Catalog 2024: выбор The Blueprint
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Завтра в московской типографии Сытина открывается ярмарка сatalog — в третьем выпуске, который для широкой публики будет доступен с 6 по 8 декабря, участвует 55 галерей и более 200 художников, причем каждая галерея представляет в том числе и молодых авторов, а стоимость работ начинается от 30 000 рублей (и доходит до 4,5 миллиона). The Blueprint выбрал 10 работ, по которым можно составить представление об искусстве в России за последние годы.
1.
Анна Кондратьева
Когда шоу «Дом-2» появилось на телевидении, Анне Кондратьевой было 10 лет, за время его трансляции она успела закончить МГУ, Институт современного искусства Иосифа Бакштейна и побывать резидентом «Открытых мастерских» «Винзавода». Шоу, подарившее нам понятия «построить любовь» и «волшебство» (в контексте интимных отношений), все еще идет, хоть и не на ТНТ. Лучшим осмыслением феномена является серия Анны «Лобное место» — 9 фото телеэкрана, на котором на первый взгляд герои обнимаются и целуются, но на самом деле эти сцены «любви» являлись частью ссор и драк — объятие было удушьем, поцелуй — укусом, сдувание пылинок — пассивной агрессией.
Без названия, из серии «Лобное место», 2024
Галерея Flor et Lavr
2.
Саша Кокачева училась на графическом факультете петербургской Академии художеств в 2010-х — тогда там работал Леонид Цхэ, который преподавал не только классический рисунок, но и то, как академические навыки можно применить в работе современного художника.
Основная тема ее новых работ — память и ее искажения, личные и коллективные аффекты. Инструмент для художественного исследования достаточно популярный — обращение к фотографиям из семейных архивов и социальных сетей. Такой же прием использовали Анна Афонина (тоже ученица Цхэ) и Екатерина Герасименко (ее работы на ярмарке представляет Elohovskiy gallery). Но у Саши есть своя интонация — герои холстов напоминают призраков и символизируют порождения абсурдной охоты за прошлым. Кстати, они были отличным фоном для интервью Кати Варнавы в «Позавчерашних новостях» Маши Миногаровой.
Саша Кокачева
Untitled, 2024
Галерея Anna Nova
3.
Немного театральные инсталляции Ирины Кориной переносят зрителей в другие миры, как, например, трехэтажная конструкция «Хвост виляет кометой» в музее «Гараж» в 2017 году или «Павильон заблуждений» в Никола-Ленивце с домом, где вместо стен — шторы из тюля. Сайт-специфическую работу в коллекцию приобрести не получится, а объект «Шкаф с сугробами» — вполне (цена вопроса — 1 650 000 рублей). В одном из интервью The Blueprint Ирина Корина сказала: «Избавиться от вещей не так-то просто, у них у всех свои биографии, поэтому лучший вариант — использовать их в своих проектах, вовлечь в процесс, дать им слово». Кажется, в России сейчас нет художников, которые настолько органично могут собрать объект «из того, что было», соблюдая тонкую грань между произведением современного искусства и грудой вещей с барахолки.
Ирина Корина
«Шкаф с сугробами», 2023
Галерея XL
4.
Видео-арт Дианы Капизовой, посвященный современной интерпретации сказки о щуке, вы могли видеть в лобби клубного дома Lumin Hutton Group, а ее керамику — на последней Cosmoscow среди объектов нео-барочной инсталляции на стенде «Мясного дома Бородина». Востребованность художницы в рекламных арт-интеграциях кажется не случайной. Видео-арт для большинства российских бренд-менеджеров и даже коллекционеров жанр не очень понятный, но у Дианы получается соединять концепцию с понятной визуальной формой — возможно, помогает опыт в живописи, керамике и 3D. В допандемийной работе «Филармония» художница перевоплощается в хрестоматийную и клишированную «филармоническую» женщину. Среди синих стульев Зала Чайковского, где Диана снимала видео, мог бы состояться юбилей The Blueprint.
Диана Капизова
«Филармония», видеоарт, 2019
Галерея XL
5.
Один из странных трендов последних лет, наверняка замеченный посетителями российских арт-ярмарок, — недорогая графика или керамика, изображающая культовые сумки или туфли. То, что смотрелось свежо лет шесть назад, превратилось в штамп, и, казалось бы, ничего сделать с этим нельзя. Работа Миши Никатина дает второе дыхание подобным натюрмортам — все дело в грустном котике. Вирусная живопись и эстетика обыденности, урбанистические пейзажи и архитектура советского модернизма, простые предметы и повседневный быт — это вообще любимые сюжеты художника. Возможно, Мише удается в работе с ними избегать клише благодаря опоре на наследие московского романтического концептуализма — течение конца 1970-х, к которому относят и поэта и публициста Льва Рубинштейна, и классика ленд-арта и кинетического искусства Франциско Инфанте.
Миша Никатин
Puss in Boots, 2024
«Объединение»
6.
Алексей Каллима уехал из Чечни в 90-х, окончил училище в Краснодаре, где прошел академическую школу графики, а затем отправился в Москву. Уже в столице он примкнул к театральному объединению Бориса Юхананова, затем к группе «Радек», а в нулевые получил государственную премию «Инновация» за десятиметровый холст «Терек — Челси», изображающий чеченских болельщиков. Большинство знают Каллиму по работам на тему чеченской войны. Но в прошлом году в статье о художнике критик Анна Толстова отметила: «Однако со временем выяснилось, что под маской политического радикала скрывался ревнитель вечных пластических ценностей». Графика «Мокрый лес» 2024 года, выполненная углем, — как будто иллюстрация этого тезиса.
Алексей Каллима
«Мокрый лес», 2024
Ovcharenko
7.
Ольга Чернышева
Иметь работы Ольги Чернышевой в коллекции — хороший тон, несмотря на то, что они недешевы. Например, цены на живопись могут достигать 5 000 000 рублей. Художница родилась в Москве, в детстве жила в Дамаске, после ВГИКа училась анимации в Rijksakademie van Beeldende Kunsten в Амстердаме. Считается одной из самых успешных современных авторов родом из России — ее фото, видео, графика есть в собраниях ММОМА, «Альбертины» и Центра Помпиду. Поэтому свежая шелкография по цене месяца аренды не самой лучшей однушки в центре Москвы — одно из самых выгодных предложений на ярмарке. Но дело не только в цене — мало кому удается зафиксировать в графике жизнь обычного, «маленького» человека без пошлой документальности.
«Густеет» (из альбома «Книга сезонов»), 2024
«Пиранези LAB»
8.
Вадим Михайлов
«Новый год» Вадим Михайлов собрал из того, что лежало под рукой, чуть ли не в радиусе двух метров от рабочего места — плащ-палатка и пайетки, клочки синтепона и вязаный банан, проволока и кружева. Такой метод — своеобразная игра, в которую художник каждый раз играет сам с собой. Елочка получилась наряженной, но несколько мрачноватой, как обычно и бывает у Вадима. Герои — лубочный чертик и поп-культурный пикачу — «выцарапаны» в технике сграффито, царапать художник, по собственному признанию, любит с детства.
«Новый год», 2024
MYTH
9.
Владимир Куприянов — один из пионеров независимой художественной сцены 1980–1990-х годов, который отказывался от идеи фотографии как аналога картинной плоскости и создавал скорее инсталляции и объекты или «фотообъекты». Работа из серии «Кремль» из 1990-х, но выглядит актуальнее многих современных: тут работает и сама тема, и визуальный язык. Художник использует метод многократного подбора изображения или его части, позаимствовав его из стереофотографии, и добавляет размытие контура и расфокусировку, чтобы создать эффект разделения снимка на несколько слоев. В 2024 году ретроспектива Владимира Куприянова прошла в Московском музее современного искусства под кураторством Виктора Мизиано, по поводу которой исследователь Дарья Панайотти отметила: «Актуальность его работ — в обращении к популярной нынче теме памяти, личной и культурной, в том особом сорте ностальгии, которая отвязана от личного опыта».
Владимир Куприянов
Из серии «Кремль» 1990-е
Галерея pop/off/art
10.
Резидент нижегородской мастерской «Тихая» умеет многое — от мультимедийных инсталляций до фэшн-концептов, но первое, что всплывает в голове при его упоминании, — графика с узнаваемыми детскими вайбами. Не случайно его персональная выставка в «Тихой» 2022 года называлась Playground — почти 300 рисунков за 12 лет. Наивные рисунки Якова не так просты — по образованию он педагог и часто использует педагогическую методику и психологию, так как это основные дисциплины любого учителя. «Вовлекая участников в интервью, студиовизиты (в студии “Тихая”), прогулки по городу, тесты, опросы, блицопросы, я превращаю обыденные занятия в игру и способ познать себя», — рассказывает про себя художник. Цветы на работе blossom up test — это адаптация практики медитации, во время которой важно сконцентрироваться на образе взращивания цветов в своем саду. Сложность и интерес в том, чтобы разрешить всем цветам цвести, даже если кажутся недостаточно красивыми, правильными.
Яков Хорев
blossom up test, 2024
SHIFT