Blueprint
T

Выставки октября

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Октябрь — время замедления после бурного открытия осеннего выставочного сезона, но это не значит, что в это время некуда сходить. В планах на месяц: маркет независимого искусства WIN-WIN на «Винзаводе», Владимир Гиляровский в Музее русского импрессионизма, «Светлая оттепель» в Центре Вознесенского и сливки коллекции фонда «Синара» в МАММ.

«Фундаментальный лексикон». Современное российское искусство из коллекции Фонда Синара. 

На выставке «Фундаментальный лексикон», которая открылась в МАММ в конце сентября и продолжится до конца ноября, представлена часть коллекции екатеринбургского фонда «Синара» периода 1950–2020-х годов со звездными именами: Виктор Пивоваров, Илья Кабаков, Эрик Булатов, Владимир Янкилевский, Леонид Соков, Михаил Рогинский и другие. Название позаимствовали у картины Гриши Брускина «Фундаментальный лексикон» (1986), которую за $416 000 (рекордную по тем временам сумму для созданного в СССР произведения) продали на аукционе «Сотбис» в Москве в 1988-м. Для сравнения — за полгода года до этого чешско-американский режиссер Милош Форман купил другую версию «Лексикона» Брускина за установленную советским Министерством культуры цену в 2000 рублей (порядка $3333). Тот аукцион принято считать моментом прорыва нового советского искусства на западный арт-рынок.


Выставка «Синары» в МАММ — новая попытка каталогизации искусства второй половины XX века. Рассказ начинается с неофициального творчества шестидесятников и переходит к экспериментам 1950–1970-х с оп-артом, кинетизмом, абстракцией. Ближе к перестройке московский концептуализм сменяется манифестами группы «Мухомор» и ленинградских «Новых художников». Лидеру последних — культуртрегеру Тимуру Новикову — принадлежит фраза-мем: «Кто не с новыми — тот стар». За искусство сегодняшнего дня, выросшее на советской художественной почве, отвечает Ирина Корина с графикой в стилистике советских календарей, Иван Плющ и Александра Паперно — с темами памяти и времени.


27.09 – 30.11

МАММ, Москва


«За пределами формы». Тотальная инсталляция Алисы Гореловой.

Алиса Горелова, Серия Hic sunt dracones, 2024

Молодая художница из Санкт-Петербурга Алиса Горелова не запирается в одной технике, буквально разрывая пространство медиума: ее картины выбираются с холста на стену (и наоборот), а герои фресок переходят на бумажные листы, развешанные в трехмерном пространстве выставки. Мифологические сюжеты, к которым обращается художница, рассказывают об утрате индивидуальных границ, в том числе физических: Дафна превращается в дерево, чтобы спрятаться от Аполлона, жители Помпей становятся частью общей трагической истории.

02.10 – 07.12

PA Gallery, Москва 

Эмерджентные мифологии: архаика в эпоху цифрового кода

Групповой проект первой в России галереи фиджитал-искусства посвящен «исследованию мифа». Эта выставка не о прошлом: здесь нет прямых отсылок к античным героям и средневековым легендам. Цифровые художники работают с классическими мифами как с открытым программным кодом: дополняют и видоизменяют их. Даниил Карамушкин из Пятигорска работает в жанре алгоритмической скульптуры (художник генерирует компьютерную модель, печатает ее на 3D-принтере, а затем лепит объект вручную), был представлен на групповых выставках в Русском музее и галерее PERMM. То, как будут выглядеть его «петроглифы» из керамики, определили математические формулы; художник придал этим расчетам форму — «Скрижаль. Карта» действительно напоминает наскальный рисунок с компьютерно выверенной геометрией узоров. Kirill Rave — участник биеннале в Германии, Испании и России, фиджитал-художник, создающий искусство на стыке физического и цифрового, на этот раз создал металлических големов эпохи ИИ, похожих на назгулов в сверкающих доспехах. Работающий с темой телесности художник Rinatto L’bank предложил новые схемы архетипов: древнегреческие боги на его произведениях выглядят результатом творения нейросети, равно как и пугающие «эффектом зловещей долины» персонажи библейской истории. Внутри этого фиджитал-мира становится очевидно, что мифы не умирают — они просто обновляют интерфейс.

Kirill Rave, «Железный голем 2», эскиз к работе, 2025

02.10 – 30.11
Галерея фиджитал-искусства VS Gallery, Москва

Саша Браулов. «Подуй, пожалуйста, и в мою сторону»

Саша Браулов, «Все получится», 2025

Саша Браулов, «Перемена», 2025

На выставке в галерее ART&BRUT петербургский художник Саша Браулов продолжает свои серии вышивок. «Документальную» — в которой он обращается к воспоминаниям из советского детства, знакомым сюжетам из кино. И «уличную» — с подбадривающими фразами (например, «Береги себя как следует»), которые автор «разбрасывает» в городской среде, чтобы поддерживать людей со схожим мировосприятием.


В сопровождении электроакустического саундтрека от московской группы INDEX III (на открытии она выступала вживую, теперь музыка играет через динамики) работы художника наталкивают на размышления через образ дуновения — «Подуй и пройдет» подписана работа с мальчиком, разбившим коленку; «Куда меня сдует?» — вопрошает человек с парашютом.


03.10 – 01.11

Галерея ART&BRUT, Москва

Светлая оттепель

Индикатор состояния «Человек-Машина», 1970 

На смену весенней «Темной оттепели», рассказавшей о вытесненных именах неофициального советского искусства, в Центр Вознесенского пришла осенняя «Светлая оттепель» с темой научного и культурного технооптимизма. Выставка о светозвуковом искусстве 1960-х открывается как новая глава проекта «Центра исследований оттепели» совместно с фондом «Прометей» имени Булата Галеева. В центре внимания — история студенческого конструкторского бюро «Прометей», основанного в 1962 году при радиофакультете Казанского авиационного института и объединившего вокруг себя визионеров того времени: философа и медиахудожника Булата Галеева, писателя и основателя «Оптического театра» Сергея Зорина, пионера кинетического искусства в России Вячеслава Колейчука и других. Вдохновившись идеями синтеза искусств Василия Кандинского и Александра Скрябина, художники-изобретатели 1960-х создавали светомузыкальные машины, аппараты световой релаксации космонавтов и рабочих, писали руководства по организации интеллектуального досуга и даже пытались составить «периодическую систему искусств». Посетители выставки смогут изучить проекты СКБ «Прометей» и произведения близкого к нему круга художников: например, оп-арт Александра Григорьева и созданную на первом советском фотооптическом синтезаторе музыку Станислава Крейчи.

08.10.2025 – 18.01.2026

Центр Вознесенского, Москва

Сон смешного человека

Выставка-триптих «Сон смешного человека» от фонда «Прометей» и Stella Art Foundation объединила творчество трех художников: Бориса Свешникова, Павла Пепперштейна и Алексея Панькина. Название проекта отсылает к одноименному рассказу Федора Достоевского и намекает, что все трое исследовали роль личности в постоянно меняющейся реальности. Но каждый делал это по-своему.


Видевший своими глазами деформацию человеческой сущности в лагерных условиях первой половины XX века, Борис Свешников уходил от страшной реальности в мечты и сны с помощью своих живописных работ. Его иллюстрации сказок Гофмана, Андерсена, братьев Гримм как пропуск в Зазеркалье, в котором все ужасы оборачивались в забавные истории и эпизоды. На выставке в Stella Art Foundation представлены все направления творчества мастера.


Павел Пепперштейн стал своеобразным связным между «старым» московским концептуализмом и новым поколением художников: как сын Виктора Пивоварова и лидер арт-группы 1990-х «Инспекция “Медицинская герменевтика”». На границе эпох он в своих работах отрицал значение культурно-исторических событий, делая ставку на сюрреалистичные символы и постиронию. Все это заметно в его графике 1980-х.


За современное искусство в трилогии отвечает скульптор Алексей Панькин. Он исследует, как сегодня меняется телесность под давлением культурного контекста, донкихотствует против неизбежных сценариев человеческой жизни — старости и смерти. Но, осознав бессмысленность этой борьбы, усыпляет своих героев, чтобы хотя бы так затормозить их на пути к финалу — как, например, безымянных персонажей своих словно бы античных скульптур.


Павел Пепперштейн

10.10 – 12.12

Stella Art Foundation, Москва

«Комореби». Георгий Тотибадзе и Ирина Тотибадзе, при участии Александра Смирнова.

Ирина Тотибадзе, «Завтрак с рафаэлло», 2025

Ирина Тотибадзе, «Безе», 2019

Комореби — японское понятие для красоты, создаваемой игрой солнечных лучей, которые пробиваются сквозь ветви деревьев. Мимолетную красоту момента ловят в своей живописи Ирина и Георгий Тотибадзе. Выставка Московского музея современного искусства совместно с Totibadze Gallery представляет проект семьи художников и фотографа Александра Смирнова. Георгий уже много лет исследует ускользающие состояния природы в пейзажах: присматривается к деталям знакомых мест и окидывает мир взглядом с необычных ракурсов. Ирина создает портреты близких людей и уютные натюрморты с лучшими домашними завтраками — следами теплых встреч. Всего в экспозиции около ста работ, которые дополняют друг друга: осенний «Пруд» к летнему винограду «Кишмиш», сладкое «Безе» к пресным водам озер в «Пейзаже» — это не оппозиция, а единство противоположностей. Картины в реалистичном стиле перемежаются фотографиями художников и ткут историю их повседневной жизни, наполненной ускользающей красотой момента — комореби.

10.10 — 30.11

ММОМА, Гоголевский бульвар 10/1, Москва

XI осенний маркет современного искусства WIN-WIN

Ежегодный маркет современного искусства WIN-WIN создан, чтобы начинающие художники могли заявить о себе без поддержки галерей. По правилам не меньше половины участников должны быть новичками, до этого не выставлявшимися в проекте. Осенью более 100 художников из 950 подавших заявки представят свои работы на темы памяти, близости и повседневности в центре современного искусства «Винзавод». Организаторы обещают разнообразие живописи и обилие графики — от линогравюры до шелкографии. Есть место и фотографии, керамике, мультидисциплинарным произведениям. На маркете можно и нужно вступать в непринужденные диалоги с авторами понравившихся работ и забирать искусство домой: от стикеров за 500 рублей до тиражного искусства за 4–5 тысяч.

11 – 12.10

ЦСИ Винзавод, Москва

Витя Повезло, «Слон с пистолетами»

Николай Касаткин, «Театральная труппа», 1913–1924

Свой человек. Владимир Гиляровский

Этой осенью Москва и москвичи отмечают 170-летие «короля репортеров», писателя Владимира Гиляровского серией мероприятий, лекций и экскурсий. Музей русского импрессионизма совместно с Политехническим музеем в качестве подарка приготовил большую биографическую выставку о журналисте. Экспозиция воссоздает атмосферу столицы конца XIX — начала XX века, какой ее застал главный герой. За это отвечают живописные работы современников Гиляровского — Ильи Репина, Абрама Архипова, Владимира Маковского и многих других.


Проект рассказывает о юности репортера в бытность бурлаком на Волге, его актерских опытах, а также журналистском пути Дяди Гиляя и обещает раскрыть секрет — как ему удалось стать «своим человеком» и для московской богемы, и для обитателей ночлежек. Портретная галерея именитых друзей писателя включает Федора Шаляпина, Антона Чехова, Максима Горького, а замыкает ее он сам, свой собственный друг в парадном образе запорожского казака.


Москва на выставке эклектичная — вмещает в себя признаки уходящего купеческого уюта и нарождающейся индустриализации с элементами НЭПа. За визуальный образ города отвечает 241 работа от реалистов — Валентина Серова, Константина Юона, Сергея Иванова и авангардистов — Ильи Машкова, Василия Кандинского, Ольги Розановой, которых сам Гиляровский нещадно ругал в прессе. За научно-технический прогресс — спецпроект «Пространство технологий» с экспонатами из фондов Политехнического музея. В формате открытого хранения можно увидеть телефон Белла, портативный «Кодак» (как у Гиляровского), компактный телеграфный аппарат начала прошлого века.

16.10.2025 – 25.01.2026

Музей русского импрессионизма, Москва


Последнее закрытое собрание. Коллекция Куниных

Зинаида Серебрякова, «Автопортрет (автопортрет в красном)», 1921

Виктор Борисов-Мусатов, «Дафнис и Хлоя», 1901

Кунины — знаковая фамилия в списке петербургских коллекционеров XX века. Их собрание русского искусства начала столетия, в которое вошли картины Зинаиды Серебряковой, Виктора Борисова-Мусатова, Кузьмы Петрова-Водкина, Николая Рериха, Александра Бенуа и других художников, до недавнего времени оставалось закрытым. Выставка в KGallery из 40 живописных и 190 графических работ дает возможность увидеть коллекцию всем желающим.


Яков Кунин, человек с купеческими корнями, был другом петербургской галеристки Надежды Добычиной. Она помогала ему с выбором и приобретением искусства: например, посоветовала выкупить театральные эскизы Александра Бенуа к постановкам «Петрушка», «Венецианский купец» и масштабный портрет Мстислава Добужинского работы Бориса Григорьева. За четыре года (1918–1922) Кунин со своей женой Александрой собрали редкую по целостности коллекцию, основой которой стали работы художников объединения «Мир искусства».


По уровню произведений коллекция Куниных сопоставима с собраниями Георгия Костаки и Исаака Бродского. Сохранность удивительна для XX века: за все время Кунины продали только одну картину — портрет галеристки Надежды Добычиной авторства Константина Сомова. Но он, как бумеранг, после нескольких продаж оказался в фондах KGallery и снова будет представлен в составе родной коллекции.


17.10.2025 – 08.03.2026

КGallery, Санкт-Петербург

Архитектон

Помимо обсуждения и поощрения профессиональных заслуг в программу петербургской премию «Архитектон» включен смотр городских проектов 1980–1990-х на выставке «Стройка и перестройка». Графические работы ленинградских/петербургских архитекторов того времени — например, Сергея Шмакова и Олега Харченко — расскажут о непростых попытках адаптироваться к переходному историческому периоду с его кризисом ценностей. Как город искал новый визуальный код, когда прогрессивный некогда модернизм вдруг стал символом отжившей системы, а признаком новой свободы — частные дома и торговые комплексы? На площади у западного фасада Манежа появится гипостиль из 16 колонн, каждая из которых — плод воображения одного из победителей проведенного накануне конкурса.

23.10 – 02.11

ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург

Это было со мной

Евгений Гранильщиков, Кадры из нового фильма «Драма II» 2, 2025

Вторая выставка из цикла «НИИ Архив» («Наука Исследование Искусство Архив») в центре современного искусства «Винзавод» погружает в воспоминания художников-резидентов о том, как все начиналось для них в этих стенах. Куратор Виктор Мизиано — арт-критик и бывший заведующий отделом современного западного искусства Пушкинского музея — сплетает нити из их диалогов с прошлым в единую ткань выставки, чтобы представить ее в пространствах Цеха белого и Цеха красного.


Десять современных художников, чья творческая траектория прошла через пространство ЦСИ, переосмыслили свои прошлые проекты. Дмитрий Гутов, автор масштабного полотна «Стопы», которое стало центральным на нашумевшей выставке 2007 года «Верю!», представит свежую работу с фрагментом картины «Неверие апостола Фомы» Караваджо. Он объясняет выбор референса сменой настроения: «Это светлый образ. Все мои прежние апокалиптические предчувствия просто закончились». Ирина Корина собрала пазл из фрагментов своих инсталляций, которые когда-то встречали гостей «Винзавода». Фотограф Сергей Сапожников после 20 лет резидентства в ЦСИ попробовал взглянуть на его архитектуру свежим взглядом — создал серию черно-белых снимков, помогающих заново влюбиться в эту локацию. Ностальгию поддерживают детские рисунки о доме Александры Сухаревой, голосовые рефлексии о начале творческого пути Димы Филиппова и коллекция сувениров, которые покупали родители Ивана Новикова, когда приезжали на его выставки. Свои проекты также представят Ян Гинзбург, Владимир Логутов, Евгений Гранильщиков и Петр Белый.

30.10.2025 – 11.01.2026

ЦСИ Винзавод, Москва

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}