Blueprint
T

Кино будет

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Праздничные выходные — самое подходящее время для того, чтобы пересмотреть лучшие (а иногда спорные) фильмы и сериалы ушедшего года, о которых писал The Blueprint.

1

В начале теперь уже прошлого года мы составляли список самых ожидаемых мировых премьер, расписание которых внепланово скорректировала забастовка гильдий актеров и сценаристов США. Сейчас кажется, что ничего и не произошло: Тимоти Шаламе вовсю продвигает «Вонку» Пола Кинга, Дени Вильнев спойлерит третью часть «Дюны» (правда, все еще не выпустив вторую), а в российских кинотеатрах, покупая билет на «Улыбку», вы будто чудом оказываетесь на приквеле «Голодных игр». В общем — год был нестандартным.

2

«Барбигеймер» — историческое для мирового проката противостояние, в котором, хочется верить, победила дружба. Если соберетесь пересматривать «Оппенгеймера» Кристофера Нолана, то напоминаем, что Киллиан Мерфи хорош не только в амплуа создателя ядерной бомбы, а еще и в роли трансженщины, гангстера и банкира-психопата.

3

А вот Барби оказалась красивой но, в отличие от Роберта Оппенгеймера, не всегда умной. По крайней мере, на этом сошлись Настя Сотник и Мария Бессмертная, когда взвешивали все «за» и «против» фильма Греты Гервиг о мире из розового пластика. В качестве сцены после титров — материал о «кукольном» гардеробе Марго Робби, Райана Гослинга и других жителей Барбиленда.

4

За российские премьеры в этой подборке отвечает «Клетка ищет птицу» — история о двух девушках в современной Чечне и полнометражный дебют Малики Мусаевой, выпускницы мастерской Александра Сокурова. Впервые фильм был показан на Берлинском кинофестивале, где стал первым на чеченском языке. Кинокуратор Слава Шутов расспросил Мусаеву о том, как ей работалось с непрофессиональными актерами и как обстоят дела с кино на ее родине.

5

Кстати, кинофестивали ушедшего года стали отдыхом для глаз: обошлось без розового цвета. В Каннах показали «Странный образ жизни», детище Педро Альмодовара и кинокомпании Saint Laurent’s с Педро Паскалем и Итаном Хоуком, психологическую драму «Май, декабрь» Тодда Хейнса с Джулианной Мур и Натали Портман и «Химеру» Аличе Рорвахер — фильм о черном рынке исторических артефактов с Изабеллой Росселлини и Джошем О’Коннором.

6

Но, надо признать, главный хит достался все же Венецианскому кинофестивалю. «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса с Эммой Стоун — захватывающая феминистская сказка и «Барби» здорового человека. Разбираемся, чем еще хорош мир Беллы Бакстер и за что его так сильно полюбили зрители и кинокритики.

7

«Присцилла» Софии Копполы, еще один фаворит Венеции, долгое ожидание которого, кажется, не оправдалось. Фильм оказался под стать мемуарам самой Присциллы Пресли — сплошной фигурой умолчания. Что не так с этой перенесенной на пленку историей отношений короля поп-музыки и юной девушки? Размышляла соосновательница «Носорога» Катя Морозова.

8

На The Blueprint в этом году тоже случилось несколько премьер. Среди них — музыкальный короткометражный фильм «Вальс» группы Mgzavrebi авторства режиссера Ладо Кватании. Он рассказал, как воспоминания о детстве в Грузии, размышления о мире ушедших близких и документальная съемка родов дают надежду на спасение.

9

На «Вальсе» мы не остановились и придумали Blue Screen, площадку для молодых и талантливых кинематографистов и видеохудожников. Сейчас на ней можно увидеть видеоинсталляцию Name Your Shadow Юлии Рады — сказочный сон с Мусей Тотибадзе в главной роли. А еще документалку про бурятский андеграунд «Выход через юрту» авторства Александры Суворовой.

10

Еще в ушедшем году в прокат вышел фильм «Белый список», социальный триллер, который вновь вынес на обсуждение вопросы, связанные с темой подросткового суицида. Его создатели — режиссер Алиса Хазанова и соавтор сценария Роман Волобуев — специально для The Blueprint поговорили о взрослой глупости, Достоевском и том, почему дуэт идеалиста и циника — это хорошо.

11

Не полным метром единым. «Последний из нас», внезапно влюбивший весь мир в Педро Паскаля, вторая самая успешная премьера HBO c 2010 года (после «Дома драконов») и первый, кажется, в истории сериал, каждая следующая серия которого собирала на четверть больше зрителей, чем предыдущая. Такого не бывает, но и иначе быть не могло. Ветеран игровой журналистики Андрей Подшибякин объяснял почему.

12

2023-й стал последним для другого бестселлера HBO — «Наследников». Их мы провожали, кажется, всей редакцией: рассказывали, как история борьбы за наследство оказалась одним из лучших шоу на современном телевидении, и собирали пять главных корпоративных принципов семьи Рой в бессмертном жанре карьерных советов.

13

Ложка дегтя в бочке (где мед это «Последний из нас» и «Наследники») — «Идол» Сэма Левинсона. Долгожданный сериал освистали в Каннах, режиссеру грозили кэнселингом, а актеров — Абеля Тесфайе и Лили-Роуз Депп — умоляли больше нигде не сниматься. Но если к Левинсону-шоураннеру у зрителей действительно возникли вопросы, то к Левинсону-стилисту их не оказалось.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}