Blueprint
T

Главные выставки ноября

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Мафия засыпает, просыпается город — в ноябре музеи работают в усиленном режиме. Выставка «Город говорит» Музея криптографии и «Хлебозавода», Фестиваль авторской керамики в Музее Москвы, исследование стрит-арта в фонде Ruarts... Кроме того, в традиционном дайджесте The Blueprint: Средневековье в российском искусстве от Льва Бакста до Д.И. Пригова, единственный сохранившийся летательный аппарат Владимира Татлина и ретроспектива Владимира Немухина в Новой Третьяковке.

Цветок осенний. Вадим Сидур | Полина Рукавичкина

31.10 — 30.11
Музей Вадима Сидура, Москва


Выставочный октябрь закрывает проект-исследование скульптуры и графики виднейшего представителя неофициального советского искусства Вадима Сидура. В рамках арт-резиденции в Нижнем Новгороде (при поддержке галереи Futuro) молодая художница Полина Рукавичкина создала множество фотографических работ, вступающих в диалог с «темами творческого одиночества и ремесла» в произведениях классика. Лейтмотив экспозиции, организованной Музеем Вадима Сидура совместно с ММОМА и Flor et Lavr Gallery — «железный цветок», культура, соприкасающаяся с природой. Фотодокументация инсталляций Сидура — скажем, размышлений на библейские сюжеты «Создателя с Адамом и Евой», «Саломеи с головой Иоанна Крестителя» — будет экспонироваться вместе с черно-белыми фотографиями Рукавичкиной: живые цветы в пластиковой бутылке из-под пива, металлические вазы и слоники или та самая железная роза, загибающаяся в спираль между перилами.

Полина Рукавичкина, «Без названия», 2024
Предоставлено автором

Вадим Сидур, «Из эпохи равновесия страха», 1970-е
Фото: Эдуард Гладков. Архив музея Вадима Сидура

Семена

02–09.11
«Левашовский хлебозавод», Санкт-Петербург


Показанная в сентябре на стенде «Художников года» Cosmoscow 2025 в Москве работа «Провмызы» «Семена» в ноябре благодаря галереям Myth, 9Б, образовательному проекту masters и модному дому Ushatava приедет в Петербург. На протяжении недели триптих нижегородского дуэта можно будет увидеть совершенно бесплатно в пространстве «Левашовского хлебозавода». Как мы писали, «Семена» — это работа, отсылающая одновременно к классической скульптуре и современным практикам медиаискусства; произведение, которое по задумке создателей должно стать «исследованием малоизученной формы перформативной скульптуры». Ее центральный образ — скульптура матери с детьми, напоминающая микеланджеловскую «Пьету». Поскольку все герои работы одеты в Ushatava, Нино Шаматава приняла непосредственное участие в создании проекта, проспонсировав идею, которую художники вынашивали долгие семь лет. В день открытия, 2 ноября, соосновательница Myth Ольга Профатило поговорит с участницей «Провмызы» Галиной Мызниковой о концепции «Семян» и «сложном многоэтапном пути ее реализации».


Провмыза, «Семена», 2025

Фестиваль Ceramania

02.11 — 04.11
Музей Москвы, Москва


Впервые «Керамания» прошла шесть лет назад — в 2019 году в Санкт-Петербурге. С тех пор фестиваль превратился в крупнейшее в России событие, посвященное керамике ручной работы; выставку проводят на разных площадках Москвы и Петербурга по нескольку раз в год. Произведения здесь всегда объединены тематически — совсем недавно «Маскарадом», а теперь вот «Ночью искусств». Как пишут организаторы, «в “музее Ceramania” экспонаты не пылятся на полках и не спрятаны за стеклом — искусство можно потрогать и даже унести домой». В программу включены мастер-классы по витражным техникам и мозаике, ручной лепке, а также, разумеется, керамические изделия от более чем 140 мастеров со всей страны — автор этой статьи уже присмотрел себе пару очаровательных спящих котов и кружку «Север в сердце». А еще у фестиваля страшно залипательный сайт с движущимися чашечками и вазами.

Город говорит

06.11 – 06.12
Пространство «Марсаков», Хлебозавод, Москва

Музей криптографии совместно с «Хлебозаводом» делится результатами двухлетнего исследования городской среды «как средства коммуникации».
С 2024 года участники проекта «Город говорит» расшифровывали коды трех московских районов: Бутырского, Тимирязевского и Марфино — проводили полевые исследования, общались с урбанистами и дизайнерами, социологами и историками, чтобы понять, чем дышит город, какой внутренней жизнью он живет. Этой весной заработали восемь лабораторий — художники превращали результаты исследований в произведения искусства под началом кураторов Анны Титовец и Игоря Поносова, руководителя «Зотов.Кино» Полины Прибытковой, культуролога и научного сотрудника Музея криптографии Егора Ефремова, фотографа и основателя школы «Окно» Ксении Плотниковой. От злободневного стрит-арта со знаком «ведется видеонаблюдение» на кроваво-красном фоне до саунд- и диджитал-арта, фотографии, танцперформанса, кино и современного театра — здесь явно есть на что посмотреть. И что унести с собой; по словам куратора проекта Ники Комаровой, конкретно «новый взгляд на город».

Игорь Поносов, «В поиске городской ошибки», 2025

Фото: Анна Андрияненко

Выставка номинантов Scan Awards 2025

06 – 30.11
Пространство «Культ», Красноярск


Изучив более 600 заявок, экспертный совет Scan Awards (состоящий из кураторов Виктора Мизиано, Алисы Савицкой, Оксаны Будулак и Кристины Горлановой, а также основателей галереи Anna Nova Анны Бариновой и a—s—t—r—a gallery Алины Крюковой), отобрал шорт-лист лучших художников, фотографов и их проектов из Сибири, Урала и Дальнего Востока. Лауреатов в 13 номинациях — среди прочего, «Медиаарт», «Современная фотография», «Художник года» и «Проект года» — объявят 13 ноября; все они получат гранты от 150 до 250 тысяч рублей, персональные проекты в галереях, возможность участия в резиденции и бесплатного обучения. В течение всего ноября можно будет ознакомиться с работами номинантов в пространстве «Культ»: медиаарт екатеринбуржцев Ксении Маркеловой и Степана Пантелеева, фотографии Ульяны Кармачеевой из Томска, произведения красноярца Алексея Мартинса и многое другое.

Алексей Мартинс, Из серии «Горячий архив»

Ульяна Кармачева, Из проекта Лаборатория «М»

07.11.2025 — 10.05.2026
Фонд Ruarts, Москва


5 углов

«Обратите внимание, — предупреждает страница новой экспозиции в фонде Ruarts, — выставка имеет возрастное ограничение 18+». Предупреждает — и разжигает любопытство: какую такую запрещенку показывают? Оказывается, уличное искусство. «5 углов» из названия выставки — это пять коллекций стрит-арта: арт-директора фонда Ruarts Катрин Борисов, основателя Ruarts Марианны Сардаровой, художника Дмитрия Аске, сооснователя биеннале уличного искусства «Артмоссфера» Сабины Чагиной и основателя издательства тиражного искусства «Формат Один» Эльчины Али-заде. Каждая коллекция представит свой взгляд на «уличную волну» современного искусства. Так, выбор Сабины Чагиной концентрируется на тексте: емкие слоганы и поэтические строчки выстраиваются в диалог со зрителем и городом. А собрание Катрин Борисов посвящено преимущественно эротике (вот где 18+!) и абстракции — «пластике тела и скрытому эросу самого граффити-жеста». Всего на экспозиции представят более 150 произведений 63 авторов — включая трансформаторную будку художника ZOOM «Катастрофа наших дней», графику и принты Кирилла Кто, работы Владимира Абиха и Паши 183.

Никита Dusto, «Вид из окна», 2023

ZOOM, «Катастрофа наших дней», 2018

Леда съела лебедя

07.11 — 06.12
Галерея Art&Brut, Москва


Царевна Леда, если верить Овидию и великим художникам прошлого — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Корреджо — была прекрасной девушкой, имевшей лишь одну пагубную привычку: гулять в чем мать родила перед Зевсом. Олимпиец, вовсе не чуждый зооморфизму, обратился в лебедя и овладел Ледой, наградив ее некоторым количеством яиц и статусом воплощения женственности. В персональной выставке «Леда съела лебедя» художница, выпускница РГГУ и Британской высшей школы дизайна Екатерина Пугачева использует древнегреческий миф, чтобы порассуждать о современной женщине. Ее Леда съедает насильника. Мало того, «неплохо еще сшить красивую шубку из его шкурки», — утверждает художница; и вот перед нами Леда в элегантных лебединых пиджаке и юбке. Страх женщины перед одиночеством, насилием вскрывается иронией: здесь Леда меланхолично выглядывает из окна на улицу, а тут пьет вино с лебедем на блюде.

Екатерина Пугачева,
«Леда съела лебедя»

Владимир Немухин. Игра в абстракцию

11.11.2025 — 09.03.2026
Новая Третьяковка, Москва

Масштабная ретроспектива классика неофициального советского авангарда и члена «Лианозовской группы» Владимира Немухина, которому 12 ноября могло бы исполниться сто лет. От работ времен учебы в Суриковском институте до «Бульдозерной выставки» 1974 года, произведений немецкого периода художника 1990-х и творческих поисков в XXI веке — всего более 70 объектов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства: супрематический «Бубновый валет» (2000) и пикассообразный «Валет бубновый» (1988), абстракции 1960-х и нежный интерьер из раннего полотна «В большой комнате» (1956). Кроме того, в Третьяковке представят архив Немухина — его письма и фотографии, личные документы — а также произведения его друзей, Анатолия Зверева, Оскара Рабина, Олега Целкова и других, переданные галерее самим художником в 2006 году.

Владимир Немухин, «Черный ломберный стол», 1990

Владимир Немухин в мастерской на 4-ой Тверской-Ямской улице, 1978
Фото: И.А. Пальмин.

Нетемные века: новеллы о Средневековье и академизмах

13.11.2025 — 03.05.2026
«ГЭС-2», Москва

Чем дальше от нас историческая эпоха, тем больше она превращается в миф, сконструированный последующими столетиями. Античность — идеал, Средневековье — эпоха деградации между блистательной древностью и многообещающей эпохой Возрождения... Экспозиция «Нетемные века» объединит живопись и графику классицизма, академизма и модерна с готической скульптурой, русскими иконами и произведениями современных художников в диапазоне от гобеленов до видео-арта, чтобы, как пишут организаторы, «проверить на прочность стереотипы, согласно которым Древняя Греция — безоговорочный эстетический эталон, а Средние века — наоборот, время культурной стагнации». Античные мотивы в русском искусстве продемонстрируют взаимоотношения отечественных художников с европейской традицией — так, полотно Льва Бакста «Древний ужас» о гибели античной цивилизации вступит в диалог с объектом Бориса Орлова «Икар». А работы, созданные под влиянием миниатюр, иллюстрировавших средневековые манускрипты, столкнутся с иконами того же периода, а также вдохновленными искусством «темных веков» работами современных мастеров: дуэта «Провмыза» и Александры Паперно, Д.А. Пригова, Виталия Пушницкого, etc., etc.

Федор Бронников, «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу», 1869. Государственная Третьяковская галерея

Татлин. Конструкция мира

22.11.2025 — 22.03.2026
Центр «Зотов», Москва


Незадолго до 140-летия родоначальника конструктивизма, друга Маяковского и Хлебникова, оппонента Малевича Владимира Татлина центр «Зотов» откроет выставку «Татлин. Конструкция мира». Более 220 работ — живопись и графика, чертежи и эскизы, фотографии и документы — очертят линии жизнетворчества «русского Леонардо», чьи концепции явно опередили свое время. Архитектуру экспозиции придумал Юрий Аввакумов — благодаря ему посетители узнают великого авангардиста как матроса-путешественника, бандуриста-искателя и «мастера нового искусства». Не обойдется, конечно, и без проекта «Башни Татлина» (памятника III коммунистического Интернационала), а также единственного сохранившегося «Летатлина» — безмоторного летательного аппарата из дерева, стального троса, шариковых подшипников и китового уса.

Владимир Татлин, «Модель Памятника III Интернационалу», 1920

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}