Blueprint
T

Герои нового альбома

 Оксимирона 

У Оксимирона наконец вышел новый альбом — «Красота и уродство», обложку для которого нарисовал Борис Гребенщиков, а в треках присутствуют Дельфин, АИГЕЛ и Монеточка*. Но не только. Рэпер в очередной раз продемонстрировал собственную эрудицию — и вовсю сыпет именами художников, режиссеров, модных дизайнеров, общественных деятелей и исторических фигур. Мария Бессмертная послушала альбом и составила краткий курс по его главным героям.

1

Азат Мифтахов

<iframe src="https://open.spotify.com/embed/track/3KGyzyAIUPP6wLXc7NhtrH?utm_source=generator" width="100%" height="80" frameBorder="0" allowfullscreen="" allow="autoplay; clipboard-write; encrypted-media; fullscreen; picture-in-picture"></iframe>

«Вот кто поднял выразительно бровь,

не Азат Мифтахов»   

   

__________________ Из трека «Хоп-механика»

Фигурант одного из самых громких политических дел современной России, аспирант механико-математического факультета МГУ, анархист, осужденный на шесть лет за разбитое окно в офисе «Единой России». Преступление видел только секретный свидетель «Андрей Петров», спустя год опознавший Азата «по выразительным бровям». Во время следствия «Андрей Петров» умер. В декабре 2020 года математики из США, Канады и Европы опубликовали открытое письмо, в котором призвали своих коллег отказаться от участия в Международном конгрессе математиков, который должен пройти в 2022 году в Санкт-Петербурге. Одной из причин этого они называют преследование Азата Мифтахова.

Демна Гвасалия

<iframe src="https://open.spotify.com/embed/track/3KGyzyAIUPP6wLXc7NhtrH?utm_source=generator" width="100%" height="80" frameBorder="0" allowfullscreen="" allow="autoplay; clipboard-write; encrypted-media; fullscreen; picture-in-picture"></iframe>

2

«Перечеркни мои болезни,

Демна Гвасалия»  

__________________ Из трека «Хоп-механика» 

Основатель Vetements, креативный директор Balenciaga и один из тех людей, которые буквально придумывают, как выглядит и во что одевается современный мир, введен в пантеон героев как автор дискуссионной обложки альбома Земфиры «Бордерлайн». Сам Оксимирон в «Хоп-механике» называет себя «пограничником»: «Я высокофункциональный пограничник // Но каких-либо границ не охраняю, шаришь?»

3

Бобби Фишер

<iframe src="https://open.spotify.com/embed/track/3KGyzyAIUPP6wLXc7NhtrH?utm_source=generator" width="100%" height="80" frameBorder="0" allowfullscreen="" allow="autoplay; clipboard-write; encrypted-media; fullscreen; picture-in-picture"></iframe>

«Когда рвало крышу —

затворничал, как Бобби Фишер»   

__________________ Из трека «Хоп-механика» 

Американский шахматист, один из сильнейших в истории ХХ века, стал поп-культурным героем — «плохим мальчиком» мира шахмат. После победы в 1972 году на чемпионате мира он стал национальным героем и со словами «Терпеть не могу, когда я жую, а мне смотрят в рот» сенсационно отказался от похода в Белый дом к Ричарду Никсону, а затем и от дальнейшего участия в соревнованиях. Фишер, страдавший от параноидальных приступов, вел затворнический образ жизни, редко общался с прессой и любил эпатировать публику дикими заявлениями о «выдуманном Холокосте».

4

Йозеф Бойс

<iframe src="https://open.spotify.com/embed/track/3KGyzyAIUPP6wLXc7NhtrH?utm_source=generator" width="100%" height="80" frameBorder="0" allowfullscreen="" allow="autoplay; clipboard-write; encrypted-media; fullscreen; picture-in-picture"></iframe>

«Я сбитый летчик — так творить начал Йозеф Бойс» 

__________________ Из трека «Хоп-механика» 

Один из важнейших художников ХХ века в юности служил стрелком бомбардировщика Люфтваффе. В марте 1943 года его самолет был подбит и потерпел крушение над Крымом. Сам Йозеф Бойс утверждал, что пережил катастрофу только благодаря местным крымским татарам, которые нашли его искалеченное тело в снегу, обмазали животным жиром и обернули войлоком, чтобы согреть. История была мифологизирована самим Бойсом, который не раз использовал в своих работах жир и войлок.

Екатерина Шульман*

5

<iframe src="https://open.spotify.com/embed/track/41FPhr343g9HharSTofnzp?utm_source=generator" width="100%" height="80" frameBorder="0" allowfullscreen="" allow="autoplay; clipboard-write; encrypted-media; fullscreen; picture-in-picture"></iframe>

«Нету милфы сексапильней,

чем Екатерина Шульман*»   

__________________ Из трека «Агент» 

Строчка, которая очевидно станет самой известной в альбоме, в некотором смысле закрепляет статус политолога Шульман* как абсолютной поп-иконы современной России. Кандидат политических наук, страстная исследовательница Толкиена и Остин, многодетная мать и специалист в области российского законотворчества, она заняла пустовавшую до этого нишу «публичного интеллектуала», для которого факты важнее собственного настроения. На всякий случай — вот Шульман* умопомрачительно рассказывает о Джейн Остин.

6

Альфред Дрейфус, Менахем Мендель Бейлис

<iframe src="https://open.spotify.com/embed/track/310xojrAtukHAvN1BpAKlL?utm_source=generator" width="100%" height="80" frameBorder="0" allowfullscreen="" allow="autoplay; clipboard-write; encrypted-media; fullscreen; picture-in-picture"></iframe>

«Они заодно, какое дело —

Бейлис, Дрейфус?»   

__________________ Из трека «Нон-фикшн» 

Два судебных процесса — в 1894 году над капитаном Альфредом Дрейфусом во Франции и в 1911 году над мещанином Менделем Бейлисом в царской России, продемонстрировали всему миру, что антисемитские настроения в Европе носят катастрофический характер. Французского офицера обвиняли в продаже государственных тайн, агностика, но сына хасида — в распитии христианской крови и ритуальном убийстве. Политики и предрассудков в обоих делах было куда больше, чем улик, и испытанием они стали не только для судебной системы, но и для всего общества. В Третьей Республике Моне из-за Дрейфуса разругался с Дега, а Пруст с Сезанном, в Российской Империи суд над Бейлисом рассорил прежде всего русских националистов. Прочие оппоненты и так друг с другом давно не разговаривали. В конечном итоге и Дрейфус и Бейлис были полностью оправданы.

7

Celine, maison Margiela

<iframe src="https://open.spotify.com/embed/track/5sufJQR1eq3yc8e4Q4w6JV?utm_source=generator" width="100%" height="80" frameBorder="0" allowfullscreen="" allow="autoplay; clipboard-write; encrypted-media; fullscreen; picture-in-picture"></iframe>

«Путин носит Celine, Лукашенко — Margiela»  

__________________ Из трека «Окно в Париж»

Модные дома, которые отвечают за интеллектуальную моду. Про Celine при этом еще говорят, что этот дом моды — «инъекция молодости для клиентов». Так что тот факт, что у Оксимирона их поклонником оказывается вечно молодой президент России, — вполне показателен. Президенту Беларуси, который находится на своем посту еще дольше, вот уже 27 лет, достался главный деконструкторский модный дом в истории. Справедливости ради, в гардеробе этих глав государств вышеупомянутых брендов пока никто не заметил.

Спайдер Иерусалим 

8

<iframe src="https://open.spotify.com/embed/track/6TNi1i0fZ8U4uo7qp2lLEO?utm_source=generator" width="100%" height="80" frameBorder="0" allowfullscreen="" allow="autoplay; clipboard-write; encrypted-media; fullscreen; picture-in-picture"></iframe>

«Но все в красно-зеленом,

будто я Спайдер Иерусалим»   

   

__________________ Из трека «Грязь»

Главный герой культового графического романа-антиутопии Уоррена Эллиса «Трансметрополитен» — журналист-расследователь, анархист, эскапист и любитель веществ — был в свое время списан с отца гонзо-журналистики и автора «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» Хантера С. Томпсона и Эрнеста Хемингуэя, а назван в честь фантаста Спайдера Робинсона. Сам Иерусалим с момента выхода «Трансметрополитена» в 1997 году стал символом допустимого в приличном обществе мачизма.

Розенкранц и Гильденстерн

9

<iframe src="https://open.spotify.com/embed/track/4U584vYJQt480YX13XVoAo?utm_source=generator" width="100%" height="80" frameBorder="0" allowfullscreen="" allow="autoplay; clipboard-write; encrypted-media; fullscreen; picture-in-picture"></iframe>

«Ты жив, как Розенкранц,

эй, цел, как Гильденстерн»   

__________________ Из трека «Африканские бусы»

Второстепенные персонажи «Гамлета», погибшие в результате перекрестных интриг Гамлета и Клавдия, которые с легкой руки Тома Стоппарда, посвятившего им свою дебютную пьесу «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», закрепили произведение Шекспира в постмодернистском каноне. «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» рассказывала историю «Гамлета» с их точки зрения, и с тех пор они стали классической парой пассивных наблюдателей. У Пелевина в Transhumanism Inc., например, Розенкранц и Гильденстерн основывают организацию, которая отвечает за бессмертие банкиров и их мозгов. Сами они при этом тоже функционируют в симуляции — живы только их мозги.

10

Марсель Дюшан

<iframe src="https://open.spotify.com/embed/track/4U584vYJQt480YX13XVoAo?utm_source=generator" width="100%" height="80" frameBorder="0" allowfullscreen="" allow="autoplay; clipboard-write; encrypted-media; fullscreen; picture-in-picture"></iframe>

«И я Марсель Дюшан,

мне поссать вообще»   

__________________ Из трека «Африканские бусы»

Тут разговор, разумеется, идет о главном писсуаре в истории искусства — «Фонтане» авторства Марселя Дюшана. Обычный писсуар, установленный в 1917 году на выставке Общества независимых художников в Нью-Йорке, не только стал первым реди-мейдом, но и навсегда разделил публику на тех, кто считал это оскорблением, и тех, кто увидел в нем новое слово в искусстве. Рэп в свое время сделал то же самое.

* Признан иноагентом

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}