Надо смотреть фильмы о любви?
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Августовский кинопрокат балует зрителей переизданием классики — от первой экранизации «Талантливого мистера Рипли» с Аленом Делоном до сразу двух культовых аниме Мамору Осии. А еще побегами в Индию и на Галапагосы и выходом «худшего MeToo-порно». Олег Зинцов рассказывает о грядущих премьерах, перед которыми не устоять.
«На ярком солнце»
Перевыпуск самой первой экранизации знаменитого романа Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли». Год премьеры — 1960-й, постановщик — Рене Клеман, один из ведущих режиссеров послевоенного французского кинематографа. В главной роли — Ален Делон на взлете карьеры, именно после этого фильма он «проснулся знаменитым». Сюжет пересказывать излишне, у всех в памяти недавний сериал, поэтому перевыпуск — хороший повод вспомнить, как все начиналось, и сравнить не только разные интерпретации одной истории (была еще версия 1999 года с Мэттом Деймоном), но и то, как на них влияет контекст эпохи. Занятно, что Клеман использовал передовые для своего времени приемы — например, съемки ручной камерой, минимум искусственного освещения, — но рупор «новой волны» Cahiers du cinéma все равно спешил сбросить его с корабля современности: Франсуа Трюффо написал, что Клеман устарел. На фоне «400 ударов» — пожалуй, что да, но сегодня и дебют Трюффо, и «На ярком солнце» важная часть общей истории французского и мирового кино.
С 7 августа


«Затерянное место»
«Эдем»
Хоррор про хтоническое зло, от которого прячутся в уединенном доме героиня Холли Берри с двумя детьми-близнецами. Есть определенные правила — например, выйти наружу можно, только обвязавшись веревкой, иначе кто-нибудь ухватит за бочок и утащит во лесок. Но, как часто бывает в таких сюжетах, непонятно, реальна ли угроза или кто-то из героев серьезно страдает от паранойи. Достоверно известно одно: режиссер Александр Ажа, снявший такие успешные хорроры, как «Зеркала» и ремейк «У холмов есть глаза», умеет нагнать жути.
С 7 августа
Суровая история выживания на одном из Галапагосских островов, где в 1939 году обосновалась небольшая коммуна людей, мечтавших сбежать от цивилизации в рай первозданной природы. Из которого, как оказалось, несложно сделать ад, потому что в любом сообществе найдется кто-то, одержимый жаждой власти. Сюжет не то чтобы нов, и критики приняли фильм голливудского ветерана Рона Ховарда неоднозначно, но сошлись на том, что в нем, по крайней мере, хорошо выложились все звезды — Ана де Армас, Джуд Лоу, Ванесса Кирби, Сидни Суини и Даниэль Брюль: каждый из их героев сходит с ума по-своему.
С 14 августа
«Надо снимать фильмы о любви»
Прошлогодняя картина неутомимого Романа Михайлова — кино- и театрального режиссера, математика, писателя, танцора и т.д. (список его талантов обширен) — с типовым артхаусным сюжетом: съемочная группа отправляется в Индию, где вместо работы предается прокрастинации, поискам себя и смысла жизни. Наверное, если вы видели хотя бы один фильм Михайлова, ничего больше объяснять не нужно — тут, что называется, либо «зашло», либо нет. Но если уж «зашло», то вы в «секте» и дальше будете смотреть все подряд и восхищаться бесконечными этажами смыслов. А если еще не видели ничего, то знакомство с михайловским миром можно начинать с любого места, и для понимания новой картины совершенно не обязательно знать предыдущие. Фанаты любят сравнивать работы Михайлова с ковром: не важно, с какого угла и фрагмента его рассматривать.
С 14 августа


«Небесные скитальцы»
«Девушка Миллера»
Перевыпуск аниме Мамору Осии, впервые показанного на Венецианском кинофестивале в 2008 году. В отличие от самой известной картины Осии — «Призрака в доспехах» — тут нет никакого футуризма и киберпанка. Герои помещены в идеальное «нигде» с приметами ретро. Юные пилоты, живущие на авиабазе, кажутся родом из времен Второй мировой, самолеты винтовые, но диковинной конструкции, а детали пейзажа универсальны — облик типичной американской закусочной и дизайн Porsche 911, на котором ездит начальница авиаотряда, почти не меняются уже больше полувека. Распахнутое во все стороны облачное пространство наполнено лишь ревом двигателей и прозрачной возвышенной музыкой Кендзи Каваи. Так выглядит всемирное реалити-шоу, заменившее настоящие войны. Его спонсируют глобальные корпорации, нанимающие пилотов, природа которых вызывает мысль о спокойном, кристальном безумии. Это «килдрен» — вечные дети. Они могут рухнуть с небес, но никогда не станут старше. А умерев в бою, все равно возвращаются на базу — как в компьютерной игре, где можно снова и снова проходить один и тот же уровень. Несмотря на фантастически сделанные сцены воздушных боев, это очень медленное, медитативное, пустотное кино, пропитанное романтической тоской. Идеальная картина для меланхолика и просто одно из лучших произведений анимации XXI века.
С 21 августа
Не то драматический, не то комедийный эротический триллер об отношениях начинающей писательницы (Дженна Ортега) и ее преподавателя (Мартин Фримен) попал в наш дайджест не только из-за актеров-звезд, но и потому, что критики разнесли его в пух и прах, и теперь даже хочется понять, чем же он так особенно ужасен. Бывают ведь такие фильмы, где все настолько плохо, что уже хорошо, а тут самые возмущенные рецензенты пишут, что это «худшее MeToo-порно» — кажется, выглядит как guilty pleasure месяца. Интересно, Ортега там тоже кричит?
С 21 августа
«Она сказала „Да!“»
Режиссерский дебют актрисы Кристин Скотт Томас кинопрессе тоже не понравился, но пусть у нас будет хотя бы одна комедия — и, конечно, со звездами: Скарлетт Йоханссон, Сиенна Миллер и Эмили Бичем играют трех сестер, которые возвращаются в город детства на новую свадьбу матери (сама Кристин Скотт Томас) — там на них, само собой, навалится прошлое, но не придавит (как это чаще бывает в подобных историях), все-таки жанр не тот. Лучше бы, конечно, нам привезли режиссерский дебют Скарлетт Йоханссон, но тут придется набраться терпения и как минимум полгода подождать — практика показывает, что фильмы из программы Канн и других больших фестивалей начинают появляться в прокате примерно с таким лагом.
С 21 августа


«Рецепт счастья»
«Призрак в доспехах»
Хотя бывают исключения — и в российском прокате, и в фестивальной практике: «Рецепт счастья» был фильмом открытия Канн 2025, и это первый в истории главного мирового киносмотра случай, когда на старт программы поставили режиссерский дебют. До наших экранов кулинарный мюзикл Амели Боннен тоже добрался по теперешним меркам невероятно быстро. История про девушку, которая мечтает открыть ресторан, но вынуждена после пережитого отцом инфаркта вернуться в родную деревню, не выглядит оригинальной, и критики назвали ее (пользуясь случаем ввернуть кулинарное сравнение) аперитивом перед конкурсом. Но давайте честно — что плохого в аперитиве?
С 21 августа
И еще один перевыпуск Осии — совсем уже безусловная классика, один из главных стилеобразующих фильмов конца прошлого века, повлиявший не только на аниме, киберпанк и жанр sci-fi в целом, но и на всю поп-культуру. В эпоху стремительного развития искусственного интеллекта пересмотреть его интересно вдвойне: сегодня ИИ уже стал нашим постоянным собеседником, научился анализировать не только мысли, но и чувства, и кажется, что до прозрений авторов аниме 30-летней давности осталось совсем чуть-чуть. Покажите этот фильм вашему chatGPT, если провели с ним уже немало часов, — и, возможно, вы станете тем, кто научит его грустить.
С 28 августа