Blueprint
T

Выходи из комнаты

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

На этой неделе стараемся успеть на открытия всех выставок в Москве: от текстильной до архитектурной, смотрим фильм с трагическим Парижем 1960-х и отправляемся на Урал, чтобы послушать оперу и увидеть балет.

Танец

выставки

кино

кино

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

театр

книга

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

ВЫСТАВКИ

«Сделано на даче»

21.06

24.08

pop/off/art, Москва

Николай Касаткин, «На террасе», 2007

«Reading Camp: Дача» в Переделкино, в рамках которого читатели The Blueprint знакомились с загородным литературным, закончился буквально вчера, а уже в пятницу в галерее pop/off/art откроется выставка «Сделано на даче». Только дача здесь не шесть, десять или двадцать соток, а широкий набор звуковых, тактильных и прочих ассоциаций, которые зрителям предстоит попытаться вытащить из собственной памяти. Не обойдется и без размышлений — о созерцании, осознанном аскетизме, возвращении к истокам — и прочих мыслительных упражнений, свойственных человеку, оказавшемуся на природе. Большая часть работ, представленных на выставке, была создана во второй половине XX века, но и наши дни вниманием не обошли. Так что садово-товарищеские опыты Эрика Булатова, Олега Ланга и Владимира Куприянова будут соседствовать с современными работами Аркадия Петрова, Виталия Пушницкого, Андрея Красулина и Владимира Шинкарева.


«ЖУРНАЛ КРАСИВОЙ ЖИЗНИ»

20.06

06.10

Музей русского импрессионизма, Москва

Выставка «Журнал красивой жизни» расскажет о роскошном столичном лайфстайле. Правда, более чем вековой давности. Музей на Ленинградке посвятил новый проект первому местному глянцу «Столица и усадьба», который выходил с 1913 по 1917 год в Петербурге/Петрограде. Эталонную «Россию, которую мы потеряли» — с балами в особняках и регулярными парками в загородных имениях — описывали ведущие беллетристы эпохи, а обложку каждого из 90 номеров украшали работы выдающихся художников-современников и признанных мастеров живописи, в общем, все те, кого главный редактор издания Владимир Крымов называл «общим достоянием». Прикоснуться к истории светской жизни в тылу мировой войны можно будет на всех этажах музея. Загородные сюжеты поддержат полотна Станислава Жуковского, Константина Вроблевского и Сергея Виноградова, а оттенят загородный лоск — городские истории Валентина Серова, Николая Фешина и Сергея Малютина. Еще в пространстве кафе организована иммерсивная светская гостиная, а в подвальном этаже музея хранятся электронные версии забытого альманаха.


Н.П. Богданов-Бельский, Портрет княгини Горчаковой Д.М., 1903

Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС 2
Три времени Рима, ГМИИ Пушкина

«Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2»

«Три времени Рима»

18.06

15.09

18.06

15.09

ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Для выставки, которую курируют Франческо Бонами и Зельфира Трегулова, отправной точкой стал «Черный квадрат» Казимира Малевича. Дом культуры «ГЭС-2», конечно, не пошел по простейшему пути — посвятить экспозицию столетию полотна и центрировать все работы вокруг буквального черного квадрата. Вместо этого нам обещают, что иконическое изображение разрастется до масштабов всего здания на Болотной набережной, став метафорой художественного процесса вообще. «Черный квадрат» выбран за нулевой километр еще и потому, что в свое время работа открыла долгоиграющий диалог художников со зрителями, в котором обе стороны до сих пор пытаются определиться с ролью искусства в нашей жизни. Список работ интригует, есть и «Свеча» Герхарда Рихтера, и «Портрет Амбруаза Воллара» Пабло Пикассо, и «Эскиз к портрету» Фрэнсиса Бэкона, а еще целая россыпь великих земляков — Эрик Булатов, Илья и Эмилия Кабаковы, Василий Кандинский, Александр Родченко и Варвара Степанова, Игорь Шелковский и Владимир Янкилевский. Ну и на десерт — Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол.

Бывший директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева Елизавета Лихачева, придя в ГМИИ им. А.С. Пушкина, не долго скучала по зодчеству. Для тематической выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко» кураторская группа не просто подняла архивы музея и привезла в стены Главного здания богатую коллекцию архитектора и историка Максима Атаянца, но и самым решительным образом освоила пространство второго этажа: так, для размещения гравюр (среди них есть и работы мастера архитектурного пейзажа Джованни Баттисты Пиранези), зафиксировавших средневековый упадок и последующее возрождение древнего мегаполиса, выбраны Белый зал и лестница музея с прилегающими к ней залами-балкончиками. Интерьеры усиливают драматургию выставки, которая построена на часто непредсказуемом наслоении веков от XV до XVIII на римский фундамент.


«НИТИ»

Фонд Ruarts (Москва)

Вита Буйвид
Андрей Кирсанов, из варяг в греки
Виталий Тюрлик

Андрей Крисанов, «Из варяг в греки», 2013

Виталий Тюрлик, «Хлопок», 2023

Вита Буйвид, Из серии «Люби меня как я тебя», «Где память есть...», 1992

Российские художники продолжают активно работать с текстилем, а создатели выставок собирать вышивки, аппликации и вязание под крышами художественных институций. Фонд Ruarts решил не отставать от тренда и расположить на всех трех этажах работы из коллекции фонда, дополнив их специально созданными для «Нитей». Исследовательница взяла за основу образ крапивной кольчуги из советского мультфильма «Дикие лебеди», которая была способна возвращать героям человеческое обличие. Целительные и даже слегка эзотерические свойства ткани как материала, постоянно сопровождающего человека, раскрываются в работах AES+F, Ольги Божко, Алисы Горшениной, Родиона Китаева, Ирины Кориной, Тимура Новикова, Сергея Параджанова, Данилы Полякова, Ольги Флоренской, Хаима Сокола и других. В их отборе куратор Нина Гомиашвили решила отталкиваться непосредственно от самих техник, а не от тематик отдельно взятых произведений, хотя (по собственному заверению) и ориентировалась в первую очередь на силу собственных эмоций от увиденного.

КИНО

«Маленькая девочка в голубом»

Маленькая девочка в голубом, 2023

«Маленькая девочка в голубом», 2023

Режиссер и сценарист Мона Ашаш выбрала сложный жанр докудрамы, чтобы как следует отрефлексировать жизнь и смерть своей матери — фотографа Кэрол Ашаш. Женщина покончила жизнь самоубийством, оставив после себя тысячи фотографий, писем и других документов, которые и легли в основу сценария фильма. В фильме Мона играет саму себя, а вот образ ее еще молодой матери воплотила Марион Котийяр. Француженку, которой подвластна, кажется, любая роль, отдельно отметили на прошедшей в этом году премии «Сезар». Она стала первой актрисой, номинированной за роль в документальном фильме. Сама же картина исследует в том числе непростые отношения Кэрол с известными мужчинами, например, поэтом Жаном Жене. Через личное Мона переходит и к общекультурному — настоящим украшением сюжета становится литературный Париж в 1960-1970-х, в эпоху сексуальной революции и социальных потрясений.


Кинопрограмма «Голос человека» Еврейский музей совместно с ЦДК

03.06

17.07

Еврейский музей и центр толерантности

Еврейский музей и центр толерантности вместе с кочующим ныне Центром документального кино отметят наследие Александра Сокурова и почтят память его творческого вдохновителя — Андрея Тарковского. Наследие Александра Николаевича решено было представить не только через авторские произведения, но и через работы его учеников. В программу включили картины участников кавказской мастерской: дебютный фильм Сергея Кальварского «Волнами», «Клетка ищет птицу» Малики Мусаевой и «Мама, я дома» Владимира Битокова. Не обойдется кинопрограмма без фильма самого титулованного сокуровского протеже. Речь, конечно, идет о «Тесноте» Кантемира Балагова, получившей в 2017 году приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале. Кинопоказы обещают разбавить общением в духе киноклубов, а для представления фильмов приглашать режиссеров и исследователей кинематографа.

ТЕАТР

«Война и мир. Наташа и Андрей»

Новая Опера, Москва

Постановка «брусникинца» Алексея Мартынова — тройное партнерство самых свежих театральных проектов России. «Новая Опера» стандартно отвечает за близость произведения к нашим дням, Молодежная программа Большого — за новые имена в программе, а «Мастерская Брусникина» отрабатывает нетривиальные подходы к постановке. Так, например, эта «Война и мир» отказывается от масштабных декораций в пользу видеопроекций. Режиссером нового прочтения оперы (в постановку вошло девять из тринадцати картин из оригинального либретто) Сергея Прокофьева выступил Тимур Зангиев (за последние два года он успел дебютировать в Ла Скала и Баварской опере), Александр Шуйский (он в свое время вел лаборатории «ЦЕХа», Театра Наций и Gogol School), костюмы создала Вера Ахмеджанова (частый гость «Электротеатра Станиславский»), а следить за стройностью хора вызвали Юлию Сенюкову — главного хормейстера «Новой Оперы». Из творческой программы Большого на сцене можно будет увидеть Елене Гвритишвили или Альбину Тонких (Наташа Ростова), Илью Кутюхина или Максима Лисиина (Андрей Болконский). Хронометраж также вышел бодрым по сравнению с объемной оперой 1942 года — она идет чуть больше двух часов без антракта (вместо классических четырех часов).

Дягилевский фестиваль

20.06

29.06

Пермь

Пермский фестиваль, идейно опирающийся на местный Театр оперы и балета, по традиции представит сразу три оперные премьеры. Первой в программе стоит опера Паскаля Дюсапена «Страсть» (2007), которая перерабатывает классическое произведение Монтеверди «Орфей». Свою интерпретацию французского сочинения представят Теодор Курентзис совместно с режиссером Анной Гусевой, в постановке будут задействованы оркестр и артисты хора musicAeterna и танцевальная труппа musicAeterna Dance. Другой премьерой станут «Похождения повесы» — оперу Стравинского будет интерпретировать руководитель новосибирского театра «Красный факел» Андрей Прикотенко и дирижер Федор Леднев. А завершится премьерный марафон классической «Волшебной флейтой» Моцарта, которую поставит на пермской сцене режиссер Нина Воробьева, руководить музыкантами musicAeterna будет дирижер Евгений Воробьев. Традиционно Дягилевский фестиваль не обойдется и без танцевальных перформансов, ночных концертов-сюрпризов и экспериментальных симфонических опытов. 

Танец

«Самодуров-гала»

15.06

16.06

Урал Опера Балет, Екатеринбург

Вячеславу Самодурову — бывшему худруку Екатеринбургского театра оперы и балета, в этом году исполнилось 50 лет. Театр решил не оставаться в стороне от большой даты, тем более что 12 совместных сезонов труппы и хореографа прошли крайне плодотворно для обеих сторон. Например, именно на подмостках «Урал Оперы» состоялись российские премьеры балетов Ханса ван Манена, Пола Лайтфута и Сол Леон, а еще постановка «Вальпургиевой ночи» Джорджа Баланчина. Концерт «Самодуров-гала» открывается посвящением знаменательному сотрудничеству с Самодуровым — балетом «Вариации Сальери», который принес «Урал Балету» первую в его истории «Золотую маску». Повод предполагает и трогательное путешествие по волнам памяти, закроет вечер балет Sextus Propertius — последняя постановка мастера в статусе руководителя. Дирижировать концертом будет екатеринбуржец Максим Козлов, а художественным руководителем всего события станет принявший у Самодурова бразды правления Максим Петров.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}