Blueprint
T

И вот она нарядная

ФОТО:
 АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Декабрь — традиционно богатый на мероприятия с дресс-кодами месяц, но в этот раз они, кажется, вышли на новый уровень. Полина Садовникова получила редакционное
задание и постаралась вжиться в роль лыжницы, читательницы Ленинской библиотеки и героини Врубеля. Все, что из этого (не) вышло, вошло в этот текст. Фотографии прилагаются.

Воскресенье, 9:00. В отель Lotte, невзирая на морось, темень и изумрудно-винный дресс-код, стягивается свет отечественной нутрициологии. Цвет настроения организаторы восьмичасового форума «Нутрислет 6.0» выбрали с оглядкой на «актуальные цвета года». «Emerald & burgundy mood», — значилось в пригласительных и билетах стоимостью от 9 до 25 тысяч рублей. Предположим, что напрочь отсутствующий в трендрепортах изумрудный — тлетворное влияние Злой ведьмы Запада. Бургунди — привет креативному директору Gucci Сабато де Сарно, который, по данным @databutmakeitfashion, подстегнул популярность этого цвета на 53%. Знал бы Сабато, как велико его влияние на нутрициологию. Впрочем, авторы дресс-кода поспешили от иностранного влияния откреститься: «Изумрудный — символ природы, свежести, здоровья и роста. Бургунди — цвет зрелости, страсти и благородства. Да, под каждое мероприятие мы отдельно разрабатываем индивидуальный визуал, подбираем цвета и создаем мерч. В 2024 году главным элементом и символом форума стал артишок, а лозунгом — фраза “жить по-новому”. Внешний вид гостей должен был транслировать уверенность, стиль и гармонию — как в одежде, так и в подходе к жизни».


Непросто транслировать уверенность, стиль и гармонию, когда на дворе выходной, а я встала в 6:30 утра, чтобы заехать в офис и, исполнившись нездорового оптимизма, примерить оставленный там моей коллегой размера ХXS Аленой Важениной винтажный винный костюм того же самого размера. Смирившись с реальностью, переоделась в emerald-юбку и burgundy-водолазку, которые одолжила у подружки и захватила с собой просто на всякий случай. За стиль и ощущение гармонии других участников форума не ручаюсь, но нужную цветовую гамму, как ни странно, выдержало абсолютное большинство.

ФОРМАЛЬНО И ОБЯЗАТЕЛЬНО

В 1948-м Vogue выпустил 658-страничный опус про этикет в целом и соблюдение дресс-кода в частности. Автор Миллисент Фенвик подчеркивала: «Этикет и дресс-код основаны на традициях, но и они могут меняться». Самые популярные формы одежды для выхода в свет можно пересчитать по пальцам одной руки: white tie, black tie, cocktail, formal, smart casual.

Виды дресс-кода: мини-шпаргалка

1



Время мероприятия играет важную роль в выборе наряда. Например, дресс-код cocktail для утреннего мероприятия может подразумевать более легкие ткани, светлые оттенки и менее формальные аксессуары. Вечерний cocktail предполагает более нарядные и элегантные образы. Сезон года также может определять свои правила: летом предпочтительнее легкие ткани и светлые цвета, зимой — более плотные и темные. Обувь должна соответствовать уровню формальности мероприятия — сменную пару можно взять с собой.






2



Если организаторы хотят видеть своих гостей в соответствии с дресс-кодом, то приглашение лучше высылать за две недели, но не менее чем за неделю. Это оптимальный срок, чтобы гости успели подобрать костюм, аксессуары и продумать образ. Примеры образов помогут гостям лучше понять, какой стиль вы ожидаете. Лучше собрать несколько фотографий с примерами. Если гость не смог подобрать костюм, будьте лояльными и для таких гостей со свой стороны подготовьте какие-то элементы костюма, соответствующие тематике.


Оксана Еплетина, автор телеграм-канала Etiquette/ современные правила


White tie

Black tie

Самый формальный дресс-код. Требует фрака, белой жилетки, белой рубашки с платочком, лаковых туфель и цилиндра. Используется для очень торжественных мероприятий, таких как балы и государственные приемы. Его правила не меняются с середины XIX века.

Менее формальный, чем white tie. Требует смокинга, белой рубашки с бабочкой, лаковых туфель. Женщины — в вечернем платье, туфли на каблуке. Классический вечерний дресс-код для мероприятий уровня «Оскара».

Cocktail

Formal

Для женщин подойдет коктейльное платье, для мужчин — костюм или смокинг. Галстук — по желанию. Подходит для коктейльных вечеринок, свадебных церемоний и других мероприятий, более праздничных, чем торжественных.

Формальный дресс-код, требующий костюма для мужчин и платья или костюма для женщин. Цвет одежды обычно темный. Используется для деловых встреч высокого уровня, корпоративных мероприятий и некоторых вечерних мероприятий.

Smart casual

Более свободный дресс-код, позволяющий сочетать элементы формальной и повседневной одежды: рубашка и джинсы, футболка под пиджак, например. Используется
для менее формальных мероприятий, таких как бизнес-ланчи, выставки и некоторые вечеринки.

ПО ПРАВИЛАМ И БЕЗ

«В декабре я вздыхаю с облегчением, когда в приглашении напротив дресс-кода написано просто: cocktail или black tie», — говорит издательница журнала Badlon, страстная фанатка моды со стажем и складом для гардероба Ксения Чилингарова. Хотя значимость сложносочиненных дресс-кодов понимает — и даже видит в них просветительскую функцию: «Когда готовишься к тематическому мероприятию, ты даже расширяешь свой кругозор: нужно не просто нарядиться, а подобрать что-то под конкретную эпоху».


«Просто Cocktail» и «просто black tie» — это в последнее время и правда роскошь. В этом сезоне дресс-коды выглядят так: «Винтажный цирк» и «Советский шик», «Читательница Ленинской библиотеки» и «Cекси-вампиры», «Белый, серебристый и темно-зеленый» и «Все оттенки розового и красного». Blue Is Beautiful, в конце концов. (Дресс-код юбилейного вечера The Blueprint в «Геликон-опере» заставил чертыхаться всю редакцию: парадный наряд в корпоративном цвете не пришлось покупать, шить или искать по друзьям и знакомым только редакционному директору Александру Перепелкину).


«Мероприятий в целом стало больше — и с дресс-кодом, и без, — констатирует ведущая YouTube-шоу Безфильтров Анастасия Полетаева. — Отчасти это связано с тем, что распечатали маркетинговые бюджеты, которые по понятным причинам были заморожены в 2022 и частично в 2023 годах. Отчасти с тем, что вариантов “широко” рассказать о себе за пределами офлайна на данный момент в России не так много. Для бизнеса большое мероприятие — инвестиция, и, конечно, каждый организатор хочет по максимуму отбить вложенные силы и средства, в том числе получить классный, отличающийся от других контент с события. И здесь дресс-код — стопроцентно работающий инструмент, плюс точка роста лояльности к бренду как среди приглашенных, так и среди наблюдателей. Этот тренд нарастал весь год, но достиг своего пика, по моим ощущениям, в октябре-декабре 2024-го». А вот светский обозреватель «Коммерсанта» Евгения Милова, которая пишет тематические колонки аж с 2003-го, «офигела от количества мероприятий и разнообразия их дресс-кодов» еще в прошлом году — и в условиях декабрьского выживалити выбрала тактику ходить по мероприятиям в мартинсах, смокинге и футболках с Егором Летовым.


Я же с непривычки быстро оказалась в точке, которую классик формулировал так: «по возможности я хотел бы больше с человечеством дела не иметь вообще никогда». Наряжаться я люблю, но в декабре все горит, а также зябко, скользко, ветрено и пробки 9 баллов. И это я еще в привилегированном положении: в моем распоряжении корпоративное такси, забитые доверху ящики редакционной косметики и бьюти-директор-слэш-визажист под боком, дружественные бренды одежды на быстром наборе и офис в центре Москвы, из которого при желании можно доковылять до места действа и на 10-сантиметровых каблуках. Как при всем при этом я умудрилась так плохо выглядеть на доброй половине фотоотчетов — вопрос открытый.

десятилетие THE BLUEPRINT

«Концептуальные дресс-коды, которые отражают ДНК бренда или идею коллекции, я поддерживаю. Собрать гостей, чтобы просто что-нибудь выпить, — всегда хорошо, но этого, чтобы зацепить внимание, уже недостаточно», — рассуждает Катя Мухина. Экс-главред Elle, стилист и ко всему прочему организатор вечеринок, презентаций и ужинов с рассадкой — частая гостья показов и афтепати в европейских модных столицах. Свежи в ее памяти времена, когда ради мероприятия ей приходилось везти в ручной клади шедевральные шляпы Филипа Трейси. «В Европе все строго соблюдают дресс-код, тем более если он сложный. Это эффектно выглядит, но, увы, требует дополнительных ресурсов: и финансовых, и временных».


Именно поэтому на мероприятия — тем более с дресс-кодом — я все годы работы ходила выборочно, по дружбе или по острой необходимости. Не все мои коллеги могут позволить себе такую роскошь. Так что с началом этого редакционного эксперимента они без жалости и сожаления стали отправлять в свет вместо себя — меня.


Склейка — и вот я уже собираюсь на презентацию сывороток для женщин 40+ в отеле Four Seasons (дресс-код: black tie), маскарад в честь новогодней линейки косметики и «иммерсивный вечер» в Continental, посвященный коллекции супрематических ковров и хрустальных панно Diva архитектора и дизайнера Анастасии Панибратовой — автора ресторанов «Белуга» и «Dr. Живаго». В «Континенталь» я вымолила себе подкрепление — внештатного редактора The Blueprint Алексея Исакова. За мной — elegant dress & red lipstick, за Алексеем — business suit.

Вечер Анастасии Панибратовой 

Свое ТЗ Алексей Исаков, по собственной оценке, выполнил «на четверочку», списав на погоду: положенные брюки, пиджак и броги, но кашемировая водолазка вместо сорочки. Впрочем, отличников было не много: притом что большинство мужчин имели явное отношение к business и в большинстве своем пришли в suits. Одни выглядели слишком вычурно (смокинги, бабочки, лакированные туфли и мокасины с принтом), другие променяли строго необходимый пиджак на спортивный свитер. Женщины тоже будто не вчитывались в приглашение — даже с red lipstick были не все, что не ускользнуло от внимания виновницы торжества. «Где ваш красный свисток? — спросила со сцены Анастасия Панибратова. — Вам, кстати, не скучно? Уйдете — прокляну».

Вечер Анастасии Панибратовой 

ВЕЗДЕ И ВСЮДУ

Снимаю шляпу перед Анастасией Полетаевой, которая в день тусовки в честь 15-летия КМ 20 и «Снежного бала» Яны Расковаловой заготовила два разных образа. Переодевалась прямо по дороге с вечеринки для главных столичных модников (дресс-код: iconic pieces — знаковые вещи, купленные в концепт-сторе) на вечер Yana: Ruby & Diamonds с Филиппом Киркоровым в роли приглашенной звезды. «Вечеринка КМ20 была через неделю после выхода нашего с Олей интервью. Бордовых вещей из концепт-стора у меня нет, а заявиться в платье из капсулы Nina Donis светло-голубого цвета на “бордово-белый” бал мне показалось неприличным. Так что впервые за 32 года моей жизни я переодевалась в машине, спасибо за помощь продюсеру и менеджеру Безфильтров. Мероприятия — важная часть моей работы: как бы долго ни длилась наша переписка с героями, как бы много лет мы ни были с ними знакомы, все самые большие эксклюзивы финализируются оффлайн. Так что я стараюсь делать свою работу хорошо. И всегда предупреждать, если я не смогу прийти или не успеваю одеться по дресс-коду, даже если у меня была накануне 16-часовая съемочная смена или мы сидели 6 суток в ночном монтаже — это знак моего уважение к организаторам».


Вечером посреди рабочей недели у меня намечалось три разных дресс-кода, по я рассчитывала отделаться образом три в одном. Блуза Abitu из черного жаккарда и шелка с золотыми пуговицами с натяжкой подходила под роскошно-восточную тематику бьюти-бренда Tashe (в мудборде был черный!), сюрреалистического бала Sorelle Era в ДК «Кристалл» и золотой коктейльной вечеринки в ГУМе. Первое мероприятие я провела в пробке где-то на Ленинском проспекте. И слава богу: Tashe к соблюдению дресс-кода относятся серьезно: «Коллекция создавалась в восточной стилистике, и нам очень хотелось, чтобы каждый гость смог окунуться в эту атмосферу с порога. Ну а еще: многие бренды четко видят всех, кто не соблюдает дресс-код, и есть шанс, что при стабильном его нарушении могут никуда больше и не звать». «Думаю, если сегодня бренд формирует вокруг себя комьюнити, то он вправе рассчитывать, что его друзья придут на мероприятие в дресс-коде, — считает журналист, экс-главред Tatler и Vogue Ксения Соловьева. — Мое личное отношение к дресс-коду двоякое: с одной стороны, я долгие годы была на стороне организаторов. В Tatler и Vogue мы делали много мероприятий и, конечно, обижались, если люди не заглядывали в приглашение и готовились недостаточно усердно. С другой, я одновременно была и тем самым человеком, который ходил на мероприятия после рабочего дня. Сами понимаете, когда ты главред, то скорее будешь сдавать номер в типографию, чем искать сложносочиненную шляпку. Поэтому иногда я честно предупреждала: “Приду, но не в дресс-коде”. Как правило, люди относились с пониманием».


Анастасия Полетаева на вечеринке в честь 15-летия КМ 20 и «Снежного бала» Яны Расковаловой

Сюрреалистический бал Sorelle

На бал я приехала с опозданием, после двух часов и 46 минут в такси. Ледяной ветер на подходе к ДК сдул последние остатки золотого глиттера с уха — моего неуклюжего реверанса в сторону Эльзы Скиапарелли. По золотому мейку гостей стало стало понятно, что в ГУМ потом собираются многие. В своем наряде же я чувствовала себя underdressed — особенно на фоне шляп в виде птиц, которые оценила бы вдохновительница вечера Изабелла Блоу, и подлинных сюрреалистических украшений Schiaparelli. «Эти люди что, не работают?» — вздыхали коллеги из других медиа при виде разряженных в пух и прах гостей. Ну, как минимум весь день в офисе не сидят. В итоге с дресс-кодом «Золото: cocktail» в ГУМе остроумнее всех обошлась style-директор ЦУМа Юка Вижгородская, которая только за последний месяц вместе с командой организовала восемь модных показов и в тот день работала допоздна. За коктейль отвечал угольно-черный костюм, за золото — болтающаяся на шее подвеска Eight. Наш кандидат.

Золотая вечеринка в ГУМе

ЛИТЕРАТУРА И ЖИВОПИСЬ

11:00, презентация Milamarsel Beauty & professor Yana Yutskovskaya, дресс-код — «читательница Ленинки». «Причем Полине даже не надо стараться», — справедливо и как бы не разочарованно заметила моя добрая коллега Настя Сперанская, которая привыкла испытывать на мне афродизиаки из вагинальных выделений и противовоспалительные маски для лица с менструальной кровью. Особых усилий ради соблюдения этого дресс-кода мне и правда прикладывать не пришлось: как читательница Ленинки я одеваюсь весь год, за исключением корпоративов и свадеб. Тем более что на бьюти-презентации даже раздавали тематические аксессуары — очки с линзами потолще чем у Анатолия Ефремовича Новосельцева. Зато мне нужно было как следует постараться, чтобы избавиться от блесток на коже и волосах: накануне вечером меня прямо в офисе собирали на вечеринку журнала Interior + Design с дресс-кодом Gold Evening Apres Ski. Алена Важенина притащила две шубы на выбор, Настя Сперанская втирала в волосы золотой глиттер-гель. «Событие мы организовали в “Воробьевы Холл” — пространстве с видом на горнолыжный склон, камином и баром. Хотели создать атмосферу уютных шале. Ну а золото — неизменная темы ежегодных мероприятий I+D Gold Edition, посвященных тем, кто определяет сегодня российский дизайн, архитектуру и искусство», — объяснили коллеги из Interior + Design. И снова я выглядела неподготовленной: другие гости притащились на Воробьевы горы (мероприятие, подчеркиваю, было внутри) в золотых платьях, унтах и шубах, с меховыми наушниками. Для пущего эффекта многие позировали в фотозоне в обнимку с лыжами и сноубордами. Но меня родители учили с чужими лыжами не обниматься.

презентация Milamarsel Beauty & professor Yana Yutskovskaya

вечеринка журнала Interior + Design

Гулять так гулять я планировала на балу по случаю 33-летия стилистки и большой любительницы готики Вики Салават. В приглашении напротив графы «дресс-код» было написано «Врубель». Надо сказать, что жанр костюмированных вечеринок отечественные деятели моды уважают. «Мероприятие с самым интересным дресс-кодом на моей памяти? Без лишней скромности назову собственный день рождения в 2021 году, — не задумываясь отвечает хозяйка концепт-стора КМ 20 Ольга Карпуть. — Темой праздника была эра Водолея, дресс-код — соответствующий: все оттенки фиолетового и цвета аметиста. Я попросила гостей выглядеть так, будто они готовы входить в новую эпоху и открывать новую главу своей жизни. Вспоминаю об этом с ностальгией: тогда едва закончились ковидные ограничения, и все мы были полны энтузиазма по поводу ближайшего будущего». Тренд на сложносочиненный дресс-код Ольга Карпуть тоже подмечает — и связывает его с ростом социальной ответственности: «Соблюдать требования дресс-кода в Москве наконец стало хорошим тоном. Замечаю по своим знакомым: все стараются сделать хоть какой-то реверанс организаторам, многие начинают поиски подходящего лука за несколько недель до самого события, заказывают сложный макияж, делают кастомные аксессуары у локальных дизайнеров. По моим ощущениям, это произошло в последние пару лет. Наверное, это совпало с глобальным трендом на костюмированные мероприятия, взять хотя бы ежегодный бал дизайнера Дилары Финдикоглу в честь Хеллоуина, который каждый раз подчинен конкретной теме».

день рождения Ольги карпуть, 2021

ПАН ИЛИ ПРОПАЛ

Павел Вардишвили, который за пять лет работы светским редактором в журнале Interview какого только трэша и угара не повидал, такого количества тематических дресс-кодов тоже не помнит. Как и такого, чтобы гости их старательно соблюдали. Сам Павел запаривался с костюмом только однажды: «Году в 2012-2013-м ходил на костюмированный бал-фестиваль Midsummer Night’s Dream. Наряд брал в аренду в магазине “Артэ”».

С тех пор запасы «Артэ», видимо, обнищали. По наводке Вардишвили я решила поискать там в аренду какой-нибудь демонический наряд на вечеринку Салават. «Девушка, у нас в основном пышные бальные платья светлых оттенков и в золоте. Есть черный мужской камзол. Но я предполагаю, что вы не 56-го размера?» — сухо ответила продавец-консультант Светлана и повесила трубку. Меж тем часики тикали — до бала оставался день. Проверенный сервис аренды Cloudset переориентировался с Москвы на Дубай. Шить на заказ тоже не вариант: из проверенного списка московских ателье только в Capsula Atelier при доме быта «Умелые руки» были готовы сшить платье в пол с вышивкой или любым другим декором хоть за три-четыре дня. Стоимость — от 100 тысяч за само изделие плюс столько же за срочность. Предоплата — 100%. В «А.Ателье» ценник поменьше — от 22 до 70 тысяч за то же самое платье в пол с вышивкой. Но на работу закладывают три недели. Впрочем, заказы на декабрь там закончили принимать еще в ноябре. Хаотичная лента «Авито» со времен работы над текстом про дейтинг так и не восстановилась — и ничего цепляющего, кроме разве что изгоняющих из бывших нечистую силу дейтинг-коучей, не подкидывала.

Благо напротив меня в офисе сидит Игорь Андреев — креативный директор The Blueprint, а к тому же стилист и основатель бренда Vereja. «Врубель? Хотя да, в мудборде было что-то демоническое», — забеспокоился Игорь и с ходу организовал нам парный образ с вязаными зелено-коричневыми шубами из своей грядущей коллекции. Под наряд был подобран референс — «Пан», 1899. «Это существо с безобразной внешностью подобия человека — покрытого шерстью с рогами и копытами козла, — наводило ужас на всех, кому он представлялся», — писал про картину Врубеля композитор и приятель художника Борис Яновский. В общем — то, что нужно. Так думала я до тех пор, пока не оказалась среди других гостей 33-летия Вики Салават.

Михаил Врубель. «Пан», 1899

Вечером в пятницу, 13-го, возле залитого кровавым светом ресторана Savoy и правда собирались существа внеземные. Посетители «Селедочной» напротив сворачивали шеи при виде чинно шагающей по направлению к «Савою» основательницы бренда YuliaWave Юлии Василевской в черном платье в пол, с тростью. Певица Катя Iowa с оленьими рогами за спиной заходила в ресторан бочком. Стилисты, модели, дизайнеры, визажисты и другие друзья Вики Салават отнеслись к заявленному дресс-коду с вниманием, заслуживающим восхищения. Почти все пришли в красных линзах. Игорь был прав: в мудборде, приложенном к приглашениям, действительно было что-то если не демоническое, то потустороннее: а именно — герои вампирских саг.

вечеринка Вики Салават

Оказалось, что приглашения с дресс-кодом «Врубель» пришли самым последним гостям, остальные, получившие прошлую версию открыток — оделись вампирами («никакого ugly, только sexy»). Возле фонтана посреди ресторана Savoy, который, кстати, по легенде рисовал Врубель, я встретила свою коллегу Настю Сотник — судя по сиреневой юбке в пол, «Сирень», 1900. В целом, ощущение всемирного сюра за последние пару лет достигло такого апогея, что встреча «Пана» с «Сиренью» на вампирском балу в интерьерах рококо казалась абсолютно естественной. Сирень вампиров не отпугивает, пан паники не вызывает.

У меня же, как сказали бы в тиктоке, в тот вечер случился #MeanGirlsmoment. Помните, как героиня Линдси Лохан весь день корпела над костюмом для Хеллоуина, заявилась на вечеринку невестой зомби и выглядела белой вороной в толпе красавиц одноклассниц в мини? То-то же.


«Лучше быть как Линдси Лохан в фильме “Дрянные девчонки”, чем как Бриджит Джонс на семейном чаепитии в костюме кролика Playboy», — заверили коллеги постарше. «КЛАСС!!! Очень похожа на змеюку», — выдала вердикт бабушка. Ну что ж, хоть к новому году Зеленой деревянной змеи готова. Хватит с меня дресс-кодов: на корпоративе буду в пижаме.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}