MUSIC ISSUE
Электронный дневник
ТЕКСТ:
Юлия Кармалина
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
В 2023 году самой фестивальной музыкой страны вдруг стала электронная. Пока повзрослевшие московские хипстеры с надеждой ждали возвращения Bosco Fresh Fest или «Пикника Афиши» (ежегодно отменяемого с 2020-го), рейв-тусовщики и любители танцевальной музыки провели увлекательный фестивальный сезон и уже готовятся к следующему. Главный редактор медиа о ночной жизни «Мыидем» и телеграм-канала «Первый ночной» Юлия Кармалина объяснила, почему именно на электронику вся надежда.
В доковидные времена столица, как и в целом вся Россия, пестрела масштабными музыкальными городскими событиями с инди-музыкой, роком, рэпом и не только. К примеру, ежегодный фестиваль «Боль» был, по сути, главным смотром молодой и дерзкой независимой музыки: именно здесь молодые российские группы могли выступить бок о бок с артистами международной величины — от Aïsha Devi и Tommy Cash до The Soft Moon и Death Grips. После двухлетнего перерыва фестиваль должен был ожить в 2022-м, по причине «сложившейся в мире ситуации» был отменен. В список отмененных, перенесенных и несостоявшихся фестивалей также попал тот самый «Пикник Афиши», Park Live, Moscow Music Week и электронный фестиваль Alfa Future People, который традиционно проходил под Нижним Новгородом.
SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL
SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL SIGNAL
Открыв фестивальное расписание на лето 2023 года, можно было и не догадаться, что с фестивалями в стране какая-то проблема: интеллигентный Chess & Jazz в «Эрмитаже», попсовенький VK Fest в Парке Горького, двухдневный спортивно-музыкальный Locals Only и инди-фестиваль Motherland, за плечами которого больше 11 лет истории, «Стереолето» в Петербурге, «Дикая мята» в Тульской области. Выбор на любой вкус, но вот от привкуса никуда не деться: в отсутствие иностранных и эмигрировавших хедлайнеров лайнапы напичкали настолько разношерстными артистами, что вопрос «зачем туда идти?» напрашивался буквально сам собой у каждого, кто не готов слушать Басту вприкуску к Лещенко.
↑ Chess & Jazz Locals Only ↓
↑ VK FEST Motherland ↓
В электронной музыке, даже с учетом отмены масштабного и дорогого Alfa Future People, поводов для оптимизма куда больше. В первую очередь стоит отметить возвращение Outline: ставший легендарным фестиваль от клубной промокоманды ARMA17 переехал из Москвы в недостроенный советский санаторий на берегу Дубны, где создательница «Армы» Наташа Abelle и команда «Аутлайна» купили землю. Стоит напомнить, что у фестиваля тяжелая история. В 2015-м он стал главным событием в Москве, а в 2016-м пережил отмену с многомиллионными потерями. В 2023-м концепция фестиваля сохранилась, несмотря на его переезд за город. В лайнапе кроме отечественных артистов засветились уважаемые иностранные электронщики вроде Atom™ и Mick Wills, да и внемузыкальная часть не подкачала. «В дополнение к основной музыкальной программе у нас сильна арт-составляющая — так, на фестивале существует арт-галерея с работами современных художников и отдельное здание арт-зоны с иммерсивными представлениями и инсталляциями. Мы работаем с крупными мультимедийными студиями по созданию масштабных медиа-арт-объектов. Важный аспект — маркет со здоровой и разнообразной едой. Есть и полноценные дневные активности — спортивная программа, пляж, дневные игры и развлечения» — так сильные стороны своего детища описала The Blueprint Наталья Abelle. В дальнейших планах фестиваля — «метааттракцион с дополненной реальностью». В привычной же нам реальности список электронных фестивалей по всей России дополнил ежегодный многотысячный Signal в Никола-Ленивце, трехдневный индустриальный рейв с упором на техно Gamma в Санкт-Петербурге, этномузыкальный фестиваль «Сказка» в Подмосковье, а также «Кåстры», Trip, ChillOutPlanet, Butterfly, «Фестик» и не только. Последний на фоне остальных выделяется тем, что размывает границы полноценного электронного фестиваля, смешивая русскую поп-музыку с дерзкими сетами из электро и техно.
Kedr Livanskiy на signal
outline
Чтобы понять, как изменились электронные фестивали и почему их стало так много, можно вспомнить всем известный «Казантип». Два десятка лет, с 1993-го по 2013-й, он ежегодно проходил в Крыму, зародив и долгое время единолично поддерживая традицию ежегодно выезжать на опен-эйр и отвлекаться от городской суеты. К середине 2010-х на фоне геополитических перемен «Казантип» вынужден был переехать, а затем и приказал долго жить, оставив последователям непаханое поле для экспериментов. Творческая интеллигенция и любознательная молодежь поняла, что техно-музыка — это модно, и вместе с ними это поняли промоутеры и творческие объединения, для которых организация вечеринок и фестивалей превратилась в работу, к тому же оказалось, что есть еще десятки жанров танцевальной электроники, которая хорошо вписывается в фестивальный формат.
signal
Outline
Сразу оговоримся, что электроника все еще не стала музыкой масс, но зато теперь фестивалям электронной музыки не нужно уезжать далеко в лес или на побережье, чтобы отгреметь с успехом. Пока Signal, к которому в 2023-м добавился Outline, и другие менее массовые электронные фестивали ежегодно собирают единомышленников порейвиться подальше от мегаполисов, Union, «Фестик» и Gamma становятся полноценными городскими событиями со своей инфраструктурой.
OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE Outline OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE
OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE Outline OUTLINE OUTLINE OUTLINE OUTLINE
Таким, к слову, и был Outline до своей отмены в 2016-м, и в то время похвастаться таким масштабом и значением могли только привычные массовые фестивали с поп-, рок- и инди-музыкой. Их козыри были понятны: большие бюджеты и возможности, коммерческая окупаемость, а еще на них не было «непонятных людей, двигающихся в неадекватном состоянии под странную музыку», с которыми и ассоциируется культура рейва. Сейчас же ситуация поменялась коренным образом: спонсоры поп-рок-событий частично ушли, музыкальная культура России изолирована, иностранные хедлайнеры не приезжают. Да и самих фестивалей популярной музыки стало меньше. С другой стороны — никуда не делось сплоченное комьюнити деятелей и любителей электронной музыки, которые просто продолжают делать то, что любили и любят. Как объясняла журналистам про тот же Outline его создательница Наталья Abelle: «Наша идея была в том, чтобы человек попадал сюда как в небольшую параллельную реальность. Добрую, счастливую, красивую. Реальность, где царят мир и покой, искусство и хорошая музыка». В итоге именно энтузиасты заняли городские пространства вроде «Дизайн-завода» и «Суперметалла», сумев организовать электронные фестивали, не уступающие громким событиям прошлого. Никуда не исчезли и многодневные рейвы в лесу — таких событий становится все больше.
signal
Но и организаторы электронных фестивалей сталкиваются со сложностями. Трудно привезти иностранных артистов (особенно того уровня, чтобы привлечь аудиторию), а чтобы окупить гонорары, техническое обеспечение, зарплаты и аренду площадки, нужно потратить немалые деньги на промокампанию. Федор Володин, соорганизатор фестиваля Union, который прошел в начале сентября на «Дизайн-заводе», в разговоре с нами отмечает, что «конкретно в этом году команде не хватило ответственных людей, которые смогли бы брать на себя задачи и тем самым разгрузить главных организаторов фестиваля Union». Зато на фоне сложности с организацией выступлений иностранцев локальные электронщики испытывают подъем. «В России сейчас достаточно классных артистов, многие появились и выросли во время пандемии. Да и иностранные музыканты, как показывает практика, приезжают, — рассказывал недавно журналистам основатель фестиваля Signal Сергей Фадеев. — В этом году будут артисты из Германии, Японии, Испании, Румынии, так что тут проблемы я не вижу». К слову, на фестивалях с финансовыми вопросами и ресурсами часто помогают партнеры (у того же «Фестика», к примеру, это был МТС, а у Signal — «Тинькофф», онлайн-кинотеатр KION, авиакомпания S7 и другие).
Громкие имена в лайнапе — понятная необходимость: популярные среди массовой публики артисты продают билеты. Но где тогда граница фестивалей электронной музыки и поп-фестивалей в 2023-м, если и там и там, выступают не просто электронщики, а известные отечественные музыканты? Каждая команда определяет концепцию своего фестиваля самостоятельно. Кто-то предпочитает оставаться в элитарном андеграунде электронной музыки на несколько тысяч человек, как Outline, а кому-то по душе неймдроппинг в лайнапе и, как следствие, толпа совершенно разных людей. А это уже явление для широкой публики, а значит, тот же фестиваль поп-музыки, но с небольшой ложкой электронных артистов, некогда бывших на периферии. Смешение самой разной музыки — еще одна тенденция, выросшая из желания охватить как можно больше людей: одни придут послушать резидентов нишевых электронных лейблов, а другие — группу «Винтаж», например. «Мы изначально придерживаемся концепта мультиформатности, подобное слияние стилей очень нравится гостям. Наша аудитория делится на слушателей хип-хопа и почитателей хаус-музыки», — говорит Федор Володин.
Люди хотят веселиться, слушать любимую музыку, пить напитки — именно поэтому они покупают билеты за несколько тысяч рублей и ходят на фестивали, как и на электронные вечеринки в целом. «Людям важен комфорт, начиная от мест, где посидеть и передохнуть, заканчивая классным звуком и потрясающими световыми инсталляциями», — объясняет Володин. А когда хочется на несколько дней отключиться от суеты в многотысячной толпе — уезжают фестивалить за город. Люди интересуются, формируют комьюнити по интересам, начинают самостоятельно организовывать события. И пока поп- и рок-фестивали держались на громких именах, электронные — в большинстве своем на комьюнити, которое только больше объединилось в нынешних реалиях и смогло расширить аудиторию. «Аудитория Outline от 2014 года к 2023-му повзрослела, продвинулась по карьерной лестнице и повысила уровень своих запросов. С другой стороны, произошел мощный приток свежей, новой, молодой аудитории, что очень нас порадовало и вдохновило. Если говорить в общем и целом, то сейчас посетители фестиваля Outline хотят гораздо большего комфорта и разностороннего качественного контента, не только музыкального», — резюмирует Наталья Abelle.
Как итог 2023 года, электронных фестивалей хоть и стало больше, но все чаще они концептуально становятся похожи на ивенты с популярной музыкой. Аудитория плавает между событиями, и привлечь ее внимание становится все труднее, если в списке участников фестиваля мало знакомых имен. И в то время, как целое поколение ностальгирует о прекративших деятельность фестивалях, мы с интересом наблюдаем за развитием мира локальной электронной музыки. Для которой фестивали должны стать важнейшими драйверами роста.
Никита Забелин — о том, зачем электронной музыке перебираться из клубов в филармонии
MUSIC ISSUE ВЫПУЩЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ЯНДЕКС МУЗЫКИ