T

На улицу как в поход

Весной 2020-го мы все мечтали вырваться на природу, летом самые счастливые из нас добились этого и отправились в походы, совсем недавно Gucci и The North Face напомнили, как это было прекрасно, выпустив свою долгожданную коллаборацию (c 11 по 31 января ее можно купить в Gucci Pin в ЦУМе, а с 1 февраля — во всех бутиках Gucci), а буквально сегодня Canada Goose объявили о совместной коллекции с китайским дизайнером Энджел Чен. Многочисленные примеры сотрудничества аутдор-марок и модных брендов, позволяют предположить что outdoor — главный модный тренд последнего времени. Журналистка, автор телеграм-канала WHY NET? Лана Нисневич разобралась, как сформировалась эта тенденция и есть ли у нее будущее.

Аутдор и мода

Технологичная верхняя одежда, которая изначально появилась, чтобы защищать от внешних погодных факторов, давно готовила свой приход в повседневную моду. В экстремальных условиях аутдор доказывал свою эффективность и функциональность, а примерно с 1950-х, в обычной жизни — проверяется на актуальность и долговечность с точки зрения моды. Рожденные для окопов тренчи, анораки и парки придуманные народами Севера и Сибири, альпинистские штормовки и пуховики — все они, доказав свою незаменимость в экстремальных условиях, вскоре стали частью нашей городской повседневности. Модная индустрия без колебаний адаптировала все доступные технологии, заимствовала и приручала непривычную эстетику и приучала к ней публику. Результат заметен невооруженным глазом — если когда-то амбассадорами аутдора были альпинисты и полярники, то теперь им на смену пришли звезды шоу-бизнеса. Вспомним появление Трэвиса Скотта на неделе моды в Нью-Йорке во флиске Calvin Klein или Дрейка, выступившего в зимней экипировке Stone Island на вечеринке Adult Swim. И раз уж аутдор-бестселлеры превратились в IT-предметы, как, например, анораки Napapijri, парки Canada Goose, пуховики The North Face или флиски Patagonia, большие модные дома отсживаться в стороне не намерены. Свои версии анораков, пуховиков и вариации hiking boots ежесезонно показывают Dior, Prada, Loewe, Bottega Veneta, Burberry и другие постоянные резиденты недель моды.

Дрейк в экипировке Stone Island

Походная одежда появилась, чтобы спасать жизни — вспомним, что изобретатель пуховика Джордж Финч с Эвереста вернулся, а останки его тезки, конкурента и ценителя многослойной шерстяной одежды Мэллори нашли лишь семьдесят лет спустя. Однако сейчас аутдор может стать спасением и для фэшн-индустрии, от которой нынче требуется что-то поважнее красоты.

 A$AP Rocky в флиске Calvin Klein

Технологии и эстетика

Зачем моде нужен аутдор, понятно: актуальный тренд, технологии, десятилетиями наработанная экспертиза — но зачем аутдору нужна мода? Кажется, затем, что у нее получается лучше всего — быть эстетически привлекательной и популярной. Дело в том, что аутдор-бренды всегда шли в дизайне одежды от технологий: их вещи изначально решали конкретные функциональные задачи и если и придерживались эстетики, то максимально упрощенной — какая разница, как ты выглядишь на высоте нескольких тысяч метров? Сегодня разница ощутима, и даже не потому, что глупо, взобравшись на несколько километров в гору, не сфоткаться для Инстаграма, а потому, что сам по себе отдых на природе — от экстремального альпинизма до безобидного трекинга — становится все более популярным среди тех, кто считает себя модниками. Удержание тепла, водоотталкивающие и непродуваемые мембранные ткани, сварные швы — этого им недостаточно.


«Дизайн в этом сегменте всегда был, скорее, на вторых ролях — у продуктов другие задачи, — но изменившиеся тенденции сделали эту эстетику привлекательной для большой моды, — рассказывает бренд-директор сникерстора Urban Vibes Микеле Скуппа. — У брендов, с которыми мы работаем, давно есть и были линии, которые отличаются собственным визуальным языком: например, коллекции Nike ACG или культовая серия Steep Tech от The North Face, которая производилась с 1991 по 1997 год. Регулярные линейки этих брендов испытывают все большее влияние своих технологических подразделений, разрабатывающих продукт для аутдора». Но как раз благодаря тому, что на территорию аутдора заступают новые модные бренды, все остаются в выигрыше, поскольку учатся друг у друга: одни — технологиям, другие — умению создавать актуальные вещи для жизни не только в горах.

Nike ACG

The North Face

Но есть и те, кто изначально аккумулировал в ДНК своих марок аутдор и моду — локальные дизайнеры, что построили бренды на эстетике технологичной одежды, поставив на этот тренд свое будущее. Это и японский бренд Nanamica, в котором классические силуэты соседствуют с экспериментами над технологичными материалами, как Gore-tex, и шведы Fjallraven, прославившиеся не только за счет узнаваемых рюкзаков Kanken, но и благодаря носибельной линейке повседневных вещей, и британцы YMC, которые под лозунгом «Ты должен создавать свой собственный стиль» с 1995 года интегрируют в аутдор эстетику рабочей одежды вперемешку со стилем 1970-х и 1990-х.

Nanamica

Krakatau

Arctic Explorer Russian North

IENKI IENKI

На рынке России и стран СНГ тоже есть аутдор-открыватели, на которых стоит обратить внимание. Например, санкт-петербургский бренд Krakatau, за теплыми и в то же время беспрецедентно легкими вещами которого выстраиваются очереди не только в России, но и за рубежом (самая прорывная модель бренда — невесомая штормовая графеновая куртка). Пуховики украинского бренда IENKI IENKI первую пару лет покоряли инфлюенсеров (в том числе Кайли Дженнер и Ирину Шейк) привлекательным дизайном, однако в 2019-м смело шагнули на территорию аутдор-одежды — и запустили горнолыжную линию. Метафорическим примером единения настоящего аутдора и моды является бренд Arctic Explorer Russian North, основанный в 2013 году Ксенией Чилингаровой, дочерью легендарного полярника Артура Чилингарова. Тут и технологии, которые сгодятся для Арктики и Антарктиды, дизайн, актуальный для мегаполиса, личное обаяние Ксении и коллаборации всем на зависть (в копилке Arctic Explorer есть даже совместная коллекция с Disney Star Wars). В итоге AERN встречают с распростертыми объятиями и на важных коммерческих платформах (например, Farfetch), и на международных выставках (Pitti Uomo).

Коллаборации

Коллаборации — вообще известный инструмент повышения узнаваемости бренда и спроса у аудитории, поэтому неудивительно, что за них аутдор-марки взялись со свойственной им активностью. Если не первые, то точно самые заметные коллаборации на стыке моды и аутдора инициировали итальянцы Moncler, более 50 лет создающие пуховики: в шестидесятых они экипировали альпинистов и олимпийских лыжников, а в нулевые начали сотрудничать с модными дизайнерами: Алессандра Факкинетти, Джамбаттиста Валли, Том Браун — разовые коллаборации вызвали такой отклик у клиентов и прессы, что в 2018-м бренд решил создавать коллекции вместе с дизайнерами на постоянной основе и запустил новую стратегию развития Moncler Genius, теперь уже главную гордость владельца Moncler Group Ремо Руффини. При участии дизайнеров-партнеров, от тех же Тома Брауна и Джамбаттисты Валли до Пьерпаоло Пиччоли, Рика Оуэнса, Крейга Грина, Симон Роша и других, Moncler революционно поменяли взгляд на пуховики не только потребителей, но и индустрии, показав их в форматах и платьев, и фантазийных костюмов, и полноценных арт-инсталляций. Звезды не остались в стороне, вспомним хотя бы знаменитый выход Эзры Миллера на премьере «Фантастических тварей» в ноябре 2018-го или совсем недавнее появление Дуа Липы на съемках The Tonight Show в total-луке Moncler x Richard Quinn.

Эзра Миллер

Дуа Липа в total-луке Moncler x Richard Quinn

Другие бренды стараются не отставать. В 2020-м активнее всего на этом поле выступили The North Face. Бренд, который и так славился коллаборациями с модными компаниями (например, с Supreme, Junya Watanabe или Sacai), в этом году, что называется, ударил по люксу. В феврале мы увидели коллаборацию The North Face x MM6, и по нашим данным, в «Цветном» осталось всего несколько экземпляров. А совсем недавно американский бренд показал результат еще более неожиданной коллаборации, с Gucci — при работе над ней креативный директор Gucci Алессандро Микеле вдохновлялся архивными моделями The North Face из нежно любимых им 1970-х. Недавно объединить все лучшее от outdoor и моды в совместной коллекции пообещали Jil Sander, в коллаборации своей спортивной линии Jil Sander+ и канадского бренда оборудования и одежды для альпинизма Arc’teryx — интрига повисла в воздухе почти на год: что из этого выйдет, мы узнаем лишь осенью 2021-го.

The North Face x MM6

Аутдор и спорт

В 2020-м аутдор прочнее закрепился как тренд еще и благодаря аутдор-развлечениям. Прямо на наших глазах в ответ на пандемийные ограничения, вслед за домашними тренировками, активности на открытом воздухе (например, хайкинг и походы) из специфических способов времяпровождения стали чуть ли не обязательными. «Люди больше тренируются и на открытом воздухе, не ограничиваясь только прогулками. Мы стремимся к природе, чтобы обрести чувство свободы и сбалансировать то число ограничений, с которыми всем нам пришлось столкнуться», — рассказывает Жозефина Аберг, вице-президент по дизайну adidas. Спортивный гигант одним из первых оседлал тренд, не только расширив линию технологичной одежды Terrex, но и выпустив экологичную серию COLD.RDY, рассчитанную как на спортсменов, так и на рядовых поклонников аутдора.

adidas

PUMA x Helly Hansen

ACG Holiday 2020

В плане исследования материалов, совершенствования технологий и дизайна массовые спортивные бренды подтягиваются за теми, для кого экипировка для зимних видов спорта является флагманским сегментом, как, например, Roxy, Burton или Columbia. Подразделение Nike ACG выпустило коллекцию ACG Holiday 2020, в которой сделало упор на экологичность. PUMA делают особый упор на outdoor как в основной линии, так и во многих коллаборациях, от очевидно «походной» PUMA x Helly Hansen до формально «городской» PUMA x Outlaw Moscow. «Со своей стороны мы наблюдаем сейчас спрос на аутдор-категории. На наш взгляд, он продержится еще несколько сезонов, мы это видим по будущим коллекциям PUMA: PUMA x Helly Hansen, PUMA x Outlaw Moscow, PUMA x Central Saint Martins», — говорит Ксения Федорова, старший менеджер по маркетингу PUMA RUSSIA. Reebok тоже расширили outdoor-линейку через коллаборацию с брендом неаутдорным — одной из самых заметных совместных коллекций года стала капсула пуховиков, разработанная с российским брендом Monochrome. «В 2021-м большие теплые куртки, ветровки, штаны с карманами, панамы и обувь как у альпинистов и хайкеров скорее скажут о хорошем вкусе городского жителя, чем о том, что он свернул не туда с туристического маршрута», — говорит о будущем аутдора Салима Каспарьян, продакт-менеджер категории аутдор Reebok.

PUMA x Outlaw Moscow

Технологии и экология

По словам Марии Боголюбовой, директора по продажам FINN FLARE, еще одна причина особенной популярности аутдора в наши дни — массовый отказ от натурального меха и кожи. Современные технологии, без которых невозможно представить аутдор, дают то же тепло, что и натуральные материалы, при этом они практически полностью сконцентрированы на экологичном сырье и производстве. Например, бренды Billabong и Element вместо натурального пуха в качестве наполнителя стали использовать Thinsulate и Primaloft. FINN FLARE в прошлом году выпустил капсульную линейку курток из переработанных пластиковых бутылок с наполнителем из экопуха. «Пока что такие коллекции компаниям обходятся дороже, чем из традиционных материалов. Но по-другому мы никак не сможем стимулировать развитие технологий», — говорит Боголюбова. В пуховиках Reebok x Monochrome использовался пух по стандартам RDS, гарантирующий благоприятное содержание животных. IENKI IENKI в прошлом сезоне запустили веганскую линейку: для фактуры использовали материал ECONYL из переработанных рыболовных сетей, а вместо гусиного пуха — наполнитель из переработанного океанического пластика и устричных раковин. А Arctic Explorer в партнерстве с компанией «Сибур» разрабатывают для своей одежды ткань из вторично использованного пластика — по словам совладельца Arctic Explorer Анатолия Цоира одной из своих главных миссий компания видит защиту Мирового океана. Обувной аутдор-сегмент тоже следует принципам устойчивого развития, например, adidas создают кроссовки для хайкинга Terrex с использованием материала Prime Blue, который содержит волокна из океанического мусора Parley Ocean Plastic.

веганская линейка IENKI IENKI

Но аутдор отвечает устойчивости не только благодаря тому, из чего сделан, но и благодаря тому, что позволяет не делать — не покупать лишнее. Прочность, функциональность и комфорт обеспечивают долговечность аутдор-вещей с точки зрения носки, а эстетические особенности — актуальности. Так, совсем недавно юный хайпбист Лука Зарьков жаловался нам, что не может найти на зимний сезон куртку, которая его бы по-настоящему грела, и рассчитывает что именно аутдор-бренды помогут ему решить этот вопрос надолго.

Reebok x Monochrome

FiNN FLARE х BERG

Продавая меньше, бренды не проигрывают в прибыли, ведь у верхней одежды высокая маржинальность. Коллаборация Reebok x Monochrome практически сразу была sold out, а все вложения Premiata, которые они с девяностых делали в аутдор-линию, по словам представителей компании, наконец-то полностью оправдались. «Да, ездить в карете — это красиво, но мы же не променяем наши автомобили на кареты. Поэтому аутдор — это долговременная история: вряд ли мы сменим куртки с Gore-Tex обратно на тяжелые шубы. И кожаная обувь в том формате, в каком она существовала раньше, не заменит кроссовки», — считает Грациано Мацца, креативный директор обувного бренда, расширившего в этом году аутдор-линейку моделями Midtreck.

Premiata

Не только вещи

Gucci x The North Face

Любому бренду, чтобы закрепиться в индустрии, сегодня мало создать хороший продукт — его нужно окружить определенным лайфстайлом и сообществом. У аутдора и с тем и с другим — полный порядок. Gucci и The North Face отправляют участников Gucci Community в походы (пусть заодно и снимая кампанию), adidas открывает специальный магазин под аутдор-линейку Terrex, где проводит лекции и другие мероприятия по теме (а как только снимут карантинные ограничения, планирует организовывать походы и экспедиции). А открывшийся недавно в Москве концепт-стор Peak позиционирует себя как место, где аутдор сходится с модой. Все это отвечает генеральной идее — одежда должна быть комфортной, долговечной и красивой, должна не только соответствовать нашему образу жизни, но и формировать его. Впрочем, с нашей непростой погодой походная одежда всегда кстати.

Gucci x The North Face

концепт-стор Peak

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}