующих кровеносные сосуды. Вообще, до раздела анатомии «Внутренние органы» дизайнеры дошли еще в прошлом году — вспомнить Роберта Вуна и Тома Брауна, показавших в своих кутюрных коллекциях осень—зима 2024/2025 платья, драпировками и вышивками отсылающие к мышечной системе человека. Или Сару Бертон, которая для своей последней коллекции Alexander McQueen — сезона весна-лето 2024 — придумала вышить старую анатомическую гравюру с человеческими внутренностями красными нитками на бежевом платье.

«Королевское сердце»

Rahul Mishra Couture
осень-зима 
2025

Robert Wun Couture осень-зима 2024

Thom Browne Couture осень-зима 2024

«Страшные сказки», Маттео Гарроне, 2015

Хотя еще раньше и, пожалуй, хлеще в этом жанре выступили Prada — но на территории музея, а не подиума. В 2023-м Миучча Прада, Патрицио Бертелли и режиссер Дэвид Кроненберг открыли в Fondazione Prada выставку анатомических кукол конца XVIII века, привезенных из флорентийского музея естественной истории La Specola. Каждая — в том числе знаменитая «Венера» скульптора Гаэтано Джулио Зумбо — это лежащая восковая скульптура, которую можно раскрывать слой за слоем, снимая ткани и извлекая органы. При этом в экспозиции были представлены только женщины (три из музейного отдела о лимфатической системе и десять из отдела, посвященного беременности) — и, быть может, потому, что мужчины показались Праде и Кроненбергу неэстетично натуралистичными. «Они создавались как некое учебное пособие, способное раскрыть тайны человеческого тела тем, кто не мог получить доступ к редким урокам анатомии с настоящими трупами в университетах и больницах. Но тела и лица фигур не демонстрировали боли или агонии, не предполагали, что они подвергаются пытке, наказанию или хирургическому вмешательству. Скульпторы создали словно живых персонажей, охваченных экстазом. Именно этот их стилистический выбор и поразил меня: что, если само вскрытие вызвало такое напряжение, такой почти религиозный восторг?» — рассуждал тогда Кроненберг, снявший для выставки короткометражный фильм «Четыре нелюбимые женщины, дрейфующие в бесцельном море, испытывают экстаз вскрытия».

Выставка анатомических кукол, Fondazione Prada

«Анатомическая Венера», музей
La Specola, конец XVIII века

Жак Готье Д'Аготи, «Мышцы спины», 1746 

Рембрандт ван Рейн,  «Урок анатомии доктора
Тульпа», 1632

Arghaël, Untitled, 2018

Штефан Рузовицки, «Анатомия», 2000 

Оноре Фрагонар, «Экорше» 

Фрида Кало, «Воспоминание (Сердце)», 1937

Впрочем, тем, для кого такой анатомический театр — чрезмерная степень откровенности, остается утешаться, например, первой кутюрной коллекцией Гленна Мартенса для Maison Margiela, где появились платья, которые намекают на очертания тела драпировками. Или последней — круизно-кутюрной — коллекцией Марии Грации Кьюри для Dior. В сезоне осень—зима 2025/2026 дизайнер отыграла тему через платье, силуэт которого вместе с рисунком бисерной вышивки отсылали к римскому анатомическому доспеху, что зовется лорика мускулата — и повторяет очертания развитого торса. Решение и в самом деле круизно-кутюрное, ведь завидовать столь совершенной форме будут и на пляже, и на красной дорожке.

Dior весна-лето 2026

Maison Margiela Couture осень-зима 2025

Vivienne Westwood
осень-зима 1996/1997

Jean Paul Gaultier весна-лето 1996

Roberto Cavalli осень-зима 2000 

Schiaparelli Couture осень-зима 2021

Книга «Анатомия моды»,
Колин Макдауэлл, 2013

Iris Van Herpen Couture осень-зима 2011

Lorde, альбом «Virgin», 2025

Jean Paul Gaultier Couture осень-зима 2011

Issey Miyake, 1996

Christopher Kane весна-лето 2023

Alexander McQueen весна-лето 2024

Марина Абрамович, «Обнаженная со скелетом», 2005

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}