Приехал, увидел, купил
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
В трех российских городах одновременно проходят арт-события в формате «искусство плюс что-то еще». В петербургском культурном кластере «Севкабель Порт» темой ярмарки Port Art Fair заявлены «искусства и ремесла». Нижегородская ярмарка «Контур» добавила к графике фотографию. А московский аукционный дом Vladey показывает в новом здании Бахрушинского музея выставку «Искусство и дизайн». Объединяет эти события и то, что представленные на них экспонаты можно не только увидеть, но и купить. Екатерина Подобуева узнала из первых рук, что почем и на что обратить особое внимание.
Port Art Fair
1
[Санкт-Петербург]
Третья ярмарка Port Art Fair, созданная главным культурным кластером Санкт-Петербурга «Севкабель Порт», открывается 16 мая. Начавшись в 2023 году со стандартных для ярмарок двух секций — независимых художников и галерей, к 2024-му Port Art Fair обзавелась разделом, посвященным digital-искусству. В этом году на ярмарке впервые заявлена общая тема — «Искусства и ремесла».

Port Art Fair, 2024
По словам куратора, для ярмарки это становится возможностью пересмотреть привычные иерархии и выставочные форматы: «не противопоставлять “высокое” и “прикладное”, а проследить, как декоративно-прикладные вещи становятся носителями памяти, идентичности, экологичности». Архитектура ярмарки в этом году отражает тему. «Много дерева и других текстур, тактильности. Вместо стерильных кубов — большие подиумы-столы, как в мастерской художника, где все еще в процессе, где все дышит и может измениться», — рассказывает Анна Заведий. И добавляет, что на Port Art Fair точно стоит ехать в поисках новых имен: «Здесь нет классического для любой отечественной ярмарки состава. Зато есть много независимых объединений — от самой большой и известной петербургской арт-группы Parazit до недавно заявившего о себе Сообщества сибирских художников».
Выбор Анны Заведий



1. Виктория Маханова, Милана Омельянчук, Канатотем «Танцую», 2024
2. Дмитрий Глазков, Елизавета Афанасьева, Канатотем «Устал», 2024
3. Матушкина София, Саламахина Елизавета, Канатотем «Обними»
— «Канатотем» на стенде Школы дизайна НИУ ВШЭ: серия милых объектов в виде тотемов современной культуры self-care за авторством художников Софии Матушкиной, Елизаветы Саламахиной, Виктории Махановой, Миланы Омельянчук, Дмитрия Глазкова, Елизаветы Афанасьевой (80 000 рублей).
Ника Хахаева, «Я ли?», 2025
— «Я ли?» Ники Хахаевой на этом же стенде: живопись из серии, в которой художница исследует возможности для самоидентификации в эпоху ИИ и цифровизации (от 20 000 до 50 000 рублей).

— «Карта мира» — коллективная текстильная работа, созданная в художественно-ремесленных мастерских для людей с особенностями ментального развития «Окоём» (100 000 рублей).
«Окоём», «Карта мира»


Надежда Ригова, «Козлик», 2024
«Башройт», «Башкирское лето», «Башкирская осень»
«Башройт», «Степь»
— Из «нестоличных» институций стоит обратить внимание на совсем недавно открывшуюся уфимскую «Башройт», работающую с башкирскими художниками и дизайнерами (от 3000 до 70 000 рублей), и уже хорошо известный казанский центр современной культуры «Смена», который вновь показывает керамические объекты Надежды Риговой, покорившие зрителей на ярмарке blazar 2024 (от 5000 до 30 000 рублей).



— В секции независимых авторов выделяются нежные и ироничные керамические объекты Веры Вальтер (от 10 000 до 30 000 рублей), работа художницы ОМА «Альдегиды и уд» (50 000 рублей) из ольфакторной серии портретов «Запахи близких людей», а также меланхоличная живопись Марии Катьяновой Holiday Blues (80 000 рублей).
1. Attractio insectorum 2. Primum contactum
3. Solar consensus
«Контур»
2
[нижний новгород]

«Контур», 2025
В третий раз проходит и нижегородская ярмарка современного искусства графики «Контур». В день превью было продано более 130 работ на сумму более 7 млн рублей. И кажется, только ленивый (или слишком занятой) любитель искусства еще не купил заветный билет на «Ласточку». В этом году основная часть «Контура» все так же проходит на парковке отеля Sheraton Kremlin, а новая секция «Контур. Фото» — в павильоне Мытного рынка XIX века. В этом году обновления и в публичной программе — помимо привычных лекций, дискуссий и artist talk «Контур» устраивает мастер-класс по техникам фотопечати.
«В этом году “Контур” расширил свою специализацию, запустив отдельную секцию “Контур. Фото”, — рассказывает соосновательница ярмарки Майя Ковальски. — Это логичное продолжение миссии по популяризации коллекционирования, теперь не только графики, но и фотоискусства как доступного и эмоционально емкого медиума. Новая секция отражает актуальные запросы аудитории на документальность и фиксацию времени».
Важным нововведением стали стенды коллекционеров — формат, где частные собрания представлены как полноценные кураторские проекты. В этот раз из будет два: Антона Козлова который представит графическую выставку Петра Кирюши и фотоэкспозицию Александра Гронского, а также проект Дениса Химиляйне с работами Кирилла Савельева. По словам Майи Ковальски, проекты выделяются авторским подходом и эпатажностью.
Выбор Майи Ковальски

Владимир Куприянов, серия «Прогулка», 1983
Ольга Чернышева, из серии Light is coming, 2000
— Галерея Pop/off/art показывает классиков отечественного искусства сразу на двух стендах: Андрея Красулина (от 1000 до 16 000 евро) и Алексея Григорьева (от 150 000 до 180 000 рублей) в секции графики, Владимира Куприянова (250 000 евро) и Ольгу Чернышеву (от 7500 до 12 500 евро) в секции фото.
Алексей Григорьев



← Олег Доу, Mole из серии Сubs, 2011
Сергей Сонин и Елена Самородова, «Баба-берёза», 2016
— Сразу в двух частях ярмарки участвует и a—s—t—r—a. На «Контур. Фото» галерея показывает Олега Доу с его фирменными портретами, а также Сергея Сонина и Елену Самородову с работами с их недавней сольной выставки в ММОМА «Утопия и Ухрония». В секции графики
a—s—t—r—a представляет темную психологичную графику Павла Бушуева и работы Глеба Нестреляева с нотками сюрреализма, посвященные авторскому взгляду на мифологию (цены по запросу).
Павел Бушуев, «Ситуация 2», 2021

— Петербургская галерея Anna Nova приготовила два моностенда. В секции графики она представит работы Хаима Сокола, в секции фото — Евгения Гранильщика (цены по запросу).
← Хаим Сокол. Из серии «Без названия (Погром)»


Корнели Толленс, Moonlight Reveries, 2019
Араки Нобуёси, из серии Monstrous Paradise, 2017
— За зарубежный контекст в секции фото отвечает галерея Ruarts, представляя произведения голландской художницы Корнели Толленс и японского фотографа Нобуёси Араки (цены по запросу).

Никита Dusto, «Сад», галерея Mute
Кристина Палетт, серия профилей, 2025
— В этом году в «Контуре» впервые примут участие российские галереи, которые уже вышли на рынок Дубая. Это Inloco, работающая с направлением urban contemporary (цены по запросу), и Mute с фокусом на искусство, концептуально сосредоточенное на личных историях и чувствах (от 10 000 до 175 000 рублей). Чтобы «зарядиться дофамином», Майя Ковальски рекомендует смотреть проект нижегородского ЦСИ «Терминал А». Стенд вдохновлен культурой Японии, Китая и Кореи и воссоздает атмосферу восточноазиатской улочки.

Яна Серобабина, ЦСИ «Терминал А»
Vladey
3
[москва]
3 июня аукционный дом Vladey Владимира Овчаренко проведет торги «Искусство и дизайн». Впервые этот формат был запущен в 2023 году. Выставка к грядущему выпуску торгов открывается 16 мая в новом здании театрального музея имени Бахрушина, пространство которого публика увидит впервые. Это первая с постковидных времен предаукционная выставка Vladey в музее. Последняя проходила еще в 2019 году в ММОМА и была приурочена к торгам «Герои нашего времени».
«Проект “Искусство и дизайн” мы стали делать первые в России, — говорит Варвара Сычева, директор галереи Ovcharenko и куратор выставки. — Это наш четвертый выпуск и второй проект, который связан с международным коллекционным дизайном. Нам кажется важным показать синтез искусства и дизайна именно в стенах музея. Все коллекционные предметы на выставке созданы крупнейшими мировыми архитекторами, художниками и скульпторами — эти вещи давно представлены в лучших мировых коллекциях и заслуженно выставляются в музее».

Art & Design, галерея Vladey, 2024
Выбор Варвары Сычевой



«Бегущий по лезвию 2049», 2017

Оливье Мург, кресло «Джинн», 1965
Пьер Полен, кресло Ribbon, 1966
— Коллекционный дизайн. Например, одна из ключевых работ дизайнера Оливье Мурга — кресло «Джинн», ставшее символом футуристического дизайна 1960-х после появления в фильме «2001: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика (эстимейт от 14 000 до 18 000 евро). Еще одна легенда кино — стул-лента Пьера Полена: одну из его версий можно увидеть в фильме «Бегущий по лезвию 2049» (эстимейт от 14 000 до 18 000 евро). Отдельного внимания заслуживает кресло Р40, спроектированное итальянским дизайнером Освальдо Борсани в 1958 году (эстимейт от 10 000 до 15 000 евро). Борсани известен своей «кинетической мебелью» с лаконичным дизайном и инновационными для своего времени решениями — регулировка спинки и подлокотников продумана настолько детально, что кресло может принимать более четырехсот различных конфигураций. Кстати, одним из Р40 владел Леонид Брежнев. На торгах также впервые будет представлена полная коллекция скульптур «Компаньоны» Kaws, одного из самых массово популярных современных художников и любимчика российских и зарубежных звезд поп-культуры (цена по запросу).
Леонид Брежнев с креслом Освальдо Борсани Р40, 1973

KAWS, из серии «Компаньон» (6 скульптур), 2007-2009


Райан Мосли «Выпускник», 2008
— Работы художников галереи Ovcharenko: Виктора Алимпиева (эстимейт от 1000 до 2000 евро), Леонида Цхэ (эстимейт от 10 000 до 15 000 евро), англичанина Райана Мосли (эстимейт от 2000 до 4000 евро), а также представителей неофициального искусства — Вадима Сидура (эстимейт от 12 000 до 15 000 евро), Петра Беленка (эстимейт от 12 000 до 15 000 евро), Сергея Шаблавина (эстимейт от 10 000 до 15 000 евро).
Леонид Цхэ, «Без названия», 2025