Blueprint
T

Один из главных вопросов уходящего десятилетия — когда оно заканчивается: 31 декабря 2019 года или все-таки 2020-го. Пока ученые и маркетологи ожесточенно об этом спорят, мы все-таки подведем некоторые итоги. Благо за прошедшие десять лет мир изменился с невиданной скоростью. Еще недавно телефоны с гибким экраном, блокчейн, гибель токсичной маскулинности и доставка продуктов на дом за 15 минут казались фантастикой — но вот, пожалуйста. Вспоминаем по буквам, как изменился мир и какие слова прочно вошли в наш лексикон за 2010-е.

Антропогенное изменение климата, то есть изменение, вызванное деятельностью человека: распашкой земель, осушением болот, работой индустриальных тепловых установок и постоянными выбросами CO2 (главные виновники — авиаперелеты, автоперевозки, скотоводство). О проблеме говорили и эксперты — например, в официальном докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата 2013 года, и экоактивисты — самым ярким оказалось выступление Греты Тунберг; но кажется, что ситуация пока что становится только хуже.

А

б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

Самая известная криптовалюта была разработана в 2009 году, но первая офлайн-покупка с ее участием произошла в 2010-м. За 10 тысяч биткоинов были приобретены две пиццы. Сегодня эти 10 тысяч биткоинов стоили бы 66 миллионов евро. Платежная единица, созданная загадочным японским программистом (известен только псевдоним — Сатоси Накамото), оказалась самым быстрорастущим активом десятилетия. Впрочем, многим в этом колоссе видится скорее финансовая пирамида.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":90,"y":-152,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":4,"properties":{"x":257,"y":-253,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":118,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeIn","automatic_duration":false}},{"id":5,"properties":{"duration":120,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Референдум, который прошел в Великобритании 23 июня 2016 года, вошел в историю: 51,9% граждан проголосовали за то, чтобы страна покинула Евросоюз. Сам выход из-за многочисленных отсрочек, инициированных его противниками, запланирован лишь на 2020 год, и до сих пор не ясно, состоится ли он вообще. Не решенный до конца вопрос расколол не только политический истеблишмент, но и само британское общество. Сторонники выхода — «брекситеры» — считают, что проволочки в реализации результатов референдума подрывают основы демократии, противники — «римейнеры» — возмущаются, что половина страны решила, как теперь будет жить вторая половина. Большинство работников модной индустрии, сильно зависимой от рабочих рук с континента, — против выхода страны из ЕС.

Всеобщая озабоченность здоровым образом жизни и эффективностью привела к попыткам «хакнуть» свой организм — чтобы прожить не 76–82 года (такова сейчас ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин в развитых странах), а гораздо дольше и, что не менее важно, лучше. Особенно биохакингом увлеклись (см. С) в Кремниевой долине: инновационные подходы пригодились им и для решения проблемы долголетия. В ход идут эксперименты с медикаментами, голодание, чередование различных физических нагрузок и изменение режима сна. Впрочем, достоверных подтверждений, что биохакинг работает, нет.



В 2010-е мир наконец понял, что основная задача тела — обеспечивать нормальную жизнедеятельность и помогать нам получать удовольствие, а значит, то, как оно выглядит, — вопрос, мягко говоря, не первостепенный. Звездами рекламных кампаний и подиумов стали модели plus-size и бодипозитивные активистки — Эшли Грэм, Искра Лоуренс, Хантер Макгрэйди. LVMH и Kering даже приняли решение не принимать на работу моделей с нулевым размером (за что их, впрочем, обвинили в бодишейминге). А в 2018 году случилось невиданное: на обложке самого популярного женского глянца Cosmopolitan впервые появилась модель с «неконвенциональной» фигурой — Тэсс Холидей, что вызвало бурную реакцию читателей — от восторга до осуждения.


Впрочем, бодипозитив — это не только про вес и объемы, но в принципе про любовь к своему телу и нежелание подстраиваться под навязанные стандарты красоты. Например, стесняться своих шрамов или стремиться к идеально гладкой коже. Среди тех, кто убрал бритву куда подальше, немало звезд, включая Лурдес Леон, Рианну, Майли Сайрус и Пэрис Джексон, а небритые подмышки даже было модно окрашивать в яркие цвета вроде зеленого и розового.

Четвертая волна феминизма (см. Ф) вернула интимные части женского тела в поле общественного зрения. Вагину и вульву вновь, как в раскованные 1960-е, стали изображать художники, скульпторы и дизайнеры: от Аниша Капура и Айдан Салаховой до Gucci и Iris van Herpen. Не отстает и шоу-бизнес. Жанель Монэ танцует в костюме, похожем на половые губы, в клипе Pynk, а Майли Сайрус в видео Mother’s Daughter предстает в комбинезоне с очертаниями вульвы, выложенной шипами в районе промежности. В книжных — в том числе российских — в 2010-е появились научно-популярные издания о женской физиологии. Среди них можно отметить «Как хочет женщина» Эмили Нагоски и Viva La Vagina немецких исследовательниц Нины Брокманн и Эллен Стекен Даль. Обе рассказывают о работе женских половых органов — и о том, как научиться получать удовольствие от секса и мастурбации.

Больше полувека назад социологи и сексологи поняли, что биологический пол, данный человеку с рождения, не гарантирует, что он будет ощущать себя мужчиной или женщиной. Социальное, а не биологическое восприятие пола и стали называть гендером. Сейчас насчитывают несколько десятков гендерных идентичностей — от агендеров до пангендеров, многие из них, например, признает Facebook (см. С) при регистрации. Благодаря новой волне феминизма (вновь см. Ф) в 2010-х особенно много обсуждали гендерные стереотипы; эта тема добралась даже до российских федеральных телеканалов.

Дословно «разнообразие» — одно из главных слов десятилетия в поп-культуре, моде и искусстве. Активисты и художники в 2010-х заставили нас заметить, что мир гораздо разнообразнее, чем его принято изображать в рекламе, на глянцевых обложках и в голливудских ромкомах. Что люди вокруг — не только молодые, худые и белокожие, и что чем чаще мы видим людей, не похожих на нас, не только на улице, но и на экране, тем меньше переживаем из-за своей или их «инаковости» — и тем лучше в итоге нам всем вместе живется.

Кажется, все уже успели забыть, как удивлялись фильтру-собачке в Snapchat в 2015-м или бегали за покемонами по всему городу с приложением Pokémon Go годом позже, но дополненная реальность (Augmented Reality AR) все еще с нами — каждая социальная сеть имеет в своем арсенале фильтры для селфи, которые могут «нарисовать» вам идеальные стрелки или превратить вас в киборга. Команда Instagram даже пригрозила удалять AR-маски, слишком искажающие лица людей и тем самым подталкивающие к недовольству своим реальным внешним видом.

Маркетинговый ход, который придумали в 1990-х streetwear-бренды. Они (неожиданно для покупателей) выставляли на продажу небольшую партию товаров из новой коллекции. Supreme эту схему популяризовал, и теперь каждый четверг у всех магазинов марки стоит длинная очередь. Эту схему позже позаимствовали все от музыкантов до производителей электроники, а в 2010-х полюбили и люксовые бренды — например, Louis Vuitton и Prada, так что слово «дроп» стало максимально модным.

Или поколение Z, которое научилось разблокировать телефон раньше, чем ходить и говорить (и в связи с этим сильно зависимо от гаджетов и интернета). Хотя временные рамки, в которые нужно родиться, чтобы быть зумером, в словарях и теориях немного разнятся, большинство говорит о необходимости появиться на свет уже в новом миллениуме. Зумеры меньше пьют и реже принимают наркотики по сравнению с миллениалами (о них ниже), больше обеспокоены близостью экологической катастрофы, чаще испытывают стресс и впадают в депрессию. А еще они куда более открыты ко всему, что касается вопросов гендерной идентичности: чаще поддерживают однополые браки и права трансгендеров.

Принцип построения общества или сообщества, где на равных участвуют люди самого разного возраста, пола, происхождения, физических и ментальных возможностей (см. Д — Дайверсити) и так далее. Чаще всего об инклюзивности говорят как в контексте создания удобной среды и социальных возможностей для людей с инвалидностью или особенностями развития.

Звезды социальных сетей (см. С) — как раскрутившиеся там блогеры, так и присоединившиеся к ним селебрити. Потенциал их влияния на подписчиков быстро оценили бренды, что породило инфлюенсер-маркетинг: оказалось, что обычные люди с сотнями тысяч и даже миллионами фолловеров способны одной своей рекомендацией «продавать» косметику, одежду и отдых в роскошных отелях куда лучше, чем рекламные полосы в глянце. Самым ярким примером стало семейство телезвезд Кардашьян, успешно освоившее соцсети и монетизировавшее там свою популярность — в том числе запустив и свои марки селебрити-косметики (см. С). Позже к макроинфлюенсерам присоединились микро- и даже наноинфлюенсеры, каждый из которых приносил брендам свою аудиторию. Летом 2019-го заговорили о том, что институт инфлюенсеров перестал работать — но, кажется, паника преждевременна.

Еще один мегапопулярный термин, который в 2010-х годах затронул сразу все творческие сферы. Песня Praise the Lord рэперов A$AP Rocky и Скепты — это коллаборация. Коллекция H&M с Giambattista Valli — это коллаборация. И футболки Uniqlo, которые «разрисовал» модный художник Kaws, — тоже.

И хотя история корейской популярной музыки началась еще в 1990-х, первые идолы, бойз- и герлзбенды долгое время собирали стадионы своих фанатов только в пределах своей родины. Прорыв случился в 2012-м — южнокорейский рэпер PSY и его вирусный клип Gangnam Style взорвали интернет и впервые в истории YouTube набрали миллиард просмотров. Ироничная песня и зажигательный танец сделали свое дело — о K-поп заговорили во всем мире и не перестают до сих пор. О том, кто такие айдолы, сасэны, трейни и почему от группы BTS в восторге даже представители модной индустрии, мы писали здесь.

Китай окончательно закрепился в статусе одного из важнейших рынков для модной индустрии. По данным на 2019 год, китайцы ежегодно тратят на одежду и обувь 190,5 миллиарда долларов. В итоге большие корпорации вроде LVMH и Kering устраивают в Китае специальные показы, выпускают коллекции и рекламные кампании, ориентированные на китайцев. Не обходится без faux pas. Так, в ноябре 2018 года ролик Dolce & Gabbana, запущенный в преддверии шоу в Шанхае, вызвал бурю негодования и был признан расистским — в результате показ отменили, а бренд в Китае начали бойкотировать. Сам же Китай подвергается обширной критике за ситуацию с правами человека — международная пресса и общественные организации обеспокоены происходящим в Синьцзян-Уйгурском автономном округе и в Гонконге (см. П — Протесты), а европейские ретейлеры встревожены из-за товаров, произведенных с использованием принудительного труда.

Или скульптурирование — изменение пропорций лица и придание ему рельефности при помощи темных и светлых тональных средств. Появился контуринг вовсе не в 2010-е — его основные элементы сформировались еще в эпоху черно-белого кино, а потом так или иначе возвращались в моду. Но именно в начале уходящего десятилетия им начали овладевать не только актрисы, певицы и дрэг-дивы, но и каждый второй активный пользователь Instagram. Именно социальная сеть, где больше всего лайков получают селфи (см. С), вернул контуринг в моду, ведь именно скульптурирование — залог идеального фото на фронтальную камеру. Но и тут не обошлось без героев. Если в 30-е «амбассадором» контуринга была Марлен Дитрих, то в уходящем десятилетии на пост заступила Ким Кардашьян. Она одной из первых не постеснялась рассказать, что ее правильные черты лица: тонкий нос, идеальный овал и высокие скулы — результат работы визажиста Скотта Барнса.

Главное, что западный бьюти-мир получил в 2010-е, — это K-beauty: необычные и часто гибридные средства в забавных милых упаковках, относительно недорогие и всегда эффективные. Мы уже не можем представить себя без кушонов, кремов с муцином, тканевых масок для любых мест (от пяток до второго подбородка), ночных масок (они же sleeping pack), которые не нужно смывать, и BB-кремов. Хотя придумали последние в Германии, популяризировали и возвели их в культ именно корейцы.

2010-е можно назвать прорывным десятилетием в истории борьбы нецисгендерных и негетеросексуальных людей за свои права. В большинстве развитых стран в эти годы были легализованы однополые браки — в том числе в Австралии, Исландии, Германии, Великобритании, Франции — а также во всех штатах США. В 2014 году на обложке Time впервые появилась трансгендерная женщина: звезда сериала «Оранжевый — новый черный» Лаверна Кокс, а год спустя о своем транспереходе рассказала Кейтлин Дженнер, до этого известная как Брюс (олимпийский чемпион, отчим Ким Кардашьян и отец Кайли Дженнер).


Героев ЛГБТ+ в уходящем десятилетии стало больше в сериалах, кино и литературе. На экраны вышли драмы «Лунный свет» (получил «Оскара»), «Кэрол» и «Зови меня своим именем» (по одноименному бестселлеру Андре Асимана), а также сериал о дрэг-культуре «Поза», прославивший одного из самых известных квиров в индустрии кино — открытого гея Билли Портера.


Даже Россия не осталась в стороне, несмотря на принятый в 2013 году гомофобный закон «О запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений...». В прошлом году начал издаваться русскоязычный онлайн-журнал об ЛГБТ-культуре «Открытые», а в этом — запустился Instagram издания о дрэге Dragzina (сам журнал начнут издавать на бумаге в 2020-м).


Нельзя обойти вниманием и то, что сама аббревиатура ЛГБТ в «десятые» изменилась — к ней добавились еще три буквы (К — Квиры, И — Интерсекс, А — Асекскуалы). Так что теперь правильнее писать ЛГБТКИА или ЛГБТ+.

Кампания против харассмента (см. Х) и сексуального насилия, стартовавшая в США осенью 2016 года — с серии публикаций в The New York Times и The New Yorker о влиятельнейшем (теперь уже нет) голливудском продюсере Харви Вайнштейне. Моментально распространилась в соцсетях, затронула не только белых гетеросексуальных мужчин и докатилась даже до России. Где, впрочем, громких успехов не добилась: так например, в домогательствах убедительно обвинили депутата Госдумы Леонида Слуцкого, но ему за это ничего не было.

Или поколение Y, люди, которые росли и взрослели на рубеже столетий — двадцатого и двадцать первого, активно пользуются гаджетами и интернетом, но зависимы от них не так сильно, как зумеры. Именно на рожденных в промежутке с начала 1980-х и середины (или конца — данные в словарях разнятся) 1990-х годов прошлого века в уходящем десятилетии ориентировались все — от производителей косметики до консервативных ювелирных домов.

За последнее десятилетие мемы стали неотъемлемой частью жизни любого интернет-пользователя. Выразительная картинка (а также gif или видео) стали главным доказательством общественной значимости человека или явления. Так, Грета Тунберг стала в 2019-м не только человеком года по версии Time, но и одним из самых популярных мем-персонажей.

С середины XX века ученые старались воссоздать в электронном виде работу биологических нейронных сетей — вроде той, что отвечает за наше мышление. И к 2010-м искусственные нейросети наконец пришли на службу человечеству. Например, в платежной системе PayPal нейросети, анализируя транзакции, помогают предотвращать случаи мошенничества. А в некоторых онлайн-магазинах, например на Amazon, искусственный интеллект помогает составить рекомендации для покупателей и увеличить продажи на 35%.


В быту нейросети тоже получили широкое распространение в 2010-е: появились голосовые помощники Siri, Google Assistant и отечественный — Алиса. Также нейросети научились писать стихи и рисовать. Есть повод и для тревоги. Специалисты Oxford Martin School еще в 2013 году заявили, что при таком прогрессе к 2033 году 47% рабочих мест будут автоматизированы.

Заказать онлайн теперь можно все что угодно — пиццу из соседнего ресторана, косметику с другого конца света, химчистку с доставкой или генеральную уборку в трехкомнатной квартире. Но заказом съедобного и несъедобного онлайн-сервисы не ограничиваются. Сегодня с помощью интернета можно научиться почти чему угодно (будь то химия, системная аналитика или искусство быть Анной Винтур), создать и отправить в производство индивидуализированную косметику или найти любовь.

Общая тенденция на единение с природой захватила и мир косметики — в минувшее десятилетие на рынке появилось множество органических марок, а уже существующие бренды начали выпускать эколинейки. Но все не так просто — чтобы считаться органическим, крему или шампуню недостаточно просто содержать натуральные компоненты (от 70 и почти до 100 процентов в зависимости от типа сертификата). В идеале и сами компоненты должны быть органическими — растения и даже поля, где они растут, тоже сертифицируются. Органическая косметика не тестируется на животных и не содержит животных компонентов, полученных с причинением вреда животному. А также искусственных красителей, ароматизаторов, консервантов и продуктов нефтепереработки. Требования есть и к упаковке — она должна быть биоразлагаемой или пригодной к повторной переработке.

Это десятилетие от и до прошло в атмосфере гражданского неповиновения: люди выходили на улицы по всему миру, требуя перемен. От «арабской весны» (приведшей к смене власти в Египте, Тунисе, Ливии и Йемене) и антикапиталистической Occupy Wall Street в начале 2010-х и до жестких столкновений с полицией в Гонконге — после того, как местные власти решили выдавать преступников материковому Китаю (см. К). Американки, вышедшие на Женский марш, протестовали против избрания Трампа (см. Т), «желтые жилеты» во Франции требовали не закручивать экономические гайки; на Украине протестующие смогли поменять власть, в России — пытались добиться честных выборов.

По данным The Economist на 2017 год, 42 миллиона американцев старше 12 лет слушают подкасты как минимум раз в неделю. Подкасты — до середины нулевых их называли аудиоблогами — сегодня записывают обо всем: об истории, о психологии, о финансах, о моде, об искусстве и о сексе. С развитием стриминговых сервисов (см. С — Стриминг) в 2010-е скачивать, сохранять и слушать подкасты стало особенно удобно. Подкасты слушают в общественном транспорте и за рулем, занимаясь уборкой и спортом.


В последние несколько лет стали появляться и достойные внимания русскоязычные подкасты. Например, подкаст о житейских историях «Норм», о финансах — «Деньги пришли» или о сексе — «Щелк».

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":90}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":90,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Главное музыкальное направление десятилетия, полностью растоптавшее процветавший в нулевых инди-рок. Такого количества молодых музыкантов, ставших популярными благодаря soundcloud и соцсетям, не найдется ни в одном другом жанре. Более того, в 2010-х рэп еще прочнее закрепил свои позиции в модной индустрии: Трэвис Скотт стал лицом Saint Laurent, Канье Уэст построил империю Yeezy, Теофилус Лондон выпустил коллаборацию с Off-White, а A$AP Rocky снялся в рекламной кампании Dior. Россия тут не отстает от мировых тенденций: Скриптонит и Оксимирон — главные новые звезды, Баста и Тимати — главные продюсеры страны, Face и Big baby tape — иконы стиля.

Стритвир появился с легкой руки Шона Стусси еще в 1980-х и благодаря Supreme стал одним из культовых явлений мира моды. Однако именно в этом десятилетии стритвир начал проникать в сферу люкса. Так, Louis Vuitton выпустил коллекцию с Supreme, которая стала первой коллаборацией Hype Fashion с High Fashion.

<blockquote class="tiktok-embed" cite="https://www.tiktok.com/@noeneubanks/video/6771521886963682565" data-video-id="6771521886963682565" style="max-width: 605px;min-width: 325px;" > <section> <a target="_blank" title="@noeneubanks" href="https://www.tiktok.com/@noeneubanks" rel="nofollow noreferrer">@noeneubanks</a> <p>the last clip is pure fear</p> <a target="_blank" title="♬ original sound - pep.rica.pig" href="https://www.tiktok.com/music/original-sound-6725635932772387590" rel="nofollow noreferrer">♬ original sound - pep.rica.pig</a> </section> </blockquote> <script async src="https://www.tiktok.com/embed.js"></script>

В январе 2019 года количество пользователей социальных сетей по всему миру достигло отметки в 3,5 миллиарда — это почти половина населения планеты. Теперь, чтобы быть в курсе всех новостей, трендов и инсайдов, достаточно открыть одно из приложений на смартфоне: полистать Stories в инстаграме, почитать комментарии под постами коллег в Facebook или посмотреть новое полуторачасовое интервью в YouTube. В 2010-х твиты политиков или фотография знаменитости в одной из соцсетей приобрели статус инфоповодов. Последний хит индустрии — Tik Tok. В Китае (см. К), где заблокированы Instagram и Facebook, создали платформу для размещения коротких видео, которой теперь пользуется больше полумиллиарда человек по всему миру (из них 10 млн в России).

За аудиторию борются не только медиа, инфлюенсеры и бренды — сервисы потокового аудио- и видеоконтента плотно вошли в нашу жизнь в это десятилетие. Для обозначения противостояния Netflix, Hulu, Amazon Prime Video, Apple TV + и Disney+ даже придумали термин — «стриминговые войны». На создание собственных шоу сервисы тратят десятки миллионов долларов, привлекая к работе лучших режиссеров и актеров. Зрителям же остается следить за новыми релизами и выбирать, за подписку на какой стриминг заплатить в этом месяце.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":750,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":375,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

В чьей вы команде? «Тора», «Железного человека» или «Капитана Америки»? Или вы за супергероев из киновселенной DC Comics? Начиная с 2008 года создатели блокбастеров по мотивам комиксов перешли к новой стратегии — каждый новый фильм про конкретного персонажа теперь был взаимосвязан с будущими лентами. Итогом подхода Multi-Verse стало появление «Мстителей», франшизы — лидера мировых кассовых сборов. Супергерои набирают миллиарды в прокате, режиссеры-классики — ворчат.

Духи под своим именем выпускали еще Элизабет Тейлор и Катрин Денев, но новое поколение звезд нашло для себя новую нишу — мейкап и уход. В 2015 году свою марку запустила Кайли Дженнер, а спустя три года Forbes оценил Kylie Cosmetics в $900 млн. Вместе с ней на звездной бьюти-арене Ким Кардашьян и ее KKW Beauty, Рианна с Fenty Beauty, Леди Гага с Haus Laboratories и даже Губка Боб — у рисованного персонажа есть своя линия макияжа и масок для лица. В России сегмент селебрити-косметики еще не такой развитый, но тоже перспективный. К примеру, селебрити-бренд Ansaligy, который создала Тина Канделаки, очень активно растет — по утверждениям акционеров, в 2019-м выручка компании увеличится в десять раз. А совсем недавно на рынке появилась еще одна звездная марка — Вера Брежнева начала выпускать средства для макияжа.

В начале 2010-х годов большинство смартфонов, поступающих в продажу, начали оснащать встроенными фронтальными камерами. Так популярность автопортретов, снятых на телефон, резко возросла, Оксфордский словарь назвал Selfie главным словом 2013 года, а вокруг феномена возникла целая индустрия цифровых фильтров и масок (см. Д — Дополненная реальность).

В 2010-х в мессенджерах обсуждают работу, общаются с друзьями и семьей и даже — занимаются виртуальным сексом. Последнее остроумно окрестили «секстингом» — гибридом из англоязычных sex и texting. Впервые это слово появилось в Вебстерском словаре в 2012 году, а сегодня одна за другой выходят инструкции по «правильному» секстингу. Например, подробный гид The Cut советует «не забывать о том, что вы играете роль», но при этом «не покидать своей зоны комфорта». Все не зря: исследование, проведенное редакцией сайта американского Cosmopolitan, показало, что 88% читательниц не против попробовать секстинг.

Молодые развивающиеся бизнесы появились не в этом десятилетии и даже не в предыдущем. Но именно в 2010-х случился бум стартапов, в первую очередь технологических — как компаний, нацеленных решать существующие проблемы принципиально новыми и неочевидными до этого способами. Самые успешные — через несколько лет выходят на IPO и привлекают миллиарды, другие — закрываются через полгода, потратив все деньги на рекламу в соцсетях.

Американский миллиардер и звезда реалити-шоу, в 2016-м году обогнавший Хиллари Клинтон в президентской гонке. За три года на посту лидера США успел окончательно превратить политику в шоу-бизнес, развязать торговую войну с Китаем (см. К), неоднократно порвать твиттер (см. С — Социальные сети), который, кажется, ведет лично, быть обвиненным в харассменте (см. Х) и стать мемом (см. М). Имеет все шансы быть переизбранным на второй срок.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":-388,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":388,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Едва ли не главный стартап уходящего десятилетия — запустился в 2009 году, но на проектные мощности выходил уже в 2010-х. Изменил не только наши представления о поездках на такси, но и мировую экономику в целом, предложив модель, в которой у работника (в случае Uber — таксиста) нет работодателя, а есть только заказчик и посредник. С одной стороны — есть возможность быстро подзаработать денег, с другой — никаких гарантий, соц. пакета и даже норм оплаты труда. По оценкам Gallup, уже сейчас по такой схеме трудится до 36 процентов экономически активного населения США. Uber держит руку на пульсе и вот вот запустит новый сервис Uber Work — с помощью которого каждый сможет найти себе подработку почти также просто как вызвать такси.

Главное понятие последних нескольких лет, которое можно услышать и от экоактивистов, и от производителей одежды и косметики, и вообще из каждого утюга. Но в данном случае слово sustainable было бы правильнее перевести как «жизнеспособный», потому что сама концепция предполагает вовсе не постоянный рост. Sustainability подразумевает, что удовлетворять свои потребности нынешнее поколение будет, не ставя под угрозу способность будущих поколений делать то же самое. Это касается экономического, социального и экологического спектра.

Дословно «фальшивые новости». Выражение, популяризированное президентом США Дональдом Трампом (см. Т), которым он кроет неугодных ему журналистов и публикации, вне зависимости от того, достоверны ли их сообщения. Также главное слово эпохи постправды, когда факты все сложнее проверить, а социальные сети (см. С) становятся главным инструментом распространения (дез)информации.

В первой половине 2010-х англоязычный мир — а затем и весь остальной, включая Индию, Россию и даже чуть-чуть ОАЭ, — охватила четвертая волна феминизма (предыдущими считаются эпоха суфражисток, движение за права женщин 1960-х и субкультурный феминизм 1990-х). Произошло это во многом благодаря социальным сетям (см. С) и онлайн-активизму, а также суперзвездам-феминисткам вроде Бейонсе. Так, оказалось, что и в странах первого мира женщины все еще не получают столько же, сколько мужчины, во многих профессиях их не ждут с распростертыми объятиями и даже отказывают в праве распоряжаться собственным телом. В 2017 году «феминизм» назвали словом года.

Одно из самых сложных для трактовки слов из этого списка — даже для носителей английского языка. Чаще всего его переводят как «домогательства»; на самом деле харассмент может быть и не сексуального характера — а, например, на религиозной или национальной почве. В понятие харассмента входят любые оскорбительные или дискомфортные действия, замечания, шутки, намеки или свист вслед. Харассмент решительно пресекают в западных компаниях (вплоть до увольнения), но многие российские мужчины до сих пор считают сексуальный харассмент невинным флиртом.

Дословно — «совместная экономика» — неуклюжий термин, обозначающий новую действительность, в которой с помощью цифровых платформ и приложений экономические связи выстраиваются горизонтально. В 2010-х мы подыскиваем жилье в других городах с помощью CouchSurfing, ищем попутчиков через BlaBlaCar и продаем ненужные вещи через Avito. Отличная возможность для представителей поколения Y (см. М — Миллениалы), которым квартиры, машины и даже вещи не нужны «навсегда». Это же нежелание обременять себя вещами подарило нам и «экономику доступа», а вместе с ней каршеринги, приложения-такси и бесконечные сервисы по онлайн-аренде всего чего угодно — от переговорок до яхт.

Оказывается, смайликами, сердечками и фруктами можно описать практически все что угодно — и в 2016 году на язык эмодзи перевели даже Библию. Набирать популярность во всем мире, а не только на своей родине, в Японии, современные иероглифы начали в 2011-м, когда Apple добавили эмодзи-клавиатуру в свои устройства с iOS 5. Каждый год язык идеограмм обновляется с учетом потребностей аудитории — появляются разные оттенки кожи, прически, уделяют внимание людям с ограниченными возможностями, а изображения пар и семей теперь можно кастомизировать.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":342,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":342,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Этот видеохостинг был основан в 2005 году, но именно в 2010-е стал вторым по популярности сайтом в мире — ежедневно на него заходят почти 30 миллиардов раз. Некоторые эксперты полагают, что YouTube убил телевидение, и если иметь в виду музыкальные каналы, то они, пожалуй, правы.


Рост влияния YouTube привел к росту популярности видеоблогов — или влогов. А блогеры-ютьюберы стали настоящими звездами. Например, на британского влогера PewDiePie, который комментирует компьютерные игры, подписаны 102 миллиона пользователей (на сегодняшний день это рекорд). В России из-за негласной цензуры на ТВ на YouTube уходят талантливые журналисты. Самый яркий тому пример — Юрий Дудь* с его 6,5 миллиона подписчиков.

Если бы 2010-е можно было охарактеризовать одной буквой — это была бы буква «я». Десятилетие прошло под знаком разумного — читай здорового — эгоизма. Психотерапевты, чья популярность растет, учат нас отстаивать свои границы (и не нарушать чужие!), думать прежде всего о собственных базовых потребностях и не жертвовать ими в угоду окружающим — ведь только так мы сможем сделать счастливыми близких и построить гармоничные отношения. В эту картину вписываются и борьба за права женщин, и бодипозитивное движение, и рост видимости и свобод для ЛГБТ+. И даже взрывной рост популярности соцсетей, ведь именно блоги помогают нам заявить о себе и предъявить миру главное и самое неповторимое, что у нас есть, — свое «я».

* Признан иноагентом

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}