Blueprint
T

Дядя и идиоты в состоянии аффекта

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

В декабре в театрах, в отличие от кино, дают не только сплошные «елки» и «Щелкунчиков». Особенно ценно то, что в этом дайджесте появляются имена Юрия Бутусова и Бориса Юхананова, ключевых российских режиссеров, умерших в этом году один за другим. Алиса Селезнева выбрала самые заметные и интригующие премьеры, которые появятся на российских сценах в ближайшее время, — от оммажей ушедшим мастерам до экспериментов. 

«Сентиментальное путешествие»

4.11

«Среда 21», Москва

В своем незаконченном романе «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», положившем начало сентиментализму в литературе, Лоренс Стерн иронично, в пику жанру путевых заметок, дает подробную классификацию туристов — пытливых, желчных, тщеславных и даже лживых, а себя относит к чувствительным. К этому не самому сценическому тексту решила обратиться режиссер Полина Кардымон со своим постоянным соавтором, драматургом Егором Зайцевым. В анонсе написано, что это спектакль «о том, как остаться сентиментальным в период больших катастроф», но мы подозреваем, что без упоминания релокации и эмиграции тоже не обойдется.

«Мороз»

«Дядя»

4/6/29.12

6/7/11/23.12

Невидимый театр, Санкт-Петербург

МТЮЗ, Москва

Режиссер и создатель независимого Невидимого
театра
Семен Серзин, знакомый широкой аудитории по фильмам «Человек из Подольска» и «Рыжий», обратился к экзистенциальной и полной черного
юмора пьесе драматурга Константина Стешика. По сюжету два друга едут куда-то на машине, чтобы похоронить третьего (тело лежит в багажнике). Машина застревает в метель на дороге, и герои находят довольно специфический способ согреться.

Петр Шерешевский обращался практически ко всем главным текстам Чехова — только в прошлом году выпустил «Три» по «Трем сестрам» в Петербурге, теперь же решил сократить «Дядю Ваню» до одного слова в названии и адаптировать текст. Все действующие лица сохранены, но, как часто бывает с Чеховым, новые времена рождают новые смыслы. Поэтому авторы аккуратно обозначают жанр «Как бы по Чехову? Сон в двух действиях». В роли Войниц-кого — один из самых точных, интеллектуальных и люби-мых многими актеров современности Игорь Гордин.

«Идиоты»

7/29.12

МХТ им. Чехова, Москва

В 2022 году режиссер Юрий Бутусов работал над постановкой «Идиота» в Театре Вахтангова, где Мышкина должен был играть актер Сергей Волков. Спектакля не случилось из-за обстоятельств непреодолимой силы, а в этом году режиссера не стало. Волков создал оммаж любимому мастеру, с которым неоднократно работал, полный бутусовских приемов, музыки и общей зажигательной атмосферы. Роль Настасьи Филипповны исполняет Анна Чиповская, а Волков все-таки сыграл Мышкина.


«Марьино поле»

«Гипнотеатр Бранко Душича»

12/13.12

17/18.12

«Электротеатр Станиславский», Москва

«Узел», Санкт-Петербург

«Электротеатр» выпускает первую премьеру после смерти своего художественного руководителя и режиссера Бориса Юхананова — вероятно, именно по этому спектаклю получится понять курс, который осиротевший театр займет в опустевшей театральной Москве. Пьесу, которая легла в основу, написал Олег Богаев, представитель уральской школы драматургии: по сюжету три столетние старухи ждут мужей с фронта, отказываясь верить в их смерть, и это ожидание не дает им умереть. В общем, режиссер Роман Дробот сделал довольно смелый выбор.

Интерактив и заигрывания с публикой редко когда бывают по-настоящему оправданны в драматическом театре. Вытаскивания зрителей на сцену практически всегда табуированы. Но когда ты молод и готов обходить любые запреты вопреки наущениям преподавателей, как режиссер Никита Васильев, то все может получиться. В спектакле использованы новеллы Томаса Манна «Марио и волшебник», «Паяц», «Луизхен», в основе действия — сюжет первой: югославский гипнотизер манипулирует уже не только своей труппой, но и всем зрительным залом.


«В состоянии аффекта»

18/19.12

Концертный Пакгауз, Нижний Новгород

Вы точно знаете художницу Сашу Фролову, создающую невероятные надувные инопланетные костюмы, ради которых ее приглашали к сотрудничеству Dolce & Gabbana и Жан-Поль Готье. Но вместо перформанса в музее современного искусства она впервые выступает в качестве режиссера — вместе с драматургом и театральным критиком Ильей Кухаренко она придумала спектакль, в котором старинные барочные страсти ищут свое место в современном мире. Собственно, в роскошных костюмах Фроловой предстают оперные аффекты: Желание, Печаль, Отвага, Гнев, Величие, Мольба. Действие построено по принципу итальянского пастиччо — сборной солянки из фрагментов опер и концертов великих композиторов.

«Школа
для дураков»

«Мир потерянных животных»

20/21.10

20/21.10

МХТ им. Чехова, Москва

Театр им. Маяковского, Москва

Денис Азаров взялся за сложный текст Саши Соколова о взрослении, памяти и раздвоенном сознании, написанный в форме поэтического потока. Главный герой учится в коррекционной школе и слишком чувствителен, чтобы жить легко. В анонсе театра написано, к сожалению, что-то, по чему нельзя представить будущий спектакль, но это должно быть хорошо: Азаров — ученик Кирилла Серебренникова и последний худрук Театра Виктюка, а за декорации в ответе Алексей Трегубов, так что будет и осмысленно, и красиво.

Тему смерти, утраты и прощания с близкими в детских спектаклях, как правило, обходят стороной. Режиссер Ирина Васильева, известная хитовой постановкой «Зверского детектива» в РАМТе, решила затронуть именно ее — просто речь пойдет о потере золотой рыбки, в смерть которой не верит юная героиня. За своим другом она отправляется в мир потерянных животных — и благодаря обилию странных персо-нажей — птицы-таксиста, кота по кличке Кот — это становится настоящим путешествием Алисы в Страну чудес.

«Затворник и шестипалый»

20/21.12

MOÑ, Казань

В тексте Виктора Пелевина два героя пытаются сбежать из особо охраняемой тюрьмы строгого режима. Только спустя время становится понятно, что это цыплята, а действие происходит на птицефабрике. Эта была первая крупная публикация писателя, за которой последовали и первые литературные награды, и успех. На главной независимой площадке Казани трагикомическую антиутопию Пелевина поставил молодой режиссер Кирилл Люкевич, которой основал в Петербурге самый маленький в мире театр «Блоха» размером 9 квадратных метров.

«И я там
был. Сказки Афанасьева»

«Биндюжник и король»

23/24.12

23.12

Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург

Театр наций, Новое пространство, Москва

Евгений Писарев, художественный руководитель московского Театра имени Пушкина, совершил гастроли в Петербург, где выпустил трагикомичный мюзикл Александра Журбина по произведениям Исаака Бабеля. Приурочили его к 80-летнему юбилею композитора. Получился, правда, драматический спектакль с музыкальными номерами — актеры поют зонги и говорят речитативом, потому что Писареву исторически важнее работа с текстом и помещением его в новый контекст, а не напускные театральные эффекты. За декорации истории про Менделя Крика и его сына, налетчика Бени, взялся Зиновий Марголин.


Главное — идти на эти сказки без детей. Потому что в сборнике Афанасьева по-настоящему страшные истории: и боди-хоррор «Звери в яме» о постепенно поедающих друг друга волке, лисе, зайце, белке и свинье, и слэшер «Теремок», в котором медведь решает раздавить всех обитателей домика. Режиссер Арсений Мещеряков, ученик Андрея Могучего, решил собрать из 9 сказок отечественный хоррор или, скорее, «Грайндхаус» в духе Тарантино и Родригеса. Удается это даже без декораций — за счет блестящей работы художника по свету Евгения Киуру.

«Козинцев. Гоголиада»

24/25.10

Александринский театр, Новая сцена, Санкт-Петербург

Сцена Александринки в этом спектакле превращается в съемочную площадку. Ведь главный герой — советский режиссер Григорий Козинцев, который экранизировал Гоголя всю жизнь, начиная с 1920-х и заканчивая последними годами. Никита Кобелев решил сосредоточить внимание на отношениях с материалом: драматург Антон Оконешников адаптировал для сцены сценарий Козинцева по «Петербургским повестям» Гоголя, который так и не был снят из-за цензуры, добавив туда дневниковые записи режиссера и воспоминания современников.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}