КУЛЬТурное место
ФОТО:
Полина Полудкина, ДАНИИЛ АННЕНКОВ
Ресейл-проект The Cultt открыл офлайн-бутик — теперь редкие экземпляры вроде сумки Hermès Birkin из красной крокодиловой кожи и модные аксессуары типа кейса Chanel Vanity или клатча-ежика JW Anderson можно найти по адресу Петровский бульвар, 1, стр. 1. Здесь же пополнить свои коллекции могут почитатели не только моды, но и совриска, которому отвели отдельное место. The Blueprint первым заглянул в новое пространство и рассказывает, какие еще экспонаты оно хранит.
Выйти в офлайн The Cultt — проекту, основанному в 2020 году Анной Автайкиной, Дарьей Зосименко, Марией Манаевой и Татьяной Ермаковой, — кажется, было предрешено. За четыре года существования платформа выходила в аналоговый мир не единожды — и каждый раз, говорят основательницы, довольно успешно: это касается и поп-апа в «Цветном», и точки на Vintage Marketplace, где The Сultt предлагал одежду из гардероба Алены Долецкой. Подталкивали к открытию собственного бутика и цифровые показатели. С 2021 года объем продаж платформы увеличился в пять раз, команда разрослась с четырех человек до пятидесяти (теперь, учитывая бутик, их шестьдесят), ежемесячный трафик сайта перевалил за 20 000 посетителей. Не дремали и инвестфонды: так, в 2022 и 2024 году проект получил конвертируемые займы от Zerno Ventures, составившие в сумме более 100 миллионов рублей.
Мария Манаева, Татьяна Ермакова, Дарья Зосименко и Анна Автайкина
Впрочем, всерьез задумываться о бутике основательницы начали только в конце 2023 года, когда приступили к написанию стратегии на 2024-й. Мощным толчком стало открытие точки самовывоза в московском офисе The Cultt — о ней просили клиенты. «Неожиданно эта точка быстро превратилась в полноценное место для примерок, — рассказывает Мария Манаева. — Мы работали по записи, и все слоты были заняты — это обеспечивало около 20% нашей выручки. Затем мы решили провести эксперимент и отменили запись, чтобы оценить потенциальный трафик. В этот день клиенты заполонили офис». В конце концов, признается Манаева, нельзя было не учитывать общую тенденцию рынка: своими магазинами обзавелись уже многие ресейл-платформы, из примеров в России — (ex)bags с их бутиком в Малом Козихинском переулке или Oskelly с пространством в Столешниковом. «Мы работаем с высоким средним чеком, и нашим клиентам важно увидеть товар вживую, оценить его нюансы и получить консультацию. Создание особой атмосферы
и ощущения эксклюзивности покупки — это то, что трудно воспроизвести в онлайн-формате».
Создавать «особую атмосферу» было решено на пересечении Петровского бульвара и Петровки, «аккурат на маршруте стилистов между большим количеством близких нам по духу проектов», — добавляет Татьяна. Место искали почти полгода: «Хотелось сохранить уединенность люкса и отойти от перегруженных тусовочных улиц, при этом захватить холодный трафик и быть территориально удобным». The Cultt даже перенесли офис буквально в соседний дом — чтобы, как говорят, всегда быть в контексте и оперативно реагировать на любые задачи. Какую решает какая из основательниц — в проекте, однако, не рассказывают; прямо сейчас переосмысляют свои роли.
Ну а задача придумать интерьер бутика легла на плечи дизайнера Екатерины Рыбалко — ранее она разрабатывала дизайн-проекты для питерского магазина Babochka и российского бренда Present & Simple. В случае с The Cultt, над которым Екатерина работала вместе с коллегой Леной Бурдаевой, задача оказалась со звездочкой — здание торговых рядов XIX века, в котором разместился бутик, относится к памятникам культурного наследия и предполагает многочисленные ограничения и согласования по реконструкции. Анна Автайкина вспоминает, что дизайнер сразу предупредила: ожидается «задница», точнее, сложный и веселый ремонт. Откровенничать в проекте, однако, не спешат: «Все, что происходит в Вегасе, остается в Вегасе, так же и у нас на стройке», — говорит Екатерина. Но для затравки Анна рассказывает историю, как однажды, еще до начала стройки и капитального ремонта, из стен минус первого этажа полилась вода, потому что разлилась текущая под землей Неглинка.
Тем не менее сложный проект получилось сдать меньше чем за полгода. Результат Екатерина Рыбалко описывает как «открытое, чистое и теплое пространство с особым характером», свойственным The Cultt; основательницы поясняют — речь идет о характере слегка наивном. На деле это несколько минималистичных, бежевого цвета зон. Закрытые — для персонала и тех, кто хочет передать свою вещь на оценку и продажу. И два открытых зала — для покупателей: здесь товары премиум- и middle-up-сегментов (тут Дарья Зосименко выделяет, например, «ежей» и «птиц» JW Anderson и новые лоты из коллекций By Far, No. 21 и Studio Amelia, с которыми The Cultt недавно начал сотрудничать напрямую как ретейлер) и тяжелый люкс: сумки Hermès, Chanel, Gucci, Bottega Veneta и не только.
«В Москве довольно высокий уровень магазинов и гонка за внимание аудитории, — объясняет Татьяна, как выбирали дизайн-концепцию бутика. — После долгих дискуссий мы пришли к выводу, что да, мы стремимся добиться вау-эффекта, но всегда ли “вау” — это про громче? Что если “вау” — это про органичность и уместность? Так появилась идея, что будет качественно-нейтральная основа и несколько точек притяжения».
Внимание здесь привлекает, в частности, пол из микробетона: его вручную расписали розовыми трещинками. «Это про девичью натуру, — объясняет Екатерина. — Мы решаем сложные задачи и параллельно обсуждаем туфли, сумки, делаем селфи на стройке и не теряем самоиронию». По цвету трещинкам вторит круглое окно внутри помещения: в него можно будет подсматривать за «кухней» бутика — скажем, застать процесс упаковки или приготовления напитков для гостей. Выделяются подставки для сумок в виде крокодилов (их специально для The Cultt делал дизайнер Александр Сычкин) и модернистская мебель, в том числе кресла индонезийско-голландского дизайнера Хо Ляна 1970-х годов, которые нашли в бутике винтажной мебели Maisonosin.
Одной из главных точек притяжения по задумке должна стать яйцевидная витрина-шкатулка, выполненная дизайнерами Uclad. Так The Cultt подчеркивают, что запускают новое для себя ювелирное и часовое направление. Но и основное подсветить не забывают: культовые сумки в бутике представлены не хуже, чем в музее, — в стеклянных витринах и витринах-цилиндрах: «Посетители могут взять наушники и послушать историю, связанную с этим лотом. Каждый месяц будет новая история, записанная специально для бутика», — говорит Татьяна.
Будут и настоящие арт-объекты. Тут The Cultt привлекли к работе специалистов галереи SAMPLE. «Мы уже не раз взаимодействовали с миром искусства с помощью специальных проектов, например, в рамках ярмарки молодого современного искусства blazar, и поэтому стремились органично продолжить эту историю в нашем бутике», — объясняет Татьяна Ермакова. Теперь в The Cultt можно приобрести, скажем, картины художницы Exantres и Ярослава Шеина, вазы Марии Софроновой или керамические сумки Кати Афониной — вместе с ней The Cultt создали инсталляцию о поиске себя в мире фейков на blazar 2023. В проекте заверяют: экспонаты, которые представлены сейчас в бутике, — лишь верхушка айсберга; остальные сокровища хранятся на минус первом этаже и доступны для ознакомления на сайте проекта, в разделе «В наличии». А познакомиться с ценными лотами вживую можно с 20 ноября.