Blueprint
T

Мать драконов 

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

На Netflix — премьера третьего сезона «Бриджертонов» с Николой Коклан (Пенелопа Фезерингтон) и Люком Ньютоном (Колин Бриджертон) в главных ролях. На посту главного исполнительного продюсера — по-прежнему Шонда Раймс. Знакомимся ближе с одной из самых выдающихся и высокооплачиваемых, по версии Forbes, шоураннеров современности, превратившей в быль сказку о разнообразии и равенстве. По крайней мере в сериалах.

«Разнообразие — слово, которое я терпеть не могу», — говорит Шонда Раймс, шоураннер и амбассадор diversity, то есть разнообразия на Netflix. Со стримингом 54-летняя уроженка Чикаго в 2017 году заключила контракт стоимостью 150 миллионов долларов. Можно считать, что вложения окупились три года спустя, когда на экранах появились спродюсированные Раймс «Бриджертоны» — сериал, ставший в тот момент самым популярным проектом Netflix. Легкомысленная история светского Лондона эпохи Регентства рисковала остаться не более чем вдохновением для костюмированных вечеринок в стиле Royalcore (впрочем, куда без них), но с легкой руки Шонды переросла в поп-культурный феномен. Все потому, что в ее альтернативном Лондоне начала XIX века царит малознакомое реальной британской монархии того периода (да и современного — Меган Маркл approved) равноправие, гендерное и расовое. «Я никогда не следовала идее “О, нам нужно показать разнообразие!” Я лишь хотела видеть в телевизоре людей, похожих на меня и на моих друзей». Так, в первых двух сезонах в числе играющих британских аристократов актеров оказались сын английского священника и зимбабвийской медсестры Реге-Жан Пейдж, родившиеся в индийских семьях Симон Эшли и Чаритра Чандран, а еще — обладательница ганских корней Индия Риа Амартейфио, внешне чем-то напоминающая Блю Айви Картер. И кажется, не случайно.

Бриджертоны
Бриджертоны
Бриджертоны

«Бриджертоны», 2020-2024

«Она Бейонсе своего времени — такая гламурная, такая интересная, мне хотелось посмотреть, как она дошла до жизни такой», — описывает Раймс сыгранную Амартейфио королеву Шарлотту, прототипом которой стала София Шарлотта Мекленбург-Стрелицкая. Ее свадьбе с британским королем Георгом III шоураннер посвятила вышедший в 2023-м шестисерийный спин-офф сериала «Королева Шарлотта: История Бриджертонов», вызвавший ожесточенные споры о внешности заглавной героини. Да и вышедшая спустя пару недель «Русалочка» режиссера Роба Маршалла с Холли Бейли в главной роли подлила керосина в вечный спор о дайверсити-кастинге. А именно о том, могут ли люди с темной кожей играть обладателей светлой (или наоборот). Параллельно шел спор, могут ли Брэдли Купер («Маэстро») и Хелен Миррен («Голда. Судный день») играть евреев. Рассудить его попытались The Economist: «Смотрите на результат, а не на вводные данные». Совет рабочий, но, как показывает практика, не слишком уж востребованный. Впрочем, бурная полемика не помешала успеху проекта Раймс, если не подстегнула его. Вскоре после выхода «Королева Шарлотта» попала в список 10 самых просматриваемых англоязычных сериалов Netflix, сместив «Наблюдателя» Райана Мерфи и Иэна Бреннана.

«Королева Шарлотта: История Бриджертонов», 2023

Кажется, зрителю все-таки импонирует, что Шонда ставит свои убеждения выше цели угодить публике. А она в отличие от коллег считает разнообразие в кастинге не особенностью или отработкой этической повестки, а чем-то само собой разумеющимся. «Говорят “Нам не хватает женщин-писательниц”. В писательской команде “Анатомии страсти” практически все были женщинами, — недоумевает она. — В команде “Скандала” нашелся только один человек, которого можно считать белым гетеросексуальным мужчиной. Мы осознали это только спустя какое-то время. Так что дело не в том, кто вы по паспорту, а в том, что вы из себя представляете».


В общем-то такие «важные» голливудские разговоры о роли пола и расы бесят Раймс примерно с 2005 года. Тогда она основала собственную студию Shondaland и выпустила первый масштабный и впоследствии довольно успешный проект — ту самую «Анатомию страсти» для ABC. На старте драма о жизни врачей в стенах больницы «Сиэтл Грейс» заняла пустовавший слот в сетке телеканала, сразу после «Отчаянных домохозяек», и быстро обрела статус культовой. В том числе потому, что главные персонажи — женщины. Такие же сильные, какой родители воспитывали саму Шонду: мать была профессором колледжа (и впоследствии получила степень доктора в области управления образованием), а отец администратором университета (позже — директором по информационным технологиям Южно-Калифорнийского университета). «Я росла с верой, что у меня есть власть — большая или маленькая. Так что я хочу, чтобы как можно больше женщин получили возможность это почувствовать».

«Анатомия страсти», 2005-2024

К слову, в семье Раймс телевизор был не в почете — в детстве ей, ее трем братьям и двум сестрам старательно прививали любовь к книгам. Скорее всего поэтому в юности шоураннер, мечтая стать писательницей, выбрала для учебы сценарное отделение киношколы Южно-Калифорнийского университета — бойкая Шонда где-то вычитала, что поступить на него сложнее, чем в Гарвардскую школу права. После выпуска в 1994-м ее дебютным проектом стал сценарий к биографической драме HBO «Познакомьтесь с Дороти Дендридж» Марты Кулидж с Холли Берри, следующим — «Перекрестки» Тамры Дэвис с Бритни Спирс и Зои Салданой. Но случилось 11 сентября 2001-го, которое, как Раймс рассказывала Опре Уинфри, перевернуло ее жизнь. «Были вещи, которые мне нужно было сделать на случай, если миру придет конец».

«ПЕРЕКРЕСТКИ», 2002
«ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ДОРОТИ ДЕНДРИДЖ», 1999

«Познакомьтесь с Дороти Дендридж», 1999

«Перекрестки», 2002

Одна из таких — материнство. А оно — внезапно — привело Шонду к продюсированию. В 2002-м шоураннер удочерила старшую Харпер и, взяв творческий перерыв, «дорвалась» до просмотра телешоу. Тогда же она решила, что хочет «завоевать мир через телевидение». Вызов был брошен. Как итог — сделка с ABC о запуске «Анатомии страсти», создание Shondaland, «Золотой глобус», три номинации на «Эмми» и еще две дочери, Эмерсон Перл и Беккет (одна была удочерена, другая — рождена суррогатной матерью). На вопрос, как ей удавалось все это совмещать, Шонда пожимала плечами: «Если я работала над сценарием “Скандала”, то пропускала ванну или чтение. Если шила костюмы детям на Хеллоуин, то откладывала редактуру. Если принимала престижную награду, то не успевала на первый урок плавания ребенка. Если наблюдала дебют дочери в школьном мюзикле, то пропускала съемки последней для Сандры О сцены в сериале».

Так что, создавая сильных героинь, Шонда думала еще и о том, какой пример они будут подавать ее дочерям. В «Скандале» — следующем после «Анатомии страсти» проекте для ABC — Раймс сделала главного персонажа не просто женщиной, а темнокожей женщиной, что было редкостью для телевизионных проектов вплоть до середины 2010-х. За основу шоураннер взяла образ Джуди Смит, кризисного менеджера, некогда руководителя пресс-службы Джорджа Буша-старшего. И вот Керри Вашингтон играет Оливию Поуп (обкашливает вопросы богатых клиентов ее фирмы «Поуп и партнеры») и реализует план Шонды, став первой темнокожей женщиной, исполнившей главную роль в прайм-тайм драме с середины 1970-х, времен Тамары Добсон и Сесили Тайсон.


В 2015-м в сетку ABC на следующий после «Скандала» слот встал еще один продюсерский хит Шонды. «Как избежать наказания за убийство» — созданный выпускником телевизионной академии при Shondaland Питером Ноуолком с Виолой Дэвис в главной роли. За исполнение роли «чертовски хорошего» адвоката и профессора Аннализы Китинг она получила «Эмми» и стала первой темнокожей женщиной, победившей в номинации «Лучшая актриса драматического телесериала». А еще «Наказание» подтвердило: разнообразие — последнее, о чем думает Раймс. Куда больше ее занимают проблемы коррупции, алкоголизма, насилия и ВИЧ. Чтобы все время быть в курсе социальной и культурной повестки, шоураннер каждый день слушает подкасты, которые использует для написания своих «острых» персонажей.

«СКАНДАЛ» 2012-2018

«Скандал» 2012-2018

«Как избежать наказания за убийство», 2014-2020

В ее плейлисте точно были записи, посвященные мировому увлечению «Оземпиком», в котором время от времени обвиняют и саму Шонду — даже после того, как в 2017 году она поделилась историей своего похудения почти на 70 килограмм. «Я сделала это не для того, чтобы стать красивой, я сделала это потому, что не могла пройтись по лестнице не остановившись на перерыв и не вытерев пот со лба. Я ненавидела худеть каждую секунду и я ненавижу поддерживать вес каждую секунду».


К слову, Раймс не раз говорила, что в какой-то мере отождествляет своих главных героинь с собой. Возможно поэтому она поставила в центр третьего сезона «Бриджертонов» Пенелопу Фезерингтон — фигура исполняющей ее Николы Коклан не раз сталкивалась с критикой в соцсетях. Актриса, впрочем, не отмалчивается: «“Разнообразие не идет исторической драме” — 63 миллиона смотрящих семей так не считает», написала она как-то в X (он же Twitter). Но что-то подсказывает, что миллионы зрителей смотрят «Бриджертонов», как и другие сериалы Раймс, не из-за дайверсити-кастинга — она просто умеет рассказывать отличные истории. «В наши дни зрители много смотрят, много читают, хорошо отличают, что подлинно, а что нет, и вы должны уважать это. Самый простой способ вовлечь аудиторию — быть с ней честным».


«Бриджертоны», 3 сезон

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}