MUSIC ISSUE
scroll
scroll
ФОТО:
Гена Мелкозеров
Tesla — один из самых любопытных проектов на отечественной музыкальной сцене. Концерты, во время которых над музыкантами стреляют молнии из катушек Теслы, придумал «техно-король» Никита Забелин — диджей и продюсер, который играл сеты в клубах Berghain и Bassiani, на вечеринках Burberry и adidas. Рассказываем, из чего состоит вселенная Tesla — и при чем здесь IC3PEAK, Rammstein и легенда про нейросеть.
Nikita Zabelin
xandr.vasiliev
Chaika
Nikita Zabelin
Основатель и главный артист Tesla
«Я пишу музыку с 11 лет, с 17 — диджею. Но в Tesla я скорее не музыкант, а некий визионер, художник и арт-директор: продумываю концепцию, выступления, образы»
Имя: Никита Забелин
Возраст: 36
Родной город: Свердловск
Образование: УрГУ (международные отношения)
xandr.vasiliev
Гитарист Tesla
Имя: Александр Васильев
Возраст: 42
Родной город: Москва
Образование: ДМШ им. Дунаевского (эстрадно-джазовое направление, гитара)
→ Московский губернский колледж искусств (инструменты эстрадного оркестра)
→ Московский международный университет (юриспруденция)
«В России есть стереотип, что диджей и техно-музыкант — это тусовщик без музыкального образования. В моем случае это не так: я окончил джазовое отделение, играл в группе GDR, вместе мы выступали на разогреве Placebo. А потом меня все достало. Я всю жизнь играл по нотам и очень устал — захотел заниматься шумом и играть нойз. Электронная музыка меня привлекает минималистичностью и отсутствием гармонии. Плюс я всегда был фанатом Raster-Noton (немецкого лейбла электронной музыки. — Прим. The Blueprint). Мы с Никитой [Забелиным] сошлись в том числе и на этом. В Tesla я отвечаю за панковость: без меня получался бы кристально чистый электронный саунд».
Chaika
Саунд-продюсер Tesla
Имя: Никита Чайкин
Возраст: Always 16
Родной город: Сочи
Образование: Академическое музыкальное училище при МГК им. П.И. Чайковского (гитара)
→ Институт звукового дизайна (звукорежиссура аудиовизуальных медиа)
«У меня абсолютный слух: с шести лет занимался на скрипке, потом мне стало скучно, и я перешел на гитару. Когда переехал в Москву, долгое время играл с оркестрами, выступал с разными группами. А потом тоже пришел к тому, что не хочу всю жизнь играть по чужим нотам и учить чужие произведения. Продал гитару, купил рекордер и стал экспериментировать с электронной музыкой. Так и пришел к саунд-дизайну. Мою музыку услышала Надя Толоконникова из Pussy Riot и позвала меня в группу продюсером и диджеем. Мы объездили с турами Латинскую и Северную Америку. В 2020-м я вернулся в Россию, стал заниматься звукорежиссурой и аранжировками. А затем встретился с Никитой Забелиным — он искал продюсера, который сможет написать новую Tesla».
Как создавалась Tesla, при чем тут катушки Теслы и нейросети, рассказывает основатель проекта Никита Забелин.
«Проект Tesla появился в 2019 году. Идея возникла так: в 2018-м я снимался в рекламе энергетика Adrenaline Rush. На площадке были катушки Теслы — их собирались использовать в кадре. Я попросил показать, как они работают. Катушку включили, повернув ручку, и меня осенило: если научиться контролировать частоту импульсов молний, то можно использовать их как синтезатор. Я решил написать концерт для катушек Теслы, где они буду основным музыкальным инструментом, и назвал его Tesla. Первое такое выступление случилось в клубе Aglomerat. Музыка была нарочито минималистичная, больше вдохновленная Kraftwerk. Но за счет молний на сцене получился вау-эффект. Впоследствии с Tesla выступали i61, catnapp, Digital Moss, Zavet (теперь Kai Angel), своими семплами поделились даже IC3PEAK. Через три-четыре года, как раз на концерте Kai Angel, я встретился с саунд-продюсером и электронным музыкантом Никитой Chaika. Мы с ним поговорили и решили: „А давай-ка перезапишем Tesla“. Также к нам присоединился Саша Васильев, с которым я знаком уже много лет».
«Чтобы в определенный момент из катушек появились молнии, нужно отправить сигнал с моего компьютера. Сами катушки мы заказываем у московской компании „Тесла Фикс“, которая их производит. Катушки заранее привозят на площадку, на которой мы будем выступать, и устанавливают на сцене. Есть определенная техника безопасности: к катушкам, например, нельзя подходить ближе чем на три метра. На фестивале Outline катушки висели на потолке. От аудитории их отделяла клетка Фарадея. То еще было зрелище: казалось, что молнии разрываются прямо над головами зрителей».
«Для меня Tesla — это Gorillaz в киберсреде. Эта группа — в числе моих главных источников вдохновения, как и Daft Punk, Rammstein, Bjork, David Bowie. Мне нравится, когда музыканты не только пишут треки, но и продумывают целые вселенные, внимательно относятся к созданию образов. Меня очень вдохновляет Мэрилин Мэнсон, особенно альбом Mechanical Animals. Мой персонаж с выбеленным лицом — оммаж Мэнсону с обложки этой пластинки».
«У проекта Tesla есть своя легенда. Сама Tesla — это нейросеть, которая вселилась в тело человека, попыталась избавить мир от хаоса, но провалилась с этой идеей. В итоге она озлобилась на всех и расщепилась на разные личности. Эти личности — мы с Никитой и Сашей и другие персонажи вселенной».
«За каждым образом, в котором мы с ребятами появляемся на концертах или в съемках, есть история. Вот мы в черном и с прилизанными лаком волосами, потому что только что пришли с церемонии „Грэмми“, а вот мы вернулись с постапокалиптической вечеринки — нарядные и немного ********. В моем образе всегда присутствует футуристичная белая маска — ее создал художник Nikita Replyanski. Образ с головой, обмотанной эластичным бинтом, и рыбацким комбинезоном придумался на одной съемке с фотографом Сашей Сахарной. Утром я пошел с ней фотографироваться — и она посадила меня позировать в болоте в комбинезоне рыбака. А вечером я в таком виде, замотав голову эластичным бинтом, пошел играть концерт SUKI & YAMMI. Образ мне понравился — решил оставить. Платье, в котором я на обложке EP Tesla, создал мой лондонский товарищ Марк Фаст — я придумывал музыку для одного из его показов на LFW. Когда я увидел в его вязаном платье Тильду Суинтон на обложке журнала Another, то понял, что этот образ мне идеально подходит. Вообще мы в Tesla выглядим ярко и агрессивно, иногда и агендерно, потому что люди такое любят. Это вызывает резонанс».
креативный директор:
Игорь Андреев
стилист по волосам:
Ирен Шимшилашвили
визажист:
Ксения Ярмак
продюсер:
Вика Слащук
ассистент фотографа:
Даниил Мякотенко
Никита Забелин — о том, зачем электронной музыке перебираться из клубов в филармонии
MUSIC ISSUE ВЫПУЩЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ЯНДЕКС МУЗЫКИ
26 ДЕКАБРЯ 2023
0