Tie-Dye
Шахри Амирханова делает коллаборацию с WOS, Rodarte выпускают дроп футболок и худи, а Stüssy — новые осенние тренчи. И все это окрашено в изобретенной когда-то хиппи технике тай-дай. Рассказываем, почему все вновь захотели вещи с цветными разводами и при чем тут TikTok.
Еще в прошлом году Lyst определили тай-дай как самый быстрорастущий тренд, с чем соглашалась и глобальный директор по закупкам Net-a-Porter Элизабет вон дер Гольц, которая говорила: «Тренд мы наблюдали и на подиуме, и вне его. Футболки были ключевым предметом этой тенденции». Тогда с разноцветными разводами заигрывали и Stella McCartney, и R13, и Paco Rabanne. В этом же году тренд свои позиции лишь закрепил — и не только в летних коллекциях, но и в осенних. Тренч Stüssy в черно-серых тонах и бесконечные цветные кейпы Tom Ford — яркий тому пример.
Stella McCartney,
весна-лето 2019
Paco Rabanne,
весна-лето 2019
Tom Ford,
осень-зима 2020
R13, весна-лето 2019
Термин «тай-дай» («завяжи и покрась») родился на рубеже 60-х и 70-х годов ХХ века, когда хиппи начали, собственно, завязывать и красить свою одежду — упрощенно повторяя древние техники, распространенные в Азии и Африке. Вторым пришествием тенденции принято считать 80–90-е годы с их вареным денимом. Ну а третье, мы, похоже, наблюдаем прямо сейчас. И дело даже не в успешных попытках люксовых брендов и подражателей из масс-маркета монетизировать ностальгию, а в том, что за время длительной самоизоляции опробовать эту простую технику не успел только ленивый.
Внесли свой вклад во всеобщее тай-дай-помешательство и тиктокеры. По крайней мере об этом свидетельствует отчет The Real Real, согласно которому весной 2020-го благодаря платформе Tik-Tok спрос на вещи, таким образом окрашенные, вырос на 101%.
Нам же остается пожинать плоды. Так, только за прошлую неделю WOS Андрея Артемова выпустили коллаборацию с Шахри Амирхановой, в рамках которой экс-главред российского Harper’s Bazaar собственноручно окрашивала футболки с надписью Walk of Shame, а Rodarte сделали дроп футболок и худи с принтом RADARTE.
Stüssy, осень-зима 2020
WOS
Rodarte
15-летняя основательница марки Lili.Archive и по совместительству сестра автора материала — Лилиана Григалашвили окрашивает в технике тай-дай футболки, свитшоты, спортивные костюмы, осенние куртки и винтажные вещи. «Идея создать собственный бренд пришла ко мне на карантине, — говорит Лилиана. — Я сидела в TikTok и начала замечать, что тай-дай становится настоящим трендом. Сначала решила попробовать сделать пару футболок для себя и своих друзей, а потом увлеклась и решила запустить свою марку». Теперь в вещах Lili.Archive ходят модель и художница Jolie Alien, основатель бисерной марки Hiaynderfyt Микита Куницкий, дочь Ольги Карпуть Соня Тё и модель Саша Паника.
«Главный секрет тай-дай в том, что он стал нейтральным, — объясняет главный байер ЦУМ Ксения Азарова. — Это больше не что-то вычурное и очень экстравагантное. Фактически, он превратился в новый черный — прекрасно сочетается не только с денимом, но и с юбками, брюкам, трикотажем. Кроме, того теперь тай-дай — это не только спортивные джерси, но и шелковые изделия, твид. Присмотритесь к Ralph Lauren и Gabriela Hearst, если ищите «элегантный» тай-дай, а за буйством красок отправляйся в корнер Loewe в ЦУМ — там еще есть парочка сумасшедших тай-дай рубашек из коллекции Paula’s Ibiza».
Похоже, что, запертые на карантине в пределах своих квартир или в границах собственных стран, мы особенно прониклись свободолюбивой культурой хиппи. Саи Та, основатель бренда Asai, который продается в лондонском Dover Street Market, еще в прошлом году говорил, что тай-дай дарит ему ощущение надежды, а основатель R13 Крис Леба связывал свой выбор в пользу тай-дай с политической ситуацией в Америке: «Я считаю, в эру Трампа тай-дай может считаться мирным, но вызывающим высказыванием против консерваторов».
Asai
КАК СДЕЛАТЬ TIE-DYE ДОМА
Инструкция #1от Шахри Амирхановой
Техник окрашивания тай-дай очень много, мне нравится экспериментировать с ними. В последнее время очень люблю окрашивать вещи в ледяной технике.
Для этого потребуется:
(1.) Раствор-активатор
(2.) Сухие красители
(3.) Лед
(4.) Контейнер для окрашивания
(5.) Резинки
Перед окрашиванием вещь нужно постирать и замочить в растворе-активаторе на основе соды на 20 минут.
После этого отжимаем ее в стиральной машине и готовим для окрашивания. То, как вы свернете изделие, определит финальный рисунок. Самый популярный мотив — спираль — получается, когда скручиваешь вещь по часовой стрелке в плоский круг, а потом закрепляешь его резинками со всех сторон. Можно и просто хаотично скомкать изделие и также закрепить резинками, тогда получится более абстрактный рисунок.
После того как вещь сложена и закреплена, мы перемещаем ее в емкость, например, в обычный дуршлаг, ставим на миску, небольшой таз или в кастрюлю и щедро засыпаем сверху льдом. Потом посыпаем сухим красителем и оставляем стоять на следующие 12 часов. За это время лед полностью растает, а майка приобретет цвет. В этой технике получаются изделия с мраморным эффектом, когда один цвет впитывается с разной интенсивностью и создает свой орнамент.
После того как лед полностью растаял, вещь необходимо хорошо промыть, сначала в холодной, а потом в теплой воде, замочить в мыльном растворе, а затем постирать в стиральной машине. Вот и готово!
Инструкция #2 от Лилианы Григалашвили
Что нам понадобится?
(1.) Белая футболка
(2.) Краски для ткани
(3.) Резинки для закрепления
(4.) Перчатки
Инструкция:
(1.) Закручиваем футболку так, чтобы все ее грани были задействованы. От того, как вы ее сложите, зависит то, каким получится рисунок.
(2.) Закрепляем закрученную футболку резинками.
(3.) Надеваем перчатки, чтобы не испачкать руки в краске.
(4.) Смешиваем в бутылке краску с небольшим количеством воды, чтобы цвет получился насыщенным. Лучше приготовить несколько бутылочек (под каждый цвет).
(5.) Распределяем краску по футболке с двух сторон и оставляем ее на час, чтобы краска впиталась.
(6.) Промываем футболку водой, стираем на деликатной стирке (чтобы не красилась на теле) и даем ей высохнуть.