Blueprint
T

Строгие
юноши, сильные женщины

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

В новом корпусе Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной открылась большая выставка «Александр Дейнека. Гимн жизни» — попытка представить работы художника в максимальном разнообразии, от ранней графики и эскизов театральных костюмов до скульптуры, натюрмортов и мебели. Но в центре все равно физкультурники, футболисты, лыжники — Дейнека как никто умел воспеть тело нового, советского человека. The Blueprint сделал мудборд знаковых тем художника и контекста, в котором советское тело было представлено в других видах искусства.

Экспозиция выставки «Александр Дейнека.
Гимн жизни»

Александр Дейнека, 
«Футболист», 1932 г.

Основа выставки — коллекция Курской государственной картинной галереи, в которой работ Дейнеки больше, чем в любом другом музее. Некоторые вещи раньше не бывали в Москве, некоторые самые известные, напротив, не представлены — например, в разделе о войне нет патетической «Обороны Севастополя», зато есть небольшой графический лист того же 1942 года «Мертвый солдат на фоне разбитых заграждений», неожиданно заставляющий вспомнить трагические образы Отто Дикса. Следы влияний разных модернистских течений начала прошлого века не акцентированы, но разбросаны почти по всей экспозиции, которая выстроена не по хронологии, а по темам: родной художнику Курск, война, аэропланы, «Мир детства», поездки за границу, портреты современников, «Красота и гармония» и, конечно, «В здоровом теле — здоровый дух».

Александр Дейнека, 
«Эстафета», 1947 г.

Александр Дейнека, 
«Лыжники», 1931 г.

Александр Дейнека, 
«Юный конструктор», 1966 г.

Кажется, что телесность у Дейнеки неизменно оптимистична и победительна, но это не совсем так — например, «Боксер» (1925) показывает лежащее тело, очевидно, после нокаута. Хотя даже в этой фигуре сохраняется динамика — как будто спортсмен упал только что, и карандаш художника сработал как фотоаппарат. Рядом, явно для сравнения — «Лежащая натурщица» того же года, она и вовсе кажется запечатленной в падении. Тело у Дейнеки, даже статичное, всегда куда-то устремлено — к победе, трудовому рекорду, в будущее. На этом пути случаются падения, но взлетов все-таки несравнимо больше.

Тело функциональное

( I )

Дейнеку не слишком занимает телесная красота в классическом, античном понимании. Такое тело бесполезно, Дейнеке же важна функциональность. Не бодибилдинг, а кроссфит: мышцы не цель, а средство. Красота — это движение, всегдашняя готовность быть быстрее, выше, сильнее. Такому стремлению чужда любая рефлексивность, тело должно быть эргономично, как совершенный инструмент: новый человек не думает, а действует — стремительно, точно, красиво. А где потребуется эта сноровка — на стройке, в спорте или в бою, — страна решит. То, что тело у Дейнеки эротично, — не побочный результат, а часть такого же функционала, ведь что такое желание секса, как не желание действия?



Александр 
Дейнека, 
«Бег»1932 г.



Александр 
Дейнека, 
«Боксеры», 1927 г.

Александр 
Дейнека, 
«Боксеры», 1927 г.

Александр
Дейнека, 
«Футбол», 1924 г.



Александр 
Дейнека, 
«Хоккеисты», 1960 г.

Александр Дейнека, 
«
Вратарь», 1934 г.

Тело производящее

( II )

Производство может пониматься как буквально — тело в шахте или на стройке новых цехов, — так и метафорически: как производство будущего. Поэтому женщины у Дейнеки — не столько пышные, как в живописи барокко, сколько крепкие, мощные, заряженные энергией и силой. На графическом наброске, напоминающем рисунки Матисса, обнаженная прыгает на скакалке. Типичный сюжет ню Дейнеки — «Утренний туалет»: женщина, залитая щедрым летним солнцем, готовится к новому счастливому дню, очевидно, созидательному и продуктивному. В эстетике соцреализма практически не было места обнаженному телу, но, в отличие от спортсменов и физкультурников, голые натурщицы у Дейнеки почти не эротичны, их тела предназначены не для наслаждения, а для создания новых людей и производства для них молока (в этом смысле доярка в рабочей одежде и с бидонами в руках символически встает у Дейнеки в один ряд с его ню).



Александр 
Дейнека, 
«Донбасс», 1947 г.

Александр 
Дейнека, 
«Игра в мяч», 1932 г.



Александр 
Дейнека, 
«Мать», 1932 г.



Александр 
Дейнека, 
«Купальщицы»1941 г.

Александр 
Дейнека, 
«Мирные стройки»1959 г.

Александр 
Дейнека, 
«Автопортрет», 1948 г.

Тело
будущего

( III )

Полу- или обнаженные дети символизируют у Дейнеки одновременно невинность и устремленность: их нежные тела еще не доформированы, они еще даже не встали на ноги (Дейнека пишет их сидящими), но их взгляд уже направлен в небо, где летит аэроплан («Пионер», 1934, «Будущие летчики», 1938). Совсем скоро они начнут заниматься спортом и сдавать нормы ГТО, но пока им позволены покой, безмятежность и даже возможность мыслить (хотя бы кем они хотят стать, когда вырастут); их тела — сосуды мечты.



Александр 
Дейнека, 
«Будущие летчики», 1939 г.



Александр 
Дейнека, 
«Пионер», 1934 г.

Тело героическое

( IV )

Александр Дейнека, 
«Сбитый ас», 1943 г.

Хотя на выставке и нет «Обороны Севастополя», обойти тему героической телесности у Дейнеки было бы странно. Динамика его военных картин иная, чем спортивных, — хотя тела на них запечатлены в движении, в драматических ракурсах, в них важно ощущение «последнего рывка» или «последнего рубежа», они еще бегут в атаку или бросают гранату, но уже устремлены к финалу, к полной остановке, статуарности — как будто каменеют у нас на глазах.



Александр 
Дейнека, 
«Оборона Петрограда», 1928 г.



Александр 
Дейнека, 
«Оборона Севастополя», 1942 г.

Контексты

( V )

Родченко

У Александра Родченко, художника-авангардиста и самого эмблематичного фотографа первых десятилетий СССР, есть множество кадров с физкультурных парадов, которые регулярно устраивались новой властью на Красной площади. Они одновременно рифмуются со спортивными картинами Дейнеки и спорят с ними. Если Дейнеку занимал драматизм и азарт соревнования, то Родченко завораживала синхронность точных движений, коллективное тело, работающее как единый слаженный механизм. Такое коллективное тело встречается и у Дейнеки («Стахановцы», 1937, «Постановили единогласно», 1925), но в этом случае теряет динамику и витальность.

(  фотография  )

Александр Родченко

(1) Парад физкультурников.
Члены добровольного спортивного общества «Сталинец», 
1936 г.

(2) Спортивный парад, 1936 г.


(3) Ритмическая гимнастика, 1936 г.





Мейерхольд

Лидер русского театрального авангарда совместно с учениками разработал биомеханику — систему актерского тренинга, которая учила исполнителя точности движений и экономии выразительных средств. В отличие от системы Станиславского у Мейерхольда тело не рефлексивно, а рефлекторно — почти как на картинах Дейнеки. Конечно, интересовало Мейерхольда и коллективное тело — он ставил те самые физкультурные парады, которые Родченко снимал. В его архиве сохранилось, в частности, упоминание о разработке плана выступления Ленинградского ин­ститута им. Лесгафта на Всесоюзном параде физкультурников. А композитором этого мероприятия был Сергей Прокофьев.

(  театр  )

Театральная биомеханика Меейрхольда

«Строгий юноша»

Фильм Абрама Роома по пьесе Юрия Олеши, снятый на Киевской киностудии в 1935 году и запрещенный в 1936-м до выхода в прокат, предъявлял публике того самого нового человека, которого так любил писать Дейнека, — героя-физкультурника, комсомольца, строителя счастливого будущего. Он, правда, влюблялся в жену видного профессора, и сюжет представлял собой любовный треугольник, но главная проблема оказалась не в этом. В эстетизме фильма, отсылающего к античным образцам (символично, что «строгий юноша» был дискоболом), бдительные современники обнаружили сходство с только что вышедшей в Германии «Олимпией» Лени Рифеншталь, которая использовала тот же визуальный код.

(  кино  )

«Рабочий
и колхозница»


(  скульптура  )

Монументальный символ победившего социализма, созданный Верой Мухиной по замыслу архитектора Бориса Иофана для павильона СССР на международной выставке в Париже в 1937 году, схож с полотнами Дейнеки динамикой, порывом, устремленностью ввысь, куда тянут руки с молотом и серпом мускулистый рабочий и такая же атлетичная колхозница, которая должна была вызывать ассоциации с самой природой, могучей и плодородной. Балетный артист Игорь Басенко, с которого лепили фигуру рабочего, показался Мухиной совсем уж непролетарским на лицо, и для головы она выбрала вторую модель — строителя Сергея Каснера, которого увидела на физкультурном параде. А 18-летняя комсомолка и спортсменка Анна Богоявленская устроила скульптора по всем параметрам. Эта «колхозница» вполне могла бы стать и натурщицей Дейнеки.



Вера Мухина, 
«Рабочий
и колхозница», 
1937 г.

Художники contemporary art, как правило, используют тело для целей, противоположных тем, что ставили соцреалисты. Тело перформера героично, но и предельно рефлексивно, оно служит не идеологии, а атакует границы искусства и реальности. Соц-арт, копируя образы соцреализма, помещает их в ироничный и абсурдный контекст. Но иногда тело у постсоветских художников может рифмоваться с соцреалистическим не по принципу пародии. Георгий Гурьянов нарциссически воспроизводит эстетику «Строгого юноши» (например, в автопортрете с напряженным бицепсом) и тонко играет с иронической дистанцией по отношению к Дейнеке: моряк, наблюдающий за прыжком раскинувшего руки пловца, — скорее романтический, чем насмешливый привет тем мальчикам, что смотрели с набережной на самолеты на полотне «Будущие летчики».

(  P.S.  )

Современное искусство

Георгий Гурьянов
«Автопортрет», 1998-2001 г.



Георгий Гурьянов
«Прыжок», 1998-2000 г.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}