«Ну, здравствуй, чернозем»
ТЕКСТ:
ПОЛИНА САДОВНИКОВА
Шесть часов на двухэтажном поезде, отходящем с Казанского вокзала, или 526 километров по трассе М4 — и вы в Воронеже. Городе, в котором скучал Кольцов, учился ходить Бунин, начинал журналистскую карьеру Платонов, появился на свет Маршак и отбывал ссылку Мандельштам. Редактор The Blueprint Полина Садовникова провела там 17 лет, а редактор культуры Мария Бессмертная и старший фэшн-редактор Настя Сотник — выходные (и остались в восторге). Рассказываем, где смотреть современное искусство, гулять, есть, пить и выпивать.
1. современное искусство
2. стрит-арт
3. еда и бары
4. парки и зоны отдыха
5. ресейл и ритейл
современное Искусство
Не многие воронежцы знают, что живут в одной из российских столиц современного искусства. Местные художники самоорганизовываются, переделывают квартиры под галереи и готовят совместные выставки. А еще в городе один из самых самобытных театров в стране.
Галерея «Х.Л.А.М.»
Где: Депутатская, 1
«Х.Л.А.М.» появился на первом этаже жилого дома 15 лет назад. Галерею современного искусства открыл Алексей Горбунов. Владелец «Х.Л.А.М.а» родился в Архангельской области, учился в Харьковском авиационном институте, а в Воронеж попал в 1970-х — по распределению после учебы. В художники Алексей Горбунов не метил, но современным искусством интересовался давно. В 1990-х денег на галерею не было, а в начале нулевых он купил квартиру на Депутатской и решил превратить ее в галерею. Сначала Алексей Горбунов хотел показывать работы московских художников, но потом познакомился в Воронеже с куратором Машей Чехонадских и попал на квартирники арт-группы «ПОППИ». Там он встретился, например, со звездой воронежского андеграунда 90-х Сергеем Горшковым (его сын Иван — один из главных участников «воронежской новой волны»).
«Х.Л.А.М.» регулярно участвует в арт-ярмарках (в 2018-м стенд признали лучшим на Cosmoscow), а художники, открытые галереей, выставляются по всему миру. На счету галереи — 137 выставок. Последняя — «Место под текст» Михаила Добровольского. Когда откроется следующая, непонятно. «Михаил коллекционирует различные абсурдные конфликты, его интересует тема агрессии, которая витает вокруг и которая, по словам художника, сидит внутри него, — говорит Алексей Горбунов. — Выставка была запланирована на двадцатые числа февраля 2022 года. Тогда и открылась. С планами в галерее никогда не было проблем, но перспективы этих планов не могут быть не связаны с перспективами страны».
Будете в галерее, обязательно заложите время на чай (или что-нибудь покрепче) с Алексеем Горбуновым — владелец «Х.Л.А.М.а» лично встречает гостей и показывает работы. А еще в галерее великолепный книжный с редкими изданиями и собраниями сочинений (не хуже, чем на популярном воронежском книжном развале на улице Фридриха Энгельса).
Галерея «Дай пять»/ DAIPYAT GALLERY
Где: Пятницкого, 52
Жилой дом, в котором находится галерея, сам по себе местная достопримечательность. Раньше там жили местные чиновники, сейчас небольшое государство в государстве: в числе соседей «Дай пять» — сомнительный хостел, фотостудия, маркетинговое агентство, психологический кабинет и «штаб-квартира» Local Radio — лейбла, онлайн-радио и комьюнити местных диджеев. Изначально художники Ян Посадский и Миша Гудвин планировали использовать трехкомнатную квартиру № 5 в качестве своей мастерской. Но к маю 2019-го они закончили капитальный ремонт и решили превратить пространство в галерею современных художников. Тут ребята живут (в их личных комнатах, на кухне и в туалете тоже висит, стоит и лежит современное искусство), работают (мастерские охотно показывают гостям «Дай пять»), проводят выставки, лекции и кинопоказы. Здесь — центр воронежской арт-тусовки. Летом во дворе дома на Пятницкого художники проводят афтепати вернисажей с барбекю и показывают местный стрит-арт, который по доброй российской традиции регулярно закрашивают коммунальные службы.
Про выставки, которые открываются в «Дай пять», ребята рассказывают в запрещенной социальной сети. Имейте в виду, что в квартире на Пятницкого можно купить работы участников выставок — редактор культуры The Blueprint Мария Бессмертная, например, увезла несколько принтов Саши Язова, а старший фэшн-редактор Настя Сотник — кольцо Дишон Юлдаш.
Подъездные муралы
Где: в подъезде дома на Пятницкого, 52
Муралы в подъезде по пути в квартиру под номером 5 заслуживают отдельного пункта. Это — работы «Воронежские арт-террористы дают друг другу „пять“ с разбега» Михаила Добровольского и «Никто» Ильи Половины.
Галерея «Утилизация»
Где: Комиссаржевская, 10А
Галерея открыта воронежским художником Кириллом Гаршиным — прежде всего не галеристом, а одним из самых знаменитых молодых авторов в стране. «Утилизацию» он открыл в августе 2021 года — на грант музея современного искусства «Гараж» (это, кстати, хороший пример того, как столичные институции могут приносить пользу искусству даже за пределами МКАД.
Почему «Утилизация»? «Это название — про стремление заменить привычные формы создания искусства. Еще это отсылка к экологичному подходу в моих работах: они создаются не на века, а имеют свой цикл существования. Ну и „утилизация“ красиво звучит», — объясняет Кирилл Гаршин.
Галерея работает на месте бывшей квартиры. Вывесок нет, во двор жилого дома просто так не попасть, поэтому о визите стоит предупредить заранее (например, написав в телеграм). «Это не только выставочное пространство, но и моя мастерская, поэтому, когда выставок нет, я работаю там над личными проектами. А когда выставки есть, мы организовываем в галерее лекции и тихие концерты». Пока на счету «Утилизации» четыре выставки (в основном местных художников) — Николая Алексеева, Олега Даутова, Сергея Горшкова и дуэта EM Group. Но Кирилл Гаршин говорит, что планирует приглашать художников и из других городов.
Крематорий
Где: Героев Сибиряков, 2/1
В ноябре воронежский крематорий — одна из самых любопытных с точки зрения архитектуры построек в городе — приостановил работу. Из-за санкций не смогли починить печь чешского производства. Но взглянуть на проект архитекторов Ольги Яковлевой и Павла Стефанова не возбраняется и живым, в чисто эстетических целях. Проект, за который архитекторы совершенно заслуженно в 2020 году получили премию RUSSIAN PROJECT (как лучшее общественное сооружение), — это, с одной стороны, прекрасный образец современной архитектуры, а с другой — продолжение славных традиций советского конструктивизма (представители которого отдельное внимание уделяли постройкам крематориев и пытались привить технологический пафос ритуальным практикам).
Площадь воронежского крематория — 1000 квадратных метров. Фасады хотели сделать зеркальными, но от этой идеи пришлось отказаться (в России перед похоронами принято завешиваешь зеркала). «В итоге мы смогли „отработать“ такой эффект за счет отражения фасада в воде», — рассказывает Павел Стефанов.
Камерный театр
Где: Карла Маркса, 55А
Воронежским камерным театром уже 30 лет — то есть с момента основания — руководит Михаил Бычков. Он ставил спектакли в Театре имени Ленсовета («Заговор чувств»), Театре им. Евг. Вахтангова («Королева красоты»), Театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко («Вертер»), но за пределами города Бычков скорее известен как художественный руководитель одного из лучших фестивалей искусств в стране — Платоновского. На него со спектаклями приезжали немецкий театр «Берлинер Ансамбль», парижский «Буфф дю Нор», Нидерландский театр танца и британский «Сэдлерс Уэллс». Показывали постановки Анжелена Прельжокажа и Уэйна Макгрегора, Юрия Бутусова, Льва Додина и Андрея Могучего. Привозили работы из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Третьяковской галереи, Русского музея и ММОМА. Проводили встречи писатели Гузель Яхина и Дмитрий Быков.
В труппе Камерного — 10 танцовщиков и 19 актеров. За год они играют больше 200 спектаклей, которые регулярно отмечает жюри «Золотой маски». В прошлом году «театральный „Оскар“» получили Павел Глухов (его назвали «Лучшим хореографом» за постановку «Плот Медузы») и «Новая земля» Анны Щеклеиной («Лучший спектакль в современном танце»).
Зданию Камерного на Карла Маркса меньше десяти лет (до 2014-го театр проводил спектакли в ДК железнодорожников). Сейчас Камерный стоит прямо за самым старым зданием на улице — Домом врача Мартынова, построенным 250 лет назад. Архитектор Сергей Куцевалов — кстати, руководивший реконструкциями «Современника» и Театра Наций в Москве, — говорил, что специально сделал Камерный тенью соседнего здания: «В этом месте доминантой является Дом Мартынова. Поэтому здание театра не должно было ни спорить, ни противоречить ампиру памятника архитектуры».
Что рядом: Кинотеатр «Пролетарий». Обойдите его с обеих сторон — фишка здания на проспекте Революции, 56, в том, что оно совмещает два разных архитектурных стиля. Стеклянный фасад на гранитных колоннах (там сейчас выкладывают буквы, складывающиеся в названия фильмов) появился в 1960-х. А старая часть в духе неоклассицизма — ориентируйтесь на вывеску L’ex Osteria&Bar — в 1917-м. Внутри сохранилась огромная советская мозаика «Прометей, несущий огонь людям».
стрит-арт
Который еще не успели закрасить коммунальные службы.
Ян Посадский. «Кремлевский горец»
Ян Посадский. «Поэт»
Где: 20-летия ВЛКСМ, 59
Где: Пятницкого, 54
Фрукты Врукты. [Ничего лишнего]
Владимир Абих. [говорят об искусстве]
Где: Пятницкого, 69
Где: во дворе галереи «Дай пять» на Пятницкого, 52
Ян Посадский. «Лифт»
Где: Проспект революции, 43
еда и бары
Где есть, пить и выпивать? В бистро, кафе и рюмочных, проверенных The Blueprint. И наглядно показывающих, что в Воронеже умеют дружить и выбирать соседей. Здесь пьют кофе у квартиры Мандельштамов, пекут круассаны под боком у бывших усадеб и едят чебуреки с крабом в образце советской архитектуры.
Кафе «Кружок»
Где: Театральная, 26
Во-первых, дизайн кафе придумали ростовские архитекторы Эдуард Еремчук и Катя Пятицкая. Еремчук стажировался в Bureau Betak и за полгода в Нью-Йорке успел поработать с Tiffany & Co., Loro Piana, Michael Kors и поучаствовать в оформлении афтепати, которую организовывали Gucci после Met Gala. Пятицкая какое-то время работала в миланской студии Ted Milano, а потом трудилась на Crosby Studios Гарри Нуриева. «Я отправила Кате и Эдуарду мудборд из разных форм и цветов, у нас сразу случился филинг, — рассказывает соосновательница кафе Анна Корыстина. — С логотипом помог на тот момент мой коллега и земляк Александр Завиша». Внутри кафе — помятая глянцевая мебель, фиолетовые бархатные диваны, люстра, будто вылепленная из теста, и размазанные по стенам скульптуры в виде карамельного попкорна (их придумала художница Елена Минаева). Дизайн разноцветных кружек с наивными принтами, в которые наливают клубничный аффогато, флэт и какао, придумала Анна Корыстина и заказала на местном производстве.
Во-вторых, в «Кружке» лучшие вафли и пончики в городе. «Меню придумывает мой муж Влад Меркулов, — говорит Анна Корыстина. — „Кружок“ мы придумали и сделали с Владом и Севой Кононенко. Я работала проджект-менеджером, Влад — кондитером, а Сева всю жизнь в ресторанном бизнесе».
Ну а в-третьих, «Кружок» — пример грамотного подхода к коллаборациям. С брендом Recycle Objects ребята организовали сбор пластика, который потом переработали и превратили в украшения. С проектом Dog Friendly Map прописали несколько простых, но важных пунктов для владельцев собак, которым в кафе всегда рады. С гастроэнтузиасткой и экспертом прошлогоднего The Blueprint 100 Майей Клугман придумали специальное меню — и потом отправились с ним на гастроли в питерское бистро «Футура». С художниками Иваном и Сашей Афонскими выпустили небольшой тираж постеров с пончиками, панкейками и напитками из «Кружка».
Что попробовать: боул халуми (попросите добавить к нему лосось), драники с курицей и, конечно, пончики (берите со сгущенкой — не пожалеете).
Что рядом: за углом, на Алексеевского, 12, бывший доходный дом (он же «Дом с совой»), который строил большой фанат модерна Михаил Замятнин.
Кафе «Вера Федоровна»
Где: Комиссаржевской, 1
Название кафе пришло в голову Маше Кандыбиной сразу после того, как она арендовала помещение на улице имени Веры Федоровны Комиссаржевской. Русская драматическая актриса, которую на дух не переносил Мейерхольд, дважды приезжала на гастроли в Воронеж. А еще поддерживала революционные настроения, так что в советское время Веру Федоровну обожали (Луначарский называл ее одной из двух — второй была Ермолова — великих русских актрис). Большие дворянские усадьбы на улице не сохранились, зато остались дом общества квартирантов-собственников (сейчас там приятная кофейня Ptichka и салон красоты), двухэтажный флигель нотариуса Болдырева и краснокирпичная гимназия Морозовой, которым стукнуло больше сотни лет. В общем, соседи у кафе «Вера Федоровна» солидные.
Оформление помещения в 60 квадратов основатели «Веры Федоровны» Маша Кандыбина, Денис Луханин, Сергей Попов и Ирина Гладышева доверили воронежскому бюро Tou! Architects. Главная деталь интерьера — 15-метровая «советская» мозаика с рыжеволосой девушкой, каштановыми листьями (в этом году знаменитая каштановая аллея на улице Комиссаржевской отмечает 48-летие) и, как шутит Маша Кандыбина, «ребятами на чиле». Такие заходят в «Веру Федоровну» каждый день. «С мозаикой вышла та еще история, — рассказывает Маша Кандыбина. — Я очень боялась, что из-за гигантского полотна помещение будет казаться еще меньше. Мы обращались к пяти мозаичистам и художникам, тщетно пытались найти ребят в Питере и Москве и уже думали отказаться от этой затеи, как мой друг, дизайнер Саша Завиша, предложил нарисовать эскиз. Рада, что мы в итоге реализовали эту шалость: иногда гости спрашивают, привезли ли мы ее из ДК или она была тут с советского времени. Значит, цель достигнута».
Мозаику по эскизу Александра Завиши (он же придумывал логотип «Кружка») сделала воронежская студия Airy Fairy Mosaic. В ночь перед техническим открытием кафе на стене появились слова «Вера Федоровна» — это тоже заслуга Завиши (как и вся айдентика заведения).
В «Вере Федоровне» понравится фанатам «Тото» и бара «Сентябрь» (этими московскими проектами, в общем-то, и вдохновлялись основатели воронежского кафе). «Нам хотелось готовить еду, которую мы любим сами: овощи, каши, вкусную выпечку, — говорит Маша Кандыбина. — Ну и разливать вино — в Воронеже практически нет мест с натуральным вином по бокалам». Веранды в «Вере Федоровне» нет, зато летом тут настежь открывают трехметровые окна и завтракают, обедают и ужинают, свесив ноги с подоконника. С видом на неплохо состарившиеся Дом общества квартирантов-собственников, флигель Болдырева, гимназию Морозовой и каштановую аллею.
Что попробовать: сливочную перловку с грибами и говяжьей вырезкой, которая томится в сметане, тирамису, круассаны.
Temple
Где: Фридриха Энгельса, 17
Когда соберетесь в Temple за сэндвичами или боулами (в Москве такие щедрые порции нужно еще поискать), наметьте маршрут через перекресток улиц Фридриха Энгельса и Чайковского. Через два дома от одного из лучших кафе в городе — пятиэтажка, в которой снимали комнату Мандельштамы. В 1936-м они провели тут семь месяцев. Внутрь зайти нельзя (да и незачем: с тех пор ничего не сохранилось), но за исключением памятника этот дом с мемориальной доской — единственное напоминание о Мандельштаме в городе.
Temple появился напротив главного футбольного стадиона в городе — в Воронеже рьяно болеют за «Факел» — в 2019 году. Это одно из первых модных воронежских кафе с концептуальным интерьером. За дизайн отвечали воронежские архитекторы Tou! Architects — авторы «Веры Федоровны». Владелец кафе Всеволод Коненко (он же сооснователь «Кружка») говорит, что «Temple — про объединение людей», и не преувеличивает. Команда поддерживает локальные проекты — например, спортзал Flowgym (к его открытию вводили спортивное меню) и напитки «Папа настоял», которые бренд-менеджер ресейла «Секция» Кристина Клочкова разлила по бутылкам, оформила, превратила в бренд и подарила на день рождения папе — мастеру комбучи и настоек.
Что попробовать: сборный завтрак с креветками или лососем, боул с креветками, сэндвич с беконом, лососем или креветкой.
Бар без барной карты 8 Spirits&Cocktails
Где: Комиссаржевской, 8
Секретный бар «Восьмерка» в 2017-м открыли бармены Алексей Титов, Олег Комиссаров и повар Антон Курганов, который раньше трудился над кухней сочинского ресторана Red Fox из White Rabbit Family. Они превратили заброшенный подвал жилого дома в один из лучших баров города, в который без брони обычно не сядешь. Сами придумали дизайн, сами сделали ремонт. В 8 Spirits&Cocktails нет ни барной карты, ни коктейльного меню — напитки мешают по вкусовым предпочтениям гостя. Выбираете основу (например, джин, водку, ром, бурбон), вкус (кислый, сладкий, пряный), крепость и объем. «Изначально мы выбрали такой концепт в том числе из-за того, что на тот момент в городе не пользовались спросом смешанные напитки, — рассказывает Антон Курганов. — Мы же сразу решили пойти другим путем и открыли место, в котором в первую очередь можно тихо и спокойно выпить — без танцев и лишнего шума. С четко ограниченной посадкой по принципу „один человек — один стул“ и упором на сервис и работу с вкусовыми предпочтениями каждого гостя».
Что попробовать: любой алкогольный напиток и закуски. А еще в «Восьмерке» делают отличные безалкогольные коктейли.
«Культурно Коротко»
Рюмочная
Где: Пушкинская, 1
Если в районе проспекта Революции и улицы Пушкинской у вас начнет троиться в глазах, вините в этом «Культурно коротко». «Мы специально открыли три наших заведения — рюмочную, чебуречную и сосисочную — в шаговой доступности друг от друга. Если бы можно было открыть их „дверь в дверь“, мы бы так и сделали: чтобы можно было съесть чебурек, закусить картошкой фри и выпить по сету настоек. Крепкие напитки есть в каждом заведении, но ассортимент отличается», — говорит основатель «Культурно коротко» Никита Татаринский.
Название взяли из «Картины» Даниила Гранина. В романе есть такая цитата: «Славное это заведение — запах водочки, сигарет, одни мужики и без насиженной пьяности пивных, без приставаний, липких тягучих разговоров. Опрокинул стопочку, закусил бутербродом, культурно, коротко».
Опрокинуть стопочку и закусить бутербродом можно в рюмочной. Ее открыли в здании «Утюжка». Сейчас оно едва ли напоминает утюг, а вот в начале прошлого века тут стояли невысокие постройки, которые образовывали что-то вроде неказистого треугольника. В 1930-х на их месте воздвигли мощный полуцилиндр. После 1945-го его отреставрировали — и добавили неоклассики: так по центру появились пилястры.
Рюмочную «Культурно коротко» открыли под впечатлением от «Бутылки» в Новой Голландии. Кстати, про Петербург: в этом году «Культурно коротко» планируют запустить еще четыре проекта, в том числе пышечную. Но вернемся к настойкам. Их готовят на собственном производстве; есть цитрусовые, плодовые, сливочные, тонизирующие, травяные, строгие («Хреновуха», «Свекольная», «Перцовка»), ягодные, сезонные и выдающиеся, названные в честь писателей родом из Воронежа («Бунин» с малиной, имбирем и базиликом, «Платонов» с лимоном, мятой и лавандой, «Маршак» с огурцом, кинзой и лаймом).
Что попробовать: Сливочные настойки («Арахис», «Ирис Нутелла», «Кокос», «Фисташка», «Халва», «Сникерс»).
Чебуречная
Где: Пушкинская, 1
Десять шагов от рюмочной — и вы в чебуречной. Это первый и мгновенно выстреливший проект «Культурно коротко». По выходным за чебуреками 11 видов тянется очередь. Помимо классических, с говядиной, свининой, картофелем и сыром, тут готовят «Мурманский» (кижуч, сыр, зелень), «Адыгейский» (адыгейский сыр, помидоры, кинза), «Пепперони» (пепперони, томатный соус, моцарелла) и «Камчатку».
Что попробовать: Чебурек «Камчатка» с красной рыбой, икрой и фалангой камчатского краба.
Сосисочная
Где: проспект Революции, 47
Новое заведение «Культурно коротко» открылось на главной улице в городе, которую проложили 200 с лишним лет назад. В бывшем доме купца Михайлова, продававшего часы и ювелирные украшения.
За оформлением каждого заведения «Культурно коротко» стоит питерский дизайнер Иван Мач. Для сосисочной он придумал логотип в виде херувима — на этот образ Мач наткнулся случайно, когда искал референсы и читал про франкфуртские сосиски — с хот-догом в руке. В меню их шесть, и все ингредиенты (кроме сосисок — но это вскоре обещают исправить) готовят на кухне «Культурно коротко».
Что попробовать: Любой хот-дог и «Картофель фри с прицепом» (подается с несколькими соусами: с пармезаном, жареным луком и солеными огурцами).
парки
и зоны отдыха
Парк «Дельфин»
Где: Остужева, 2
Левый берег Воронежа живописным не назовешь. Здесь сгрудились многоэтажные дома и заводы. Но сосновый парк «Дельфин» — повод приехать на другую сторону водохранилища. В 1975-м тут были аттракционы, фонтаны, детские площадки и маяк. В 1990-е «Дельфин» забросили. Аттракционы, фонтаны, детские площадки и маяк превратились в разруху. Несколько лет назад его взялся реставрировать местный предприниматель Эдуард Толоконников — и в 2021 году «Дельфин» превратился в отличный парк с пирсом, кучей кафе и набережной, с которой приятнее всего разглядывать город и водохранилище.
Центральный парк
(он же бывший «Динамо»)
Где: Ленина, 10
Дорога в никуда — не название триллера Монте Хеллмана и не часть вселенной «Бегущего по лезвию». А реальная эстакада над нынешним Центральным парком, которая около десяти лет оставалась нерабочей и, собственно, вела в никуда. Долгое время район «Динамо» ассоциировался именно с ней. Парк, который разбили по указу Александра II аж в 1844 году, с конца 1980-х стоял заброшенный. Восемь лет назад его начали приводить в порядок, а потом переименовали из «Динамо» в Центральный парк (так все узнали, что главные фанаты Нью-Йорка живут в Воронеже: название и геометку в запрещенной соцсети — Central Park — выбирали сами жители). В парке площадью 100 гектаров очистили водоемы, открыли «Сыроварню» и теннисные корты, провели велодорожки и, самое главное, восстановили летний Зеленый театр. В лучшие времена тут давали по сотне концертов в сезон.
Ресейл и ритейл
Ресейл-пространство «Секция»
Где: Фридриха Энгельса, 20
Первый и пока что единственный ресейл в городе. Вещи с историей продают на еще одной исторической улице — Фридриха Энгельса. В досоветское время ее знали как Малую Дворянскую и узнавали по сорока с лишним усадьбам с роскошными садами (поэтому это все еще один из самых зеленых районов города). Напротив «Секции» стоят уцелевшие с 1914-го образцы воронежского модерна — украшенные лепниной дома Петрова и Сомова (в последнем пару лет жил великий детский писатель и переводчик Самуил Маршак). В трех минутах ходьбы — Temple, «Вера Федоровна» и кинотеатр «Юность», который в 1964-м открыли на месте бывшего электротеатра купца Попова для воспитания молодого поколения. Ну и последняя местная достопримечательность в районе ста метров от «Секции» — уличный гармонист Василий Потапов, выступающий здесь уже пару десятилетий.
«Секцию» в 2021-м открыли Настя Баулина и Кристина Клочкова. Они же запускали в Воронеже магазин российского бренда Inspire и отличный салон красоты Dzen — до 24 февраля он назывался G.Bar и работал по украинской франшизе. В «Секции» можно отхватить сумку Nanushka, шляпу Jacquemus, туфли Manolo Blahnik, платье Giorgio Armani, рубашку COS и костюмы резидентов Blue Store Gate31 и Studio29 на 30-70% дешевле изначальной цены. Некоторые вещи в «Секцию» передают сами бренды (например прямо из JuneJune сюда попало лимонное платье, спасшее меня перед свадьбой подружки). «Воронеж классный город, но тут не так много брендов, которые, например, есть в Москве или Петербурге, поэтому мы сотрудничаем с этими брендами и привозим их в формате поп-апов, — говорит бренд-менеджер «Секции» Кристина Клочкова. Последний открывали с ювелирной маркой «Сахарок».
Центральный рынок
Где: Пушкинская, 8
Здесь закупаются всем: от фруктов и овощей до сыров и домашнего хлеба. Если любите мраморную говядину, вам в «Праймбиф» на первом этаже. Вместо коробки глазированных «Воронежских конфет» привезите из поездки воронежские сладости с рынка. Десятки (не преувеличиваем) видов зефира, рахат-лукума, пастилы, халвы, нуги, щербета, шоколада, маршмеллоу и пломбира с идеальным составом продают там же, где и готовят — на втором этаже. А еще в кондитерских цехах варят сгущенку и замешивают арахисовую пасту. Прежде чем встать за ними в очередь, захватите с собой квас с тмином, медом и хмелем, домашний лимонад, свежевыжатый сок или кофе. Зерна обжарят при вас.