Blueprint
T

Чао,
Мария! 

ФОТО:
LAUNCHMETRICS SPOTLIGHT, GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

То, что так долго обсуждала индустрия (и на что намекала сама дизайнер), случилось: Мария Грация Кьюри покинула пост креативного директора Dior. Она стала первой женщиной у руля дома, но красноречивее о ее заслугах говорят другие цифры:
за почти десять лет работы Кьюри доходы Dior увеличились более чем в четыре раза; а в 2024 году модный дом показал лучшие финансовые результаты из всего портфеля LVMH. Впрочем, вещественных доказательств того, что эпоха Марии Грации войдет в историю моды, тоже предостаточно. Собрали самые яркие из них в нашем таймлайне. 

2016 

Футболки We Should Be Feminists

До «женского марша» в Вашингтоне оставалось четыре месяца, до публикаций расследований о Харви Вайнштейне, поворотных движения  #MeToo  год, когда Мария Грация Кьюри объявила, что отныне Dior — бренд, чей основатель воспевал «женщину-цветок», — встает на тропу феминизма. Подтверждением ее слов стали футболки из дебютной коллекции весна-лето 2017 с надписью We Should Be Feminists (название взято из эссе нигирейской писательницы Чимаманды Нгози Адичи). Не все, впрочем, встретили вещь с воодушевлением: многим слоган на футболке показался довольно топорным ходом, к тому же со стороны дома, принадлежащего самому богатому человеку Европы, Бернару Арно. Ну а цена вещи — 850 долларов — только подлила масла в огонь. 


Тем не менее в разгар «женского марша» о футболке все-таки вспомнили, причем не кто-нибудь, а Рианна и Натали Портман: первая позировала в ней на фото в соцсетях, вторая — произнесла пламенную речь перед толпой. Репутацию вещи это, в общем-то, не слишком исправило: модные критики (в частности, Ванесса Фридман) до последнего упоминали ее как пример неудачных решений Кьюри. Что еще долго вспоминали с дебютного показа Марии Грации, так это стилистический прием носить футболки заправленными в тюлевые или любые другие пышные юбки. Свежий по тем временам для подиума ход стали копировали все подряд. 

Dior весна-лето 2017

Натали Портман и Рианна

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-3}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":12,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Пока я работаю, я думаю
не о феминизме, а о женщинах и о жизни

"

Мария Грация Кьюри,
Interview


2024

Туфли J'adior Slingback Pumps

В первом же сезоне Марии Грация Кьюри подарила модному дому абсолютный обувной хит — слингбэки J'adior, обыгрывающие один из слоганов бренда J'adore Dior (произносить томным голосом Шарлиз Терон). Остроносые, с лентой-бантом, на которой черным по белому вышито J'adior, — процесс изготовления одной пары, заявляли в доме, длится более девяти часов. Однако, кажется, именно узнаваемая надпись подкупила женщин по всему в очередной раз охваченному логоманией миру.

2017 

Ремни для сумок с логотипом

Еще одна из самых копируемых придумок Марии Грации — широкие, украшенные логотипом ремни для сумок, впервые появившиеся в коллекции Dior осень-зима 2017/2018. Съемные, эти ремни по сей день существуют в самом широком ассортименте, и в том числе на них мастера Dior оттачивают новые, появившиеся с приходом Кьюри методы так называемой многослойной вышивки. При ней дом даже запатентовал свой способ: когда сложные мотивы вышиваются сразу непосредственно на вещах, а не сначала делаются на ткани, из которой затем шьется вещь.

Dior осень-зима 2017/2018

Dior осень-зима 2017/2018

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":2}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":12,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

В некотором смысле я больше промышленный дизайнер

"

Мария Грация Кьюри,
The Business Of Fashion


2022

Сумка Book Tote

На пару с СЕО Dior Сидни Толедано, а потом и с его преемником Пьетро Беккари Мария Грация удачно пересмотрела ассортимент дома на предмет коммерческих хитов. Одной из вещей, что до сих пор стабильно кормит бренд (а еще, нет сомнений, контрафактный рынок), стала довольно вместительная сумка Book Tote, впервые явленная миру на показе весна-лето 2018 (и ставшая предвестницей моды на брендовые книжные клубы). Если на первой версии сумки были вышиты монограммы, то на следующих можно было увидеть и цветы, и кислотные разводы, и знаковый орнамент дома Toile de Jouy (с фр. «ткань из Жуи», на которой изображены однотонные пасторальные сцены, пейзажи, античные сюжеты; на одну сумку Dior с таким орнаментом требуется около сорока двух часов работы и 1 600 000 стежков). Выполняли аксессуар и из рафии и тисненной под узор Cannage телячьей кожи всех цветов.

Dior весна-лето 2018

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-1}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":12,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

В моем понимании нет коллекции для показа и коллекции для продажи. Есть только одна коллекция. То, что выходит на подиум, попадает на витрины магазинов. Речь о целостности и аутентичности

"

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":3}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":15,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Мария Грация Кьюри,
The Business Of Fashion



2022

2018 

Dior осень-зима 2018/2019

Сумка-седло

Сумку Saddle придумал в 1999 году Джон Гальяно, а популяризировали Джей Ло, Бейонсе, Сиенна Миллер и «‎Секс в большом городе». Заслуга Марии Грации в том, что она вовремя о ней вспомнила — в 2018 году, когда логотипы (одну из версий сумки украшала монограмма дома) решали примерно все, да и зарождался тренд на винтаж. На этой модели Мария Грация — точнее, мастера дома под ее предводительством — тоже как следует поупражнялась в ремесле. Только в коллекции осень-зима 2018/2019, где Saddle 2.0 появилась впервые, бренд показал несколько версий, полностью расшитых мелким бисером и выполненных в технике петчворк из самых разных материалов. В коммерческом успехе аксессуара сомнений не было — в продажу его запускали всем инстаграмом: 19 июля, ровно в 14:00, сто инфлюенсеров, включая Камиль Шарьер и Кьяру Ферраньи, опубликовали фото с новым it-аксессуаром.

Dior осень-зима 2018/2019

Dior осень-зима 2018/2019

2019 

Поклонники Dior эпохи Гальяно (или, лучше будет сказать, Гальяно в своей эре Dior) назвали бы это шоу жалкой пародией, чуть менее предвзятые зрители — оммажем Марии Грации своему предшественнику. В 1997 году Джон показал весенне-летнюю коллекцию своего именного бренда на цирковой арене, да и на посту креативного директора Christian Dior неоднократно обращался к образам цирковых артистов. Кьюри, впрочем, и эту историю переосмыслила в своем, феминистическом ключе: ее кутюрную коллекцию весна-лето 2019, навеянную цирком в изображении Жана Кокто, Пабло Пикассо, Синди Шерман и Ричарда Аведона, показывали на фоне выступления женской акробатической труппы Mimbre. Глядя на то, как женщины несут друг друга на спинах, подхватывают и поддерживают, взбираясь все ближе к возведенному в садах Музея Родена куполу, модные критики благосклонно кивали: то, что начиналось со спорных футболок, в итоге обрело красивое продолжение.  

Женщины в цирке

Dior HC весна-лето 2019

Жакет Bar

Среди модных энтузиастов ходила присказка, что Мария Грация десять лет показывает одну и ту же коллекцию: дизайнера регулярно журили за повторяющие силуэты, в том числе «тюлевые платья дебютанток». Больше всего, однако, публика подутомилась от бесконечных вариаций жакетов Bar, которые сама Кьюри, впрочем, считала одним из своих феминистских высказываний. По ее словам, она сделала их «более легкими, расслабленными и адаптированными для современных женщин, которые всегда находятся в движении»: в частности, смягчила первоначальный силуэт жакета и перепридумала его подкладку. А еще Кьюри периодически привлекала к его переосмыслению женщин-дизайнеров и художниц. Например, для коллекции Cruise 2020 над Bar работали британская дизайнерка Грейс Уэльс Боннер и американская художница Микалейн Томас: первая декорировала жакет яркой вышивкой из рафии, вторая — расшила его петчворк-мозаикой в духе французских импрессионистов.

(на фото справа)
Dior осень-зима 2017/2018

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":2}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":12,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

С самой первой коллекции
я относилась к пиджаку Bar
с величайшим уважением,
в то же время считала его чем-то, что можно постоянно обновлять

"

Мария Грация Кьюри,
The New York Times


2021

Панамы

«‎Она даже смогла вернуть [моду на] шляпы», — перечисляли в числе заслуг Марии Грации Business of Fashion. С уважаемыми коллегами мы бы поспорили и приписали это достижение Симону Порту Жакмюсу (пусть кинет в нас камень тот, кто не помнит его монструозную соломенную La Bomba). А вот что точно запустила в модный космос Кьюри, так это кожаные панамы, появившиеся на показе осень-зима 2019/2020 вместе с клетчатыми «рубашками лесорубов» (которые, кстати, тоже с охотой скопировали все массмаркет-бренды).

2020 

Исторический образ Натали Портман 

В 2020 году Мария Грация приложила руку к историческому, как его окрестил Vogue, выходу Натали Портман — на дорожку премии «Оскар». Речь, конечно, не о черном тюлевом платье (хотя модные редакторы заодно похвалили и его), но о кейпе с вышитыми именами женщин-режиссеров, которых Академия будто показательно не номинировала в категории «Лучший режиссер». В списке оказались Грета Гервиг («Маленькие женщины»), Лулу Ван («Прощание»), Лорин Скафария («Стриптизерши»), Мелина Мацукас («Квин и Слим»), Мати Диоп («Атлантика»), Селин Сьямма («Портрет девушки в огне»), Альма Харель («Лапочка») и Мариэль Хеллер («Прекрасный день по соседству»).

Матки и богини

Если Алессандро Микеле в коллекции Gucci Cruise 2020 скромно вышил на платье схему женской репродуктивной системы, то Мария Грация, готовя кутюрное шоу весна-лето 2020, мелочиться не стала — и превратила в матку целый подиум. Сделать это удалось с помощью Джуди Чикаго, которую Кьюри пригласила поработать над сценографией показа. Розоватый пол с мотивами, повторяющими очертания женских органов, — только верхушка айсберга: вообще-то художница-феминистка создала 14-метровую белую палатку в виде Венеры Виллендорфской. Внутри гостей ждал 21 вышитый вручную баннер с горячо любимыми Кьюри лозунгами типа «Что, если бы женщины правили миром?», ну и показ. В основном — платьев, отсылающих к пеплосу. 

(на фото внизу)
Dior Couture весна-лето 2020

Белая палатка в виде Венеры Виллендорфской

2021 

Оглушительный хор

В сезоне весна-лето 2021 дизайнер взялась экспериментировать с саундтреком и пригласила петь во время дефиле женский хор Roseblood — исполняли мрачную пьесу XIX века, где женщины, чьих мужей рассадили по тюрьмам, поют о приобретенной свободе. Где-то к середине шоу хористки так зашлись в высоких нотах, что шоу натурально превратилось в трагикомедию, а потом и вовсе стало невозможно к просмотру. Увы, даже семиметровые витражи Лючии Маркуччи, которые служили сет-дизайном шоу, ситуацию не спасли.  

Dior весна-лето 2021

2022 

(Не)простой кутюр

Носки поверх колготок, слишком строгий крой — критиков кутюрного показа Dior весна-лето 2022 
в модном телеграме смущало многое, но особенно — многочисленные простые белые платья, которые показались слишком лаконичными для высокой моды. Тогда The Blueprint взял лупу и внимательно рассмотрел эти образы — выяснилось, что все не так просто. Кутюр прятался в деталях, которые почти не заметны на фотографиях и видео. Например, в драпировках с рифленой, как у виниловых пластинок, фактурой, созданной в технике «крысиный хвост»: это когда вручную скручивают десятки шелковых лент и собирают их в платье. В конечном счете, поговорив с российскими модными критиками и дизайнерами,
сошлись на том, что это самое смелое, что Кьюри делала в моде.

Dior весна-лето 2022

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-2}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":12,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Если бы вы могли носить только один наряд всю оставшуюся жизнь, что бы это было?

Я бы продолжала одеваться так, как одеваюсь всегда. Джинсы с черным или синим джемпером или футболкой

Мария Грация Кьюри,
Interview


2024

«Самый политически провокационный дизайнер, возглавляющий крупный французский бренд»

{"points":[{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":9,"properties":{"x":-675,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":8,"properties":{"duration":300,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Так Марию Грацию Кьюри окрестила Ванесса Фридман после круизного показа Dior в Севилье. Речь не о ее одежде, пояснила критик The New York Times, и «даже не о ее искреннем, хоть иногда и несколько вымученном феминизме». А о том, что Кьюри стабильно доказывает, мол, ремесленное наследие огромного количества регионов (а до Севильи она проводила показы, например, в Марракеше, Афинах, Апулии) ничуть не уступает мастерству парижских модных ателье. Точнее, что «у французов нет монополии на вышивку и декоративно-прикладное творчество». В частности, в подготовке испанской коллекции приняли участие семь местных ателье — специалисты по головным уборам, аксессуарам из кожи, вышивке, веерам и металлообработке, — а еще художница Мария Анхелес Вила Тортоса, чьи гравюры украсили несколько образов. Да, Chanel тоже прославляет самые разные ремесла на своих шоу Métiers d’Art, однако в основном ателье, с которыми дом сотрудничают, находятся во Франции и принадлежат самому бренду.

(на фото справа)
Dior Сruise 2023

2023 

Из Индии с любовью

На подготовку одного круизного шоу Dior Марии Грации Кьюри уходило от шести до восьми месяцев — значительно больше, чем требовалось для создания ее весенне-летней или осенне-зимней RTW-коллекции. На вопрос, зачем дизайнеру нужны такие проекты-долгострои, та отвечала: «Во-первых, это просто удовольствие. А во-вторых, это вопрос ответственности. Если этого не сделаю я, то кто тогда сможет вообще?». Одним из самых эпических «круизов» Марии Грации критики нарекли показ в Мумбае: исключительно индийские модели, 22 монументальных гобелена, которые выткали местные художники Мадхви и Ману Парекх, платья, топы и жакеты, богато расшитые мастерицами индийского ателье и ремесленной школы Chanakya, — и все это на фоне Ворот Индии.

(на фото слева и внизу)
Dior Сruise 2023

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":3}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":12,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

—Какая страна вдохновляет вас больше всего?

— Индия — это то место, которому принадлежит мое сердце

Мария Грация Кьюри,
Interview


2024

2024 

Мария-королева воинов

Если у модных мужчин свой рыцарский орден появился благодаря Эди Слиману, то у женщин — благодаря Марии Грации, точнее ее круизной коллекции 2024 года, в которой дизайнер предложила доспехи для современных воительниц. Показ проходил в садах шотландского замка Драммонд, однако это тот редкий случай, когда декорации круизного шоу Dior запомнились нам меньше, чем представленная одежда. Облегающие капоры на молнии в качестве шлемов, расшитые жемчугом манишки и укороченные кейпы как рыцарские горжеты и подплечники, а также клетчатые платья с корсетами вместо кирасы и латных юбок — казалось, у Кьюри открылось второе дыхание, и вот-вот Dior заживет новой жизнью.

(на фото слева и сверху)
Dior Resort PO весна-лето 2025

2025 

С завязанными глазами

На своем последнем шоу Dior, Resort 2026, Мария Грация оставила достаточно пасхалок для того, чтобы новость о ее уходе, опубликованная на следующий день, точно никого не шокировала. На грядущее прощание с домом, в частности, намекали повязки на глазах моделей — точно такой стилистический трюк использовал на своем последнем показе Dior Ким Джонс. Главное совпадение в этих лебединых песнях, однако, было в другом — оба дизайнера добавили в коллекцию прет-а-порте кутюрные вещи. Но если Ким работал преимущественно с архивами Кристиана Диора, то Мария Грация — с собственными, по сути, суммировав почти 10 лет своей работы во французском доме. Что ж, в этом случае мы были не против вспомнить их еще раз.

(на фото сверху и справа)
Dior Resort 2026

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-1}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":12,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Я особенно благодарна командам и ателье за проделанную работу. Благодаря их таланту и мастерству мне удалось воплотить свое видение женской моды, основанное на диалоге с несколькими поколениями женщин-художниц. Вместе мы написали выдающуюся и значимую главу, которой я безмерно горжусь

"

Мария Грация Кьюри



{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":3}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":15,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}
$article->id]); ?>